Конспект урока по всеобщей истории 7 класс по теме Повседневная жизнь

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тымская основная общеобразовательная школа»













Урок истории в 7 кл. по теме

«Повседневная жизнь европейцев в Новое время»



Конкурс: «Профессиональная копметентность педагога» - 2016

Номинация: Использование современных методов обучения, воспитания и развития

Автор: учитель истории

Анненко Е.В.,

I кв.категория

Конспект урока по всеобщей истории 7 класс по теме Повседневная жизнь

Тымск-2016

Пояснительная записка

Тема: Повседневная жизнь европейцев в Новое время

Урок приводит информацию о количестве населения Европы в XVI-XVIII веках, продолжительности жизни и факторах, влияющих на эти показатели. Описывает жилье, питание, моду и досуг как высших слоев населения, так и простых людей. Изучение данной темы помогает учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Познакомить учащихся с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI - XVIII вв.;

Задачи:

Обучающая:

  • Систематизировать знания учащихся по теме: «Изменения в повседневной жизни и моде в странах Западной Европе в эпоху Возрождения».

  • Подвести учащихся к выводу, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.

  • Проследить динамику демографических процессов в XVI-XVIII вв. в Европе; охарактеризовать бытовые условия жизни европейцев в XVI-XVIII вв.

  • Показать в сравнении повседневную жизнь, быт различных слоев европейского общества, ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира (продукты питания, предметы быта, одежду и т.д.)

Развивающая:

  • Продолжить формирование умений выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания.

  • Развивать навыки индивидуальной и коллективной работы.

  • Способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой.

  • Аргументировать позицию от лица участников событий.

Воспитательная:

  • Способствовать политическому, экономическому и культурному развитию учащихся.

  • Способствовать развитию уважения к историческому прошлому народов, достижениям мировой культуры.

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  • Вызвать у учащихся чувства восхищения эпохой Возрождения и ее славными представителями.

Урок построен в соответствии с деятельностным методом обучения.

Используемые технологии: РКМЧП, кластер, эвристическая беседа.

Приемы деятельности учителя:

Рассказ, картинное описание (описание бедствий - голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).
Межпредметные связи: курс литературы.

Оборудование: учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной "Новая история 1500 - 1800"., раздаточный материал, компьютер, проектор, электронная презентация «Повседневная жизнь».

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи.

2. Актуализация полученных ранее знаний.

а) Исторический диктант (учитель зачитывает определения, а учащиеся в тетрадях пишут термин, затем следует взаимопроверка)

Термины: абсолютизм, талия, джентри, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, откупщик.

  1. Абсолютизм - форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному лицу - монарху.

  2. Талия - основной прямой налог, который государство собирало во Франции в основном с крестьян.

  3. Джентри - дворяне-предприниматели, поставлявшие на рынки сельскохозяйственную продукцию.

  4. Монополия - исключительное право на производство или продажу чего-либо.

  5. Биржа - место, где могли встречаться для заключения сделок купцы, банкиры, заказчики и поставщики.

  6. Мануфактура - предприятие нового типа, использовавшее наемный труд.

  7. Буржуазия - господствующий класс, владеющий средствами производства и живущий за счет эксплуатации наемного труда рабочих.

  8. Откупщик - человек, бравший на откуп сбор какой-либо пошлины или налога.

б) беседа по вопросам:

- Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?

(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)

- Как изменились состав европейского населения в раннее Новое время по сравнению со Средневековьем?

(Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, рабочие мануфактур)

3. Мотивация учебной деятельности.

- Вы уже познакомились с экономическим и политическим развитием европейских стран в начале Нового времени. Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили? Чего не хватает для составления полной картины жизни человека в раннее Новое время?

(Повседневная жизнь).

- Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога.

- Какую цель мы определим для себя на уроке?

(Познакомиться с различными сторонами повседневной жизни европейцев в XVI - XVIII вв.)

- Какие ассоциации у вас возникают в связи с названием темы? (Выполнить индивидуально, вынести свои ассоциации на обсуждение классу) Учитель записывает ассоциации на доске. В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием и тоже помещает его на доску.

Познавательное задание (написано на доске): подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII века в сравнении с повседневной жизнью человека XIV-XV веков. Чем эти изменения были вызваны?

Далее учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение - согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы "да", "нет" записать на карточке с утверждениями в колонке "до изучения".



  1. Изучение новой темы.

1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (самостоятельная работа, анализ текста учебника)

- Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.

- А какие же бедствия преследовали человека в повседневной жизни, я предлагаю вам выяснить самостоятельно, прочитав пункт 1 учебника? По окончании прочтения вы должны сформулировать его основную мысль и сделать вывод.

Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека - чума, голод и война.

2. «Столетия редкого человека» (проблемно-эвристическая беседа, работа с таблицей, анализ статистических данных)

- Как вы думаете, какими темпами росла численность населения, учитывая перечисленные вами беды?

В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем.

- Как вы думаете среди кого была особенно высока смертность?

Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами.

- Как вы думаете - почему?

Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы.

Кто, как не женщина, при недостатке еды отдает свой кусок детям и мужу, кто больше заботится о том, чем натопить комнату в стужу, как-то одеть и обуть семью? В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть - женщины.

- Работа с таблицей «Численность населения»

- Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.Численность населения

(млн. человек)

Страна

Численность населения

(млн. человек)

В XVII веке

В XVIII веке

Начало XVII в

95

Франция

Около 20

Около 26

Начало XVIII в

130

Англия

Около 5

Свыше 6

Начало XIX в

190

Пруссия

Свыше 1

Свыше 5,5



Испания

Около 7,5

Около 10,4

- А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано?

Вывод: (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.

3.«Грим и пудра вытесняют мыло» (работа с источниками письменными и иллюстративными и их анализ, работа в парах)

- Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, проанализировав текст дополнительных источников и иллюстраций .



Дополнительные исторические источники (на партах, для работы в парах)

Гигиена европейцев в раннее Новое время

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало… Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары.

Вонь распространялась на всю округу.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник - дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе - дерьмо).

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц.

«Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», - утверждалось в одном медицинском трактате ХV века. Считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. Если в ХV-ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода, то в ХVII-ХVIII вв. они вообще перестали принимать ванну. Порой водные процедуры использовались только в лечебных целях.

Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, - писали медики в ХVI веке, - поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 - 3 раза в год.

«Общественных бань практически не знали. Еще в 1735 году в Амстердаме было всего одно такое заведение. Моряки и рыбаки, насквозь пропахшие рыбой, распространяли невыносимую вонь. Личный туалет носил чисто декоративный характер».

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались исключительно ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье - считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду - у них не было смены белья… Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Вопрос: Какие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать?

-низкий уровень личной гигиены

- почти полное отсутствие медицинской помощи

- отсутствие канализации в городах

4. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!...» (работа с историческим документом, графиком-диаграммой)

- Как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?

Давайте убедимся в правильности этого высказывания, исходя из документов того времени.

Работа с документом

«Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные - только два. Немного хлеба, затируха (каша) из овса или вареные бобы - пища крестьян, вода или сыворотка - их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик после того, как няня ее хорошо разжует… Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.

Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

По возвращении во дворец … праздничный обед. Он сервирован в одной из передних комнат … зал маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой… Не будем подробно останавливаться на меню - это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний - тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле… Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом… Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких - из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт - дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т.д. и т.п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

  1. В чем различия трапез простонародья и аристократов?

  2. Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров?

  3. Что вас удивило в описании обеда короля?

  4. Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI ?

Сообщение о картофеле

Работа с графиком-диаграммой

В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 79 % дохода, из них 49 % - на хлеб; 11 % - на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее - 10 % .

(График-диаграмма)

  1. Менялись эпохи - менялась мода. (рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом)

- А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).

Изменения происходили и в моде.

Рассказ учителя сопровождается показом слайдовой презентации.

Все знают, что мода не стоит на месте, что прически, фасоны одежды бесконечно меняются. Новый идеал красоты появился в начале нового времени в Италии, где пробудился интерес к личности человека. Люди Возрождения установили новые каноны красоты лица и тела. Идеалом красоты стали высокий рост, широкие плечи, тонкая талия, красивый рот, белые зубы. В моду вошли белокурые волосы и высокий лоб, поэтому волосы стали красить и над лбом их сбривать, а брови выщипывать. Наиболее модными женскими прическами становятся толстые и длинные косы. Прически дам из высшего общества украшались тонкими сеточками, изготовленными из золота и серебра. Этот идеал красоты воплощен на портретах художников эпохи Возрождения.

При помощи одежды старались показать, к какой группе населения относится человек.

Женские платья богато украшались вышивкой, золотыми цепями и другими драгоценностями. В мужской моде стали популярны плащи: для молодых - короткие, для пожилых - длинные. И сейчас такие длинные плащи сохранились в ряде стран как университетская одежда.

Одним из самых модных головных уборов считался берет, украшенный перьями.

Возвышение в XVI в. Испании привело к тому, что моде и нравам испанского двора стали подражать во всех странах. В отличие от моды итальянского Возрождения, стремящейся подчеркнуть красоту тела, испанская мода оказалась под влиянием геометрических форм. Костюмы шились из дорогого бархата и парчи, расшивались золотыми и серебряными нитями, украшались драгоценными камнями и жемчугом, золотыми цепочками и поясами, а также очень дорогими воздушными кружевами. После открытия Нового Света золота и драгоценных камней в стране имелось достаточно.

Испанская мода естественные формы тела заменяет искусственными. Этому помогают подбитые тканью мужские куртки (их называли «гусиное брюхо»), корсеты, металлические пластинки на лифе женского платья. Юбка поддерживалась металлическими обручами, на которые ткань натягивалась как на барабан. Платья были тверды и неподвижны, и женщина в них выглядела как неприступная крепость. Талию делали очень узкой, а на треугольном лифе (прямая линия плеч и зауженная талия) носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями, которые должны были демонстрировать всем веру и богатство.

Мужские костюмы напоминали рыцарские доспехи. Испанская куртка, подбитая ватой, с короткими полами, подчеркивающая тонкую талию, напоминала рыцарские латы, а жесткие кружевные воротники как бы защищали шею. Средневековый шлем заменила жесткая шляпа с узкими полями. Испанские костюмы являлись образцом портновского мастерства - испанская мода славилась на всю Европу.

Во второй половине XVII в., в пору расцвета абсолютизма, центром моды становится Франция. С этого времени моду в Европе стал диктовать Париж.

Мужчины носили камзолы из парчи, нижний жилет и брюки до колен. Около 1640 г. в моду вошли мужские парики с завитыми локонами. Дамы носили сложные прически, поддерживающиеся проволочным каркасом. Их платья шились из парчи и шелка, богато украшались кружевами. Модными дополнениями являлись шейные платки, веера, пуговицы, бахрома. Обувь украшали серебряными пряжками. Талия по предписанию моды должна была быть не толще, чем у осы, и для этого ее нещадно затягивали в корсет.

Как вы поняли костюм был визитной карточкой человека - по нему можно было определить, к какому слою общества он принадлежал. А мог ли крестьянин или горожанин, если у него имелись денежки одеваться как представитель высшего общества мы узнаем, прочитав отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (XV в).

Читаем отрывок на стр. 70-71 в пособии Познавательные задания.

Какую цель преследовал этот закон?

В 1584 году Карл V издал указ, в котором говорилось, что одежда должна помогать отличать "князя от графа, графа от барона, барона от бюргера, бюргера от крестьянина". Так что одежда- это не только средство защиты от холода, дождя или солнца и не только стремление человека проявить свой личный вкус

Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв?

Закрепление.

Ответы на познавательное задание. (Кластер)

  1. Закрепление.

А сейчас давайте вернемся к карточкам и проанализируем утверждения. Есть ли несоответствия?

Далее класс делится на две группы.

(На экране слайд «За столом семья бедняков и семья зажиточных горожан»).

Задание №1: составить меню на день: завтрак, обед, ужин.

1 группа - для бедной семьи, 2 группа - для зажиточной.

Задание №2: (на экране появляются по очереди слайды с модой разных стран в Новое время) Определить мода какой страны представлена на каждом слайде. Порядок запишите.

Задание №3: 1 группа - сочинить молитву бедного крестьянина XVII в. (не менее 10 слов), 2 группа - вы, жители XXI века посылаете совет людям, жившим в Европе в XVII в., как им поправить демографическую ситуацию, сократив смертность.

Рефлексия: учащимся предлагается закончить предложение или предложения на выбор

  1. На уроке я понял …

  2. Я узнал, что …

  3. Для меня было неожиданным …

  4. Оказывается, что до наших дней …

  5. Теперь я …

Домашнее задание: § 6, на выбор:

А) составить несколько верных и неверных утверждений по изученной теме (2 б)

Б) составить кроссворд по теме (5 б)

В) подготовить и провести экскурсию по Лондону XVII в. по одной из тем: «Лондон XVII века - самый большой европейский город», «Лондон - крупный торговый центр», «В гостях у лондонского богача», «В гостях у лондонского бедняка», «Развлечения лондонцев», используя дополнительные материалы учебника и интернет-ресурсы. (10 б)













Список использованной литературы и источников:

  1. Учебник А.Я.Юдовской, П.А.Баранова, Л.М.Ванюшкиной "Новая история 1500 - 1800".

  2. Хрестоматия «Художественная литература в преподавании Новой истории (1640-1917)», А.А. Вагин, М., «Просвещение», 1978.

  3. Новая история. 7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания: учеб.пособие/ А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Дрофа, 2005

  4. Рабочая тетрадь по Новой истории 500-1800, выпуск 1, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2005

Источники дополнительной информации:

  1. Таблица «Численность населения некоторых европейских стран в XVII-XVIII веках»

  2. Исторический текст «Гигиена европейцев в раннее Новое время»

  3. Документ «Обычаи питания в Германии» (начало XVI века, Иоганн Боэмус)

  4. Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

  5. График-диаграмма «Траты семьи каменщика. Антверпен. XVI в.»

  6. Отрывок из свода полицейских законов г. Нюренберга (XV в)





© 2010-2022