- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории В афинских школах и гимнасиях (5 класс)
Конспект урока по истории В афинских школах и гимнасиях (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Федорова А.В. |
Дата | 20.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока по истории
Класс: 5
Тема: «В афинских школах и гимнасиях»
Цели:
Образовательная:
- выяснить характерные особенности древнегреческого обучения;
-определить основные ступени обучения в Древней Греции;
- определить значения образования в древности и сегодня;
- выявить научный смысл понятий: педагог, стиль, палестра, гимнасия.
Воспитательная:
- осознание роли обучения в жизни человека;
- воспитывать у учащихся стремление к совершенствованию, познанию мира.
Развивающая:
Способствовать дальнейшему развитию:
- навыков работы с текстом учебника, историческим источником;
- аналитических умений;
- коммуникативных способностей.
Оборудование: учебник Вигасин А. А. История История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. - М.: Просвещение, 2012.
Презентация «В афинских школах и гимнасиях» (Приложение 1)
Рассказ учителя о рабах-педагогах (Приложение 2)
Тип урока: комбинированный
Ход урокаПриветствует учащихся.
Проверяет готовность детей к уроку.
Приветствуют учителя. Подготавливают рабочее место.
2. Опрос домашнего задания
- индивидуально письменный у доски
- фронтальный устный
Организует опрос домашнего задания по теме «В гаванях афинского порта Пирей». К доске вызывается один учащийся.
Определение понятий: верфь - место, где чинили старые и строили новые корабли. Гражданин - коренной афинянин, у которого оба родителя были гражданами. Пошлина - плата за право торговать в Афинах.
Предполагаемые ответы:
1. Льняные ткани, папирус, слоновая кость, зерно, соленая рыба, рабы.
2. Глиняные сосуды, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки, вино, оливковое масло.
3. Три гавани. В Пиреях находилось две гавани для военных судов военные и одна для торговых.
К доске выходит один из учащихся. Задание: письменно дать определения понятиям: верфь, гражданин, пошлина.
После фронтального опроса, следует проверка.
Вопросы для класса:
1. Назовите товары импорта в Афины.
2. Назовите основные товары экспорта из Афин.
3.Сколько гаваней имел главный афинский порт и каково было их предназначение?
Учащийся даёт определения понятиям.
3. Переход к изучению нового материала
Беседа
(Приложение 1.)
Проблемный вопрос
Учитель организует беседу для актуализации имеющихся знаний у учащихся.
Предполагаемый ответ:
1. Обучение в афинской школе.
2. Потому что грамоту спартанцы учили мало, уделяя большое внимание гимнастике: состязались в беге, прыжках, борьбе. Спартанцев учили говорить лаконично, учили стойкости, жили воспитанники в отрядах, скудно ели и были плохо одеты.
Озвучивает проблемный вопрос.
Вопросы для беседы
1. Что изображено на картине?
(Слайд 2).
2. Вспомните, как проходило обучение в Спарте и почему афиняне называли спартанцев неучами? (Слайд 3)
Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока: Что из древнегреческой системы образования дошло до наших дней? (Слайд 4)
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя
(Приложение 2)
Закрепление
План урока:
1. Педагоги
2. Занятия в школе
3. Посещение палестры
4. В афинских гимнасиях
(Слайд 5)
Записывают число, тему и план урока в тетрадь.
-
Педагоги
Учитель рассказывает о рабах-педагогах. Руководит записями учащихся в тетради. Задает вопросы.
Предполагаемый ответ:
1. Потому что педагогами были рабы.
Продолжает рассказ.
Предлагает детям заполнить таблицу (слайд 7)
Ведут записи в тетради: Педагог - человек, занимающийся обучением и воспитанием ребенка.
1. Как вы думаете, почему афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!»?
(Слайд 6)
2. В чем сходство и различие педагогов Древней Греции и современных?
В тетрадях рисуют таблицу и заполняют вместе с учителем
Работа с текстом учебника на стр. 182. Чтение по цепочке Закрепление Индивидуально устный опрос
Рассказ учителя (Приложение 3) Закрепление Работа с источником в учебнике на стр. 184
Работа с текстом учебника на стр. 184. Чтение по цепочке Закрепление |
| |
Озвучивает задание, следит за чтением учащихся. Предполагаемые ответы: 1. Дощечки, покрытые воском, и стиль. 2. Дощечки, на которых писали, натирались воском, а слова на них выдавливали острым концом металлической или костяной палочки - стиля. | Открывают учебник на стр. 182. Читаю по цепочке пункт параграфа «Занятия в школе». 1. Что изображено на картинке? 2. Объясните механизм письма древних греков?
| |
3. Посещение палестры | ||
Учитель рассказывает о палестре. Демонстрирует изображения (Слайд 8-9). Руководит записями учащихся в тетради. Откройте учебник на стр. 184. Прочтите текст: «Разные взгляды греческих ученых на природу человека». Предполагаемые ответы: 1. Рабство - справедливо, по мнению Аристотеля, Антифонт же считал, что все люди равны между собой. 2. Антифонта. | Ведут записи в тетради: палестра -школа в Древней Греции, где занимались гимнастикой мальчики с 12 до 16 лет Открывают учебник на стр. 184. Один из учащихся вслух читает. 1. В чем различались взгляды ученых на природу человека? 2. Чьи мысли вам кажутся более правильными?
| |
4. В афинских гимнасиях | ||
Озвучивает задание, следит за чтением учащихся, комментирует. Предлагает детям заполнить схему «Ступени обучения в Древней Греции» (Слайд 10). | Открывают учебник на стр. 184. Читаю по цепочке пункт параграфа «В афинских гимнасиях». Рисуют схему в тетради и заполняют ее вместе с учителем. | |
5. Итоговое закрепление Проблемный вопрос | Возвращается к проблемному вопросу. (Слад 11) Сохранились - названия: педагог, гимназия; - каникулы для учащихся; - учебные предметы (музыка, литература, история и пр). | Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока: Что осталось от древнегреческой системы образования в наши дни? |
6. Рефлексия Метод незаконченного предложения | Продолжите предложение | Продолжите предложение: Сегодня на уроке я …(узнал, удивился, понял, разочаровался и т. д.). |
7. Домашнее задание | Открываем дневники, записываем домашнее задание | § 38 стр. 181-184. Написать мини-сочинение на тему: «Один день в афинской школе (гимнасии)» |