Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10

Рабочая программа по курсу «Истории Древнего мира»

5 класс, 66 часов

Пояснительная записка


Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2012 г., федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования по истории и авторской программы «История Древнего мира» Г.И. Годера, А.А. Вигисина, И.С. Свенцицкой - М.: Просвещение, 2012.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Цель курса - формирование исторического мышления, представления об общем и особенном в развитии древних обществ, а также представления о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся:

  • умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умения спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умения анализировать исторический источник;

  • умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.








Учебно-методический комплект


История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2012.

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим. /разные издания

Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2012

Тесты по истории Древнего мира: 5 класс: к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего мира" - ("Учебно-методический комплект") /Максимов Ю.И.-М., 2010.

Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю).

Предпочтительные формы организации учебного процесса и текущего контроля знаний.

В связи с образностью мышления 11-12 летних детей, одним из важнейших условий усвоения шестиклассниками содержания курса истории древнего мира и выполнения других учебных задач, является продуманное объединение учителем слова и образа. Согласно методической литературе основными видами изложения материала учителем истории являются: рассказ, описание - характеристика и объяснение.

Большое значение при преподавании истории в 6 классе, наряду со словесным рисованием, имеет применение наглядного материала. Причем задача учителя не просто проиллюстрировать картину, карту и т.д., а научить ребенка "читать" их, извлекать из них знания по теме урока.

При выборе учителем иллюстративных и текстовых источников информации должное значение нужно уделить учебнику, который является важным средством для усвоения и закрепления учащимися исторического материала и организации учителем самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке.

Не последнее место в обучении истории древнего мира занимают вопросы хронологии, изучение которой, как правило, начинается на вводном уроке и продолжается в течение всего учебного года.

В целом курс истории древнего мира направлен на ознакомление учащихся с основными понятиями, терминами, навыками самостоятельной работы на уроках истории, что повышает результативность учебного процесса при изучении истории в последующих классах.

Школьники под руководством учителя открывают для себя сущность тех или иных законов, явлений, уже открытых наукой.

Учебная деятельность на уроке сводится в основном к преподаванию учителем и усвоению школьниками программного учебного материала.

В методике разработано множество путей повышения эффективности урока истории в шестом классе. К основным из них относятся:

- умение учителя ярко изложить материал

- организация активной познавательной деятельности учащихся

- использование технических средств обучения

- систематическое повторение и обобщение изученного материала.

Следует помнить, что число применяемых на уроке различных методов обучения не должно выходить за рамки разумного, так как учащиеся, занятые выполнением разнородных заданий, могут не уловить основную идею урока.

В зависимости от цели и места в дидактической системе в 6 классе предпочтительны уроки:

1. Комбинированные уроки.

2. уроки изучения нового материала;

3. Уроки закрепления знаний:

4. Уроки по обобщению и систематизации изученного.

5. Уроки по выработке и закреплению умений и навыков.

6. Уроки проверки знаний: контроля и коррекции.

Формы контроля знаний и умений учащихся:

  • устный или письменный опрос

  • карточки

  • краткая самостоятельная работа

  • практическая или лабораторная работа

  • тестовые задания.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные умения учащихся, изучивших курс Истории Древнего мира:

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

  • сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • спорить и отстаивать свои взгляды;

  • анализировать исторический источник;

  • оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

  • читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории Древнего мира; выдающихся деятелей этого периода;

  • выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;


Критерии оценки знаний учащихся


Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;

- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2».

Учебно-методическое обеспечение


Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения.

А.А.Вигасин, Г.И.Годер. Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение», 2012.

Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. : Пособие для учителя /Г.И. Годер. М. : Просвещение, 2012.

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера. М., «ВАКО», 2007.

Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2012.

Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2012.









Календарно-тематическое планирование по истории древнего мира в 5 классе.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Задания для учащихся

Терминология

1.

Введение




Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6ч)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3ч)

2.

Древнейшие люди.

§ 1, вопросы.

Первобытные люди, археологи, человеческое стадо.

3.

Родовые общины охотников и собирателей.

§ 2, рисунок, вопросы; «Человек ищет своих предков» (с.4)

Рубило, родовые общины.

4.

Возникновение искусства и религиозных верований.

§ 3, вопросы.

Колдовской обряд, религия, душа.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3ч)

5.

Возникновение земледелия и скотоводства.

§ 4, вопросы

Циновка, старейшина, идолы.

6.

Появление неравенства и знати.

§ 5, термины, вопросы

Ремесленники, гончары, знать, неравенство, вождь, производящее хозяйство.

7.

Счёт лет в истории. Повторение пройденного.

Изготовление модели «Лента времени».

Тысячелетие, до нашей эры, наша эра.

Раздел 2. Древний Восток (21ч)

Глава 4. Древний Египет (8ч)

8.

Государство на берегах Нила.

§ 6, термины, вопросы.

Дельта

Папирус

Фараон

9.

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

§ 7, термины, вопросы.


Вельможи

Писцы

Шадуфы

Налоги

Амулеты

10.

Жизнь египетского вельможи.

§ 8, термины, вопросы.

Благовония

11.

Военные походы фараонов.

§ 9, термины, вопросы.

Бронза

Дротики

Колесничие

Нубийцы

12.

Религия древних египтян.

§ 10, термины, вопросы.

Обряды

Жрецы

Храмы

Статуи

13.

Искусство Древнего Египта.

§ 11, термины, вопросы.


Сфинкс

Обелиск

14.

Письменность и знания древних египтян.

§ 12, термины, вопросы. Документы в учебнике, с.59-61.

Иероглифы

Папирус

Астрономия

15.

Повторение пройденного.

§ 6-12, вопросы.

Глава 5. Западная Азия в древности» (8ч)

16.

Древнее Двуречье.

§ 13, термины, вопросы.

Иероглифы

клинопись


17.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

§ 14, термины, вопросы.

Сикль, ростовщик,

18.

Финикийские мореплаватели.

§ 15, вопросы, анализ документов в учебнике на с.71, 73.

Колония

19.

Библейские сказания.

§ 16, вопросы, анализ документов в учебнике на с.75- 78.

Скрижали

Завет

20.

Царство Давида и Соломона.

§ 17, вопросы, анализ документов в учебнике на с.82.

Филистимняне

Голиаф

Соломон

21.

Ассирийская держава.

§ 18, вопросы, карта.

Военная держава

22.

Персидская держава «царя царей».

§ 19, вопросы.

Валтасаров пир

23.

Повторение пройденного.

§ 13-19, вопросы.


Глава 6. «Индия и Китай в древности» (5ч).

24.

Природа и люди Древней Индии.

§ 20, вопросы.

Хлопчатник

Тростник

Джунгли

25.

Индийские касты.

§ 21, вопросы, даты, анализ документов на с.98, 99,101.

Буддизм

Жрецы

Брахма

Отшельник

26.

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

§ 22, вопросы.

Бамбук

Мудрец

27.

Первый властелин единого Китая.

§ 23, вопросы.

Гунны

28.

Повторение пройденного.

Вопросы к разделу на с.111-112.



Раздел III Античность (40ч)

Глава7. Древняя Греция (5ч)

29.

Греки и критяне.

§ 24, вопросы, рассказ по рисунку.

Мифы

30.

Микены и Троя.

§ 25, вопросы.


31.


Поэма Гомера «Илиада».

Поэма Гомера «Одиссея».


§ 26, вопросы.

§ 27, вопросы, рассказ по рисунку.

Илион

ахиллесова пята

поэма

Сирены

Сцилла

Харибда

32.

Религия древних греков.

§ 28, вопросы.

Религия

Олимпийские боги.

Глава 8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (8ч).

33.

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

§ 29, вопросы.

Полисы

Ареопаг

Архонты

Демос

34.

Зарождение демократии в Афинах.

§ 30, вопросы.

Граждане

Демократия

35.

Древняя Спарта.

§ 31, вопросы.

Илоты

36.

Основание греческих колоний.

§ 32, вопросы.

Колония

Скифы

37.

Олимпийские игры в древности.

§ 33, вопросы.

Атлет

Пятиборье

Ипподром

38.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

§ 34, вопросы, рассказ по рисунку.

Стратег

39.

Нашествие персидских войск на Элладу.

§ 35, вопросы.

Триера

40.

Повторение пройденного.

§ 29-35.


Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии (5ч).

41.

В гаванях афинского порта Пирей.

§ 36, вопросы.

Верфи

Совет пятисот

Драхма

42.

В городе богини Афины.

§ 37, вопросы.

Парфенон

Фронтоны

Портики

Акрополь

43

В афинских школах и гимнасиях.

В театре Диониса.


§ 38, вопросы.

§ 39, вопросы.

Педагог

Палестра

Гимнасия

Сатиры

Орхестра

Трагедия

Комедия

44.

Афинская демократия при Перикле.

§ 40, вопросы..

Стратег

Оратор

Глава 10. Македонские завоевания в 4-м веке до н.э. (4ч)

45.

Города Эллады подчиняются Македонии.

§ 41, вопросы.

Фаланга

Македоняне

46.

Поход Александра Македонского на Восток.

§ 42, вопросы, рассказ по рисунку.


47.

В древней Александрии Египетской.

§ 43, вопросы, анализ, с.198

Обсерватория

Геометрия

48.

Повторение пройденного.

С.202, вопросы и задания к разделу.


Глава 11. Рим от его возникновения до установления господства над Италией (3ч).

49.

Древнейший Рим.

§ 44, вопросы.

Латины

Весталка

Ликторы

Плебеи

50.

Завоевание Римом Италии.

§ 45, вопросы.

Республика

Трибун

Сенатор

51.

Устройство Римской республики.

§ 46, вопросы.

Консулы

Легионы

52.

Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 годы до н.э.).

§ 47, вопросы


53.

Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

§ 48, вопросы

Триумф

54.

Рабство в Древнем Риме.

§ 49, вопросы.

Имение

Амфитеатры

Гладиатор

Глава 13. Гражданские войны в Риме (4ч).

55.

Земельный закон братьев Гракхов.

§ 50, вопросы.

Гражданские войны

Югер

56.

Восстание Спартака.

§ 51, вопросы, даты, рассказ по рисунку.


57.

Единовластие Цезаря.

§ 52, вопросы

Ветераны

Диктатор

58.

Установление империи в Риме.

§ 53, вопросы

Меценат

Провинция

Преторианцы

Мавзолей

Глава 14. Могущество Римской империи (5ч)

59.

Соседи Римской империи в первые века нашей эры.

§ 54, вопросы.


Германцы

Венеды

60.

В Риме при императоре Нероне.

§ 55, вопросы


61.

Первые христиане и их учение.

§ 56, вопросы


Апостолы

Евангелие

62.

Расцвет Римской империи во 2-м веке.

§ 57, вопросы

Колоны

«рабы с хижинами»

даки

портики

храмы

63.

«Вечный город» и его жители».

§ 58, вопросы, даты, рассказ по рисунку


Пантеон

Термы

Глава 15. Разгром Рима германцами и падение империи на Западе (3ч)

64.

Римская империя при Константине .

§ 59, вопросы, даты.

Неограниченный правитель

Епископ

65.

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

§ 60, 61, вопросы, даты.

Готы

Вандалы

Вандализм

66.

Повторение пройденного.

Вопросы к разделу «Древний Рим».

Патриотизм


© 2010-2022