Рабочая программа по истории для 6 класса: история средних веков и история России

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Славкинская средняя школа»

Муниципальное образование « Николаевский район»

Ульяновская область


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

_______________

Заместитель директора по УВР

Директор школы

Протокол №

_____________

__________

________________А.Г. Алмаев

от «___ » ____ 201 г.

«___» ________ 201 г.

Приказ от __.___._______№___



Рабочая программа




Наименование учебного предмета ___История России. Всеобщая история___________

Класс__6

Уровень общего образования: основная школа

Учитель: Юдина Наталья Евгеньевна

Срок реализации программы 1 год, учебный год___2016-2017

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год;

в неделю____2 часа…

Планирование составлено на основе_ «Рабочие программы. Всеобщая история. 5 - 9 классы», Москва , « Просвещение» 2014.; « Рабочая программа и тематическое планирование курса « История России»», Москва « Просвещение», 2016

Учебник « История России 6» под редакцией А. В. Торкунова, Москва, « Просвещение», 2016; « История Средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской, Москва « Просвещение», 2015

(название, автор, год издания, кем рекомендовано)

Рабочую программу составил (а) _________________ ________________

подпись расшифровка подписи


2. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Средних веков для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 206-0 от 29.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская СШ» СШ Протокол № 9 от 29.08.2016 года Приказ № __244__-0 от 31.08.2016г.)

Программа составлена в соответствии с положениями

- Концепции единого учебно-методического комплекса по Всеобщей истории,

- Историко-культурного стандарта,

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (п.18.2);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» от 17.12.2010г. №1897».,

- СанПиН2.4.2.-2821-10, Санитарно-эпидемилогические требования к условиям организации и обучения в образовательных учреждениях

- учебным планом МБОУ «Славкинская СШ»

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Славкинская СШ» и « Рабочая программа Всеобщая история. Предметная линия учебников А. А. Вигасина - О. С. Сороко-Цюпы». - М.: Просвещение, 2014

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса « История Средних веков.» (6 класс).Согласно базисного учебного плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год на изучение предмета « История России. Всеобщая история» выделено 2 часа( 70 часов в год) .. На изучение Всеобщей истории отводиться 40% учебного времени, что составляет 28 часов.

Цель изучения курса - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Задачи изучения :

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V -XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.











3. Содержание учебного предмета, курса.

Введение. Живое Средневековье

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

Образование варварских королевств. Государство фран­ков и христианская церковь в VI-VIII вв.

Образоние варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Франки. Возвышение Хлодвига - вождя франков. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Признание рим­ской знатью власти Хлодвига. Сближение культур, образа жизни германцев и римлян. Элементарность государствен­ного устройства у франков при сильной королевской вла­сти. Налоги, суд и военная организация у франков. Переход от обычая к писаному закону как инструменту внедрения и регулирования единых порядков на территории Франкского королевства. Складывание крупного землевладения и новых отношений среди франков. Полноправность знати на местах. Завершение распада родовой организации франков и переход к соседской общине. Раздел Хлодвигом Франкского королев­ства между наследниками. Хлодвиг и христианская церковь. Христианство как инструмент объединения и подчинения на­селения власти, освящённой Богом.

Духовенство и миряне. Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров. Появление монахов и возникновение их поселений - монастырей. Белое и чёрное монашество. Монастыри как центры формирования новой культуры. Превращение мона­стырей в крупных землевладельцев.

Усобицы потомков Хлодвига и их последствия для Франк­ского королевства. Меровинги - «ленивые короли». Карл Мар­телл. Битва у Пуатье и её значение. Военная реформа Карла Мартелла. Феод и феодал. Папа римский и Пипин Корот­кий. «Дар Пипина»: образование государства пап римских - Папской области.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Ве­ликого. Карл и титул европейских правителей. Папа рим­ский и великий король франков. Направления, цели и итоги военных походов короля Карла. Утрата самостоятельности Саксонии. Расширение границ Франкского государства. Об­разование империи Карла Великого. Древняя Римская импе­рия, объединявшая христианский мир, как идеал варварских народов раннего Средневековья. Административно-военное управление воссозданной империей франкского короля. Куль­турная разрозненность и слабость экономических отношений как препятствие для объединения народов под властью им­ператора Карла. Раздел империи Карлом между наследника­ми. Верденский договор: последующее рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франкском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX- XI веках. Феодализм. Феодальная лестница. Франция в IX-

XI вв. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет - новый избранный король. Владения короля - его домен. Гер­мания в IX-XI вв.

Англия в раннее Средневековье. Англия в IX-XI вв. Легенды об английском короле Артуре и историческая ре­альность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Нор­маннские Рюриковичи - первая династия князей Древней Руси. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских заво­евательных походов.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внеш­ними врагами. Образование Восточной Римской империи - Византии - Ромейской империи. Устойчивость Византии в борьбе с варварским миром. Евразийский облик и характер нового государства. Константинополь - столица на пере­крёстке цивилизаций и их торговых путей. Византия - еди­ное монархическое государство. Император - правитель но­вой империи. Византия при Юстиниане. Реформы импера­тора Юстиниана. Военные походы. Расселение славян и ара­бов на территории Византии. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии. Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Рост потребности государства в грамотных людях. Основные типы школ Византии: их до­ступность и светский характер. Развитие античных знаний византийцами в разных областях. Изменения в архитектуре христианского храма. Крестово-купольный тип храма - храм Святой Софии. Изменения в назначении храма: христианский храм - дом для моления. Убранство интерьера храма и его значение. Искусство внутреннего оформления храма: мозаи­ка, фрески. Канон росписи помещения храма. Появление и развитие иконописи. Церковь - «Библия для неграмотных». Византия - центр культуры Средневековья. Влияние визан­тийской культуры на другие страны и народы. Византия и Русь: культурное влияние.

Образование славянских государств. Направления дви­жения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и органи­зация жизни у славян. Вождь и дружина. Объединения сла­вян. Образование государства у южных славян - Болгарии. Князь Симеон и его политика. Кочевники и судьбы Болгар­ского царства. Василий II Болгаробойца. Соперничество Ви­зантии и Болгарии и его завершение. Период существования Болгарского государства и его достижения. Великоморавская держава - государство западных славян. Поиск покровителей: от Германии к Византии. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Слабость Великоморавского государства и его под­чинение Германии. Образование Киевской Руси - государ­ства восточных славян. Появление на карте средневековой Европы государств Чехии и Польши. Политические курсы польских князей Мешко I и Болеслава I Храброго.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его рас­пад. Аравия - родина исламской религии. География, при­родные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Бедуины. Мекка - центр торговли. Иран, Византия и арабы. Мухаммед - проповедник новой религии. Хиджра. Возникновение ислама. Аллах - Бог правоверных мусульман. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран - священная книга ислама. Религиозный характер морали и права в исламе. Нормы шариата - мусульманское право. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов, покорённых арабами. Арабский халифат. Халиф - замести­тель пророка. Вторжение арабов во владения Ромейской импе­рии. Поход в Северную Африку. Исламизация берберов. По­корение жителей большей части Пиренейского полуострова. Восточный поход. Подчинение Северного Кавказа. Арабский халифат - государство между двух океанов. Эмиры и система налогообложения. Багдадский халифат и Харун ар-Рашид. На­родное сопротивление арабскому владычеству. Междоусобицы. Кордовский эмират. Распад халифата. Культура стран хали­фата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык - «латынь Востока». Образование - инструмент карьеры. Медресе - высшая мусульманская школа. Престиж образованности и знания. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина (Ави­ценна). Арабская поэзия и сказки. Фирдоуси. Архитектура - вершина арабского искусства. Дворец Альгамбра в Гранаде. Мечеть - место общественных встреч и хранилище ценно­стей. Устройство мечети. Минарет. Арабески. Значение культу­ры халифата. Испания - мост между арабской и европейской культурами.

Тема 4. Феодалы и крестьяне

Средневековая деревня и её обитатели. Земля - фе­одальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и за­висимые крестьяне. Виды феодальной зависимости земле­дельцев. Повинности крестьянина. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Средневеко­вая деревня. Хозяйство земледельца. Условия труда. Натураль­ное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

В рыцарском замке. Период расцвета, зрелости Сред­невековья. Установление феодальных отношений. Оконча­тельное оформление вассальных отношений. Распростране­ние архитектуры замков. Внешнее и внутреннее устройство рыцарского замка. Замок - жилище и крепость феодала. Ры­царь - конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря. От­личительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести - ры­царская культура.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Совершенство­вание орудий обработки земли. Разнообразие продуктов зем­леделия. Увеличение роли тяглового скота в земледелии. Изо­бретение хомута для лошади. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Добыча, плавка и обработка железа. Отделение ремесла от сельского хозяйства. Обмен продуктами земледе­лия и ремесла. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Обустройство город­ских границ. Возрождение древних городов в Италии, на юге Франции. География новых городов. Рост числа средне­вековых городов. Сеньоры и город. Борьба за городское са­моуправление. Средневековый ремесленник: искусство, труд, подготовка нового поколения подмастерьев и мастеров. Ше­девр. Цеховые объединения городских ремесленников. Роль и влияние цехов на жизнь средневекового города. Измене­ние культуры европейцев в период расцвета Средневеко­вья. Развитие торговли в феодально-раздробленной Европе. Объединения купцов - гильдия, товарищество. Оживление торговых отношений. Возобновление строительства дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам. Горожане и их образ жизни. Своеобразие города. Управление горо­дом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Обустройство средневекового города. Его защита и укрепления. Город - центр формирования но­вой европейской культуры и взаимодействия народов. Уни­верситеты как явление городской среды и средневекового пространства. Развлечения горожан. Городское сословие в Европе - носители идей свободы и права. Союз королей и городов.

Торговля в Средние века. Оживление торговых отноше­ний. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места тор­говли в Европе. От ростовщичества к банкам.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий, характерных для обще­ства феодального этапа. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых «доходных» источниках. Усиление власти короля. Церковь - крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви и её экономического и духовного могуще­ства. Разделение церквей. Ослабление авторитета и власти папы римского. Папа римский Григорий VII. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Опора папы - епископы и монастыри. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики. Альбигойские войны. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Франциск Ассизский. Доминик Гусман.

Крестовые походы. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Палестина - Святая земля для верующих христиан. Широкий отклик на призыв в обществе. Крестовые походы и крестоносцы. Цели различных участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия Первого крестового похода для Византии. Образование крестоносца­ми государств на Средиземноморском побережье. Отношения рыцарей с местным населением - мусульманами. Духовно­рыцарские ордены и их значение для защиты завоеваний крестоносцев в Палестине. Сопротивление народов Востока натиску крестоносцев. Объединение мусульман перед угрозой дальнейших завоеваний крестоносцев. Сапах ад-Дин и Тре­тий крестовый поход. Судьба походов королей Фридриха I Барбароссы, Филиппа II Августа, Ричарда Львиное Сердце со своими вассалами. Четвёртый крестовый поход: благочестие и коварство. Разграбление Константинополя. Распад Византии и её восстановление. Детские крестовые походы. Укрепление королевской власти. Усиление мусульманских княжеств во главе с Египтом. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономиче­ские успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Фран­ции. Филипп II Август. Борьба французского и английско­го королей за французские территории. Битва при Бувине.

Укрепление власти короля. Людовик IX Святой: ограничение самовластия феодалов и междоусобиц. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Фран­ции. Конфликт между королём Филиппом IV Красивым и па­пой римским Бонифацием VIII. Авиньонское пленение пап. Ослабление могущества римского папы. Франция - центра­лизованное государство. Генеральные штаты - французский парламент. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Нор­мандский герцог Вильгельм. Король Англии - Вильгельм За­воеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значе­ние реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольно­стей - конституция сословно-феодальной монархии. Бароны против короля. «Бешеный совет». Симон де Монфор. Парла­мент - сословное собрание.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. От перемирия к по­бедам французов. Герцоги Бургундский и Орлеанский: воз­обновление междоусобиц во Франции. Сражение при Азен- куре. Карл VII - новый король Франции. Город Орлеан - трагедия и надежда. Партизанская война. Жанна дАрк. Освободительный поход народной героини. Коронация ко­роля Карла. Предательство и гибель Жанны дАрк. Призна­ние подвига национальной героини. Завершение Столетней войны.

Усиление королевской власти в конце XV в. во Фран­ции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Борьба между Людовиком XI и Карлом Смелым. Усиление власти французского короля в конце XV в. Завершение объединения Франции. Установление еди­ной централизованной власти во Французском государстве. Последствия объединения Франции. Междоусобная Война Алой и Белой розы в Англии: итоги и последствия. Ген­рих VII - король новой правящей династии в Англии. Уси­ление власти английского короля в конце XV в.

Реконкиста и образование централизованных госу­дарств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Ис­пания - процветающая часть Европы. Мавры. Андалусия - многоцветие культур и переплетение религий. Многовековая Реконкиста Испании. Завоёванная свобода и земли. Рекон­киста и новые королевства. Распад Кордовского халифата. Наступление христианства. Мавры и Гранадский халифат. Центр еврейской культуры в мусульманской Испании: рас­цвет и трагедия. Сословно-монархическое устройство цен­трализованных государств на Пиренейском полуострове. Кортесы. Период междоусобных войн между христианскими государствами. Образование единого Испанского королевства. Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский. Инквизи­ция. Томас Торквемада. Аутодафе.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Подъём хозяйства в Германии. При­чины сохранения раздробленности Германии. Слабость ко­ролевской власти. Образование самостоятельных централи­зованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIV в. Король Карл I - император Карл IV. Золотая булла. Усиле­ние самостоятельности германских государств. Территориаль­ные потери и приобретения Священной Римской империи. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоёванная свобода. Коммуна - средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба пап римских с импе­раторами в Италии: гвельфы и гибеллины. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевро­пейской демократии. Оформление тирании в некоторых го­родах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Че­хии в Священной Римской империи. Экономический подъём Чешского государства. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Антифеодальные настроения в обществе. Ян Гус - критик духовенства. Церковный собор в Констан­це. Мучительная казнь Я. Гуса. Гуситское движение в Чехии: этапы и действия противников. Ян Жижка. Итоги и послед­ствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуостро­ва. Балканские народы накануне завоевания. Долгожданная свобода болгар от власти Византии в конце XII в. Ослабление Болгарского царства. Усиление и распад Сербии. Византий­ская империя: потеря былого могущества. Соперничество бал­канских государств. Образование государства османов. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Адрианополь - первая европейская столица османов. Битва на Косовом поле. Милош Обилич. Вторжение турок-османов в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Султан Баязид Молния: коварный замысел. Мехмед II Завоеватель: трудное воплощение коварного плана. Падение Византийской импе­рии. Переименование Константинополя в Стамбул - столицу Османской империи. Завоевание турками-османами Балкан­ского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

Образование и философия. Средневековая литература.

Расширение границ мира средневекового человека. Путеше­ствие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоратив­ность средневекового общества. Возникновение университетов.

Обращение к античному наследию. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Ансельм Кентерберийский. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский - фило­соф, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Роль философии в средневековую эпоху.

Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцар­ская литература. Обращение к легендарному герою - коро­лю Артуру. Сказочно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Данте Алигьери.

Средневековое искусство. Культура раннего Возрожде­ния в Италии. Влияние церкви на развитие искусства За­падной Европы. Архитектура. Романский и готический сти­ли. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гу­манисты и их идеал универсального человека. Роль самовос­питания в формировании человека. Первые гуманисты: Фран­ческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивиду­альности человека. Портрет. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии, химии и медицине. Усовершенствова­ние водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Совер­шенствование техники и приспособлений обработки металла. Начало производства огнестрельного оружия. Переворот в во­енном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и корабле­строения. Появление компаса и астролябии. Открытие Хри­стофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом. Развитие грамотности и образования среди разных слоев населения. Распространение библиотек. Доступность печатной книги.

Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Ки­тай: империя Тан - единое государство. Развитие феодаль­ных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сун в период зрелого феодализма. Монголы и Чингисхан. Завоевание Китая монголами. Антимонгольское восстание Красных повязок. Обретение независимости. Изо­бретения. Первая газета. Открытие пороха, создание ружей. Достижения китайских учёных в науках. Литература и искус­ство. Пагода. Статуи. Рельефы. Живопись. Пейзажи. Влия­ние китайской культуры на страны тихоокеанского региона. Индия: установление феодальных отношений. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Междоусобные во­йны раджей. Вторжение войск Арабского и Багдадского ха­лифатов. Делийский султанат и его разгром Тимуром, пра­вителем Самарканда. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Индийская медицина. Искусство. Буддистские храмы в Аджанте. Влияние мусульманской культуры. Мавзо­леи. Искусство классического танца и пения. Книжная мини­атюра. Япония: особенности развития в Средние века. Нар­екая монархия. Самураи и их кодекс чести «Бусидо». Культура Японии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Амери­ки. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Аф­рики. Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние и связи с исламской культу­рой. Культурное наследие народов Западного Судана. Афри­канская скульптура. Освоение Африки европейцами. Населе­ние Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родо-племенных отношений. Территория расселения, образ жизни и культура народов майя. Ацтеки и их мир. Устройство общества. Города и культура. Государство инков. Управление и организация жизни. Население и занятия. Достижения культуры инков. Уникальность культуры народов доколумбо­вой Америки.

Наследие Средних веков в истории человечества.

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Феодальное госу­дарство в странах Европы и Востока. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика воз­никновения и становления феодальных отношений. Связь по­литической системы с собственностью на землю. Самоуправ­ление и автономия городов в Западной Европе. Место церкви в феодальном государстве.

Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие обра­зования, науки. Складывание нового образа человека и отно­шений.

4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе обучающиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать после­довательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, эта­пы, особенности, результаты важнейших исторических собы­тий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

  1. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ори­ентироваться по карте, соотносить местонахождение и со­стояние исторического объекта в разные эпохи, века, пе­риоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в од­ном или нескольких источниках (материальных, тексто­вых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

  1. Описание (реконструкция):

  • последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет- ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений;

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историчес­ких событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятни­ков истории и культуры).




5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI - IX) вв.

4

3

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI веках

2

4

Тема 3. Арабы в VI - XI веках.

1

5

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

2

6

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

7

Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.

2

8

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI - XV) веках

6

9

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках.

2

10

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

3

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

12

Итоговое повторение

1

итого

28





  1. Приложение к рабочей программе:

6.1 Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

3

4

Введение

1

Введение. Живое Средневековье.

Стр. 5-12

Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI - XI) века

2

Образование варварских королевств. Государства франков и христианская церковь в VI - XIII веках

1-2 стр. 12 - 27

3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

3 стр. 27 - 33

4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках

4 стр. 33 - 40

5

Англия в ранее Средневековье.

5 стр. 40 - 47

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI веках

6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

6 стр. 47 - 53 7 стр. 53 - 60

7

Образование славянских государств.

8 стр. 60 - 68

Тема 3. Арабы в VI - XI веках

8

Возникновение ислама. Арабских халифат и его распад. Культура стран Халифата.

9-10 стр. 68 - 86

Тема 4. Феодалы и крестьяне

9

Средневековая деревня и ее обитатели

11 стр. 87 - 94

10

В рыцарском замке.

12 стр. 94 - 102

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

11

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

13 стр. 102 - 111

15 стр. 117 - 127

12

Торговля в Средние века

14 стр. 111 - 117

Тема 6. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы.

13

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

16 стр. 127 - 135

14

Крестовые походы

17 стр. 135 - 151

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI - XI) веках

15

Как происходило объединение Франции.

18 стр. 151 - 158

16

Что англичане считают началом своих свобод

19 стр. 158 - 167

17

Столетняя война

20 стр. 167 - 178

18

Усиление королевской власти в конце XV века. во Франции и в Англии.

21 стр. 178 - 184

19

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

22 стр. 184 - 191

20

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках.

23 стр. 184 - 191

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV - XV веках

21

Гуситское движение в Чехии.

24 стр. 200 - 208

22

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

25 стр. 208 - 214

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

23

Образование и философия. Средневековая литература

26 стр. 214 - 224 27 стр 224 - 229.

24

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

. 28-29 стр. 229 - 243

25

Научные открытия и изобретения.

30 стр. 243 - 252

Тема 10. Народы Азии Америки и Африки в Среднее века.

26

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

31 стр. 252 - 265

27

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

32 стр265 - 277

Итоговое повторение

28

Наследие Средних веков в истории человечества.

Стр. 277






2. Пояснительная записка

Рабочая программа по истории России для обучающихся 6 класса общеобразовательной школы составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Славкинская СШ» принятой педагогическим советом МБОУ «Славкинская СШ» (Протокол № 9 от 28 августа 2015 года. Приказ № 206-0 от 29.08.2015 г. с изменениями, принятыми педагогическим советом МБОУ» Славкинская СШ» СШ Протокол № 9 от 29.08.2016 года Приказ № __244__-0 от 31.08.2016г.)

Программа составлена в соответствии с положениями

- Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории,

- Историко-культурного стандарта,

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,

- Федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.22 ст.2; ч.1,5 ст.12; ст.30; п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.48);

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (п.18.2);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г.г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ» от 17.12.2010г. №1897

- СанПиН2.4.2.-2821-10, Санитарно-эпидемилогические требования к условиям организации и обучения в образовательных учреждениях

- учебного плана МБОУ «Славкинская СШ»

- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Славкинская СШ» и « Рабочая программа и тематическое планирование курса « История России» А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016

- Концепции изучения краеведения в организациях Ульяновской области, осуществляющих образовательную деятельность на уровнях начального и основного общего образования, публикуемой в « Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области», ОГБУ « Центр ОСИ», Ульяновск, 2015.

- Регионального стандарта изучения краеведения в организация Ульяновской области, осуществляющих образовательную деятельность на уровнях начального и основного общего образования публикуемого в « Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области», ОГБУ « Центр ОСИ», Ульяновск, 2015.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (6 класс).Согласно базисного учебного плана МБОУ « Славкинская СШ» на 2016/2017 учебный год на изучение предмета « История России. Всеобщая история» выделено 2 часа( 70 часов в год) для более подробного изучения краеведения. На изучение истории России отводиться 60% учебного времени, что составляет 42 часа.

Целью является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России, Ульяновской области.

Задачи изучения:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной са­моидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому госу­дарству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерант­ности и мира между людьми и народами, в духе демократиче­ских ценностей современного общества;

  • воспитание у обучающихся стремления больше знать о своем регионе, участвовать в региональных детских движениях социальных и экологических акциях;

  • развитие у учащихся способности анализировать содер­жащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловлен­ности;

  • формирование у школьников умений применять истори­ческие знания для осмысления сущности современных обще­ственных явлений, в общении с другими людьми в современ­ном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональ­ном обществе.








3. Содержание учебного предмета, курса.

Введение

Предмет отечественной истории. История России как не­отъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Фак­торы самобытности российской истории. Природный фак­тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности

Появление и расселение человека на территории совре­менной России. Первые культуры и общества.

Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху.

Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Даль­него Востока.

Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Фин­ские племена. Аланы.

Тема 2. Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.

Великое переселение народов. Гуннская держава Атти- лы. Гуннское царство в предгорном Дагестане.

Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Вели­кого переселения народов.

Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общ­ности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена.

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальне­го Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский ка­ганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и фин­но-угорских народов к концу I тыс. н. э.

Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.

Тема 3. Образование государства Русь

Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средне­вековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.

Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружи­на, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя по­литика. Формирование территории государства Русь.

Социально-экономический строй ранней Руси. Земель­ные отношения. Свободное и зависимое население. Круп­нейшие русские города, развитие ремёсел и торговли.

Отношения Руси с соседними народами и государства­ми: Византией, странами Северной и Центральной Евро­пы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.

Европейский христианский мир. Крещение Руси: при­чины и значение. Владимир I Святой.

Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письмен­ности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло­во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.

Быт и образ жизни разных слоёв населения.

Тема 4. Русь в конце X - начале XII в.

Место и роль Руси в Европе.

Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор­ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское пра­во: Русская Правда, церковные уставы.

Социально-экономический уклад. Земельные отноше­ния. Уровень социально-экономического развития русских земель.

Дискуссии об общественном строе. Основные социаль­ные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения.

Православная церковь и её роль в жизни общества.

Развитие международных связей Русского государства укрепление его международного положения.

Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и ка­менное зодчество, скульптура, живопись, прикладное ис­кусство. Комплексный характер художественного оформле­ния архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Ценностные ориентации русского общества. Повседнев­ная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщи­ны. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека.

Изменения в повседневной жизни с принятием христи­анства. Нехристианские общины на территории Руси.

Тема 5 Русь в середине ХП - начале XIII в.

Эпоха политической раздробленности в Европе.

Причины, особенности и последствия политической раз­дробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств.

Изменения в политическом строе.

Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

Консолидирующая роль православной церкви в услови­ях политической децентрализации.

Международные связи русских земель.

Развитие русской культуры: формирование региональ­ных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточ­ник. «Слово о полку Игореве».

Тема 6. Русские земли в середине XIII - XIV в.

Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её вли­яние на развитие народов Евразии. Великая Яса

Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Ев­ропу и их последствия. Образование Золотой Орды.

Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу­дарственное устройство страны. Система управления. Ар­мия и вооружение. Налоги и повинности населения. Горо­да. Международная торговля.

Влияние Орды на политическую традицию русских зе­мель, менталитет, культуру и быт населения.

Золотая Орда в системе международных связей.

Южные и западные русские земли. Возникновение Ли­товского государства и включение в его состав части рус­ских земель.

Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Мо­сквы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление пер­венствующего положения московских князей.

Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Рус­ской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живо­пись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Ордынское влияние на развитие культуры и повседнев­ную жизнь в русских землях.

Тема 7 Формирование единого Русского государства

Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

Борьба Литовского и Московского княжеств за объеди­нение русских земель.

Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка­занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отноше­ния с Московским государством.

Междоусобная война в Московском княжестве во вто­рой четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо­скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие обще­русского Судебника. Государственные символы единого государства.

Характер экономического развития русских земель Установление автокефалии Русской православной церк­ви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

Расширение международных связей Московского госу­дарства.

Культурное пространство единого государства. Лето­писание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо­сковский Кремль.

Повседневная жизнь и быт населения.

Основные события и даты

860 г. - поход Руси на Константинополь 862 г. - легендарное призвание Рюрика 882 г. - захват Олегом Киева 882-912 гг. - княжение Олега в Киеве 907 г. - поход Олега на Константинополь 911 г. - договор Руси с Византией

941, 944 гг. - походы князя Игоря на Константино­поль, договоры Руси с Византией

964-972 гг. - походы князя Святослава 978/980-1015 гг. - княжение Владимира Святослави­ча в Киеве

988 г. - Крещение Руси

1016-1018 гг. и 1019-1054 гг. - княжение в Киеве Ярослава Мудрого

  1. в. - Русская Правда («краткая редакция»)

1097 г. - Любечский съезд князей

1113-1125 гг. - княжение в Киеве Владимира Моно- маха

1125-1132 гг. - княжение в Киеве Мстислава Вели­кого

Начало XII в. - «Повесть временных лет»

  1. в. - Русская Правда («пространная редакция») 1147 г. - первое упоминание Москвы в летописях 1185 г. - поход Игоря Святославича на половцев 1223 г. - битва на реке Калке

1237-1241 гг. - завоевание Руси ханом Батыем 15 июля 1240 г. - Невская битва

  1. апреля 1242 г. - Ледовое побоище 1242-1243 гг. - образование улуса Джучи (Золотой Орды)

1325-1340 гг. - княжение Ивана Калиты в Москве 1327 г. - антиордынское восстание в Твери 1359-1389 гг. - княжение Дмитрия Донского 11 августа 1378 г. - битва на реке Воже

  1. сентября 1380 г. - Куликовская битва 1382 г. - разорение Москвы ханом Тохтамышем

1389-1425 гг. - княжение Василия I 1395 г. - разгром Золотой Орды Тимуром

  1. июля 1410 г. - Грюнвальдская битва 1425-1453 гг. - междоусобная война в Московском княжестве

1425-1462 гг. - княжение Василия II Тёмного 1448 г. - установление автокефалии Русской право­славной церкви

1462-1505 гг. - княжение Ивана III 1478 г. - присоединение Новгородской земли к Москве 1480 г. - «Стояние на реке Угре»; падение ордынского владычества

1485 г. - присоединение Великого княжества Тверско­го к Москве

1497 г. - принятие общерусского свода законов - Су­дебника Ивана III

Основные понятия и термины

Присваивающее и производящее хозяйство. Славяне. Балты. Финно-угры. Русь. Подсечно-огневая система зем­леделия. Город. Село. Дань, полюдье, гривна. Князь, вече, посадник. Дружина. Купцы. Вотчина. Поместье. Крестья­не. Люди, смерды, закупы, холопы.

Традиционные верования, христианство, православие, ислам, иудаизм. Монастырь. Митрополит. Автокефалия (церковная). Десятина.

Крестово-купольный храм. Базилика. Граффити. Плин- фа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития. Берестяные гра­моты. Былины.

Орда. Курултай, баскак, ярлык. Десятник. Военные мо­нашеские ордена. Крестоносцы.

Централизация. Кормление. Царь. Герб.

Основные источники

Договоры Руси с Византией. Русская Правда. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». Нов­городская первая летопись. «Слово о полку Игореве». Га- лицко-Волынская летопись. «Житие Александра Невско­го». «Житие Михаила Ярославича Тверского». «Задонщи- на». Летописные повести о Куликовской битве. «Житие Сергия Радонежского». Новгородская псалтырь. Берестя­ные грамоты. Княжеские духовные и договорные грамоты. Псковская судная грамота. Судебник 1497 г

Общественные и религиозные деятели, деятели культуры, науки и образования:

Государственные и военные деятели: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Аскольд и Дир, Батый (Бату), Василий I, Василий I Тёмный, Витовт, Владимир Мономах, Владимир Святой, Всеволод Большое Гнездо, Ге- димин, Даниил Галицкий, Даниил Московский, Дмитрий Донской, Иван Калита, Иван III, Игорь, Игорь Святосла­вич, Мамай, Михаил Ярославич Тверской, Олег, Ольга, Ольгерд, Рюрик, Святополк Окаянный, Святослав Иго­ревич, Софья (Зоя) Палеолог, Софья Витовтовна, Тимур, Тохтамыш, Узбек, Чингисхан, Юрий Данилович, Юрий Долгорукий, Ягайло, Ярослав Мудрый.

Общественные и религиозные деятели, деятели куль­туры, науки и образования: митрополит Алексий, Борис и Глеб, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Пре­мудрый, митрополит Иларион, митрополит Иона, Кирилл и Мефодий, Нестор, Афанасий Никитин, Пахомий Серб, митрополит Пётр, Андрей Рублёв, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Феофан Грек, Аристотель Фиораванти.


4. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

  • первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и пред­ставлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоцио­нально положительное принятие своей этнической иден­тичности;

  • уважение и принятие культурного многообразия на­родов России и мира, понимание важной роли взаимодей­ствия народов;

  • изложение своей точки зрения, её аргументация (в со­ответствии с возрастными возможностями);

  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

  • проявление доброжелательности и эмоционально-нрав­ственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

  • соотнесение своих взглядов и принципов с историче­ски возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

  • обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руковод­ством педагога);

  • навыки конструктивного взаимодействия в социаль­ном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

  • осуществлять постановку учебной задачи (при под­держке учителя);

  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оце­нивать правильность выполнения действий;

  • соотносить свои действия с планируемыми результата­ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  • работать с дополнительной информацией, анализиро­вать графическую, художественную, текстовую, аудиови­зуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;


  • критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информа­цию, выделяя главную и второстепенную;

  • использовать в учебной деятельности современные ис­точники информации, находить информацию в индивиду­альной информационной среде, среде образовательного уч­реждения, федеральных хранилищах образовательных ин­формационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

  • использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • ставить репродуктивные вопросы по изученному ма­териалу;

  • определять понятия, устанавливать аналогии, класси­фицировать явления, с помощью учителя выбирать осно­вания и критерии для классификации и обобщения;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в со­ответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных высту­плений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, пре­зентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

  • использовать ИКТ-технологии для обработки, переда­чи, систематизации и презентации информации;

  • планировать этапы выполнения проектной работы, рас­пределять обязанности, отслеживать продвижение в вы­полнении задания и контролировать качество выполнения работы;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать инди­видуально и в группе;

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияю­щие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • применение основных хронологических понятий, тер­минов (век, его четверть, треть);

  • установление синхронистических связей истории Рос­сии и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;

  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

  • определение и использование исторических понятий и терминов;


  • использование сведений из исторической карты как источника информации;

  • овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

  • использование знаний о месте и роли России во все­мирно-историческом процессе в изучаемый период;

  • сопоставление развития Руси и других стран в пери­од Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

  • высказывание суждений о значении и месте историче­ского и культурного наследия предков;

  • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летопи­сей, правовых документов, публицистических произведе­ний и др.);

  • анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инстру­ментария социальных наук;

  • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

  • использование приёмов исторического анализа (сопо­ставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-след­ственных связей, целей и результатов деятельности персо­налий и др.);

  • раскрытие характерных, существенных черт: а) эко­номических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, гос­подствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

  • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание резуль­татов жизнедеятельности исходя из гуманистических уста­новок, национальных интересов Российского государства;

  • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

  • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

  • систематизация информации в ходе проектной дея­тельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составле­нии описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

  • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

  • составление с привлечением дополнительной литера­туры описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных до­стоинствах и значении;

  • понимание культурного многообразия народов Евра­зии в изучаемый период, личностное осмысление соци­ального, духовного, нравственного опыта народов России.

5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

3

Русь в IX - первой половине XII в.

11

4

Русь в середине ХП - начале XIII в

5

6

Русские земли в середине XIII - XIV в.

10

7

Формирование единого Русского государства

8

8

Резерв учебного времени

2

Итого

42






  1. Приложение к рабочей программе:

6.1 Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

1

Наша Родина - Россия

Стр. 6-9

3

4

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

§ 1 стр. 10-15

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ре­месленники

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

4

Образование первых госу­дарств

§ 2 стр. 19 - 26

5

Восточные славяне и их соседи

§ 3 стр. 26-35

6

История заселения терри­тории родного края в древности. Наш край в древности.

§ 1-3 и/к

Тема II. Русь в IX - первой половине XII в.

7

Первые известия о Руси

§ 4 стр. 36 - 39

8-9

Становление Древне­русского государства

§ 5 стр. 39-49

10

Правление князя Влади­мира. Крещение Руси

§ 6 стр. 49-56

11

Русское государство при Ярославе Мудром

§ 7 стр. 56-64

12

Русь при наследниках Яро­слава Мудрого. Владимир Мономах

§ 8 стр. 64 - 69

13

Общественный строй и цер­ковная организация на Руси

§ 9 стр. 69 - 77

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

§ 10 стр. 84 - 93

15

Повседневная жизнь на­селения

§ 11 стр. 93-99

16

. Место и роль Руси в Ев­ропе. Повторительно-обобщающий урок по теме II

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

17

Урок истории и культу­ры родного края в древности. Наш край в составе Волжской Булгарии.

§4 и/к

Тема III. Русь в середине ХП - начале XIII в.

18

Политическая раздроблен­ность в Европе и на Руси

§ 12 стр. 100 - 108

19

Владимиро-Суздальское княжество

§ 13 стр. 108 - 117

20

Новгородская республика

§ 14 стр. 117 - 123

21

Южные и юго-западные русские княжества

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

22

Повторительно-обобщающий урок по теме Русь в середине ХП - начале XIII в.

Стр. 123

Тема IV. Русские земли в середине XIII - XIV в

23

Монгольская империя и из­менение политической картины мира

§ 15 стр. 4 - 12

24

Батыево нашествие на Русь

§ 16 стр. 12-19

25

Северо-Западная Русь меж­ду Востоком и Западом

§ 17 стр. 19-27

26

Золотая Орда: государ­ственный строй, население, эконо­мика и культура

§ 18 стр. 27 - 35

27

Литовское государство и Русь

§ 19 стр. 35 - 41

28

Усиление Московского кня­жества в Северо-Восточной Руси

§ 20 стр. 41 - 48

29

Объединение русских зе­мель вокруг Москвы. Куликовская битва

§ 21 стр. 48 - 57

30

Развитие культуры в рус­ских землях во второй половине XIII - XIV в.

§ 22 стр. 57 - 65

31

Родной край в истории и культуре Руси. Наш край в составе Золотой Орды.

§5-6 и/к

32

Повторительно-обобщающий урок по теме Русские земли в середине XIII - XIV в

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

Тема V. Формирование единого Русского государства

33

. Русские земли на полити­ческой карте Европы и мира в на­чале XV в.

§ 23 стр. 66 - 71

34

Московское княжество в первой половине XV в.

§ 24 стр. 71 - 78

35

Распад Золотой Орды и его последствия

§ 25 стр. 78-84

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

§ 26 стр. 84-96

37

Русская православная цер­ковь в XV - начале XVI в.

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

38

Человек в Российском го­сударстве второй половины XV в.

Материал для самостоятель­ной работы и проектной деятельности учащихся

39

Формирование культурно­го пространства единого Россий­ского государства

§ 27 стр. 107 - 117

40

Урок истории и культу­ры родного края. Симбирская земля в составе Казанского ханства.

§7 и/к

41-42

Резерв учебного времени











6.2 .Лист коррекции (в случае необходимости) в связи с отменой занятий (карантин, низкая температура и т. д.)


класс

Название раздела, темы

Дата проведения

по плану

Корректирующие мероприятия

Причина корректировки

Дата проведения по факту




























© 2010-2022