Разработка игры-аукциона История России в датах (7 класс)

Разработка игры-аукциона "История России в датах" для 7 классов с презентацией направлена на закрепление у обучающихся знаний исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи, на раскрытие роли хронологии в изучении истории, на формирование умений работать с историческими источниками, картой. Мероприятие может быть использовано при проведении недели истории или на уроке итогового повторения. Игра-аукцион проводиться в четыре этапа. На трёх этапах разыгрываются даты по ос...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра-аукцион «История России в датах» для 7-х классов (неделя истории).

Учитель: Степанова Н.М.

Цель игры-аукциона:

- закрепить у обучающихся знания исторических фактов в их хронологической последовательности и взаимосвязи;

- раскрыть роль хронологии в изучении истории;

- продолжить формирование умений работать с историческими источниками, исторической картой.

Оборудование: карточки-даты, презентация, жетоны.

Подготовительная работа начинается за неделю до проведения мероприятия. Классы делятся на три команды: «московские купцы», «тверские купцы», «нижегородские купцы». Команды выбирают купеческую старшину. Формируется «совет времени» (из трех человек) во главе с богом Хроносом.

Ход игры: аукцион состоит из 4 этапов, на каждом разыгрывается определенное количество дат. Задача участников - назвать как можно больше событий, связанных с датой. Каждый ответ фиксируется экспертами. Выигрывает дату та команда, которая назовет больше всего фактов, связанных с ней.

ПЕРВЫЙ ЭТАП.

Разыгрывается дата 1547(слайд2) (провозглашение Ивана IV царем). Показывается дата, а школьники называют факты, связанные с этим событием. Когда ответы иссякают, экспертная комиссия со словами «Продано!» называет команду-победительницу даты и вручает ей жетон.

Разыгрывается дата 1613 (слайд 3) (провозглашение царем Михаила Романова, воцарение новой династии).

На аукционе наступает перерыв, и я приглашаю гостей поиграть - о каком событии идет речь, назвать точную дату.

Разыгрывается несколько мини-сценок (можно использовать элементы костюмов или атрибуты).

Ученик, изображающий Петра 1, зачитывает указ:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с его числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго починания и веселия поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает».

1700 (слайд 4) (переход России на новое летоисчисление).

Выходит женщина с покрытой головой и показывает знак двоеперстия, произнося следующие слова: «Меня везут на погибель, в тюрьму «заключают», оставайтесь верны своей вере…».

1666-1667 (церковный собор, отстранивший Никона от патриаршества и отлучивший старообрядцев от церкви).

ВТОРОЙ ЭТАП.

Разыгрываются даты: 1565(слайд 5) (учреждение опричнины) и 1649(слайд 6) (принятие Соборного уложения).

После завершения второго этапа аукциона приглашаю гостей на выставку картин русских художников, где они также могут пополнить свои хронологические копилки, определив точные даты изображенных на картине исторических событий.

Предлагаются картины М.В.Иванова «Земский собор» (1549)(слайд 7), В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1582)(слайд 8), Э.Лисснер «Восстание И.Болотникова» (1606-1607)(слайд 9)

ТРЕТИЙ ЭТАП.

Разыгрываются даты:1589 (учреждение патриаршества)(слайд 10) и 1605 (воцарение Лжедмитрия I) (слайд11)

В перерыве «купцы» приглашаются в «видеозал», где они должны определить, в связи с какими историческим событиями и когда были построены памятники культуры.

На экран проецируются иллюстрации: Храм Василия Блаженного (1552, в честь взятия Казани) (слайд12,13), Казанский собор в Москве (1612, в память освобождения Москвы от поляков).

Разыгрываются даты: 1670-1671 (крестьянское восстание под предводительством С.Разина) (слайд 14) и 1606-1607 (восстание под предводительством Ивана Болотникова)(слайд 15).

В конце аукциона «гостей-купцов» приглашают посетить ярмарку игр, викторин, головоломок, чайндатов, на которой они попробуют приобрести новые даты.

Игра «Узнай дату».

По стихотворному отрывку ребята должны определить историческое событие и назвать его точную дату.

«Все эти земли наши были.

И мы владели ими в старь.

Ведь нам ливонцы дань платили,

Теперь не платят», - думал царь.

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война. (1558) (слайд 16)

Дворец без казны оставаться не мог,

Тогда-то на соль наложили налог:

По двадцать копеек с пуда.

И тут прокатилась зловещей волной

Народная ненависть грозно.

Тогда отменили налог соляной,

Но это было поздно. (1648) (слайд 17)

Если когда-либо в Кремль попадешь

Да по дворцу по Большому пройдешь,

Ты на решетку взглянуть не забудешь…

Медную, странную, с лицами чудищ.

Эта решетка как память важна -

«Медного бунта» свидетель она. (1662) (слайд 18)

Игра «Подбери дату».

Команды получают набор карточек, состоящий из портрета государственного деятеля, фрагмента исторической карты, схемы сражения, отрывка из исторического документа и четырех карточек-дат.

Задача участников - в течение одной минуты правильно соотнести события и даты.

  1. Даты: 1589, 1606-1607, 1597 (слайд 19)

Портрет патриарха Филарета (введение патриаршества - 1589) (слайд 20)

Фрагмент карты «Россия в начале 17 века» (восстание И.И.Болотникова - 1606-1607) (слайд 21)

Отрывок из указа царя «Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил…». (указ о пятилетнем сыске беглых крестьян, 1597) (слайд 22)

Викторина «Государственные деятели».

О каком государственном деятеле идет речь и укажите годы его правления.

  1. «…Этот умный, дальновидный и расчетливый князь начал осторожно, но настойчиво и последовательно наносить удары противникам объединительной политики Москвы…, при нем было заложено начало самодержавия». (1462-1505 гг., Иван III) (слайд 23)

  2. «…Рано стали проявляться черты жестокого тирана-крепостника…» При нем «был сделан новый крупный шаг на пути к развитию поместного землевладения и закрепощению крестьянства. Важным результатом… было также ослабление княжеско-боярской знати и крепление самодержавной власти царя». (1547-1584 гг., Иван 4) (слайд 24)

  3. «…Был человек хорошо образованный и храбрый, хорошо известный в казацких кругах… в результате его деятельности… состоялся великий исторический акт воссоединения Украины с Россией, явившийся выражением вековых стремлений и надежд украинского народа». (1672-1725 гг. Богдан Хмельницкий) (слайд 25)

Игра «Четвертый лишний».(слайд26)

В группе дат три даты логически связаны между собой, четвертая - лишняя. Команды должны отыскать лишнюю дату и объяснить связь между тремя датами:

1612-освобождение Москвы от поляков

1605-смерть царя Бориса Годунова

1606-свержение Лжедмитрия 1

1649-принятие Соборного уложения (связь-Смутное время, лишняя-1649)

1648-Соляной бунт

1549-созыв первого Земского собора

1550-принятие нового Судебника

1556-реформы местного управления, отмена кормлений (связь-начало правления Ивана IV, лишняя-1648)

1654-воссоединение Украины с Россией

1648-Соляной бунт

1689-начало правления Петра1

1662-Медный бунт (связь-правление Алексея Михайловича, лишнее-1689)

Подведение итогов. Победители, команда набравшая большее количество очков, победитель гость, набравший большее количество очков.

© 2010-2022