Урок по истории на тему Россия конец XVII – I пол. XVIII ст

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока истории
Учитель: Скакун Владимир Петрович


Тема: Россия конец XVII - I пол. XVIII ст. в 8 классе

Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их
систематизация - приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.
Тип урока: комбинированный.

Задачи:

• закрепить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;
• расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;
• формировать следующие умения: участвовать в дискуссии, оценивать суждения на основе обобщения событий и явлений, их последовательности;
• способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;
• воспитывать чувства гражданственности и патриотизма. развивать у учащихся критическое мышление, умение анализировать, аргументировано доказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать свои творческие способности и учиться грамотно вести дискуссию.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, иллюстрации, посвященные Петру I и его эпохею, интерактивная доска.


Ход урока:



Мотивация учебной деятельности.


Вступительное слово учителя. Личность первого императора России, Петра как литературных, так и в научных работах трактуется по-разному. То он предстает как выдающийся деятель, мудрый реформатор, то - отрицательная личность в истории России, которая развязала террор против собственного народа, то характеризуется как человек, который вместо царя-батюшки стал всемогущим государем. Еще в 1905г. Д. Мережковский в статье «Грядущий храм» поднял вопрос «Что такое Петр: чудо или чудовище?» Эту проблему мы должны раскрыть во время урока (1-4 слайд презентации «Пётр I»)

Правление Петра I

На 5 слайде презентации «Пётр I» высказывания историков про Петра I

• … Петр повернул россиян к мировой цивилизации, но наследуя Западу привело Россию к обезьянничеству. А это в свою очередь к одичанию. (М. Коромзин)

• … Заслуга Петра I - в осознании бесперспективного варварства Московской Руси, но методы Петра достойны осуждения: кнутом и татары нас держали в необразованности, топором нас и немцы обучали, и в обоих случаях рвали нам ноздри и тавровали железом.(А. Герцен)

• … Услышав имя Петра Великого мы в первую очередь вспоминаем его преобразования… (В. Ключевский)

• … Кого хороним, Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Российской. (Ф. Прокопович)

Лабораторная работа

Задания 1. Класс делится на группы, каждая с которых получает пакет документов к уроку, которые ученики используют как аргументы для положительной или отрицательной оценки деятельности Петра I.

Задания 2. Работа с отрывком из стихотворения (6 слайд презентации «Пётр I»)
Согласны ли вы с А. С. Пушкиным, который так отозвался о Петре в стихотворении «Стансы»:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник -

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Прокомментируйте строки этого стихотворения.

Задания 3. На слайде 7 представлен тест. А именно, два вопроса - год рождения и год смерти Петра I. При правильном ответе на вопрос появляется цветная половина портрета Петра I, иначе чёрно-белая. Итог: полное цветное изображения Петра I (Рисунок 1).

Урок по истории на тему Россия конец XVII – I пол. XVIII ст.

Рисунок 1 - Портрет Петра I

Задания 4. Метод ассоциограмм (слайд 8): возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а в активную познавательную деятельность каждого учащегося. Благодаря наглядности информация обрабатывается быстрее и дольше сохраняется в памяти.

В центре записано слово - Петр I и слова или словосочетание, связанные с этим историческим реформатором (рисунок 1), (слайд 9). Каждую ассоциацию учащиеся по очереди обосновывают. Урок по истории на тему Россия конец XVII – I пол. XVIII ст.

Рисунок1 - Ассоциограмма «Петр I»

Задания 5. Метод Эдварда де Боно. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется. Учащиеся осваивают данный метод, пример указан в таблице1 (слайд 10 и 11).

Таблица 1 - Вопросы по методике Эдварда де Боно

Тема урока: Россия в первой четверти ХVIII в.

Класс 8

Цвет шляпы

Вопросы для организации мыслительной деятельности

Белая шляпа

Какие внутренние преобразования совершил Петр I?

Желтая шляпа

В чем выражаются положительные стороны реформ?

Черная шляпа

Цена и последствия реформ Петр I?

Красная шляпа

Какие возникают чувства к Петру I, как историческому государственному деятелю и почему?

Зеленая шляпа

Мог ли другие меры употребить Петр I для приведения в исполнения своих великих преобразований?

Синяя шляпа

Оцените значения петровских преобразований для государства Российского?

Учащимся Рекомендуется прочитать роман А. Н. Толстого

«Пётр Первый» (слайд 12).

Задания 6. Составления Синквейна (слайд 13). Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии.

Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример Синквейн (слайд 14):

Петр I

планомерно и направленно

реформировал, расширял, укреплял

выдающийся государственный деятель

царь


Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя - реформатора.
Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются неоднозначно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Хотелось бы привести слова С.М. Соловьева о Петре I, произнесенные на публичном чтении в честь 200-летия Петра: "То нетленное наследство, которое он оставил нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие".

Ребята сегодняшний урок я бы хотел окончить словами А. С. Пушкин и самого Петра I.

Пушкин писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Предпринятые Петром войны были благодетельны и плодотворны как для России, так и для человечества. Европейское просвещение «причалило» к берегам завоеванной Невы».

(«Мысли в дороге»)

Пушкин любил заниматься историческими изысканиями. Он дает восторженную оценку Петру:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?


Петр I верил в силы своего народа, поэтому его не устрашали неудачи, трудности,

сопротивление.

Он любил говорить: «Я продолжать буду так поступать, что ложь сама собою пострамлена будет, и надеюсь, что справедливость дел моих восторжествует».

В нашей истории Пётр I по праву остался ВЕЛИКИМ.

Урок завершен. До встречи на следующем уроке!


Подведение итогов урока.









© 2010-2022