Урок истории на тему Международные отношения в конце XIX века (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 8 классе. Учитель Бегун Г.И.

Тема урока Международные отношения в конце XIX - начале векаXX.

Цели и задачи урока: выявить противоречия между странами, проследить процесс создания блоковой системы, формировать умения работать с учебником, исторической картой, анализировать исторические факты и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практическая работа.

Оборудование: карта мира к концу XIX века, презентация, учебник Всеобщая история для 8 класса.

План урока.

  1. Оргмомент.

2. Вступительная беседа. Постановка целей и задач.

Учитель. Мы завершили изучение истории развития ведущих стран мира в XIX веке, особенности процесса модернизации.

Какое общество утверждается в ходе модернизации?

В каких странах этот процесс проходил ускоренными темпами?

Развитие каких стран замедлилось?

Мы убедились, что усилилась неравномерность развития стран.

Отразилось ли это на внешней политике ведущих стран мира?

Учитель. К началу XX века противоречия в мире обострились до предела. Это привело к развязыванию страшной трагедии в мировой истории - первой мировой войне, которая унесла жизни более 10 миллионов людей, вовлекла 38 государств с населением 1,5 млн. человек.

Тема нашего урока

Международные отношения на рубеже веков.

Проблемный вопрос: можно ли было предотвратить назревание глобальной войны?

Какие задачи мы должны решить? Какими способами воспользуемся?

  1. Актуализация опорных знаний.

Работа в группах (по рядам). Вспомним приоритеты внешней политики ведущих стран.

Цели внешней политики, идеология.

Повторение по тетради или учебнику.

Германия (с.175) - стремление к господству в Европе, к переделу сфер влияния в Африке, Азии на Балканах и Ближнем, дальнем и Среднем Востоке. Пангерманизм, шовинизм.

Великобритания (с.182) - сохранение и расширение колониальной империи. Крайний национализм.

Франция (с.194) - освоение старых колоний и захват новых, реванш за поражение с Германией.

Италия (с.199) - захват колоний в Африке, «мирное проникновение» в восточное Средиземноморье.

США (с. 229) - стремление к территориальным захватам. «Доктрина Монро» - Америка для американцев. «Доктрина открытых дверей» в Китае.

Япония (с. 247) - стремление к захватам в Китае и Корее.

Вывод. Возрос интерес к колониальным захватам.

Объясните, как использовались колонии в период индустриализации?

  1. Изучение нового материала.

1).Завершение территориального раздела мира.

Презентация ученика.

Работа по методу фошбоун.

Голова: раздел мира. Рёбра: метрополии - колонии.

Урок истории на тему Международные отношения в конце XIX века(8 класс)Урок истории на тему Международные отношения в конце XIX века(8 класс)

Работа в парах с картой на форзаце учебника: дополнение и вывод: можно ли было предотвратить назревание новых войн?

Хвост: следствие - неизбежность войн за передел мира (понятие - Империалистические войны - войны за передел мира).

2) Создание военных блоков.

Самостоятельная работа с учебником с.282 - 283. Составление кластера.Урок истории на тему Международные отношения в конце XIX века(8 класс)

Первичное закрепление. Определите, какие противоречия были наиболее острыми.

Почему Великобритания отказалась от политики «блестящей изоляции»? Как разрешились противоречия Англии с Францией? России с Англией?

3) Начало распада Османской империи.

Рассказ учителя с элементами беседы. Ослабление Османской империи, усиление национально-освободительного движения народов обострили «Восточный вопрос» - о преобладании влияния на Ближнем Востоке и Балканах. Во второй половине XIX века 2 войны с участием России (Крымская 1853-1856гг., Русско - Турецкая 1877 - 1878гг.) привели к потере Турцией контроля над Сербией, Румынией и др. территориями. В начале XX века Балканы превратились в «пороховой погреб» Европы. Как вы понимаете это выражение? (постоянные конфликты - угроза войн).

  1. Закрепление и рефлексия.

К каким выводам на основе изученного материала мы пришли. Можно ли было избежать мировой войны?

Тестовый контроль

Ключевые понятия:

Колониализм - политика захвата заморских территорий с целью их грабежа и экономической эксплуатации.

Милитаризация - подчинение экономической, политической и общественной жизни страны военным целям.

Шовинизм - крайняя агрессивная форма национализма.

Антисемитизм - одна из форм национальных и религиозных предрассудков, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Индустриализация - создание крупного машинного производства, в ходе которого происходит переход от аграрного общества к индустриальному.

Национально - освободительная война - война, направленная на достижение национальной независимости.

Метрополия - государство, владеющее колониями.

Империалистические войны - войны за передел поделённого мира.

Пангерманизм - реакционное учение, требовавшее установления мирового господства для германской расы и расширения территории империи за счёт славянских земель.

Реваншизм - стремление отплатить за поражение, взять верх над противником.

Какие затруднения выявились при работе на уроке?

Какие проблемы из обсуждаемых актуальны в наше время?

6. Оценивание работы учащихся на уроке.

7. Домашнее задание. №31 прочесть. Вопрос 7 письменно.


© 2010-2022