Рабочая программа по истории 6 класс

Рабоя программа по истории средних веков 6 класс составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Стандарт основного общего образованияпо истории, примерных программ по учебным предметам: История 5-9 классы: проект.- 2-е изд.- М. Просвещение, 2011. Для обязательного изучения учебного предмета "История Средних веков" в 6 классе- 34 часа, (из расчета 2 учебных часа в неделю) учебного предмета " История России с древнейших времен  до конца XVI век...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Источники составления программы:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования. Стандарт основного общего образования по истории // Вестник образования России. 2004. №12.

  • Примерные программы по учебным предметам: История. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с.- (Стандарты второго поколения).

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2006. (более поздние версии, кроме 2014 г.)

  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2009. - 256 с.: ил., карты.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2009. - 80 с.: ил.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.

Актуальность изучения курса истории:

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Цели и задачи учебного предмета:

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Цель изучения курсов «История Средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века»:

  • освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе до XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории до XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.

Общие задачи изучения предмета истории в 6 классе следующие:

- формирование ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Средневековья;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Средневековья в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала средневековой и древнерусской литературы, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Средних веков;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве древнерусского общества и различных государств для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Методы и формы решения поставленных задач:

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Средневековья и истории древнерусского государства.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач также являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

  • личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

  • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории или истории России), межкурсовых (с историей России/историей Средних веков) и межпредметных связей (например, краеведение, обществознание).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

В преподавании используется урочная форма обучения и активные методы работы обучающихся: самостоятельная работа, проблемные. практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа и т.п.

Логические связи предмета «История» с остальными предметами (разделами) учебного образовательного плана:

На ступени основного общего образования использование межпредметных связей основывается, прежде всего, на интегративном взаимодействии курсов истории и обществознания. Это позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. В рамках исторического образования учащиеся используют понятийный аппарат, усвоенный при изучении обществознания. Формирование системы интегративных связей истории и предметов филологической образовательной области значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: для обязательного изучения учебного предмета «История Средних веков» в 6 классе - 34 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), учебного предмета «История России с древнейших времен до конца XVI века» - 36 ч (из расчёта два учебных часа в неделю).




















Тематическое планирование уроков истории


Наименование разделов и тем

Всего часов

Основное содержание

Планируемый результат

Введение. Живое Средневековье


Что изучает история Средних веков


Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI-XIв )

5

1


Древние германцы и Римская империя.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Уметь работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

2

Королевство франков и христианская церковь в VI - VIII веках.

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

3

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

4


Западная Европа в IX - XI веках.

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннеесредневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли

5

Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

Тема 2. Византийская Империя и славяне в VI-XIв. Византия при Юстиниане

3

6

Борьба империи с внешними врагами

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

7

Культура Византии

Культура Византии. Вторжения славян и арабов

8

Образование славянских государств

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Тема 3. Арабы в VI-XIв

2

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

10

Культура стран халифата

Культура арабов. Тестирование: «Раннее Средневековье»

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Тема 4. Феодалы и крестьяне

2

11

В рыцарском замке

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

12

Средневековая деревня и ее обитатели

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

13

Формирование средневековых городов

Возникновение городов. Города - центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

14

Горожане и их образ жизни

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города - республики.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIIIв. Крестовые походы

2

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков

Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

16

Крестовые походы

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI- XV)

6

17

Как происходило объединение Франции

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

18

Что англичане считают началом своих свобод

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

19

Столетняя война

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии

Положение крестьян во Франции и Англии. Жакерия. Восстание УотаТайлера.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

21

Усиление королевской власти в конце XVв во Франции и в Англии

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Тема 8. Германия и Италия в XII-XV

2

23

Усиление власти князей в Германии

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям

оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

24

Расцвет итальянских городов

Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв

2

25

Гуситское движение в Чехии

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XVв

4

27

Образование и философия

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов.

28

Средневековая литература и искусство

Развитие знаний и церковь.

29

Культура раннего Возрождения в Италии

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

30

Научные открытия и изобретения

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

31

Средневековый Китай

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Работать с контурной картой. Составлять описание достижений культуры.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии

выявлять особенности развития стран.

32

Индия. Государства и культура

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Работать с контурной картой . Составлять описание достижений

Сравнивать особенности развития Китая и Индии

выявлять особенности развития стран.

33

Государства и народы доколумбовой Америки

Народы Америки. Государства. Культура.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

34

Африка

Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

История России с древности до конца XVIв.

34

1

Введение

1

Что изучает история отечества, История России - часть всемирной истории, исторические источники о прошлом нашей Родины

Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для

решения познавательных задач.

Тема 1. Восточные славяне

2

2

Восточные славяне и их соседи

1

Древние люди на территории нашей страны, происхождение восточных славян, крупнейшие племенные союзы и их расселение

Умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; умение работать по карте, заполнять контурные карты. Блиц опрос, проверка карты.

3

Восточные славяне и их соседи

1

Занятия, быт и нравы, верования восточных славян, родоплеменные отношения, взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами

Умения и навыки работать с исторической картой; правильно отвечать на поставленные вопросы; устанавливать причинно-следственные связи; родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство;

Русь в IX- первой половине XII в

6

4

Формирование Древнерусского государства

1

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян, племенные княжения, варяги, два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев, образование Древнерусского государства со столицей в Киеве

Выделять главное в тексте учебника; умение работать с картой; развивать умение составления схем.

5

Первые русские князья

1

Характер древнерусской державы, князь и дружина, полюдье, деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства, походы Святослава.

Продолжать развивать умение работать с исторической картой; учиться сравнивать, анализировать, делать выводы; составление таблицы «Первые русские князья»

6

Князь Владимир. Крещение Руси

1

борьба за киевский престол, начало правления князя Владимира, причины принятия христианства, крещение Руси, значение принятия христианства

Умение сравнивать (языческая религия и христианство); умение выделять причины, ход, значение исторического события (принятие христианства).

7

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Борьба за власть сыновей Владимира, Князь Ярослав, внутренняя политика Ярослава, Русская Правда, политический строй Древнерусского государства, внешняя политика Ярослава Мудрого

Уметь определять предпосылки расцвета государства; рассказывать об основных событиях правления Я. Мудрого; анализировать фрагмент исторического документа; проводить поиск нужной информации из дополнительной литературы.

8

Древнерусского государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого

1

Правление Ярославичей, половецкая угроза, междукняжеские усобицы, любечский съезд князей, князь Владимир Мономах, правление Владимира Мономаха в Киеве, «устав» Владимира Мономаха

Умение раскрыть причины княжеских междоусобиц - ослабление строя. Уметь определять роль личности в истории (Владимир Мономах).

9

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

1

Истоки и особенности развития древнерусской культуры, христианские основы древнерусской культуры, возникновение письменности, начало летописания , Нестор, просвещение, литература, деревянное и каменное зодчество, формирование древнерусской народности, образ жизни князей и бояр, древнерусские города, быт и образ жизни горожан, земледельческого населения.

Уметь выделять главное (истоки и особенности древнерусской культуры).

Русь во второй половине XII-XIII в.

8

10

Раздробление Древнерусского государства

1

Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства, Русь и Степь, упадок Киева, образование самостоятельных княжеств и земель, характер политической власти в период раздробленности, междукняжеские отношения и междоусобные войны, последствия раздробления Древнерусского государства

Уметь определять социально-экономические причины раздробленности. Выделять последствия раздробленности, развивать умение работать с картой, сводить знания в таблицы; излагать суждения о причинах положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель.

11

Владимиро-Суздальское княжество. Великий Новгород

1

Освоение Северо-Восточной Руси, характер княжеской власти в северо-восточных землях, князь Юрий Долгорукий, борьба за Киев, внутренняя политика и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси, особенности социальной структуры и политическое устройство Новгородской земли

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей»

12

Галицко- Волынская земля

1

Особенности географического положения, занятия населения, рост вотчинной собственности на землю, объединение Волыни и Галича, Даниил Галицкий.

Уметь выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель; уметь работать в паре; на основе доп. Литературы подготовить сообщения «Политический портрет русских князей»

13

Монгольское нашествие на Русь

1

Создание державы Чингисхана , монгольские завоевания в Азии, сражение на реке Калке, вторжение в Рязанскую землю, оборона Рязани, оборона Москвы, разгром Владимирского княжества, поход на Новгород, оборона Торжка и Козельска, нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу, героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение

Уметь показывать на ист. Карте территорию расселения и направления походов монголо- татар; описывать их образ жизни и военную организацию; выявлять особенности и цели монгольского государства,

14

Борьба русский земель с западными завоевателями

1

Походы шведов на Русь, завоевание крестоносцами Прибалтики, Ливонский и Тевтонский ордены, князь Александр Ярославович, Невская битва, Ледовое побоище, значение победы над крестоносцами

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное; причинно-следственные связи,

роль личности; раскрывать значение отпора для Руси немецко - шведской агрессии; высказывать суждения о деятельности и личности А. Невского.

15

Русь и Орда

1

Образование Золотой Орды, политическая зависимость русских земель от Орды, повинности русского населения, борьба русского народа против ордынского владычества

Уметь определять сущность и последствия монголо-татарского ига, работать с документами.

16

Русь и Литва

1

Формирование Литовско-Русского государства, присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому, характер Литовско-Русского государства

Уметь работать с картой, фрагментами документов.

17

Культура русских земель

1

общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи, идея единства Русской земли в произведениях культуры, «Слово о полку Игореве»

Уметь выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества, учиться анализировать исторические истоки, делать выводы. Уметь выделять главное, участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзывы на ответы других учащихся.

Образование единого русского государства

8

18

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством

1

Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси, политическое устройство, причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь : борьба за великое княжение

Уметь анализировать историческую карту; определять территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью. Выделять предпосылки объединения русских земель, причины усиления Московского княжества.

19

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством

1

Правление Ивана Калиты, причины возвышения Москвы, княжеская власть и церковь, взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой, Дмитрий Донской, Куликовская битва и ее историческое значение, поход на Русь хана Тохтамыша

Уметь выделять главное, извлекать «уроки» из события, определять роль личности в истории. Раскрывать значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре; высказывать и аргументировать оценку исторических событий в данный период, анализировать учебный текст и фрагменты ист. документов.

20

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV

1

Василий I, Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель , распад Золотой Орды, союз Литвы и Польши , образование русской, украинской и белорусской народностей

Уметь кратко излагать исторический материал; анализировать фрагменты исторических документов.

21

Создание единого русского государства

1

Конец ордынского владычества, Иван 3, присоединение Новгорода к Москве, ликвидация ордынского владычества. Василий 3, завершение политического объединения русских земель и создание единого государства

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой.

22

Создание единого русского государства

1

Изменения в политическом строе и управлении , усиление княжеской власти, местничество, система кормлений, зарождение поместной системы, вотчинное и церковное землевладение , судебник 1497г, зарождение феодально-крепостнической системы

Уметь устанавливать причинно-следственные связи: изменения в жизни страны; выделять исторические закономерности; систематизировать исторический материал в виде схем и таблицы; на основе доп. литературы составить политический портрет Ивана III; работать с ист. картой.

23

Церковь и государство

1

Становление русской автокефальной церкви , взаимоотношения церкви с великокняжеской властью, нестяжатели и иосифляне, теория «Москва- Третий Рим»

Уметь определять причины изменения в положении Русской Православной Церкви, раскрывать роль РПЦ в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей; причины появления ереси.

24

Культура и быт в XIV- начале XVI

1

Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV- начале XVIв, культурный взлет после Куликовской битвы, отражение в литературе политических тенденций, главные сооружения Московского Кремля, Феофан Грек, национальная школа живописи, Андрей Рублев

Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 14-начала 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций.

Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

25

Основные социальные слои Российского государства в XIV- начале XVI

1

«Знатные люди» Российского государства, хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев, быт русского крестьянина, образ жизни тяглового населения русских городов

Тема 5. Московское государство в XVIв

5

26

Начало правления Ивана IV . Реформы Избранной Рады 50-х гг XVIв

1

Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVIв, ослабление центральной власти, боярское правление, венчание Ивана IV на царство, восстание 1547г., Избранная Рада, начало Земских соборов

Уметь устанавливать причинно-следственные связи; определять роль личности в истории;

давать краткие и развернутые ответы, оперировать понятиями; систематизировать ист. материал в виде схемы и таблицы; сравнивать систему правления при Иване III и Иване IV.

27

Начало правления Ивана IV . Реформы Избранной Рады 50-х гг XVIв

1

Судебник 1550г, реформы центрального и местного управления, стоглавый собор, военные реформы

Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи,

анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям.

28

Внешняя политика Ивана IV

1

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг, присоединение Казнского и Астраханского ханств, причины Ливонской войны, ход военных действий, итоги Ливонской войны, Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией, покорение Западной Сибири

Устанавливать причинно - следственные связи. Уметь оперировать терминами и понятиями, работать с исторической картой, устно излагать материал о причинах, ходе и итогах Ливонской войны. Характеризовать причины успеха и неудач внешней политики.

29

Опричнина

1

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг, падение Избранной Рады, сущность и цели опричной политики, опричный террор, ликвидация последних уделов, социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны

Уметь выделять главное, выявлять причинно-следственные связи,

анализировать исторические источники. Давать оценки историческим явлениям и государственным деятелям.

30

Культура и быт в XVIв

1

Просвещение, развитие научных знаний, начало книгопечатания, публицистика, строительство шатровых храмов, оборонное зодчество, живопись, быт и нравы, « Домострой»

Изучать, сравнивать, анализировать, описывать памятники русской культуры; выявлять влияние событий 16 века на характер русской культуры; на основе разных исторических и литературных источников готовить сообщения и презентаций.

Групповая индивидуальная работа. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

31-32

Итоговое повторение и обобщение

2

33-34

резерв

2




























Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

-изученные виды исторических источников;

Уметь:

-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

-соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

-использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии и нормы устного ответа на уроках истории.

Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
Оценка «1» - 19- 0 %


Учебно-методический комплекс:


  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс, М.: «Просвещение», 2006.

  • Рабочая тетрадь «История средних веков». 6 класс. М.: «Просвещение», 2006.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 6 класса. М.: «Просвещение», 2009. - 256 с.: ил., карты.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь. М.: «Просвещение», 2009. - 80 с.: ил.

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. М.: «Просвещение», 2009.


© 2010-2022