Рабочая программа по истории Донского края на 2016-2017 уч. год. (6класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 46 с. Бараники



Рассмотрена и Утверждаю
рекомендована к утверждению Директор МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
педагогическим советом Приказ от 30.08.2016 года №
протокол № 1
от « 30» августа 2016 года ____________ / Л.И. Макаренко


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Михайличенко Н.И.

первой категории





2016год.


Пояснительная записка

Цель разработки и реализации рабочей программы: создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по курсу «История Донского края. 6 класс», достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Задачи программы: конкретно определить объем, содержание и порядок изучения курса «История Донского края» в 6 классе.

Программа составлена на основе:

- региональный компонент стандарта исторического образования Ростовской области (Образовательный стандарт по региональной истории: История Донского края). Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, приказ № 9/1 от 24.12.2004 г.

- учебного плана МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2016-2017 учебный год;

- годового учебного календарного графика на 2016-2017 учебный год;

- основной образовательной программы МБОУ СОШ № 46 с. Бараники;

- учебника ««История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» под редакцией О.Г.Веряскина, «Донской издательский дом»,2014г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает вариантное изучение истории Донского края в 6 классе -1часа в неделю.

В 2016-17 учебном году 35 учебных недель, итого 34 часа. В примерной рабочей программе отведено 34 часа. В соответствии с учебным планом и расписанием учебных занятий МБОУ СОШ № 46 с. Бараники на 2016-2017 уч.г., а также с выпадением уроков на государственные праздничные дни данная программа рассчитана на 34 часа.

Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этно-национальные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.








Планируемые результаты освоения курса «История Донского края. 6класс».

Личностными результатами являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты включают:

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

Содержание курса «История Донского края. 6класс».


Раздел 1.Донской край в древности.


17

Введение. Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Охотники древнего каменного века. Средний каменный век. Новый каменный век. Начало эпохи металлов. Соперничество камня и металла. Поселения медно -каменного и бронзового века. Борьба племен. О чем могут рассказать древние курганы? Таинственные киммерийцы. Клад в огороде. Первые письменные свидетельства. Культура киммерийцев. Скифское вторжение. Скифы. Греческие авторы о Скифии. Скифы-кочевники. Скифы-воины. Занятия и обычаи скифов. Курганы «Пять братьев».Ценная находка археологов. Греческие герои на доспехах скифского царя. Скифский «звериный стиль». Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Город боспорских греков. Танаисские укрепления. На улицах древнего города. Танаис-крупный торговый и ремесленный центр. Город греческой культуры. Набеги кочевников. Сарматы. Савроматы. Савроматы-«женоуправляемый» народ? Сарматия. Аланы. Занятия сарматов. Сарматское общество. Сарматское военное искусство. Дон в III-IV вв.н.э.

Введение. Древнейшие стоянки на Нижнем Дону. Охотники древнего каменного века. Средний каменный век. Новый каменный век. Начало эпохи металлов. Соперничество камня и металла. Поселения медно -каменного и бронзового века. Борьба племен. О чем могут рассказать древние курганы? Таинственные киммерийцы. Клад в огороде. Первые письменные свидетельства. Культура киммерийцев. Скифское вторжение. Скифы. Греческие авторы о Скифии. Скифы-кочевники. Скифы-воины. Занятия и обычаи скифов. Курганы «Пять братьев».Ценная находка археологов. Греческие герои на доспехах скифского царя. Скифский «звериный стиль». Первые греческие поселения на Дону. Танаис. Город боспорских греков. Танаисские укрепления. На улицах древнего города. Танаис-крупный торговый и ремесленный центр. Город греческой культуры. Набеги кочевников. Сарматы. Савроматы. Савроматы-«женоуправляемый» народ? Сарматия. Аланы. Занятия сарматов. Сарматское общество. Сарматское военное искусство. Дон в III-IV вв.н.э.

Тест.

2.

Раздел 2. «Донской край в эпоху средневековья» .

17

Хазары. Дон в IV-VIIвв. н.э. Хазарская держава.Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел-хазарская твердыня на Дону. Поход князя Святослава. Белая Вежа. Дон в X-XII веках. Печенеги. Половцы. Половецкие каменные «бабы».Половцы и Русь. Поход Игоря Святославовича на половцев. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Нашествие. Битва на Калке. Поход Батыя. Донской край под властью Золотой Орды. Наш край глазами путешественников 13-14 вв. Упадок Золотой Орды. Тана - торговая фактория. Борьба за торговлю в Приазовье. Ранние сведения о Тане. В средневековой Тане. «Великий торговый путь в Китай». Судьба Таны. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Дон в 4-13вв.». Азов. Азов в 13-14 вв.Азов -северный порт Османской империи. Азак -невольничий рынок. Кто такие донские казаки. Географическое понятие «Донская земля» в средние века. Предшественники донского казачества. Почему появились на Дону казаки. Донское казачество на заре своей истории. Первые казачьи городки. Низовые и верховые казаки. Кто и как управлял казачьим войском. Занятия и промыслы донских казаков. Донское казачество поступает на службу. Русское правительство и казаки. Боевое искусство донских казаков. Атаман М.Черкашенин. Атаман Ермак. Донской край в эпоху средневековья. Дон в средние века.

Хазары. Влияние хазар на жизнь населения донских и приазовских степей. Крепость Саркел-хазарская твердыня на Дону. Поход князя Святослава. Белая Вежа. Дон в X-XII веках. Печенеги. Половцы. Половецкие каменные «бабы».Половцы и Русь. Поход Игоря Святославовича на половцев. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Нашествие. Битва на Калке. Поход Батыя. Донской край под властью Золотой Орды. Наш край глазами путешественников 13-14 вв. Упадок Золотой Орды. Тана - торговая фактория. Борьба за торговлю в Приазовье. Ранние сведения о Тане. В средневековой Тане. «Великий торговый путь в Китай». Судьба Таны. Повторение и обобщение изученного материала по теме «Дон в 4-13вв.». Азов. Азов в 13-14 вв.Азов -северный порт Османской империи. Азак -невольничий рынок. Кто такие донские казаки. Географическое понятие «Донская земля» в средние века. Предшественники донского казачества. Почему появились на Дону казаки. Донское казачество на заре своей истории. Первые казачьи городки. Низовые и верховые казаки. Кто и как управлял казачьим войском. Занятия и промыслы донских казаков. Донское казачество поступает на службу. Русское правительство и казаки. Боевое искусство донских казаков. Атаман М.Черкашенин. Атаман Ермак. Донской край в эпоху средневековья. Дон в средние века.

Тест.


Итого

34


Тематическое планирование курса «История Донского края. 6 класс»


Повышенный уровень

Раздел 1.Донской край в древности.


17

Знать/понимать:

место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;

последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;

источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;

виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.

Уметь:

описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;

осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

объяснять значение основных понятий;

соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;

вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;

показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;

составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-составлять описание исторических памятников;

-работать с исторической картой;

- анализировать письменные исторические источники;

-давать характеристику населения донских степей, работать с учебником;

-анализировать документы, сравнивать разные точки зрения;

- высказывать собственные суждения о значительных исторических событиях ;

-составлять рассказ по тексту учебника и иллюстрациям;

-объяснять каким занятиям населения благоприятствовали природные условия края;

- связно описывать основные занятия населения;

- работать с дополнительной литературой, выполнять контрольные задания;

-преобразовывать изученную информацию в соответствии с заданием(выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение)и представлять ее в виде письменного текста.

Тест.

Раздел 2. «Донской край в эпоху средневековья» .

17

Знать/понимать:

место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;

последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;

источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;

виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.

Уметь:

описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;

осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

объяснять значение основных понятий;

соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;

вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;

показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;

составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;

использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

Составлять описание исторических памятников на примере крепости Саркел; умение работать с исторической картой; умение самостоятельно анализировать письменные исторические источники. Давать характеристику населения донских степей в в X-XII веках, работать с учебником.

Умение работать с исторической картой; рассказывать о военных действиях между русскими дружинами и половецкими ордами, составлять перечень основных событий борьбы Руси с половцами в хронологическом порядке Анализировать документы, сравнивать разные точки зрения, высказывать собственные суждения о значительных исторических событиях Показывать значение Таны как крупного торгового центра, Уметь работать с учебником, находить верную информацию, умения составлять рассказ по тексту учебника и иллюстрациям Характеризовать Азов как крупный центр ремесла и международной торговли в XIII- XIV вв., раскрывать значение Азова как важной части историко-культурного наследия края Уметь работать с учебником, находить верную информацию, уметь объяснять каким занятиям населения благоприятствовали природные условия края. Умение связно описывать основные занятия, промыслы казаков, показывать отличительные черты устройства внутренней жизни Войска Донского, работать с историческими документами. Объяснять причины побед донских казаков, давать оценку их боевого искусства. Давать оценку деятельности Ермака Тимофеевича, умение работать с дополнительной литературой Выполнять контрольные задания. Преобразовывать изученную информацию в соответствии с заданием(выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение)и представлять ее в виде письменного текста.

Тест.

Итого

34










Календарно-тематическое планирование по истории Донского края в 6 классе.

урока

Дата

Раздел, тема

1

Введение.

Донской край в древности.

2

Древнейшие стоянки на Нижнем Дону.

3

Начало эпохи металлов.

4

Начало эпохи металлов.

5

Таинственные киммерийцы.

6

Таинственные киммерийцы.

7

Скифы.

8

Скифы.

9

Курганы «Пять братьев».

10

Курганы «Пять братьев».

11

Первые греческие поселения на Дону.

12

Первые греческие поселения на Дону.

13

Танаис.

14

Танаис.

15

Сарматы.

16

Сарматы.

17

Тест по теме: « Донской край в древности».

Донской край в эпоху средневековья.

18

Хазары.

19

Хазары.

20

Дон в X-XII веках.

21

Дон в X-XII веках.

22

Монголо-татарские завоеватели на Дону.

23

Монголо-татарские завоеватели на Дону.

24

Тана - торговая фактория.

25

Тана - торговая фактория.

26

Азов.

27

Азов.

28

Кто такие донские казаки.

29

Кто такие донские казаки.

30

Донское казачество на заре своей истории.

31

Донское казачество на заре своей истории.

32

Донское казачество поступает на службу.

33

Донское казачество поступает на службу.

34

Тест по теме: « Донской край в эпоху средневековья».

Лист корректировки рабочей программы





СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

Гуманитарного цикла

МБОУ СОШ № 46 с. Бараники

от 30 августа 2016 года № 1

Руководитель МО ____________ Н.И.Михайличнеко

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ Е.В.Артамонова

30 августа 2016 года

1


© 2010-2022