- Преподавателю
- История
- Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)
Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Авдеева Т.В. |
Дата | 26.06.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Дидактические материалы на основе исторических карт по курсу : «История средних веков»6 класс
Данный практикум содержит задания к картам, охватывающим период от Великого переселения народов до Гуситских войн. Основой для дидактического материала являются карты по истории средних веков из атласов издательств «Дрофа», «Просвещение» и учебников по истории средних веков для 6 класса средней школы. К каждой карте составлены несколько типов заданий.
Первый тип тренировочных заданий строится по принципу « пропущенного слова». Это позволяет учителю сохранить целостность восприятия карты учеником и показать текстовый шаблон для рассказа по карте. Текст, с пропущенными словами, конструируется учителем, как под необходимые исторические знания, так и под картографические умения (определение исторических объектов в частях света, географических направлений). Задания подобного типа, используются как для проверки текущих знаний, так и являются составной частью контрольных работ.
Второй тип тренировочных заданий предполагает анализ исторической ситуации на основе исторической карты с привлечением контекстных исторических знаний.
Третий тип: на основе, извлекаемой из карты информации, ученик систематизирует информацию в виде таблиц.
Четвертый тип тренировочных заданий более сложный, требует системных картографических умений. Задание подобного типа помогает раскрыть комплекс геополитических факторов - условий развития общества.
Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
1) Определи географическое положение:
- на каком материке находится; в какой его части;
- наличие рек, морей, гор, плодородных земель, пустынь и т.д.;
- какие торговые пути существовали, с какими странами соединяли,
- какие виды жизнедеятельности были свойственны жителям страны.
2) Определи геополитическое положение:
- географическое положение территории, на которой возникло государство,какие государственные образования включила позже;
- какие государства, с каких географических сторон окружали.
Пятый тип заданий - на знание условных обозначений закрепляет, полученные умения и знания в 3-5 классах.
Задания проверяют:
-знание основных фактов, процессов и явлений,
-умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация).
№1* Найдите на карте пути наиболее важных перемещений германских племен. Почему «варварские» государства возникли именно на этих территориях?
№1.1.
1.Перечисли племена, учавствовашие в Великом переселении народов.
2.Назови племена, создавшие свои государства. Сделай вывод на основании 1 и 2 вопросов.
3. На какой части бывшей Римской империи были созданы эти государства.
№1.2.
-
Дай название карте.
-
Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
№1.3.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новыз мест своего обитания. На новые места отправились племена 2)__, __,__,__(названия племен). Самый дальний путь из этих племен осуществили 3)___(название племени). Они переселились из 4)____(географическое название) в5)______(геогр.название). Некоторые из племен создали свои государства. Вандалы в 439, 6)___(племя) в 7)___(год), 8)____(племя) в 486. Государства были созданы в западной части бывшей 9)_______ (название) империи.
№1.3.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новых мест своего обитания. Первоначальной движущей силой стали 2)___(название племени), пришедшие из Азии. Они заставили вестготов уйти на 3)__(географическое направление). Объединив силы, римляне и вестготы сразились с гуннами на 4)___(название места сражения) в 451 году и одержали победу. Это не спасло Западную Римскую империю от падения . В 455 году в Рим ворвались и разграбили его 5)___. В 6)__году был свергнут последний римский император. Пришедшие в движение племена осели на новых территориях Вандалы в 7)___, вестготы в 8)___ и в 9)__, остготы 10)__.
№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
Первоначально франки занимали территорию по побережью Северного моря и по обе стороны реки 1)________________. Серьезные территориальные приобретения были осуществлены при вожде франков 2)__________. При этом вожде, позже ставшем королем, франкам удалось завоевать земли к 3)______(географическое направление) - 4)______(название земли) и к 5)_______ (географическое направление) - 6)______(название земли) от их первоначального расселения. После смерти первого короля завоевания не остановились. В 6-7 вв. были завоеваны земли на 5)__________(географическое направление), в 8 в. на 6)________ (географическое направление)
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
1.__
2.__
3.__
4.__
5.__
№1.3.
-
Дай название карте.
-
Объясни какие условные обозначения здесь применяются.
Образование и расширение Франкского королевства
№1* Как изменилась территория королевства с конца 5 до начала 9 века?
№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
Почти ежегодно Карл выступал в дальние походы. Правителю франков дважды пришлось помогать папе римскому против 1)______. Разгромив их, король Карл присоединил большую часть Италии к своим владениям. Войско Карла Велико о совершило поход в Испанию, где воевало с 2)__. В этом походе у 3)______ (название местности) был убит граф Роланд. Самой длительной была война с 4)___ на 5)______(географическое направление). Длилась война 30 лет. К 800 году территория Франкской империи включала земли 6)_______.
№1.2. Выполни задания к карте.
-
Дай название карте.
-
Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
-
Как Франкское королевство Карл Великий превратил в империю?
№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
Раздел империи Карла Великого
№1.1.
Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.
После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Три внука повели борьбу за власть. В 843 году в 1)_________ (город) они заключили договор о её разделе. Старший брат Лотарь получил императорскую корону и очень богатые земли 2)_______ и 3)________, протянувшиеся узкой полосой от Северного до Средиземного моря. Средний брат получил земли к востоку от владений старшего - 4)____. Младший к 5)_______ (географическое направление) от владений старшего -6)______.
А
Б
В
№1.2. Выполни задания и ответь на вопрос. Определи хронологическую последовательность карт и дай название каждой карте. Дай краткую характеристику каждому из этапов существования Франкского государства.
Византийская имерия в VI-XI веках
№1* Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Столицей Византийской империи был город 1)_____ . Своего наибольшего величия империя достигла при императоре Юстиниане в 2)_____ веке. В это время в состав империи входили 3)_____,_______,_______,______ . После смерти Юстиниана империя уступала врагам все новые и новые земли. В 7 век на её восточные границы напали 4)____. Византия потеряла 5)____ . В конце 7 века на Дунае возникло 6)_______ царство, позже неоднократно угрожавшее Византии. В конце 9 века на северные границы Византии участились нападения 7)_____ . В 1016 году 8)______ отвоевали у Византии 9)______ .
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
№ 1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.
Арабские завоевания в VII-IX веках.
№1* Сравните территорию государства арабов при Мухаммаде и в начале 9 века.
В каких частях света распологался Арабский халифат? Что препятствовало его дальнейшему расширению?
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
К юго-востоку от владений Византии на 1)____ полуострове жили многочисленные племена арабов. Подавляющую часть полуострова занимала 2)____ , непригодная для земледелия. Поэтому кочевники - бедуины занимались там 3)_____ . В городе 4)____ находилась святыня всех арабов - камень Кааба. Именно здесь в 610 году начал пророчествовать Мухаммед. Но жители города враждебно отнеслись к проповедям Мухаммеда, и он вынужден был бежать в город Ясриб, позднее названный 5)____ .
№ 1.2. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Ближайшие сподвижники Мухаммеда - халифы начали распространять новое учение среди «неверных» с помощью военных походов. На 1)___ (географическое направление), перебравшись через 2)____ в 711 году они завоевали государство вестготов. И только Карлу Мартеллу удалось остановить их продвижение по Европе в 3)___ году в битве у 4)______ . На 5)____(географическое направление) арабы вышли к реке Инд и в битве при 6)__ в 7)__ нанесли поражение китайскому войску. Наибольшие территориальные приобретения были осуществлены к 5)___ году. Позднее арабам удалось присоединить 6)___,__,__.
№ 1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. В каких частях света располагался Арабский халифат?
№1.4. Ответь на вопросы.
-
Какие более древние государства вошли в состав халифата?
2.Опиши геополитическое положение Арабского халифата в 750 году.
3. В каких частях света располагался Арабский халифат?
№1.5. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв.
№1*. Укажите области расселения западных, восточных и южных славян. Перечислите соседей славян. Найдите на карте первые славянские государства.
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Места расселения славян находились к 1)__________(географическое направление) от Византийской империи. Восточные славяне расселились вдоль рек 2)____, ____ . Южные славяне вдоль 3)_____,_____ (название рек. ) А вдоль Одера, Вислы и Эльбы расселились 4)___ (название группы) славяне.Со временем у славян возникли государства 5)_____, в которое вошли 6)___, __,__(название племен) и 7)___ в которое вошли 8)__,__,__ (название племен). Соседями славянских государств были 9)__,__,__.
№ 1.2. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Раскрой геополитическое положение первых славянских государств.
№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
В 8-9 веках в Европе появились новые завоеватели. Их называли норманны или люди с 1)__ (географическое направление). Они опустошали побережье 2)__(страна),3)__(страна),4)__(страна). Со временем они стали захватывать территории и основывать свои государства. Так было в 5)__. Во Франции они основали 6)__, в Италии 7)__. Отличные и бесстрашные мореходы, норманны открыли остров, который они назвали страной льда - 8)__, а к северо-западу от неё 9)__(название ). За 500 лет до плавания Колумба они достигли побережья Америки, назвав его 10)__ .9(смотри карту на обороте)
№1.2. Ответь на вопросы.
-
В какие страны совершали завоевательные походы норманны?
-
Чем отличаются походы на запад и на восток?
-
Какие новые государства были созданы норманнами?
№1.3. Выполни задания к карте.
1. Дай название карте.
2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.
3. Чем отличаются друг от друга походы на запад и на восток ?
Возникновение средневековых городов
№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.
Средневековые города возникали в удобных и безопасных местах. Безопасность обеспечивали стены монастырей 1)__(Сен, Сан првести примеры городов, возникших вокруг монастыря); уже существующих укреплений 2)__(бург, привести примеры городов, возникших на месте какого-либо укрепления); на месте древнеримских военных лагерей 3)__(честер, кастер привести примеры). Города возникали в местах, удобных для торговли: поселения у бродов 4)__(фурт, форт привести примеры), поселения у мостов 5)__(бридж, брюк привести примеры).
№1.2. Крупные торгово-ремесленные города возникали на месте различных поселений. Об этом говорят их названия. Приведи примеры городов и напиши в какой стране они находились.
№1.3. Рассмотри рисунок-схему средневекового города Любек.
-
Из каких частей состоял средневековый город? Приведи доказательства, что этот город средневековый.
-
Для чего предназначались части города?
-
Какие причины возникновения этого города ты можешь назвать?
№1.4.
Сравни составляющие части римского города и средневекового города (общее и различное). Сделай вывод: что общего и различного было в жизни людей этих эпох.
№1.5. Найди на карте №1 города : Марсель, Тунис, Ницца, Париж, Милан Найди на карте №2 эти же города и напиши какое название они носили в римский период.
№1
№2
Развитие торговли
№1.1 Ответь на вопросы.
-
Опиши две зоны активной торговли.
-
С какими странами и какими товарами торговали купцы в этих зонах?
-
Опиши зоны торгового влияния.
№1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.
Главной артерией средневековой торговли было 1)______(море). По нему купцы с запада везли на восток 2)_____(названия товаров), а с востока 3)____(названия товаров). Два города вели борьбу за преобладание в торговле в этом регионе. Это 4)___(город) и 5)___(город).
№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.
27 ноября 1095 года папа римский Урбан 2 призвал изгнать мусульман из Святой земли. Первыми в поход отправилась беднота из города 1)___. Путь их пролегал через страны 2)___,___,___. Перейдя Босфор крестьянское войско было разбито 3)_____(народ) около города 4)___. Осенью того же года в поход двинулись феодалы. Войска передвигались несколькими маршрутами. 1-ый: из 5)__(город, страна) через 6)___(страны); 2-ой 7)__(город, страна) через 8)__(страны). Объединились войска крестоносцев в 9)___(город). В боях с турками-сельджуками крестоносцы одержали победы под 10)___(места сражений). В 1099 году пал город 11)___, цель крестового похода.
№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.
К началу 13 века крестоносцы потеряли часть своих завоеваний. В 1202 году крестоносцы начали 4-ый крестовый поход из 1)__(город), В планах было взятие города 2)__. Но, изменив своя планы, крестоносцы взяли город 3)___ в 4)___году, столицу 5)____(название империи). Здесь крестоносцы основали своё государство 6)___(название). На остатках империи возникли государства 7)__ и 8)__. Венеция, организовавшая этот поход, получила во владения 9)__,___.
№1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.
Первоначально школы открывались только при монастырях. Крупные монастырские школы действовали в городах 1)_____(приведи примеры 3-4 городов). Первые университеты представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Первые университеты появились в 2)______(привести примеры 3-4 городов). В университетах того времени было 4 факультета : 3)__,4)__,5)__,6)__. Университеты имели ведущий факультет. Например: 7)(город)___ - 8) (название факультета)__; 9)___ - 10)___.
№1.1 Вставь недостающие слова по смыслу.
В 1054 году переговоры константинопольского патриарха и посланников папы римского закончились расколом христианской церкви на западную 1)____ и восточную 2)______. Западная христианская церковь получила распространение в государствах 3)__,__,__,__, а восточная 4)__,__,__,__. Резиденцией патриарха был город 5)__, а папы, город 6)__.
Столетняя война
№1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.
Хронологические рамки Столетней войны 1)_____. Поводом к началу войны стала конфискация французским королем в 1337 году земель на 2)__(геогр.направление) Франции, принадлежавших английскому королю. 1-ый этап: 3)__(хронологические рамки).За эти годы произошли сражения 4)__(место, год), 5)__(место, год), 6)__(место, год). Обстановка во Франции осложнилась вспыхнувшим крестьянским восстанием 7)__(название) в 8)__году. 1-ый этап закончился подписанием в 9)___(название города) мирного договора. По этому договору Франция потерялала земли на 10)___(геог.напр.) 11)__,__,__(названия земель). Второй этап : ( хронологические рамки -12)_____), начался с активных действий 13)_____армии. К 1380 году в руках англичан оставались лишь 14)__,__,__. В 1381 году в Англии вспыхнуло восстание под руководством 15)___. 3-ий этап: хронологические рамки - 16)___. На данном этапе в руках англичан оказался 17)__(геог.напр.) страны, со столицей. Союзниками англичан стали 18)__. 4-ый этап: хронологические рамки19)____. Начало этапа связано с осадой англичанами города 19)__. Осаду города смогла снять Жанна Д, Арк, прозванная 20)___ Дева. Жанне удалось захватить город 21)___, где был коронован дофин Карл 7. Схваченная бургундцами Жанна Д,Арк, была сожжена в 22)___году в 23)___(город). В 1450 году французам удалось освободить земли 24)__,__, в 1453 году 25)__. Таким образом, в руках англичан к 1453 году остался только 26)___.
№1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.
Идеологом гуситских войн был 1)____, сожженый в 1415 году. В 1419 году Чехия восстала против прихода к власти Сигизмунда. В ответ император Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Войска крестоносцев направлялись в Чехию из 2)__,__,__(государства). Гуситы, оборудовавшие укрепленный лагерь на горе Табор, получили название 3)___. Гуситам удалось разгромить крестоносцев при 4)__, 5)__,6)__(названия городов). Гуситы не только удачно оборонялись, но и совершали походы в соседние страны 7)__,8)__,9)__. Важнейшими походами против крестоносцев руководил с 1420 по1431 год 10)__(имя чешского полководца). Вскоре в лагере гуситов возникло две, враждебно настроенный группировки 11)__ и 12)__. В 1434 году в битве при Липанах 11)__, заключившие договор с папой и императором разгромили 12)__.
№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
Предисловие
1
Великое переселение народов. IV-V вв.
2
Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
3
Рост территории Франкского государства в 481-768 гг.
4
Образование и расширение Франкского королевства
7
Раздел империи Карла Великого
9
Византийская имерия в VI-XI вв.
11
Арабские завоевания в VII-IX вв.
13
Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв.
16
Завоевания норманнов в IX-XI вв.
18
Возникновение средневековых городов
20
Развитие торговли
25
Западная Европа в IX-XII вв. Первый крестовый поход
26
Четвертый крестовый поход. Распад Византии
27
Университеты и крупные монастырские школы в Западной Европе. XII-XVIвв.
28
Территория распространения католицизма и православия в конце XI в.
29
Столетняя война
30
Гуситские войны
31