- Преподавателю
- История
- Древнейший Рим 5 класс
Древнейший Рим 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Филёва И.А. |
Дата | 19.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока, реализующего ФГОС
(Урок «открытия» нового знания)
Предмет - история
Класс - 5
Учитель: Филёва И.А.
Тема урока - «Древнейший Рим».
Цели урока:
- способствовать ознакомлению учащихся с географическими и природно - климатическими условиями Древнейшего Рима;
- показать влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей;
- продолжить развитие у учащихся различных видов УУД в соответствии с запланированными результатами;
- создать условия для понимания особенностей религиозных верований жителей Древнейшего Рима;
- способствовать воспитанию уважительного отношения к людям разного вероисповедания.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся смогут:
1.Описывать географическое положение Древнего Рима
2. Рассказывать об основных занятиях населения Древних Римлян.
3. Называть категории населения Древнего Рима
4.Смогут давать определения историческим терминам: латины, весталка, ликтор, патриции, плебеи, сенат.
5. Сформулируют мнение об особенностях религиозных верований древних римлян ,о положительной роли религии в современной жизни людей
Познавательные УУД:
- учащиеся продолжат формирование умений работать с различными источниками информации (с текстом учебника, с картой, с видеоматериалами, с Интернет - ресурсами):
- извлекать необходимую информацию из текста учебника, из прослушанного рассказа, наглядного материала;
- находить информацию и преобразовывать ее в таблицу;
- составлять тексты различных жанров (исторический рассказ);
Регулятивные УУД:
- учащиеся продолжат формирование умений планировать свою деятельность и действовать по намеченному плану;
- научатся самостоятельно оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;
Коммуникативные УУД:
- продолжат развивать умения общения в группах, парах:
- умения договариваться, приходить к общему решению;
- умения готовить презентации на основе использования информации, полученной из ресурсов Интернета.
1. Демонстрировать уважительное отношение к религиозным верованиям и традициям других народов.
2. Формулировать собственное мнение об отношении религиозных верований древних римлян.
Словарь урока:
Лахтины - племена, обитавшие на правом берегу Тибра
Веста - богиня семьи и хранительница очага.
Весталка - жрица богини Весты
Марс - бог войны.
Ликторы - воины-охранники, сопровождавшие царя.
Плебеи - переселенцы из завоёванных Римом латинских поселений.
Патриции - потомки основателей Рима.
Сенат - заседание старейшин рода
Народное собрание - высший орган власти управления Римом.
Дата: 753 год до н. э. - основание Рима.
Ресурсы урока: учебники, карта «Древний Рим», тетради, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап.
Орг.момент (1 мин)
Проверка готовности учащихся к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности). Создание позитивного настроя в совместной деятельности на уроке.
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3 мин)
Деятельность учителя.
1.Предлагаю учащимся совершить
Путешествие по странам древнего мира (приложение №1) .
2. Какую страну мы изучали на предыдущих уроках? (Грецию)
3. Если мы из Греции сядем на корабль выплывем по направлению к западу, то мы достигнем берегов в будущем великой державы. В какую страну мы попадём? (в Италию).
Карта 1-й форзац учебника
4. Как называется столица этой страны? (Рим)
5. Ребята, что вы знаете об этой стране? (Рим - это государство; там произошло восстание Спартака, жил Цезарь, правил Нерон)
6. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (слайд)
Предлагает учащимся назвать тему урока.
-отвечают на вопросы учителя и выполняют задания.
-работа с картой.
-анализируют информацию, высказывают гипотезы.
- осознают недостаточность знаний при решении проблемной задачи.
Общий вывод. Сегодня мы будем говорить о Древнем Риме. На уроке мы познакомимся с тем, где находится Рим, каковы его природные и географические условия, как жили его древнейшие жители. Сравним природные условия, занятия Древней Греции и Древнего Рима.
3 этап. Актуализация знаний (3мин)
Вспомните, с чего мы начинаем изучать новое государство?
Варианты ответом учитель записывает на доске.
Называют общие вопросы изучения различных государств, составляют алгоритм изучения:
План:
-
Географическое положение
-
Природные условия
-
Занятие жителей
4. Религиозные верования.
-участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.
-делают записи в тетради.
4 этап.
Целепола
гание и планирование (2мин)
-Предлагает учащимся сформулировать основную учебную задачу, позволяющую раскрыть тему урока.
- Предлагает ребятам самостоятельно составить план изучения темы урока (определить содержание и последовательности действий для решения поставленных задач)
- Цели урока для детей: в результате урока вы сможете:
определять местонахождение и природные условия Древнейшего Рима, показывать, реки, горы и на основе природных условий определять основные занятия жителей
- сможете давать определения историческим терминам: плебеи, патриции, сенат, Народное собрание
- получите представление о религиозных верованиях древних римлян
-формулируют совместно с учителем основную задачу, планируют и называют основные этапы урока.
План:
-
Природа и географическое положение Рима.
-
Легенда об основании Рима.
-
Занятия жителей Рима.
-
Управление в Риме.
Какие источниками информации помогут найти ответы на поставленные вопросы?
-высказывают предположения (учебник, карта, рассказ учителя и др.)
5 этап.
Вопрос 1.
Природа и географическое положение Рима(5 мин)
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
1.Работа с картой - учебник стр.213
1.1. Где находится Италия? (на Апеннинском полуострове)
1.2.На берегу, какой реки основан Рим? (Тибр)
1.3. Какие горы тянутся вдоль всего побережья? (Апеннинские горы тянутся с севера на юг полуострова, они не высокие, поэтому не делят страну на изолированные районы, как полуостров Греции)
1.4.Какие горы прикрывают Италию с севера? (Альпийские)
1.5. Какие моря омывают Италию? ( Апеннинкий полуостров омывается морями Средиземного моря: Тирренским, Адриатическим, Ионическим)
2. Работа с текстом - учебник стр.214.
2.1. Что можно сказать о климате и рельефе страны? (В Италии тёплый климат, много плодородных земель, есть хорошие пастбища, а значит более благоприятные, чем в Греции условия для занятия сельским хозяйством)
2.2. Какие народы проживали на полуострове? (Галлы, латины, умбры..).
2.3.С историей какого полуострова мы с вами познакомились на предыдущих уроках? ( Балканского полуострова)
2.4. Какое государство на нём находится? ( Греция)
2.5.Вспомните, чем занимались греки? (выращивали оливки, виноград, разводили овец)
2.5. Предлагаю составить вопросы для таблицы: «Отличия природных условий Греции от Рима». Предложения уч-ся
записываются на доске.
(приложение №2)
2.6.Ребята, чтобы продолжить путешествие по древнему Риму нам понадобятся физическая выносливость и внимательность. А в этом вопросе нам поможет физкультминутка.
Повторяйте за мной движения:
Физкультминутка Мы решали и писали, Дружно мы тихонько встали. Раз, два - потянулись, Три, четыре - улыбнулись, Пять, шесть - все встряхнулись, Семь, восемь - повернулись. Сели, встали, встали, сели, И друг друга не задели. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровней! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней!
Молодцы. Садитесь!
-работают в парах над решением учебной задачи.
-находят информацию на карте и делают записи в рабочей тетради (на печатной основе) стр.48-49, зад. №47;
- индивидуальная и парная работа с информацией;
- оценивают правильность своих выводов;
- работают в парах,
- анализируют информацию,
- высказывают мнение об отличиях климата Греции и Рима,
высказывают мнение, формулируют вопросы, аргументируют их;
оформляют письменный ответ по плану:
1) территория
2) водный ресурс
3) горы
4) рельеф местности
5)климат
6)плодородие почвы
- делают записи на рабочих листах
Вступают в диалог с учителем.
Проводят физкультминутку.
Вопрос 2. Легенда об основании Рима(5 мин)
1.Самостоятельная работа с текстом - учебник стр.214-216
2.Организует работу с новыми словами: Марс, Веста, Ромул, Рем, Рея Сильвия.
Запишите новые термины в рабочую тетрадь стр.52 зад.№51-52
1.2. Организация работы с иллюстрациями учебника стр.214-215
Вопросы к иллюстрациям:
1.Почему на первой странице параграфа изображена статуя волчицы? Стр.214
2. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 215 и расскажите, как выглядел Храм Весты в Риме.
3. Рассмотрите иллюстрацию на стр.215 и опишите, как выглядит ликтор?
работа с текстом учебника стр. 214-216
- Находят значения новых слов
-делают запись в рабочей тетради
стр. 52, зад №51-52
-оценивают результаты своей работы. при необходимости вносят коррективы в свои записи в тетради.
-индивидуальная и парная работа с иллюстрациями учебника;
-вступают в диалог с учителем, высказывают собственные суждения
-рассказ учащегося по картине
Вопрос 3. Занятия жителей Рима.(5мин)
1.1. Предлагает познакомиться учащимся с 2-м пунктом учебника стр. 217-218 «Город на семи холмах». Дети читают текст учебника. Выделяют дату основания Рима- 753 до н.э.(учитель обращает внимание уч-ся на то, что город возник за долго до этой даты) и заполняют в тетради таблицу:
« Виды занятий жителей Рима»
1.2. Впишите недостающие слова в таблице «Занятия жителей Рима»
Задание:
1.3. Сравните свой вариант ответа с результатами работы соседа по парте. Обсудите с ним работу, при необходимости - внесите дополнения.
(приложение №3)
-читают текст учебника
записывают в тетрадь дату для запоминания (753г. до н.э.) и заполняют таблицу.Скотоводство
Земледелие
Ремесло
рогатый скот
?
ткачество
свиней
?
кузнечное дело
?
Лён
?
?
виноград
?
гончарное дело
Делятся результатами своей работы.
-сравнивают правильность выполненного задания с эталоном (эталон правильного заполнения таблицы выводится на экран).
- вносят коррективы
Вопрос 4.
Управление древнейшим Римом (9мин)
1. Работа в малых группах с рабочими листами (основываясь на информации п.3): (Приложение 5).
- Деление учащихся на группы
- Напоминает правила работы в группах
- Корректирует ответы
- выполняют задания в группах;
- презентуют свои ответы для других групп;
- выслушивают ответы других групп;
- задают вопросы участникам других групп;
- дополняют ответы.
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)(5 мин)
Учитель предлагает построить историческую пирамиду по новым терминам (приложение 5). Задания выполняются в парах. Затем происходит взаимопроверка ответов и сравнение ответов детей с эталоном - ответами, появившимися на экране.
- выполняют задания на школьной доске
- формулируют мнение и аргументируют ответ
7 этап. Рефлексия и оценивание
(4 мин)
Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемной задаче, которая была сформулирована в начале урока (Слайд с планом урока) и оценить результаты своей работы и работы своих товарищей на основе шкалы оценивания (приложение №6).
Проводит рефлексию.
На экране высвечиваются незаконченные предложения, которые ученики выбирают по своему предпочтению и завершают их.
- Сегодня я узнал…
- Было трудно…
- Было интересно…
- Я выполнил задания…
- Я понял, что…
- Теперь я смогу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…
- Я приобрел…
Собрав работы учащихся в конце урока или заслушав несколько ответов, учитель может оценить результативность урока: определить, что запомнилось больше всего, что было интересным и какие знания и умения ученики приобрели на данном уроке.
-решают проблемную задачу.
-отвечают на поставленный вопрос.
-определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.
- определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
-выражают свое отношение к пройденному уроку.
8 этап. Домашнее задание
(1 мин)
Домашнее задание:
Инвариантная часть: п. 25, вопросы 1-4
Вариативная часть: Подготовить сообщения на тема «Город на семи холмах».
Выполнить задания в рабочей тетради стр.52-53 № 51-54
Творческое задание - нарисовать иллюстрацию к легенде по истории Рима.
Приложение №1
На нильских берегах она была,
Богатой и цветущею слыла.
И ею фараоны управляли,
Восстания рабов здесь подавляли.
В мире есть сейчас она.
Назови, что за страна. (Египет)
Расскажите-ка, ребята,
Где без леса и без гор
Люди в древности росли.
Где покой все обрели.
Всё лепили мастера.
И работа их до пота
Выручала их всегда. (Междуречье)
На восточном побережье
Моря Средиземного
Государство моряков
Было очень древнее.
И чтоб им торговать,
Просто стали все писать.
Кто же знал? Их алфавит
Все народы покорит. (Финикия)
Чтоб землю с севера обезопасить,
У гуннов землю отобрать
Правители решили стену возвести,
Покой, чтоб вечный обрести.
И людей великое множество
Согнали со всей страны.
Заставили её строить,
Чтобы не было войны. (Китай)
Приложение №2. Заполните таблицу по плану
Вопросы для сравнения
Древняя Греция
Древний Рим
1) территория
На Балканском полуострове
На Апеннинском полуострове
2) водный ресурс
Омывается Эгейским и Ионическим морями
Омывается Адриатическим, Ионическим, Тирренским.
3) горы
Горы Олимп
Горы Апеннины, Альпы
4) рельеф местности
Рельеф горный, мало равнинных мест
Рельеф - долины, равнины, холмистые местности
5)климат
Климат жаркий
Климат тёплый, благодатный
6)плодородие почвы
Выращивали виноград и оливки, ремесло, выращивали коз и овец, занимались ремеслом.
виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь), выращивали рогатый скот, свиней, коней, ослов
Приложение №3 «Занятия жителей Рима»
Земледелие
Ремесло
рогатый скот
?
ткачество
свиней
?
кузнечное дело
?
Лён
?
?
виноград
?
гончарное дело
Приложение №4 Материалы для работы в группах.
Задание группе №1. Познакомьтесь с информацией учебника об управлении древнейшим Римом (с. 218). Составьте схему: «Население древнего Рима»
Какое управление было в древнейшем Риме
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
Таблица
Приложение №5
Задание группе №2 Познакомьтесь с информацией учебника об управлении древнейшим Римом (с. 218), составьте кластер: «Функции Народного собрания»
Какое управление было в древнейшем Риме
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно.
Задание группе №3. Познакомьтесь с информацией учебника об управлении древнейшим Римом (с. 218). Расположите в логической последовательности карточки «Управление Древнейшим Римом».
Какое управление было в древнейшем Риме
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев.
Карточки для логической цепочки «Система управления в Риме»
- Население Рима - патриции и плебеи
- Большие семьи патрициев
- Род патрициев
- Старейшины родов
- Сенат
- Народное собрание
- Царь
Приложение №5
Построение исторической пирамиды по теме «Древнейший Рим»
ПРИЛОЖЕНИЕ№6 Таблица и шкала оценивания.
4 - за полный ответ
2 - за неполный, но близкий к полному ответ
1 - за третью часть выполненного задания
3 балла
3 - за полный ответ
2 - за неполный, но близкий к полному ответ
1 - за третью часть выполненного задания
8 баллов
За каждый верный ответ: -1балл
3 балла
3-активно работал в группе, внес большой вклад
2- внес существенный вклад
1 - пытался помочь, проявлял активность
1 балл за ответ
Фамилия, имя ученика_________________________________________________
На оценку « 5 » -- 16-19 баллов
На оценку « 4 » -- 12-15 баллов
На оценку « 3 » --8-11 баллов
6