• Преподавателю
  • История
  • Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

Данный практикум содержит задания к картам, охватывающим период от Великого переселения народов до Гуситских войн. Основой для дидактического материала являются карты по истории средних веков из атласов издательств «Дрофа», «Просвещение» и учебников по истории средних веков для 6 класса средней школы. К каждой карте составлены несколько типов заданий.
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

Дидактические материалы на основе исторических карт по курсу : «История средних веков»6 классДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

Данный практикум содержит задания к картам, охватывающим период от Великого переселения народов до Гуситских войн. Основой для дидактического материала являются карты по истории средних веков из атласов издательств «Дрофа», «Просвещение» и учебников по истории средних веков для 6 класса средней школы. К каждой карте составлены несколько типов заданий.

Первый тип тренировочных заданий строится по принципу « пропущенного слова». Это позволяет учителю сохранить целостность восприятия карты учеником и показать текстовый шаблон для рассказа по карте. Текст, с пропущенными словами, конструируется учителем, как под необходимые исторические знания, так и под картографические умения (определение исторических объектов в частях света, географических направлений). Задания подобного типа, используются как для проверки текущих знаний, так и являются составной частью контрольных работ.

Второй тип тренировочных заданий предполагает анализ исторической ситуации на основе исторической карты с привлечением контекстных исторических знаний.

Третий тип: на основе, извлекаемой из карты информации, ученик систематизирует информацию в виде таблиц.

Четвертый тип тренировочных заданий более сложный, требует системных картографических умений. Задание подобного типа помогает раскрыть комплекс геополитических факторов - условий развития общества.

Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.

1) Определи географическое положение:

- на каком материке находится; в какой его части;

- наличие рек, морей, гор, плодородных земель, пустынь и т.д.;

- какие торговые пути существовали, с какими странами соединяли,

- какие виды жизнедеятельности были свойственны жителям страны.

2) Определи геополитическое положение:

- географическое положение территории, на которой возникло государство,какие государственные образования включила позже;

- какие государства, с каких географических сторон окружали.

Пятый тип заданий - на знание условных обозначений закрепляет, полученные умения и знания в 3-5 классах.

Задания проверяют:

-знание основных фактов, процессов и явлений,

-умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (таблица, историческая карта (схема), иллюстрация).


Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)№1* Найдите на карте пути наиболее важных перемещений германских племен. Почему «варварские» государства возникли именно на этих территориях?

№1.1.

1.Перечисли племена, учавствовашие в Великом переселении народов.

2.Назови племена, создавшие свои государства. Сделай вывод на основании 1 и 2 вопросов.

3. На какой части бывшей Римской империи были созданы эти государства.


Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.2.

  1. Дай название карте.

  2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

№1.3.

Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.

В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новыз мест своего обитания. На новые места отправились племена 2)__, __,__,__(названия племен). Самый дальний путь из этих племен осуществили 3)___(название племени). Они переселились из 4)____(географическое название) в5)______(геогр.название). Некоторые из племен создали свои государства. Вандалы в 439, 6)___(племя) в 7)___(год), 8)____(племя) в 486. Государства были созданы в западной части бывшей 9)_______ (название) империи.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.3.

Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.

В 4 веке началось Великое переселение народов. Пик его в Западной Европе и Северной Африке пришёлся на 1)_____(век). Огромные массы людей бросили насиженные места и отправились на поиски новых мест своего обитания. Первоначальной движущей силой стали 2)___(название племени), пришедшие из Азии. Они заставили вестготов уйти на 3)__(географическое направление). Объединив силы, римляне и вестготы сразились с гуннами на 4)___(название места сражения) в 451 году и одержали победу. Это не спасло Западную Римскую империю от падения . В 455 году в Рим ворвались и разграбили его 5)___. В 6)__году был свергнут последний римский император. Пришедшие в движение племена осели на новых территориях Вандалы в 7)___, вестготы в 8)___ и в 9)__, остготы 10)__.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.

Первоначально франки занимали территорию по побережью Северного моря и по обе стороны реки 1)________________. Серьезные территориальные приобретения были осуществлены при вожде франков 2)__________. При этом вожде, позже ставшем королем, франкам удалось завоевать земли к 3)______(географическое направление) - 4)______(название земли) и к 5)_______ (географическое направление) - 6)______(название земли) от их первоначального расселения. После смерти первого короля завоевания не остановились. В 6-7 вв. были завоеваны земли на 5)__________(географическое направление), в 8 в. на 6)________ (географическое направление)

№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.


Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

1.__

2.__

3.__


4.__

5.__

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.3.

  1. Дай название карте.

  2. Объясни какие условные обозначения здесь применяются.




Образование и расширение Франкского королевства

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)






№1* Как изменилась территория королевства с конца 5 до начала 9 века?

№ 1.1. Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.

Почти ежегодно Карл выступал в дальние походы. Правителю франков дважды пришлось помогать папе римскому против 1)______. Разгромив их, король Карл присоединил большую часть Италии к своим владениям. Войско Карла Велико о совершило поход в Испанию, где воевало с 2)__. В этом походе у 3)______ (название местности) был убит граф Роланд. Самой длительной была война с 4)___ на 5)______(географическое направление). Длилась война 30 лет. К 800 году территория Франкской империи включала земли 6)_______.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)1.2. Выполни задания к карте.

  1. Дай название карте.

  2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

  3. Как Франкское королевство Карл Великий превратил в империю?

№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.



Раздел империи Карла Великого

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)





№1.1.

Вставь недостающие по смыслу части текста. Подсказки ищи на карте.

После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Три внука повели борьбу за власть. В 843 году в 1)_________ (город) они заключили договор о её разделе. Старший брат Лотарь получил императорскую корону и очень богатые земли 2)_______ и 3)________, протянувшиеся узкой полосой от Северного до Средиземного моря. Средний брат получил земли к востоку от владений старшего - 4)____. Младший к 5)_______ (географическое направление) от владений старшего -6)______.


Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)А

БДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)





ВДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)


№1.2. Выполни задания и ответь на вопрос. Определи хронологическую последовательность карт и дай название каждой карте. Дай краткую характеристику каждому из этапов существования Франкского государства.

ВДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)изантийская имерия в VI-XI веках

№1* Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.

№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

Столицей Византийской империи был город 1)_____ . Своего наибольшего величия империя достигла при императоре Юстиниане в 2)_____ веке. В это время в состав империи входили 3)_____,_______,_______,______ . После смерти Юстиниана империя уступала врагам все новые и новые земли. В 7 век на её восточные границы напали 4)____. Византия потеряла 5)____ . В конце 7 века на Дунае возникло 6)_______ царство, позже неоднократно угрожавшее Византии. В конце 9 века на северные границы Византии участились нападения 7)_____ . В 1016 году 8)______ отвоевали у Византии 9)______ .

№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)




№ 1.3. Выполни задания к карте.

1. Дай название карте.

2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

3. Сравните территорию Византии в середине 6 и к концу 11 века. Какие соседи сменились у границ империи за это время.






Арабские завоевания в VII-IX веках.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1* Сравните территорию государства арабов при Мухаммаде и в начале 9 века.

В каких частях света распологался Арабский халифат? Что препятствовало его дальнейшему расширению?

№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

К юго-востоку от владений Византии на 1)____ полуострове жили многочисленные племена арабов. Подавляющую часть полуострова занимала 2)____ , непригодная для земледелия. Поэтому кочевники - бедуины занимались там 3)_____ . В городе 4)____ находилась святыня всех арабов - камень Кааба. Именно здесь в 610 году начал пророчествовать Мухаммед. Но жители города враждебно отнеслись к проповедям Мухаммеда, и он вынужден был бежать в город Ясриб, позднее названный 5)____ .


Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№ 1.2. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

Ближайшие сподвижники Мухаммеда - халифы начали распространять новое учение среди «неверных» с помощью военных походов. На 1)___ (географическое направление), перебравшись через 2)____ в 711 году они завоевали государство вестготов. И только Карлу Мартеллу удалось остановить их продвижение по Европе в 3)___ году в битве у 4)______ . На 5)____(географическое направление) арабы вышли к реке Инд и в битве при 6)__ в 7)__ нанесли поражение китайскому войску. Наибольшие территориальные приобретения были осуществлены к 5)___ году. Позднее арабам удалось присоединить 6)___,__,__.



Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)




№ 1.3. Выполни задания к карте.

1. Дай название карте.

2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

3. В каких частях света располагался Арабский халифат?

№1.4. Ответь на вопросы.

  1. Какие более древние государства вошли в состав халифата?

2.Опиши геополитическое положение Арабского халифата в 750 году.

3. В каких частях света располагался Арабский халифат?

№1.5. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.



БДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)олгария и Великая Моравия в VII-IX вв.






№1*. Укажите области расселения западных, восточных и южных славян. Перечислите соседей славян. Найдите на карте первые славянские государства.

№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

Места расселения славян находились к 1)__________(географическое направление) от Византийской империи. Восточные славяне расселились вдоль рек 2)____, ____ . Южные славяне вдоль 3)_____,_____ (название рек. ) А вдоль Одера, Вислы и Эльбы расселились 4)___ (название группы) славяне.Со временем у славян возникли государства 5)_____, в которое вошли 6)___, __,__(название племен) и 7)___ в которое вошли 8)__,__,__ (название племен). Соседями славянских государств были 9)__,__,__.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)







№ 1.2. Выполни задания к карте.

1. Дай название карте.

2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

3. Раскрой геополитическое положение первых славянских государств.

№1.3. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

В 8-9 веках в Европе появились новые завоеватели. Их называли норманны или люди с 1)__ (географическое направление). Они опустошали побережье 2)__(страна),3)__(страна),4)__(страна). Со временем они стали захватывать территории и основывать свои государства. Так было в 5)__. Во Франции они основали 6)__, в Италии 7)__. Отличные и бесстрашные мореходы, норманны открыли остров, который они назвали страной льда - 8)__, а к северо-западу от неё 9)__(название ). За 500 лет до плавания Колумба они достигли побережья Америки, назвав его 10)__ .9(смотри карту на обороте)

№1.2. Ответь на вопросы.

  1. В какие страны совершали завоевательные походы норманны?

  2. Чем отличаются походы на запад и на восток?

  3. Какие новые государства были созданы норманнами?

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.3. Выполни задания к карте.

1. Дай название карте.

2. Нарисуй и объясни какие условные обозначения здесь применяются.

3. Чем отличаются друг от друга походы на запад и на восток ?


Возникновение средневековых городов

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.1. Заполни пропуски в тексте, опираясь на карту.

Средневековые города возникали в удобных и безопасных местах. Безопасность обеспечивали стены монастырей 1)__(Сен, Сан првести примеры городов, возникших вокруг монастыря); уже существующих укреплений 2)__(бург, привести примеры городов, возникших на месте какого-либо укрепления); на месте древнеримских военных лагерей 3)__(честер, кастер привести примеры). Города возникали в местах, удобных для торговли: поселения у бродов 4)__(фурт, форт привести примеры), поселения у мостов 5)__(бридж, брюк привести примеры).

№1.2. Крупные торгово-ремесленные города возникали на месте различных поселений. Об этом говорят их названия. Приведи примеры городов и напиши в какой стране они находились.





Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)




№1.3. Рассмотри рисунок-схему средневекового города Любек.

  1. Из каких частей состоял средневековый город? Приведи доказательства, что этот город средневековый.

  2. Для чего предназначались части города?

  3. Какие причины возникновения этого города ты можешь назвать?

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.4.

Сравни составляющие части римского города и средневекового города (общее и различное). Сделай вывод: что общего и различного было в жизни людей этих эпох.




№1.5. Найди на карте №1 города : Марсель, Тунис, Ницца, Париж, Милан Найди на карте №2 эти же города и напиши какое название они носили в римский период.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс) №1



№2

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)





Развитие торговли Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.1 Ответь на вопросы.

  1. Опиши две зоны активной торговли.

  2. С какими странами и какими товарами торговали купцы в этих зонах?

  3. Опиши зоны торгового влияния.

№1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.

Главной артерией средневековой торговли было 1)______(море). По нему купцы с запада везли на восток 2)_____(названия товаров), а с востока 3)____(названия товаров). Два города вели борьбу за преобладание в торговле в этом регионе. Это 4)___(город) и 5)___(город).

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)

№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.

27 ноября 1095 года папа римский Урбан 2 призвал изгнать мусульман из Святой земли. Первыми в поход отправилась беднота из города 1)___. Путь их пролегал через страны 2)___,___,___. Перейдя Босфор крестьянское войско было разбито 3)_____(народ) около города 4)___. Осенью того же года в поход двинулись феодалы. Войска передвигались несколькими маршрутами. 1-ый: из 5)__(город, страна) через 6)___(страны); 2-ой 7)__(город, страна) через 8)__(страны). Объединились войска крестоносцев в 9)___(город). В боях с турками-сельджуками крестоносцы одержали победы под 10)___(места сражений). В 1099 году пал город 11)___, цель крестового похода.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)




№1.1. Вставь недостающие по смыслу слова Подсказки ищи на карте.

К началу 13 века крестоносцы потеряли часть своих завоеваний. В 1202 году крестоносцы начали 4-ый крестовый поход из 1)__(город), В планах было взятие города 2)__. Но, изменив своя планы, крестоносцы взяли город 3)___ в 4)___году, столицу 5)____(название империи). Здесь крестоносцы основали своё государство 6)___(название). На остатках империи возникли государства 7)__ и 8)__. Венеция, организовавшая этот поход, получила во владения 9)__,___.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)1.2. Вставь недостающие слова по смыслу.

Первоначально школы открывались только при монастырях. Крупные монастырские школы действовали в городах 1)_____(приведи примеры 3-4 городов). Первые университеты представляли собой сообщества преподавателей и учеников. Первые университеты появились в 2)______(привести примеры 3-4 городов). В университетах того времени было 4 факультета : 3)__,4)__,5)__,6)__. Университеты имели ведущий факультет. Например: 7)(город)___ - 8) (название факультета)__; 9)___ - 10)___.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)1.1 Вставь недостающие слова по смыслу.

В 1054 году переговоры константинопольского патриарха и посланников папы римского закончились расколом христианской церкви на западную 1)____ и восточную 2)______. Западная христианская церковь получила распространение в государствах 3)__,__,__,__, а восточная 4)__,__,__,__. Резиденцией патриарха был город 5)__, а папы, город 6)__.


СДидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)толетняя война

№1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.

Хронологические рамки Столетней войны 1)_____. Поводом к началу войны стала конфискация французским королем в 1337 году земель на 2)__(геогр.направление) Франции, принадлежавших английскому королю. 1-ый этап: 3)__(хронологические рамки).За эти годы произошли сражения 4)__(место, год), 5)__(место, год), 6)__(место, год). Обстановка во Франции осложнилась вспыхнувшим крестьянским восстанием 7)__(название) в 8)__году. 1-ый этап закончился подписанием в 9)___(название города) мирного договора. По этому договору Франция потерялала земли на 10)___(геог.напр.) 11)__,__,__(названия земель). Второй этап : ( хронологические рамки -12)_____), начался с активных действий 13)_____армии. К 1380 году в руках англичан оставались лишь 14)__,__,__. В 1381 году в Англии вспыхнуло восстание под руководством 15)___. 3-ий этап: хронологические рамки - 16)___. На данном этапе в руках англичан оказался 17)__(геог.напр.) страны, со столицей. Союзниками англичан стали 18)__. 4-ый этап: хронологические рамки19)____. Начало этапа связано с осадой англичанами города 19)__. Осаду города смогла снять Жанна Д, Арк, прозванная 20)___ Дева. Жанне удалось захватить город 21)___, где был коронован дофин Карл 7. Схваченная бургундцами Жанна Д,Арк, была сожжена в 22)___году в 23)___(город). В 1450 году французам удалось освободить земли 24)__,__, в 1453 году 25)__. Таким образом, в руках англичан к 1453 году остался только 26)___.

Дидактические материалы на основе исторических карт по истории средних веков (6 класс)1.1. Вставь недостающие слова по смыслу. Подсказки ищи на карте.

Идеологом гуситских войн был 1)____, сожженый в 1415 году. В 1419 году Чехия восстала против прихода к власти Сигизмунда. В ответ император Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Войска крестоносцев направлялись в Чехию из 2)__,__,__(государства). Гуситы, оборудовавшие укрепленный лагерь на горе Табор, получили название 3)___. Гуситам удалось разгромить крестоносцев при 4)__, 5)__,6)__(названия городов). Гуситы не только удачно оборонялись, но и совершали походы в соседние страны 7)__,8)__,9)__. Важнейшими походами против крестоносцев руководил с 1420 по1431 год 10)__(имя чешского полководца). Вскоре в лагере гуситов возникло две, враждебно настроенный группировки 11)__ и 12)__. В 1434 году в битве при Липанах 11)__, заключившие договор с папой и императором разгромили 12)__.

№1.2. Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.



Предисловие

1

Великое переселение народов. IV-V вв.

2

Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

3

Рост территории Франкского государства в 481-768 гг.

4

Образование и расширение Франкского королевства

7

Раздел империи Карла Великого

9

Византийская имерия в VI-XI вв.

11

Арабские завоевания в VII-IX вв.

13

Болгария и Великая Моравия в VII-IX вв.

16

Завоевания норманнов в IX-XI вв.

18

Возникновение средневековых городов

20

Развитие торговли

25

Западная Европа в IX-XII вв. Первый крестовый поход

26

Четвертый крестовый поход. Распад Византии

27

Университеты и крупные монастырские школы в Западной Европе. XII-XVIвв.

28

Территория распространения католицизма и православия в конце XI в.

29

Столетняя война

30

Гуситские войны

31


© 2010-2022