Рабочая программа по Иркутсковедению 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено

На заседании МО __________

Протокол № 1

От «1» 09 _2016г.

Руководитель МО

Чивирёва И.Е.

_____________________

Согласовано

«__»_______2016г

Зам директора по УВР

Дунаева С.В.

_____________________

Утверждаю

Приказ № _104/3

от «_01__»09_____2016г.

Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

________О.П. Тыртышная








Рабочая программа

по Иркутсковедению (факультатив)

для 8 класса

Базовый уровень

Учитель: Баранова Наталья Васильевна,

I квалификационная категория





Рабочая программа составлена на основе учебной программы курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010



2016/2017 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по предмету «Иркутсковедение» для обучающихся 8 классов разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).

  4. Письмо Министерства образования Иркутской области службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №55-37-7456\16 от 22.07.2016г, № 75-37- 1405\16 от 22.07.2016г. «О формировании учебного плана, плана внеурочной деятельности образовательными организациями Иркутской области на 2016 - 2017 учебный год».

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2016/2017 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11.

  7. Программа курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010.

Данная рабочая программа составлена на основе учебной программы курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010., рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа курса «Иркутсковедение» (базовый уровень) рассчитана на 1 час в неделю, общее число часов - 17 часов и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по Иркутсковедению. Рабочая программа является приложением к образовательной программе среднего общего образования МОУ ИРМО «Оёкская средняя общеобразовательная школа» и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Программа курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010. используется в данной рабочей программе с изменениями. По авторской программе на изучение курса даётся 34 часа. По учебному плану - 17 часов, поэтому на изучение каждой темы сокращено количество часов.





Цели и задачи:

Цель курса:

- пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

- воспитывать иркутян на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска;

- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;

- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации.

- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;

- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.

Таким образом, предметная область "Иркутсковедение" способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.

Общая характеристика предмета

В курсе «Иркутсковедение» в 8 классе рассматривается период XIX вв. Город Иркутск в начале XIX века. Сибирская ссылка в XIX веке. Иркутский социум и его особенности в XIX веке. Иркутск - административный центр. «Богатство России прирастать будет Сибирью». Общественная жизнь Иркутска в XIX веке.

Место в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 17 часов за учебный год.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы:

- освоить понятия и термины: мир города, особенности удивительного Иркутска, памятник, достопримечательность, символ; грамотно их произносить, писать, объяснять;

- иметь представление о богатствах Иркутска - памятниках истории и культуры, музеях; узнавать и перечислять указанные памятники (здесь и далее понятие памятник рассматривается в широком смысле слова, а не только как памятник архитектуры или монументальный);

- освоить рекомендованную программой литературу о городе; рассказывать о прочитанной книге, посвященной городу, выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от учебной экскурсии, от нового изученного материала, в виде рисунка, описания (устного или письменного);

- освоить понятия и термины: облик города, природа и город - особый мир (среда) обитания человека, их взаимосвязь и взаимозависимость,

- освоить дополнительную литературу о городе;

- составлять отзыв о книге, используя памятку; выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от внеучебной экскурсии, семейной прогулки, от самостоятельно изученного материала, в форме рассказа, сказки, загадки, стихотворения; рассказывать родителям об изученных на прогулке памятниках;

- знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

- умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

Контроль уровня обученности

Для текущего контроля используются кроссворды, коллективные и индивидуальные формы практической работы.

Итоговый контроль за освоением материала курса осуществляется в виде творческих выступлений учащихся, участие в итоговых уроках - конкурсах.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Материально-техническая база:

-компьютер;

-проектор;

-сканер;

-принтер;

-карты.








Содержание учебного предметаТема 6. Общественная жизнь Иркутска в XIX веке.

5

Содержание курса (17 часов)

Тема 1. Город Иркутск в начале XIX века. (2 часа).

Изменение облика города. Население. Посадские и мещане. Гильдейское купечество. Благотворительность и меценатство. Экскурсия в музей города Иркутска.

Тема 2. Сибирская ссылка в XIX веке. (2 часа).

Декабристы в нашем крае. Сроки ссылки и условия содержания ссыльных. Влияние декабристов на экономическую, общественную, культурную жизнь Иркутска и его окрестностей. Жёны декабристов в Иркутске.

Экскурсия в музей декабристов.

Тема 3. Иркутский социум и его особенности в XIX веке. (3 часа).

Характер заселения Сибири. Социальный состав города и его окрестностей: крестьяне до и после реформы 1861 года, мастеровые, сибирские казаки, ясачные люди. Влияние русских на аборигенное хозяйство. «Устав об управлении инородцев» М.М. Сперанского.

Экскурсия в областной краеведческий музей.

Тема 4. Иркутск - административный центр. (2 часа).

Структура управления Сибирью. Реформа М.М. Сперанского. Губернаторы и градоначальники. Н.Н. Муравьёв-Амурский. Русско-китайские отношения. Приезд цесаревича в Иркутск.

Тема 5. «Богатство России прирастать будет Сибирью». (3 часа).

Системы земледелия. Орудия труда. Овощеводство. Скотоводство. Рыболовство. Извозный промысел. Обрабатывающая мелкая промышленность. Создание крупной промышленности. Иркутские золотопромышленники. Расцвет пушного промысла. Сибирский торг. Ассортимент товаров. Китайский торг. Внутренняя торговля. Становление сибирского купечества. Иркутские купцы: Баснины, Трапезниковы, Медведниковы, Базановы, Котельниковы, Немниновы, Мясниковы, семья Полевых.

Транссибирская магистраль. Экскурсия в музей железной дороги.

Тема 6. Общественная жизнь Иркутска в XIX веке. (5 часов).

А.А.Щапов и его труды. Польские ссыльные., их вклад в культурную жизнь Иркутска. Учебные заведения. Деятельность ВСОРГО, исследователь Сибири В.А. Обручев. Иркутские писатели. Театральная жизнь. Музыкальная жизнь. Художественная жизнь. Иркутский художественный музей. В. Сукачёв - иркутский просветитель. Архитектура г. Иркутска. Экскурсия в художественный музей и музей - усадьбу Сукачёва.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по Иркутсковедению

Класс: 8

Учитель: Баранова Н.В.

Количество часов

Всего 17 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных работ

Планирование составлено на основе учебной программы курса Мой город в XIX в. 8 класс. Составитель: Запорожченко Ирина Ивановна, учитель истории МОУ СОШ №28 г. Иркутск, 2010

Литература:

1. Авдеева В. Иркутские иконописцы. Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1998, №10.

2. Аскарова Л., Крючкова Т. Иркутские серебряники. Вост.-Сиб. Правда, 1991.

3. Болховитинов Н.Н. Россия открывает Америку. 1733-1799 гг.М.,1991.

4. Геращенко А. Герб - тоже памятник. Земля Иркутская. Научно-популярный иллюстрированный журнал. История. 1997, №8.

5. Медведев С. Иркутский Вознесенский монастырь. Земля Иркутская, №1, 1994.

6. Декабристы в Сибири. Иркутск, 1973-75.








Календарно-тематическое планирование






© 2010-2022