Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС. Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по истории для общеобразовательных школ: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. 2-е издание, доработанное.- Москва «Просвещение», 2014. Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по истории для общеобразовательных школ: История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Москва «Прос...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного

муниципального образования «Оёкская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

На заседании МО __________

Протокол № 1

От «__»_______2014г.

Руководитель МО

_____________________

Согласовано

«__»_______2014г

Зам директора по УВР

Дунаева С.В.

_____________________

Утверждаю

Приказ № 96\13________

от «_01__»09_____2014г.

Директор МОУ ИРМО «Оёкская СОШ»

________О.П. Тыртышная



Рабочая программа

по истории

для 6 класса

(уровень: базовый)

Учитель: Баранова Наталья Васильевна,

II квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по истории для общеобразовательных школ: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. 2-е издание, доработанное.- Москва «Просвещение», 2014.

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по истории для общеобразовательных школ: История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Москва «Просвещение», 2011.




2014/2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по (предмету), утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

  4. Распоряжение министерства образования Иркутской области от 12.08.2011 года №920-мр «О региональном учебном плане общеобразовательных учреждений Иркутской области» (с изменениями, внесенными распоряжениями от 07.08.2012 г№962, от 10 мая 2012 г №561-мр на 4,5-11 классов).

  5. Учебный план МОУ ИРМО «Оёкская СОШ» на 2014/2015 учебный год

  6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  7. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. 2-е издание, доработанное.- Москва «Просвещение», 2014.

Программа по истории для общеобразовательных школ: История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Москва.: «Просвещение», 2011.

  1. Рабочей программе соответствует учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков. 6 класс - М.: Просвещение, 2012.

Рабочей программе соответствует учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6 класс - М.: Просвещение, 2012.

  1. Рабочая программа курса «История» в 6 классе (базовый уровень) рассчитана на 2 часа в неделю, общее число часов - 68 часов и соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по истории.

Данная рабочая программа для учащихся 6 классов разработана на основе примерной программы Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. 2-е издание, доработанное.- Москва «Просвещение», 2014.; «Программа по истории для общеобразовательных школ: История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Москва, «Просвещение», 2011», рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- учебник: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской История Средних веков. 6 класс - М.: Просвещение, 2012.

- рабочая тетрадь: Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение, 2012.

- учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6 класс - М.: Просвещение, 2012. - рабочая тетрадь по истории России с древнейших времён до конца XVI века. Симонова Е.В. Москва, «Экзамен», 2014.

Курс «История» в 6 классе состоит из двух разделов: История Средних веков и История России.

В данную рабочую программу были внесены изменения: увеличено количество часов по истории Средних веков и уменьшено количество часов по истории России. Согласно учебному плану в первом полугодии 16 учебных недель, во втором - 18 учебных недель, исходя из этого целесообразно на историю Средних веков отвести 32 часа, а на историю России 36 часов.

Цели и задачи:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

- развитие способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приёмами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей;

- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

- изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине.

- формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

- овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI века, понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также ценностно-смысловая (это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг);

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса «История Средних веков» основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач.

Реализуются три основные функции истории:

- познавательно-развивающая, которая состоит в изучении исторического пути разных стран и народов, отражении всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая, формирующая представления об обществе, общей картине мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Наиболее актуальными и значимыми подходами для выполнения задач ФГОС являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий в качестве приоритетного в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

- личностно-ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Этот подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории основывается на следующих принципах:

- принципе историзма, рассматривающем все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

- принципе объективности, основанном на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

- принципе социального подхода, предполагающем рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм его проявления в обществе;

- принципе альтернативности, предполагающем гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Принцип альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, перспективные пути развития.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.

Главная содержательная линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:

- экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;

- социальная история России: формирование, структура и эволюция этнических, конфессиональных, социальных и других общностей; динамика социальных взаимоотношений и социальных конфликтов;

- политическая история России: зарождение и эволюция российской государственности, её исторические формы и типы; механизмы и модели функционирования и смены власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;

- история внешней политики России: динамика статуса страны в системе международных отношений; особенности взаимодействия с различными народами и государствами; причины, ход и последствия важнейших военных конфликтов;

- социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.

Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально-активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентного и личностно-ориентированного подхода в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, различными видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющих им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, различных видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств учащихся.

В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества и мировоззренческие установки

учащихся, которые не подлежат контролю на уроке.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе и в повседневной жизни, продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

- способность применять понятийный аппарат исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе всеобщей истории;

- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

- овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий, явлений;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, выявлять их сходство и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Контроль уровня обученности:

Оценка «5»

- Полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;

- Четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;

- Для доказательства использованы различные умения, выводы, примеры;

- Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4»

- Раскрыто основное содержание материала;

- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

- Ответ самостоятельный;

- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и примеров.

Оценка «3»

- Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;

- Определения понятий недостаточно четкие;

- Не использованы в качестве доказательств выводы и обобщения из наблюдений и примеров или допущены ошибки при их изложении;

- Ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

Оценка «2»

- Основное содержание учебного материала не раскрыто;

- Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;

- Допущены грубые ошибки в определении понятий

Материально-техническая база:

-компьютер;

-проектор;

-сканер;

-принтер.




Тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

I полугодие История Средних веков (32 часа)

1

Введение. Живое Средневековье.

1

2

Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.)

6

3

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI - XI вв.

3

4

Тема 3. Арабы в VI-XI вв.

2

5

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

2

6

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.

2

7

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

8

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.).

6

9

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

10

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.

2

11

Тема 11. Народы Азии, Америки, и Африки в средние века.

3

12

Итоговое повторение

1

II полугодие История России (36 часов)

1

Введение.

1

2

Тема 1. Русь Древняя.

9

3

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси.

9

4

Тема 3. Русь Московская.

16

5

Итоговое повторение.

1

Итого:

68

Содержание курса (68 часов)

I полугодие История Средних веков (32 часа)

Введение. Живое Средневековье (1 час).

Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (6 часов)

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI - XI вв. (3 часа)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка - центр торговли. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Междоусобицы. Распад халифата. Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык. Престиж образованности и знания Научные знания арабов. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2 часа)

Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Причины возникновения городов. Торговые пути. Ярмарки. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Развлечения горожан. Союз королей и городов.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV - XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы (2 часа).

Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Усиление власти короля. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Доминик Гусман. Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв. Крестовые походы и крестоносцы. Различия походов бедноты и феодалов. Укрепление королевской власти. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 часов).

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев. Укрепление власти короля. Авиньонское пленение пап. Франция - централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции. Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. Парламент - сословное собрание. Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Партизанская война. Завершение Столетней войны.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа).

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Итоги и последствия гуситского движения. Балканские народы накануне завоевания. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Завоевание турками0османами Балканского полуострова.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 часа).

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Тема 10. Народы Азии, Америки, и Африки в средние века. (3 часа).

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни

Итоговое повторение (1 час).

II полугодие История России (36 часов)

Введение. (1 ч)

Тема 1. Русь Древняя. (9 ч)

Народы и государства нашей страны в древности: государства Северного Причерноморья, Скифское Царство, Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария, кочевые народы Степи. Восточные славяне в VI - IX веках. Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. « Русская Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. Культура и быт Древней Руси.

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси. (9 ч)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Экспансия на Западе. Золотая Орда и Русь. Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII веках.

Тема 3. Русь Московская. (16 ч)

Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Предпосылки образования Российского государства.

Иван III. Василий III. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Русская культура второй половины XIII-XV веков. «Задонщина». Теория «Москва- Третий Рим». Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Условия развития страны XVI века: территория, население, экономика. Предпосылки централизации страны. Иван Грозный. Реформы 50-60-х годов XVI века. Земские соборы. Опричнина. Становление сословно-

представительной монархии.

Русская литература XVI века. Публицистика. Летописи. Начало русского книгопечатания. Оборонительное зодчество. Шатровые храмы. Живопись. Быт и нравы. «Домострой». Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века».

Итоговое повторение. (1 ч)



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по истории

Класс: 6

Учитель: Баранова Н.В.

Количество часов:

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных работ 4 ч, тестов 3 ч.;

Планирование составлено на основе примерной государственной программы по истории для общеобразовательных школ: Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. 2-е издание, доработанное.- Москва «Просвещение», 2014.

Планирование составлено на основе примерной государственной программы по истории

для общеобразовательных школ: История России. Рабочие программы. 6-9 классы. Москва «Просвещение», 2011.

Учебник: Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков - М.: «Просвещение», 2012.

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. 6 класс - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная литература:

1. Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс». М.: «Русское слово», 2005.

2. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс. М.: «Владос», 2009.

3. Колесниченко Н.Ю. История Средних веков. Поурочные планы к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс. Волгоград: «Учитель», 2007.

4. Колесниченко Н. Ю. «История России с древнейших времён до конца XVI века. Поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной 6 класс». Волгоград: «Учитель», 2011.

5. Колесниченко Н. Ю. История России конец XVI- XVIII вв. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.

6. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времён до конца XVI века»). Волгоград, «Учитель», 2009.




Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Основные понятия (содержание)

Формирование информационной компетентности

Виды учебной деятельности (на уровне УУД)

Дата

Корректировка

I полугодие История Средних веков (32 часа)

I четверть - 9 недель, 18 уроков

1.

Введение. Живое Средневековье.

1

Что изучает история Средних веков. Дискуссии учёных о временных границах эпохи Средневековья. Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. По каким источникам учёные изучают историю Средних веков.

Исследовать место эпохи Средневековья в истории с помощью «ленты времени».

Изучать историческую карту мира Средневековья.

Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) (6 часов)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др

2.

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках.

1

Образование варварских государств на территории бывшей Западной Римской империи. Складывание королевства у франков во главе с Хлодвигом, основателем рода Меровингов. Раздел Франского королевства между наследниками.

Рассказывать о складывании государств у варваров.

Объяснять своеобразие складывания государства у франков.

Обобщать события истории франков и выделять её этапы.

3.

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров.

Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.

Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры.

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Новый король и династия Каролингов. Личность Карла Великого. Карл и титул европейских правителей. Папа римский и великий король франков. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карлом между наследниками. Верденский договор: рождение Лотарингии, Франции и Германии. Папская область. Новый император. Развитие феодальных отношений во Франском государстве. От свободы крестьян к крепостной зависимости.

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.

С помощью исторической карты рассказывать о внешней политике Карла Великого.

Сравнивать политику Карла и Хлодвига.

Комментировать последствия Верденского раздела.

5.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках.

1

Феодолизм. Феодальная лестница. Потеря королевской властью значения центрального государственного органа. Слабость Каролингов. Гуго Капет - новый избранный король. Владения короля - его домен.

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.

Сравнивать королевскую власть во Франции и Германии.

Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей.

6.

Англия в раннее Средневековье.

1

Легенды об английском короле Артуре и историческая реальность. Бретань и Британия. Норманны и их образ жизни. Варяги и народы Восточной Европы. Русь и варяги. Объединение Англии в единое государство. Королевства норманнов в Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Сравнивать королевскую власть в Англии, во Франции и Германии.

Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

7.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.)»

1

Закрепление изученного материала.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Тема 2. Византийская империя и Ближний Восток в VI - XI вв. (3 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

8.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Анализировать отношения Византии с соседними народами.

9.

Культура Византии.

1

Культура Византии. Вторжения славян и арабов. Византия- наследница мира Античности и стран Востока. Основные типы школ Византии. Развитие античных знаний. Появление и развитие иконописи. Византия и Русь: культурное влияние.

Доказывать, что Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Устанавливать аналогию между византийской и римской школой. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.

10.

Образование славянских государств.

1

Направления движения славян и территории их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Вождь и дружина. Славянские просветители Кирилл и Мефодий.

Составлять логический рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славян.

Тема 3. Арабы в VI-XI вв. (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

11.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

География, природные условия Аравийского полуострова, занятия и образ жизни его жителей. Мекка - центр торговли. Распространение ислама среди арабских племён. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Междоусобицы. Распад халифата.

Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством.

12.

Культура стран халифата.

1

Наследие эллинизма и ислам. Арабский язык. Престиж образованности и знания Научные знания арабов. Значение культуры халифата.

Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.

Тема 4. Феодалы и крестьяне (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

13.

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Земля - феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости. Крестьянская община. Средневековая деревня.

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни.

14.

В рыцарском замке.

1

Период расцвета, зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Распространение архитектуры замков. Отличительные знаки рыцаря. Кодекс рыцарской чести.

Доказывать, что в этот период в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

15.

Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни.

1

Совершенствование орудий обработки земли. Разнообразие продуктов земледелия. Развитие ремесла в сельском хозяйстве. Причины возникновения городов. Своеобразие города. Управление городом и городская знать. Городская беднота и восстания. Образ жизни горожан. Развлечения горожан. Союз королей и городов.

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу.

Выделять условия возникновения и развития городов.

Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.

Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.

Определять роль университетов в развитии городов.

16.

Торговля в средние века.

1

Оживление торговых отношений. Торговые пути. Ярмарки - общеизвестные места торговли в Европе. От ростовщичества к банкам.

С помощью карты определять центры ремесла и торговли.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

17.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

Складывание трёх сословий, характерных для общества феодального этапа. Усиление власти короля. Инквизиция. Монашеские нищенствующие ордены. Доминик Гусман.

Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества.

Объяснять причины усиления королевской власти.

Называть причины появления движения еретиков.

18.

Крестовые походы.

1

Клермонский призыв папы римского Урбана II. Широкий отклик на призыв. Крестовые походы и крестоносцы. Различия походов бедноты и феодалов. Укрепление королевской власти. Упадок и конец крестоносного движения. Значение и итоги Крестовых походов для Запада и Востока.

Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события.

Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги всех крестовых походов.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) (6 часов)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

19.

Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих свобод.

1

Экономические успехи Французского государства. Объединение городов и крестьян-земледельцев. Укрепление власти короля. Авиньонское пленение пап. Франция - централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции. Король Англии - Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. Парламент - сословное собрание.

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты.

Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля.

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.

Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны.

Итого за I четверть 18 уроков

II четверть - 7 недель, 14 уроков

20.

Столетняя война.

1

Столетняя война: причины и повод. Готовность к войне, вооружённость армий противников. Основные этапы Столетней войны. Партизанская война. Завершение Столетней войны.

Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах.

21.

Усиление королевской власти во Франции и в Англии.

1

«Чёрная смерть « и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Завершение объединения Франции. Междоусобная война Алой и Белой розы в Англии.

Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян.

Характеризировать социальные движения. Рассказывать о последствиях Столетней войны для Англии и Франции.

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.

22.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Мусульманская Испания - процветающая часть Европы. Многовековая реконкиста в Испании. Распад Кордовского халифата. Инквизиция.

Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства.

Объяснять причины и особенности Реконкисты.

23.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности Германии. Слабость королевской власти. Образование централизованных государств в Германии. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.

Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей.

Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств. Определять причины ослабления императорской власти.

24.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)»

1

Закрепление изученного материала.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника.

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

25.

Гуситское движение в Чехии.

1

Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи. Прага - столица империи. Население, церковь и власть. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. Итоги и последствия гуситского движения.

Характеризировать Чехии в 15 в., Рассказывать об отношении общества к католической церкви.

Оценивать поступки Яна Гуса. Называть итоги и последствия гуситского движения.

26.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Балканские народы накануне завоевания. Ослабление Болгарского царства изнутри и за пределами его границ. Усиление и распад Сербии. Завоевание турками0османами Балканского полуострова.

Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии.

Тема 9. Культура Западной Европы в XI-XV вв. (2 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

27.

Образование и философия. Средневековая литература. Средневековое искусство.

1

Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы.. Рыцарская литература. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире.

Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

Составлять рассказ экскурсию по памятникам искусства. Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.

28.

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Гуманисты и их идеал универсального человека. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Начало производства огнестрельного оружия. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Начало великих географических открытий.

Составлять рассказ-описание по картине художника.

Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.

Доказывать, что в 15 веке стали преобладать практические знания. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.

Анализировать последствия развития мореплавания.

Тема 10. Народы Азии, Америки, и Африки в средние века (3 часа)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

29.

Средневековый Китай. Индия. Государства и культура.

1

Империя Тан - единое государство. Развитие феодальных отношений. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Приобретение независимости. Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Междоусобные войны раджей. Хозяйство и богатства Индии.

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая и Индии.

Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Анализировать развитие страны. Называть особенности буддизма.

30.

Государства и народы Доколумбовой Америки.

1

Население Северной и Южной Америки. Территория расселения, занятия, образ жизни.

Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки.

31.

Африка.

1

Сохранение родоплеменных отношений. Управление и организация жизни. Неравномерность развития Африки.

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки.

Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

32.

Наследие Средних веков в истории человечества. Итоговое повторение.

1

Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Складывание нового образа человека и отношений.

Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы.

Итого за II четверть 14 уроков

Итого за I первое полугодие 32 часа

II полугодие История России (36 часов)

III четверть - 10 недель, 20 уроков

33.

Введение.

1

Что изучает история Отечества. История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Активизировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников.

Характеризовать источники по российской истории.

Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России.

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII века. (9 часов)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

34.

Древнейшие народы на территории России.

1

Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

35.

Восточные славяне.

1

Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань.

36.

Формирование Древнерусского государства.

1

Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Рассказывать причины и называть время образования Древнерусского государства.

Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье.

37.

Первые киевские князья.

1

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава.

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси.

38.

Владимир Святославич. Принятие христианства.

1

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича.

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Объяснять смысл понятий митрополит, епископ.

39.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя и внешняя политика. Управление государством. Международный авторитет Древней Руси. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп.

40.

Культура Древней Руси.

1

Истоки и особенности древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие.

41.

Быт и нравы Древней Руси.

1

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремёсел и торговли. Военное дело. Жилище, одежда.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе.

42.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Русь в VIII - первой половине XII века).

1

Повторение и контроль.

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории древней Руси по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

Тема 2. Русь удельная в XII-XIII вв. (9 часов)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

43.

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности.

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.

Называть хронологические рамки периода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности.

44.

Главные политические центры Руси. Владимиро-Суздальское княжество.

1

Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика.

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо.

45.

Главные политические центры Руси. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество.

1

Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси.

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник.

46.

Нашествие с Востока.

1

Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей.

Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов.

47.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать составление характеристики Александра Невского.

48.

Русь и Золотая Орда.

1

Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды.

Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристики Александра Невского.

Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

49.

Русь и Литва.

1

Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

50.

Культура русских земель в XII-XIII вв.

1

Особенности культуры XII-XIII вв. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Давать общую характеристику русской культуры в указанный период.

Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель.

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII-XIII вв.

51.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь удельная в XII-XIII вв.»

1

Повторение и контроль.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

Тема 3. Московская Русь в XIV-XVI вв. (16 часов)

Личностные:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Регулятивные:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

Познавательные:

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Коммуникативные:

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

52.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Показывать на исторической карте территорию Северо- Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Итого за III четверть 20 уроков

IV четверть - 8 недель, 16 уроков

53-54.

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

2

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве.

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея.

55.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века.

1

Василий I. Феодальная война второй четверти XV в., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши.

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

56.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого Русского государства.

57.

Московское государство в конце XV - начале XVI века.

1

Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить составление характеристики Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. И использовать эти сведения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

58.

Церковь и государство в конце XV - начале XVI века.

1

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - Третий Рим».

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва - Третий Рим».

Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

59-60.

Реформы Избранной рады.

2

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военная реформа.

Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI века.

Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула.

Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти.

Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, земский собор, стрелецкое войско, дворяне.

61-62.

Внешняя политика Ивана IV.

2

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Ливонская война.

Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

63.

Опричнина.

1

Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного.

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана Грозного.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о нём.

Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного.

Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право.

64.

Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-XVI вв.

1

Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература.

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV-XVI вв.

Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений, презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

65.

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

1

Зодчество. Архитектура Московского государства. Русская живопись XIV-XVI вв. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов из Интернета.

Собирать информацию и готовить сообщения, презентации об иконах и о храмах XIV-XVI вв.

Составлять описание памятников материальной и художественной культуры.

66.

Быт XV-XVI вв.

1

Город и село. Особенности материальной культуры: одежда, еда, жилище.

Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, Интернета.

Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV-XVI вв., используя информацию из источников.

67.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Московская Русь в XIV-XVI вв.».

1

Повторение и контроль.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

68.

Итоговое повторение.

1

Итоговое повторение и обобщение.

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте).

Итого за IV четверть 16 уроков

Итого за II полугодие 36 часов

Итого 68 часов





© 2010-2022