Конспект урока по истории на тему Социалистическая индустриализация

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социалистическая индустриализация.

Цель урока: содействовать формированию представлений об индустриализации СССР.

Характеристика видов деятельности (УУД)

Объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги индустриализации. Рассказывать о ходе индустриализации в стране, в своём районе. Сравнивать первую и вторую пятилетки. Выявлять черты сходства и различия.

Планируемые результаты:

Личностные (ЛР): осознание успешности в учебной деятельности; ценностное отношение к совместной образовательной деятельности.

Метапредметные (МПР):

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; уметь осуществлять контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Познавательные: развивать учебную компетентность; уметь создавать и преобразовывать таблицу, план; формулировать определения

Коммуникативные: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера

Предметные (ПР):знать причины, цели и источники индустриализации в СССР; знать историческое значение индустриализации СССР; уметь анализировать текст, делать выводы и составлять таблицу, план на основе текста.

Основные понятия : индустриализация, модернизация, пятилетка, стахановское движение.

Конспект урока по истории на тему Социалистическая индустриализация

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний по теме «Духовная жизнь в 20-е годы».

Игра «Кросс-вопрос»

1.Какое название получил художественный метод в литературе и искусстве, предусматривающий изображение советской действительности в идеализированном виде?

2.Кто из деятелей культуры поддержал советскую власть?

3.Что было одним из важных направлений внутренней политики государства в 20-е гг.?

4.Кто из деятелей культуры в 20-х гг. эмигрировал из России?

5.О чём свидетельствовало создание в 20-х гг. Главлита и Главреперткома?

6.Что получило название «сменовеховство»?

7.Какой митрополит предал большевиков анафеме?

8.Кто сыграл большую роль в создании агитационного искусства - «Окон РОСТА»?

9.В каком году выслали из России 160 деятелей культуры?

10.Какие положительные стороны имела новая советская школа?

11.Что такое конструктивизм?

12.Каковы основные черты «нового советского искусства»?

Решение теста ( 4 человека)

Мотивация. «Задержать темпы- значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми.Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут.» И.В.Сталин.

Прав ли был Сталин? ( да. Технико-экономическая отсталость СССР. Зависимость Советского Союза от импорта машин и оборудования, что приводило к ослаблению обороноспособности страны).

  1. Изучение новой темы.

План изучения нового материала.
1. Особенности индустриализации в СССР:

а) причины и цели индустриализации;

б) пути и методы индустриализации;

в) источники индустриализации.

2. Первые пятилетки: проблемы и достижения.

3. Положение рабочих. Стахановское движение.

4. Итоги первых пятилеток. Цена индустриализации.

Что такое индустриализация? (учащиеся отвечают).

Индустриализация -

- процесс ускоренного развития промышленности, в первую очередь - тяжелой, преобразование хозяйства страны в индустриальное.

- процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства.

Проблема индустриализации страны стояла перед Россией еще в конце 19-начале 20 века. Т.к. Россия относилась ко 2 эшелону стран капиталистического развития, главная задача - догнать страны 1 эшелона, т.е перейти к индустриальному обществу в более короткие сроки. Модернизация экономики требовала напряжения всех сил общества. Она проходила по инициативе государства и под его контролем и охватывала в основном те отрасли экономики, от которых зависело военное и политическое могущество страны, т.е. отрасли тяжелой промышленности.

И хотя уже в начале века достаточно быстрыми темпами развивалась промышленность, темпы роста самые высокие в мире- до 8% в год, но Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами. Уже к 1925 году страна была поднята из руин, был восстановлен довоенный уровень производства благодаря успехам нэпа. Но мы не должны забывать, что это был уровень 1913 г. За это время страны Запада шагнули далеко вперед, и в очередной раз власть столкнулась с необходимостью индустриализации.

ВКонспект урока по истории на тему Социалистическая индустриализацияКонспект урока по истории на тему Социалистическая индустриализация результате борьбы за власть победу одержал Сталин, который начал реализовывать идею построения социализма в одной отдельно взятой стране

Конспект урока по истории на тему Социалистическая индустриализация

индустриализация коллективизация «культурная революция»

( 1925 г.) (1929 г.) (1930-е гг.)

1925г. - XIV съезд ВКП(б) - курс на индустриализацию.

Задача: «Превратить СССР из страны ввозящей машины и оборудования, в страну производящую их. И.В.Сталин

А в 1927г. разразился хлебозаготовительный кризис, вызвавший новую волну разногласий в руководстве партии и государства. На этот раз разногласия между И. Сталиным и Н. Бухариным по вопросу причины кризиса и путях его преодоления.Индустриализация и коллективизация:

- ускоренные темпы

- развитие тяжелой промышленности

- коллективизация крестьянских хозяйств

- ликвидация кулачества как класса

- централизованное планирование

Поиск экономических рычагов:

- постепенные темпы

- развитие лёгкой промышленности.

- развитие кооперативного движения в деревне

- усиление налогообложения кулаков

- рыночные элементы.

Вопросы к таблице:

1. Какая точка зрения вам кажется более верной и почему?
2. Почему победила точка зрения Сталина?

Итак, И.Сталин предлагает начать форсированную индустриализацию.

Форсированная индустриализация - индустриализация, которая осуществляется ускоренными темпами.

1935г. - начало стахановского движения. Стахановцы: А. Стаханов, Н.Изотов, М.Мазай, П.Кривонос, А.Бусыгин, П.Ангелина, Е.В. и М.И. Виноградовы.

Практическая работа с текстом параграфа 23

Задание для I группы: Прочитайте текст учебника на с.170, обсудите и заполните таблицу графу «Индустриализация в СССР»:

2) достижение экономической независимости от стран Запада;

3) создание мощной оборонной промышленности;

4) развитие базовых отраслей промышленности (топливная, металлургическая, химическая, машиностроение).

1)форсированные темпы;

2)началась с тяжелой промышленности, а не легкой;

3)за счет внутренних резервов;

4)централизованное распределение ресурсов.

1) вывоз хлеба и других с/х продуктов; 2) вывоз сырья, природных богатств (нефть, лес); 3) вывоз золота, распродажа сокровищ (позже таблица пополнится записями: 4) трудовой энтузиазм и героизм рабочих; 5) стахановское, ударническое движение; 6) труд заключённых ГУЛАГа; 7) займы у населения)

Задание для II группы: Используя текст учебника на с. 170-172 и карту 6 (вклейка учебника) обсудите и заполните таблицу графу «I пятилетка»; покажите по карте крупнейшие стройки пятилетки:

Задание для III группы: Используя текст учебника на с. 173 и карту 6 (вклейка учебника) обсудите и заполните таблицу графу «II пятилетка»; покажите по карте крупнейшие стройки пятилетки:

Первые пятилеткиВопросы для

сравнения

I пятилетка

II пятилетка

1. Годы

1928-1932гг.

1933-1937гг.

2. Основные задачи

превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную.

завершить переход от капитализма к социализму, построить материально-техническую базу социализма.

3. Крупнейшие стройки

Магнитогорский и Кузнецкий

металлургические комбинаты.

Сталинградский и Харьковский тракторные заводы. Днепрогэс.

Шахты Донбасса и Кузбасса. Московский и Горьковский автомобильные заводы.

Челябинский тракторный

Азовсталь, запорожсталь.

Уральский, Крамоторский заводы тяжелого машиностроения. Авиационные заводы в Харькове, Москве, Куйбышеве.

4. Итоги

СССР из страны. ввозящей промышленное оборудование. превратился в страну производящую оборудование.

СССР превратился в индустриальную, экономически независимую державу.

5.Лозунги

«Техника решает всё!»

«Кадры решают всё!»

Задание для IV группы: Используя текст учебника на с. 173-174 и задание 3 на с.176 и обсудите в классе экономические и социальные последствия стахановского движения.1)распространилось во многих отраслях промышленности

2)повышены нормы выработки в промышленности на 15-20 %

1)социальное расслоение рабочего класса

2)частая смена работы

3)низкий уровень трудовой и производственной дисциплины

4)хулиганство и пьянство

5)усиление репрессивных мер:

1938 г. введение трудовых книжек

1932-1933 гг. введение паспортов

Прочитайте текст учебника на с. 175, обсудите в группах и составьте план

«Итоги первых пятилеток»Положительные

Отрицательные

Достижение экономической независимости

Создание автаркической экономики

Превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу

Создание возможностей для военно-политической экспансии сталинского руководства

Укрепление обороноспособности страны, создание мощного военно-промышленного комплекса

Замедление развития производства предметов потребления и сельского хозяйства

Развитие новых отраслей промышленности, строительство новых заводов и фабрик

Стимулирование экстенсивного развития экономики, движение к экологической катастрофе

2-е место в мире по абсолютным объемам промышленного производства

Применение мер внеэкономического принуждения

Цена индустриального рывка - 1935г.Сталин И.В.:«Жить стало лучше, жить стало веселей» Так ли было на самом деле?

Какой была плата за успехи?

  • снижение жизненного уровня населения

  • отставание легкой промышленности

  • голод 1932-33 г.

  • ограбление деревни

  • массовые репрессии

Домашнее задание: параграф 23; * вопрос 5 письменно.

Подготовить сообщение об индустриализации в Белгородской области.

© 2010-2022