Рабочая программа кружка Две столицы для учащихся 5-11 классов

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Календарно-тематическое планирование для дополнительного образования











"Две столицы"








учителя школы № 1386 ЮВАО

Симавонян Анна Артаваздовна


















О Г Л А В Л Е Н И Е





  1. Введение 3-6



  1. Глава первая 7-11



  1. Глава вторая 12-15



  1. Заключение 16-17



  1. Приложение



  1. Литература







В В Е Д Е Н И Е

Знают ли учащиеся историю Москвы и Санкт-Петербурга

Возможно ли улучшить знания учащихся в изучении в истории « Двух столиц»

Почему у меня возникла идея написать программу «Две столицы».

С 2008 г. я, стала работать в вновь открывшейся школе № 1386 . Новая школа, новый коллектив замечательных , полных энтузиазма и творческого подъема учителей, желающих дать своим воспитанникам все знания мира . Вот и родилась идея программы «Две столицы». Она очень нужна была нам для объединения школьного коллектива учащихся, т.к. дети были собраны со всех школ Москвы и Российской Федерации (школа 1386 находится по адресу Васильцовский стан, д.1 - это новостройка в Кузьминках).

Я была знакома с историей города Ленинграда , где училась и работала с 1978 по 1983 гг.

Петербург - один из красивейших городов мира. Строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.

И по воле судьбы в 1992 г. я оказалась в Москве (родилась и выросла в г. Сухуми, где прожила до грузино-абхазской войны).

Свое отношение к Москве я передам словами замечательных поэтов:

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней, вовеки славных,

Будешь ты всегда жива!

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!

(В.Я.Брюсов)

Столица древняя, родная -

Её ль не ведает страна?

Её назвать - и Русь святая

С ней вместе разом названа.

За Русь не раз она горела,

Встречая полчища племён;

За Русь не раз она терпела

И поношение, и плен.

Но в страх врагам, но в радость краю,

Она, великая, жива,

И старый клич я подымаю:

Да вечно здравствует Москва!

(К.С. Аксаков)

Восхищение и любовь к Москве я приобрела во время преподавания в школе курса Москвоведения и выяснила следующее:

- учащиеся большинства школ Москвы не посещали исторического центра города, даже не были на Красной площади;

- не знают или очень скудно знают об историко-архитектурных памятниках столицы;

- практически не бывали в музеях и театрах г. Москвы;

- у учащихся есть потребность видеть, знать, и посещать все вышеназванные объекты;

- не всегда школа может помочь учащимся восполнить эти пробелы, т.к. администрация не всех школ поддерживает экскурсионную деятельность по причине опасной обстановки.

Вот основные причины написания программы «Две столицы»

Цель:

- Изучить историю Москвы, ее памятные места, достопримечательности.

- Создать электронное пособие по курсу «Две столицы» «Памятные места Москвы».

- Познакомить учащихся школы с достопримечательностями столиц Москвы и Петербурга (провести классные часы, используя данное пособие).

- Заинтересовать учащихся нашей школы, наших родителей, а также друзей и знакомых в изучении истории города, ее достопримечательностей.

- Предложить учителям начальной школы использовать электронное пособие «Две столицы» при работе с учениками на уроках и во внеурочное время.

- Совершать образовательные экскурсии по Москве и Петербургу.

Задачи:

Образовательные:

- раскрыть истоки и показать основные этапы развития «Двух столиц»;

- познакомить учащихся с важнейшими памятниками отечественного градостроительного искусства;

- проследить за процессом расширения границ «Двух столиц» и изменения их архитектурного облика.

Воспитательные:

- продолжить работу над проблемами бережного отношения к наследию пришло;

- воспитать чувство уважения, гордости и любви к своей истории с его огромными традициями;

- воспитание уважительного отношения к историческому наследию, запечатленных в памятниках материальной и духовной культуры.

Развивающие:

- расширить и углубить гуманитарные знания учащихся;

- развить эстетические вкусы учащихся.



Г Л А В А П Е Р В А Я

Только в начале ХХ века начинается становление науки о Москве и Петербурге. Это явление было частью общеевропейского процесса пробуждения научного интереса к проблемам и истории городов. На материале Петербурга об этом первыми в России заговорили молодые художники, критики и искусствоведы, объединившиеся вокруг журнала «Мир искусства». Они показали ценность петербургского культурного наследия, стали изучать его. Ключевая роль в этой работе принадлежала А.Н.Бенуа. В этот период возникает и начинает бурно развиваться петербургское и московское краеведение .

Петербургом активно занимался Д.С.Лихачев, который считал, что Петербург - это город общемировых культурных интересов, соединяющий в себе градостроительные и культурные принципы различных европейских стран и допетровской Руси, а следовательно, и московской традиции. Среди исследований истории и быта Москвы и Санкт-Петербурга мы можем назвать работы «Старая Москва» и «Старый Петербург» М. Пыляева»; «Из истории Москвы» В. Назаревского; «История города Москвы» И. Забелина; «История Петра Великого» А. Брикнера; «Сказания о Русской земле» в четырех частях А. Нечволодова.

Достаточно хорошо изучена архитектура городов в работах «Архитектурные памятники Петербурга второй половины XIX века» А. Пунина; «Архитектурная панорама Невских берегов» Н. Захарова; «… В окрестностях Москвы» В.Турчина; «М.Акниста Русское искусство Петровской эпохи» К.Калязина, Г.Камелова; «Русская национальная идея» и архитектура Петербурга конца XIX- начала XX века В.Лисовского.

Столица это главный город государства, административно-политический центр страны. Столица обычно является местом пребывания высших органов государственной власти и государственного управления, а также высших судебных, военных и иных учреждений. Так сложилось, что в России всегда было две столицы Москва и Санкт-Петербург, которые по очереди в разное время принимали на себя столичные функции.

Москва возникла на стыке поселений племен вятичей и кривичей, которые издревле пахали, охотились и бортничали на своей земле. Они были двумя из восточнославянских племен, образовавших Древнюю Русь.

Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году как владение Ю. Долгорукого. Рост и возвышение Москвы были связаны с ее расположением на пересечении торговых путей в центральной части славянских земель. В IV веке город выдвигается как центр Московского Великого княжества, одного из сильнейших княжеств северо-восточной Руси, в это же время город становится резиденцией русских митрополитов, а затем резиденцией патриархов. В последнюю четверть XV века при великом князе Иване III Москва превращается в столицу русского централизованного государства. Акцентировать центрическую, собирательную функцию Москвы.

Однако в мае 1703 года Петр I решил заложить на Заячьем острове, в дельте Невы новую крепость, и одновременно был заложен и собор Святых Петра и Павла. Первоначально Санкт-Петербургом была названа крепость. Идея построить на его месте столицу пришла Петру I позднее. Тогда-то и перешло имя от крепости к городу, а крепость, по названию собора, в ней возведенного, стала именоваться Петропавловской.

Каковыми же были причины основания Петербурга? Какие социокультурные тенденции обозначаются в месте, времени и факте основания нового города и новой столицы?

Одной из основных причин историки называют основание порта для торговли с северо-западной Европой и обмена достижениями наук. Исследователь П. Столпянский утверждал, что основание Петербурга не было стремлением Петра Великого «прорубить окно в Европу» прорубать окно он стал позже, а прежде всего ему нужен был незначительный островок, на котором было бы удобно построить крепость. В дальнейшем же основной задачей при строительстве Петербурга было стремление устроить его так, чтобы он не походил на Москву. Современные историки, в частности

А. Предтеченский, считает, что Петр I видел в Москве оплот тех сил, которые противостояли реформаторским тенденциям. Также в качестве причины основания Петербурга выделяют стремление императора к укреплению авторитета России в Европе .

Таким образом, Петербург, должен был стать своего рода «отправным пунктом» на пути приобщения русских людей к европейской культуре. Акцентировать иную социокультурную направленность нового города: обращенность вовне, к Европе, установление стабильных коммуникативных связей.

Без опоры на материальные и духовные ресурсы Москвы развитие новой столицы в первые десятилетия ее существования было просто невозможно. Преимущества обладания двумя столицами одновременно не сразу были осознаны преемниками Петра. Окончательный выбор в пользу Петербурга как вместилища двора, гвардии и власти сделала только Анна Иоанновна. Но и позднее в ХVIII в. двор проводил в Москве примерно четвертую часть времени. Внутриполитические функции в ХVIII в. делились между столицами и сугубо административно: государственный аппарат был приспособлен к особому положению Москвы как второй столицы.

В XVIII - XIX вв., пока распространение грамотности, газет и новых средств связи не сблизило мнения различных социальных слоев, представления народа о Москве и Петербурге складывались почти независимо от взглядов и споров образованной части общества. Скорее наоборот, бытовавшие в народной среде оценки перенимались теми, кого тогда и называли - «обществом». Понимание различий Москвы и «Питера» твердо укоренилось в народном сознании, но эти различия никогда им не драматизировались. Страдая от «азиатства» Москвы и ущербной европейскости Петербурга первые русские интеллектуалы также не были склонны драматизировать московско-петербургские различия - эпоха Просвещения вселяла веру в близость мировой гармонии. Но при этом необходимо отметить, что во многом именно в идеологии Просвещения находятся корни противоречивости российской культуры.

Быстрое становление Петербурга как культурного центра не могло состояться без использования богатейшего потенциала Москвы. Даже если в московском искусстве конца XVII - начала XVIII вв. и не было тех форм, которые развивались под влиянием Европы в Петербурге, оно все равно технически и психологически готовило к их восприятию первые поколения русских архитекторов и литераторов, художников и музыкантов Петербурга. Но и после превращения Петербурга в столицу империи воздействие Москвы на формирование петербургской культуры еще несколько десятилетий оставалось определяющим в тех ее областях, где не произошло кардинального разрыва с московской художественной традицией.

В целом именно в XVIII в. определилось распределение ролей российских столиц в государственной системе ценностей, которая, с некоторыми изменениями, просуществует до конца имперского периода: Петербург будет олицетворять Россию модернизирующуюся, Россию как европейскую державу, а Москва - Россию традиционалистскую, православную, народную и самодержавную. С точки зрения идеологических интересов государства двуцентричная модель была весьма эффективной, так как помогала в течение двух веков объединять нацию обаянием имперских ценностей и силой национальных и государственных традиций. Распределение функций между «модернистской» и «традиционалистской» столицей на первых порах способствовало и более эффективному и быстрому усвоению русским обществом, и, в первую очередь, его привилегированными сословиями, новых эстетических ценностей, принесенных европеизацией России. Москва смягчала радикализм петербургских градостроительных и архитектурных решений, приспосабливала их к более привычному для нее и остальной страны усадебному быту. Так сложилось, что уже в XVIII в. Петербург и Москва были притягательны для разных типов русской молодежи. Кого-то влекла военная и придворная карьера, других привлекало развитие искусств. Несомненно, что уже в средине столетия главная притягательная сила столиц - в их формирующейся культурной и поведенческой специализации.

Важнейшие события первой четверти XIX века - Отечественная война 1812 г. и восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года - не только во многом определили пути дальнейшего развития страны, но и сильно повлияли на восприятие российских столиц обществом и властью, на отношения между Москвой и Петербургом. Война, испытавшая Россию на прочность, еще сильнее связала столицы. Она показала, насколько двоецентрие России осложнило задачу посягающим на нее врагам. В наступившую после войны «эпоху декабристов» начинается полноценный диалог социальных и культурных элит двух столиц, лидерство в котором принадлежало Петербургу. Поражение декабристов и приход к власти Николая I изменил ситуацию. В результате террористической политики самодержавия в 1826-1855 гг. происходило парадоксальное «оборачивание» традиционной антитезы «Петербург-Москва»: из символа Просвещения, европеизма, рационализма, обновления, прогресса Петербург превратился в символ реакции, деспотизма, казенщины, мракобесия, шовинизма. «Оборачивание» Петербурга в центр политической и идеологической реакции оттенило духовно-нравственную самостоятельность Москвы.

Петербургско-московская тема стала одной из основных в спорах западников и славянофилов. Русская «антипетербургская» философия того времени, т.е. славянофильство, своим происхождением была тесно связана с романтической традицией и в результате критика Петербурга велась как с реалистических, так и славянофильско-романтических позиций. Критическое отношение к городу нового типа было характерно тогда для европейской культуры в целом. Но в России этот процесс имел ряд особенностей: процесс модернизации начался в России позднее, чем в других странах и делал закономерными заимствования из европейского опыта, что вело к формированию комплексов национальной неполноценности и национального превосходства как способа преодоления первого; за счет резкого разрыва с национальной традицией, значительного европейского элемента и влияния в Петербурге, его сотворения как самого европейского из европейских городов, город нового типа появился в России еще до того, как проявления процесса модернизации стали ощутимы в Москве и других городах страны; естественной защитной реакцией русского национального сознания на насильственные преобразования стала идеализация старины, преломленная через идеи европейского просвещения, прежде всего руссоизм, с его противопоставлением природного, естественного, истинного (России, Москвы) и искусственного, выдуманного, ложного (Петербург); наконец, если в других странах кризис модернизации проявлялся через противопоставление столицы и провинции, то в России он обнаружил себя в первую очередь через противостояние Петербурга и Москвы, «большой деревни», выразителя интересов русской провинции, города традиционного типа, характерного для аграрного общества. Многое из того в Петербурге, что русская культура видела ложным, мнимым и наносным, было отражением сути модернизационного процесса, формирования капиталистического, индустриального города, с его полным отказом об общинных ценностей, которые заменяются на ценности индивидуализма и общественности, с его невиданным ранее отчуждением и одиночеством людей. И в этом смысле мнимостью была Москва, так как «уходящую натуру» традиционного, аграрного города, «большой деревни» с ее общинно-усадебным укладом ее апологеты принимали за качества «истинного» города.



Методика преподавания

Программа курса «Две столицы» предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся. На уроках реализуются личностные особенности, самобытность, уникальность каждого обучающегося, дается возможность проявить себя самостоятельно, отстаивать свои позиции по каждому изучаемому вопросу, используется субъективный опыт.

Учитель на уроке должен создать комфортную, обстановку, ситуацию успеха для каждого. С этой целью необходимо так разработать сценарий урока, подобрать средства и методы обучения, продумать дидактические и деловые игры, тесты, чтобы учащимся было интересно.

На уроках применяются различные методы обучения - способы работы учителя и обучающихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение, развиваются их способности.

Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит обучающийся на уроке, забывается в тот же день, если обучающийся над ней не поработал (повторил, проговорил, записал), 20% сохраняется дольше, в зависимости от ее актуальности для обучаемого. Поэтому следует применять методы обучения, направленные на повышение познавательной активности и самостоятельности, побуждающие искать ответы на вопросы.

Рассмотрим некоторые методы обучения, использующиеся в перспективных школьных технологиях традиционного, личностно-ориентированного, развивающегося, обучения.

Объяснительно-иллюстративный и словесно-печатный методы обучения служат важнейшими источниками получения знаний, позволяют в сжатые сроки и экономным путем передать обобщенные результаты познавательной деятельности предшествующих поколений, вооружают обучающихся систематическими знаниями. Здесь главное действующее лицо - учитель, несущий готовые знания, и достигающий цели лишь в том случае, если его рассказ или текст заставляют обучающихся активно мыслить.

Домашние задания даются исследовательского характера: написать эссе или подготовить презентацию на заданную тему («Великие зодчие Москвы», «История храма Василия Блаженного», «Деятельность Ивана Федорова»), провести мини социологический опрос («Что изменилось в архитектурном ансамбле Красной площади»), подготовить сообщение («Палаты бояр Романовых», «Дворцово-парковые ансамбли Моссквы», «Путешествие по Петербургу»), написать сочинение после просмотра фильма («Дворцы Петербурга», «Знаменитые мосты Петербурга», «Музеи и памятники Петербурга »). Подобные творческие работы имеют огромное образовательное и воспитательное значение. Обучающиеся выполняют их с огромным увлечением и чувством ответственности, которое порождается сознанием важности порученного им дела.

Проектный метод обучения можно использовать на уроках: «Я шагаю по Москве», «Александрия - летняя резиденция российских императоров «Блистательный Петербург». В течение учебного года каждый обучающийся создает личностно-ориентированную папку творческих работ, о которых ему заранее сообщается. Например, работы могут быть следующие: «Облик города на Неве», «Дворцово-Парковые ансамбли Петербурга», «Москва Ивана Грозного», «Основание Петровского театра», «Салон княгини Волконской», «Музеи и памятники Москвы».

Обучающиеся, владеющие компьютерными технологиями и цифровой видеосъемкой, могут представить проекты-презентации на электронных носителях: «Легенды и мифы о Москве», «Путешествие по московскому кремлю», «Соборная площадь Москвы», «Улицы Москвы», «Красная площадь », «Колокольня Ивана Великого», «Оружейная палата», «Кусково», «Основание Санкт-Петербурга», «Дворцы Санкт-Петербурга», «Петергоф».

Изучение нового материала эффективно при использовании технологии коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. «Работа в парах сменного состава» позволяет плодотворно развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. Работа организуется в статических парах («учитель» - «ученик»), динамических парах (четверо готовят одно задание, но имеют 4 части, обучающийся трижды проговаривает и обсуждает задание), вариационная пара (каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем и обучает по схеме с трех товарищей). Психологи утверждают, что 95% материала усваивается обучающимся при обучении других, 90% - если говорит и делает задание совместно, 70% - когда обсуждает, 50% - если видит и слышит, 10% - если читает глазами.

Для успешной учебной деятельности необходимо вести постоянный контроль за знаниями, умениями, навыками обучающихся со стороны учителя, а также самоконтроль со стороны обучающегося.

Самостоятельная познавательная деятельность может быть организована только при создании благоприятного эмоционального фона, что возможно благодаря изменениям в оценочной деятельности учителя, введению самоконтроля и самооценки обучающихся, согласуемой с учителем, координирующим учебные действия обучаемых. Например: «Твои

Курс «Две столицы» предусматривает учебно-исследовательскую работу. Исследовательские методы обучения позволяют углубить знания по теме, познакомить с научными методами работы, расширить кругозор. Обучающиеся познакомятся с интересными людьми: с историческими личностями, писателями, поэтами, учеными, участниками войн, познакомятся с документами эпохи: старые газеты, фотографии, письма .

Важное место в обучении занимают экскурсии по Москве и Петербургу, посещение музеев. После экскурсии выполняется творческая работа: отчет об экскурсии, выпуск альманаха, оформление фотовыставки, демонстрация фильма.

Исследовательско-поисковый метод позволяет глубже изучить тему, прочувствовать и понять её, сделать самостоятельный вывод по отношению к данному событию, установить причинно-следственные связи с событиями истории и современностью. Активная познавательная деятельность обучающихся в процессе самостоятельной работы оказывают воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Основные факторы развития познавательного интереса обучающихся к истории Москвы и Петербурга: эмоциональное воздействие, наглядность, использование технических средств обучения, информационно-компьютерных технологий. Учителю необходимо овладеть современными компьютерными технологиями, привлекать к созданию видеофильмов, презентаций обучающихся и пополнять копилку образовательных ресурсов на электронных носителях по каждой теме урока.

Проводятся уроки разные по форме: урок воображаемое путешествие «Путешествие в страну исторических источников», урок-беседа «Москва от Ивана Ш до , Петра 1» урок творчества «Планировка Кремля» , урок заочное путешествие «Путешествие по Петербургу».

Реферативные и исследовательские работы обучающихся используются не только на уроках но и во внеурочной деятельности. Ребята выступают с докладами на школьных научно-практических конференциях. Организуются выставки творческих работ учащихся. Участвуют на различных конкурсах и викторинах.

Выбор того или иного метода, технологии обучения на уроках «Две столицы» и во внеурочной деятельности определяется конкретной дидактической задачей, содержанием изучаемого материала, уровнем развития обучающихся. При подготовке урока необходимо помнить слова Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему засветиться». Изучая свою семью, свой край, историю своей «малой» родины школьник зажигает свою путеводную звезду, ведущую его к познанию истории.







Заключение

Представленная работа посвящена теме "Москва и Петербург - две столицы".

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы "Москва и Петербург - две столицы».

Проблемы курса бесконечны и требуют серьезной подготовки учителя, так как история Москвы и Петербурга не может не волновать учащихся и вопросы задаются не по параграфам и не по определенным темам , а по урокам. Каждое занятие - это неожиданный поток вопросов от учеников.

Сложно организовать постоянную экскурсионную работу без помощи автобусных парков, связей с музеями. «Пробки»,лимит времени, отказ классных руководителей, занятость учеников -субъективные факторы ограничения моей работы .

В психологическом плане такая работа невозможна без союза учеников, учителя и родителей. Это главное составляющее успеха в воспитании гражданина и формировании всесторонне развитой личности.

Наша задача дать прочные знания и сформировать личностно-ориентированное понимание данного курса . Научить детей любить общаться с родным городом - критерий оценки этой работы, служит успех ученика.

Коллективная работа помогает сплотить ребят вокруг интересного дела и лучше понимать друг друга.

Разрабатывая данную программу, я исходила из того, что предпрофильная подготовка - это не самостоятельная система, а подсистема профильного обучения и выполняет подготовительную функцию. Предпрофильная подготовка призвана сформировать у школьников:

умение объективно оценивать свои способности к продолжению образования по различным профилям;

умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего индивидуальным особенностям, склонностям и интересам;

готовность нести ответственность за сделанный выбор.











Содержание курса

Раздел 1. Москва историческая

Поселения на территории Москвы в древности. Поселения древних славян. Возникновение Москвы. Легенды и факты. Сторожевой град. Юрий долгорукий. Московский княжеский дом. Территория Москвы в ХШ - середине ХУ века. Столица России. Иван Ш. Москва Ивана Грозного.Смута . Бунташная эпоха. Опальная столица. Столица русского дворянства.

Тема: История Москвы в названиях Площадей и улиц.

Архитектурный ансамбль Красной площади. Театральная и Манежная площади Гостиница Метрополь, Мюр Мерилиз (Р.Н.Клейн) . Федор Шехтель. Улицы Тверская , Арбатская ,Никольская, Варварка. Архитектурный ансамбль Заиконоспасского монастыря. Никольская ул.д.15 - бывшая Синодальная типография. Строения Печатного двора - Правильная и Книгохранительная палаты. Английский двор, Палаты бояр Романовых

Тема: Сорок сороков. Московские Храмы и монастыри.

История храма Василия Блаженного. Судьба Храма Христа Спасителя. Архитектурный ансамбль Донского монастыря и его постройки Монастырь как крепость. Жизнь и быт монахов. Монастырская трапеза. Занятия монахов. Самый знаменитый женский монастырь .

Раздел 3. Духовный центр.

Развитие книгопечатания. Деятельность Ивана Федерова. «Апостол» - Первая русская печатная книга.

Первое высшее учебное заведение Москвы - Славяно-греко-латинская академия . Школа математических и навигацких наук. Госпитальная и инженерная школы. Основание Московского университета. Жизнь московского студента. Румянцевский музей. Основание Петровского театра. Русский крепостной музыкальный театр. Актриса Ковалева-Жемчугова.

Малый театр. История МХТ. Первые концертные залы Москвы - салон княгини З.А.Волконской.

Тема: Музеи и памятники Москвы

Оружейная палата. Исторический музей. Пушкинский музей. Третьяковская галерея . Музей Востока Памятники воинской славы -Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, А.В.Суворову, М.И.Кутузову. История памятника А.С.Пушкину . Памятники выдающихся москвичей. Утраченные памятники.

Тема: Дворцово-парковые ансамбли Москвы

Любимая загородная резиденция царя Алексея Михайловича - Коломенское. Церковь Вознесения . Утраченный деревянный дворец. - «восьмое чудо света» . Судьба усадебного комплекс а Царицыно . Фигурные ворота , Хлебный дом, Церковь Иконы Живоначальный Источник. Изысканное место отдыха аристократии - Кусково. Искусственный пруд ,дворец, Церковь Спаса Нерукотворного, Итальянский и Голландский домики, Эрмитаж, Грот, Регулярный парк . Роль архитектора Д.И.Жилярди в становлении замечательной усадьбы Кузьминки. Стиль ампир. Владельцы и гости усадьбы. Памятники архитектуры садово-паркового ансамбля Кузьминки.

История Петербурга

Тема: Основание Петербурга

Ижорская земля. Ключ-город. Основание Петербурга. Новое в русской архитектуре и градостроительстве. Отличия построек нового времени от средневековых.

Раздел 5. Путешествие по Петербургу.

Швейцарский архитектор Д.Трезины и его постройки в Петербурге(Петропавловская крепость и Петропавловский собор, здания Двенадцати коллегии и Адмиралтейства.

Регулярный город. Величественный русский ампир. Архитектурная смесь. Век Ф.Б.Растреллли. Елизаветинское барокко.

Тема: Дворцы Петербурга.

Летний дворец Петра 1. Главная императорская резиденция - Зимний дворец. Малый эрмитаж. Мраморный дворец. Шедевр русского зодчества - Таврический дворец. Дворец Меньшикова на Васильевском острове. Михайловский дворец или Инженерный замок.

Тема: История Петербурга в названиях площадей и улиц.

Ансамбль центральных площадей (Звездный ансамбль). Невский проспект . Архитектурные шедевры Невского проспекта. Уличное освещение.

Тема: Мосты Петербурга

Облик город на Неве - Северная Венеция. Знаменитые мосты. Аничков и Поцелуев. Благовещенский (Лейтенанта Шмидта), Литейный Дворцовый Троицкий Тучков мосты.

Инженерные новшества и знаменитые скульпторы.

Тема: Храмы и соборы Петербурга

Строительство Александро-Невской лавры. Казанский собор - храм и памятник. Первенствующий в империи -Исаакиевский Судьба храма памятника Воскресения Христова. Обитель для императрицы - Смольный собор

Растрелли - барочная сказка.

Тема: Санкт-Петербург - центр образования и просвещения

Первые учебные заведения Петербурга. Цифирные школы. Академия наук. Пажеский корпус. Академия художеств. Академический университет - первое светское высшее учебное заведение России. Открытие Петербургского университета. Храмы Мельпомены.

Александринский и Мариинский театры. Рождение русского профессионального театра Ф.Г.Волкова и его труппа. Всеобщее увлечение театром. Создание театральной школы в Петербурге.



Тема: музеи и памятники Петербурга

Санкт-Петербург - город музеев. Кунсткамера - Первый российский музей. Эрмитаж. Русский музей. Скульптура в Петровское время. Итальянский скульптор Б.К.Растрелли (бюст Петра 1, конная статуя Петра 1, Анна Иоанновна с арапчонком. Французский скульптор Э.М.Фальконе и его работа над статуей « Медный всадник».Ф.И.Шубин и скульптурные портреты деятелей русской истории ХУШ в. (бюсты Голицына, Павла 1, статуя « Екатерина П - законодательница».

Раздел 7: Дворцово-парковые ансамбли Петербурга

Жемчужины мировой архитектуры и садово-паркового искусства -дворцовые ансамбли

Санкт-Петербурга. Большой каскад и дворец в Петергофе. Марли. Екатерининский дворец в Царском селе. Мраморные скульптуры парка. Восстановление пригородных дворцов (Гатчина). Летний сад. Царицын луг. Михайловские и Александровские парки.





УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

«ДВЕ СТОЛИЦЫ»


Тема

занятия


Вид

работы

Кол-во часов

Раздел 1: Москва историческая - 3 ч.

1

От приграничного стража до велико- княжеской столицы

Беседа

1

2

Москва от Ивана III до Петра I

Беседа

1

Раздел 2: Архитектура - 15 ч.

Тема: Путешествие по кремлю - 7 ч.

3

Планировка Кремля

Изучение схемы Кремля

1


Знакомство с башнями Кремля (игра)

1

4

Соборная площадь Кремля

Виртуальная экскурсия по соборной площади

1

5

Калейдоскоп стилей Великие зодчие

Экскурсия



Доклады учащихся

1

Тема: История Москвы в названиях площадей и улиц - 6 ч.

6

Архитектурный ансамбль Красной площади

Экскурсия

2

7

Театральная и Манежная площади

Подготовка к оформлению презентации

2

8

Улицы Тверская, Арбатская, Никольская, Варварка.

Подготовка к оформлению презентации

2

Тема: Сорок сороков. Московские храмы и монастыри - 2 ч.

9

Храмы Василия Блаженного и Христа спасителя

Беседа, сообщения учащихся

1

10

Новодевичий и Донской монастыри

Беседа, сообщения учащихся

1

Раздел 3: Духовный центр - 20 ч.

11

Первое высшее учебное заведение Москвы

Московский университет

Знакомство с Славяно-греко-латинской академией

1


Подготовка презентации

1

12

Театральная столица

Знакомство с театрами

1

Тема: музеи и памятники Москвы - 11 ч.

13

Оружейная палата Исторический музей

Экскурсия

2

14

Пушкинский музей

Экскурсия

2

15

Третьяковская галерея

Просмотр видеофильма, обсуждение

2

Тема: Дворцово - парковые ансамбли Москвы - 5 ч.

1

Коломенское

Просмотр видеофильма, обсуждение

1

16

Царицыно

Презентация, обсуждение

1

17

Кусково

Экскурсия

1

18

Кузьминки

Просмотр видеофильма, обсуждение

1

19

Архангельское

Викторина

1

Раздел 4: История Петербурга - 2 ч.

Тема: Основание Петербурга - 1 ч.

20

Столица Российской империи

Просмотр видеофильма

1

Раздел 5: Архитектура - 22 ч.

Тема: Путешествие по Петербургу - 5 ч.

21

Петропавловская крепость . Планировка крепости

Беседа, сообщения

1


Изучение схемы Петропавловской крепости

1

22

История в именах великих архитекторов

Подготовка к презент ации

1

23

Калейдоскоп стилей

Подготовка к презентации

1

Тема: Дворцы Петербурга - 5 ч.

24

Летние и Меншиковские дворцы

Беседа, сообщения

1

25

Зимний дворец

Просмотр видеофильма, обсуждение

1

26


Мраморный и Таврический

Подготовка к выпуску газеты

1

27

Михайловский дворец

Подготовка к выпуску газеты

1

Тема: История Петербурга в названиях площадей и улиц - 4 ч.

28

Ансамбль центральных площадей

Беседа, сообщения

1

29

Невский проспект . Дворцовые набережные

Беседа, доклады

1

Тема: каналы и мосты Петербурга - 2 ч.

30

Знаменитые в народе мосты (Аничков и Поцелуев )

Подготовка к презентации

1

31

Разводные мосты (Литейный, Дворцовый, Троицкий, Тучков)

Подготовка к презентации

1

Тема: Храмы и соборы Петербурга - 6 ч.

32

Петропавловский собор

Просмотр видеофильма

1

33

Казанский и Исаакиевский собор

Просмотр видеофильма, обсуждение

1

34

Смоленый монастырь . Храм Спас-на-крови

Подготовка к викторине

1


Викторина

1

Раздел 6: Духовный центр - 8 ч.

Тема: Санкт-Петербург - центр образования и просвещения - 4 ч.

35

Первая морская академия и артиллерийская школа

Доклады учащихся, беседа

1

36

Академия наук .

Беседа, доклады учащихся

1

37

Театральная жизнь Северной Пальмиры

Презентация

1

Тема: музеи и памятники Петербурга - 4 ч.

38

Кунст-камер. Эрмитаж .

Русский музей

Подготовка к выпуску газеты

1

Раздел 7: Дворцово-парковые ансамбли Петербурга - 6 ч.

39

Петергоф , Гатчина. Царское село .Павловсск

Просмотр видеофильма

1

40

Летний сад . Царицын луг

Подготовка к викторине

1


ВСЕГО


40



© 2010-2022