Конспект урока Подготовка к ЕГЭ по истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс профессионального мастерства педагогов

«Мой лучший урок»




Урок истории в 11 классе на тему:

«Организация подготовки учащихся

к итоговой аттестации»

Учитель истории и обществознания

МКОУ Титаревской СОШ

Кантемировского муниципального района

Филиппов Леонид Павлович






2015 год

Тема урока: Организация подготовки учащихся к итоговой аттестации ( Слайд 1)

Цель урока: актуализация знаний учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам

содержания курса.

Задачи урока: а) помочь школьникам обобщить, систематизировать содержание курса

отечественной истории по основным его разделам; дать рекомендации по

выполнению заданий различных типов;

б) на основе опыта проведения ЕГЭ в предшествующие годы привлечь

внимание выпускников к наиболее сложным проблемам курса; развивать

логическое мышление школьников, их аналитические способности: умения

сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

в) воспитание чувства патриотизма; мотивов положительного отношения к

знаниям.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование: индивидуальные карточки-задания, компьютер, презентация, интерактивная

доска

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Урок предэкзаменационного повторения сегодня мы посвятим актуализации знаний по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания, ознакомления со всеми видами заданий экзаменационной работы по истории и выполнению тренировочных заданий по всем разделам курса. Напоминаю, что содержание материала по истории России представлено в экзаменационной работе по разделам, определённым на основе принятой периодизации и с учётом хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это: 1) 882 - 1600 г.г.; 2) 1601 - 1800 г.г.; 3) 1801 - 1900г.г.; 4) 1900 - 1916г.г.; 5) 1917 - 1945гг.; 6) 1945 - 1991гг.; 7) 1991 - 2010гг. В рамках ЕГЭ по каждой из этих эпох проверяются компоненты, отражающие весь состав исторических знаний: даты, факты, понятия, соотношение фактов и понятий, причинно - следственные связи. Вместе с тем объем проверяемых компонентов для каждой темы различен и во многом обусловлен количество часов, отводимых на ее изучение.

2. Основная часть урока. Использование компьютера и интерактивной доски.

- Начнем работу с заданий на проверку хронологических знаний.

Часть 1.

1. К какому веку относится царствование Ивана Грозного? (Слайд 2)

1) XIV в.

2) XV в.

3) XVI в.

4) XVII в.

2. Чем знаменателен в истории России 1861 год? (Слайд 2)

1) отменой крепостного права;

2) восстанием декабристов;

3) основанием в России Государственной Думы;

4) провозглашением России республикой

3. Какое из названных событий произошло раньше других? (Слайд 3)

1) создание Временного правительства;

2) заключение Брестского мира с Германией;

3) переход к нэпу;

4) Генуэзская конференция

4. В каком из названных рядов указанны даты, связанные с успехами СССР в освоении космоса? (Слайд 3)

1) 1957 г., 1961г.

2) 1979 г., 1989 г.

3) 1956 г., 1964 г.

4) 1972 г., 1981 г.

- Ребята, обратите внимание, что проверка хронологических знаний осуществляется при помощи заданий разного вида. В одних случаях требуется четкое указание даты, века (задания 1,2). Поиск верного ответа идет двумя путями: важно вспомнить нужную дату и исключить неверные варианты ответа. В других случаях важно проявить знание исторической эпохи, установить место каждого события в общем процессе (задание 3).

В задании 4 все предложенные даты относятся к важным вехам в истории СССР. Однако в каждом из рядов есть своего рода ориентир, в данном случае это 1961г. - полет в космос Ю.А. Гагарина.

- Следующая группа заданий направлена на поверку знаний конкретно исторических фактов.

К этой группе относятся задания, в которых проверяются знания тех или иных событий, их участников, мест, где они проходили. Они служат базой для выполнения заданий и на установление причинно - следственных связей, и заданий части В.

Рассмотрим такие примеры.

1. Лозунг «За Советы без коммунистов!» выдвигался участниками: (Слайд 4)

1) мятежа левых эсеров;

2) восстания крестьян в Сибири;

3) Кронштадтского восстания моряков;

4) первого Всесоюзного съезда Советов при образовании СССР

2. Как назывался план объединения советских республик в составе РСФСР, предложенный в 1922 г. И.В.Сталиным? (Слайд 4)

1) «автономизации»;

2) федерализации;

3) советизации;

4) интеграции

3. Что из названного относится к характеристике «нового политического мышления»?

(Слайд 5)

1) критика глобализации;

2) отказ от социалистических ценностей;

3) признание мира единым и целостным;

4) признание права СССР на защиту мировой системы социализма.

4. Что было одним из последствий принятия Соборного уложения 1649 г.? (Слайд 5)

1) установление бессрочного сыска беглых крестьян;

2) продление сроков поиска крестьян до 15 лет;

3) установление правила «с Дона выдачи нет»;

4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

- В части А экзаменационной работы есть и более сложные задания на группировку, систематизацию фактов, понятий. Рассмотрим эти задания.

1. Какие из названных событий относятся к периоду «оттепели»? (Слайд 6)

а) начало десталинизации;

б) восстановление отраслевых министерств;

в) концепция «нового политического мышления»;

г) освоение целинных и залежных земель;

д) запуск первого в мире искусственного спутника Земли;

е) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности.

- Переходим к выполнению заданий части В. Это задания повышенного уровня сложности, с помощью них проверяются умения группировать, классифицировать факты, анализировать исторические источники. Рассмотрим примеры.

1. Расположите в хронологической последовательности события российской истории

XYI -XYII в.в. (Слайд 7)

а) церковный раскол;

б) Ливонская война;

в) присоединение к России Казанского ханства;

г) восстание под руководством Степана Разина

2.Установите соответствие между именами князей и фактами их деятельности: (Слайд 7 )

1) Иван Калита А) отражение агрессии с Запада

2) Александр Невский Б) принятие первого Судебника

3) Иван Третий В) возвышение Москвы

4) Василий Темный Г) участие в феодальной войне

Рассуждения по выбору правильной последовательности осуществляются с помощью учителя.

Анализ исторического источника. Самостоятельная работа учащихся с документом Прочитайте отрывок из «манифеста» 1773 г. И напишите фамилию его автора.

«Кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи разорителей крестьян, всячески стараясь, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников злодеев - дворян всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет».

Переход к характеристике третьей части экзаменационной работы - части С. Следует отметить, что это наиболее сложная и трудоемкая часть работы, предполагающая развернутые ответы на заданную тему.

Почитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1 - С3.

« Н.С. Хрущев называет наших руководителей «слугами народа», это все равно, что черное назвать белым… Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин ее ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, бояться разрешить самому народу думать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей… Опубликуйте, кто из руководителей и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем закрывать это от избирателей?

Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел... Поводите референдумы. Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет… Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его только вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».

С 1. Как назывался период, когда было написано это письмо? Что было отличительной чертой этого периода?

С 2. Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? Укажите не менее трех проблем. Какие пути решения проблем он предлагает? Укажите не менее 2 путей решения.

С 3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее 2 причин существовавших проблем, названных автором.

3. Заключительная часть урока.

Поведение итогов урока. Анализ работы учащихся на уроке.

Домашнее задание: продолжить работу с текстом.

Комментирование оценок.


© 2010-2022