- Преподавателю
- История
- Конспект урока истории России в 10 классе по теме Индоевропейцы. Исторические корни славян
Конспект урока истории России в 10 классе по теме Индоевропейцы. Исторические корни славян
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова И.А. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
Дата: 4.01.2015.
Цель: показать исторические корни русского и других славянских народов; выявить их место на древней географической карте Европы; сделать выводы о взаимоотношениях славян с другими народами.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с родословной народов Евразии, установить родину индоевропейцев;
- определить место предков славян среди индоевропейцев;
- рассказать о Великом переселении народов.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы и устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать навыки работы с картой;
- продолжить работу по формированию умения работать с текстом учебника;
- совершенствовать технику и культуру речи детей;
- развивать умение делать выводы, слушать и слышать.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа и государства.
Оборудование урока: учебник, доска, мел, карта «Расселение славянских племен», презентация «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
Форма урока - традиционная.
Тип урока - комбинированный.
План урока:
-
Кто такие индоевропейцы. Родословная народов Европы.
-
Место предков славян среди индоевропейцев.
-
Первые нашествия.
-
Восточная Европа в эпоху Великого переселения народов.
-
Основание Киева.
-
Соседи славян.
Ход урока:
№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
-
Орг. момент
( 1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
Староста, назови, пожалуйста, отсутствующих.
Приветствуют учителя, садятся.
Староста называет отсутствующих.
-
Проверка домашнего задания
(15 мин.)
Тема нашего прошлого урока «История как наука».
Работаем с вопросами.
-
Что такое история?
-
На основании чего мы делаем выводы о жизни людей в прошлом?
-
Какие виды исторических источников вы знаете?
-
Какие вспомогательные исторические дисциплины вам известны? Что они изучают?
Отвечают на вопросы.
-
Изучение новой темы
(25 мин.)
Тема урока: «Индоевропейцы. Исторические корни славян».
1.Индоевропейцы - это древнее население огромных территорий Европы и Азии. Большинство ученых считают, что прародиной индоевропейцев стал большой район Юго-Восточной и Центральной Европы. Индоевропейцы занимались скотоводством и земледелием, позднее стали выплавлять бронзу. С юго-востока началось распространение индоевропейцев по просторам Евразии. Двигаясь на запад, они достигли берегов Атлантики. Другая их часть заселила север Европы и Скандинавский полуостров. Клин индоевропейских поселений врезался в среду угро-финских народов и уткнулся в Уральские горы. На юге индоевропейцы продвинулись в Малую Азию и на Северный Кавказ, вышли к Иранскому нагорью и расселились в Индии. Теперь земли, на которых проживали индоевропейцы, постирались от Атлантики до Индии. Поэтому их назвали индоевропейцами.
В IV-III тыс. до н.э. былая общность индоевропейцев начинает распадаться. В дальнейшем они разделились на восточную группу народов, западноевропейскую, славянскую и балтскую.
Началось смешение индоевропейцев с жившими здесь ранее племенами, в том числе с угро-финнами. Занимавшие ранее большие районы севера Восточной Европы, Предуралья и Зауралья угро-финны распались на новые ветви - угров (венгров) и финнов. Потомками угро-финского населения являются многие российские народы Поволжья и Севера - мордва, удмурты, мари, коми. Появлялись здесь и выходцы из земель, где обитали предки турок и монголов. Их потомки - калмыки и буряты. Все они, как и славяне, в дальнейшем превратились в полноправных обитателей Восточно-Европейской равнины.
2.Во II тыс. до н.э. индоевропейцы Центральной и Восточной Европы говорили на одном языке и представляли в течении ряда веков одно целое. И резко отличались от Индии, тех, кто осел в Индии, Средней Азии и на Кавказе. В середине II тыс. до н.э. обособились германские племена, а балты и славяне составили общую балто-славянскую группу. Балты расположились в северных районах Восточной Европы, германцы передвинулись к западу, а на юге расселились греки и италики.
Центром расселения славянских племен стал бассейн реки Вислы.
На рубеже II и I тыс. до н.э. в Европе появились новые человеческие общности. Свое место среди них заняли предки славян.
3.Киммерийцы - кочевые племена индоиранцев.
Скифы - с VI по IV вв. до н.э. - ираноязычные кочевники. Создание Скифской державы.
Со II в. до н.э. появляются орды сарматов - захватывают земли Скифской державы.
4.Великое переселение народов III - IV вв.
Во II - III вв. через земли балтов и восточных славян готы прошли в степи современной Украины и прожили там 2 столетия.
С 370-х гг. началось нашествие гуннов. Сражение на Каталаунских полях - 451 г.
Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, - в бассейне Днепра и Днестра - сложился мощный союз восточнославянских племен, которых назвали антами.
5.Летопись о Кие, Щеке и Хориве.
6. Середина VI в. - появление многочисленной тюркской орды - аваров.
Конец VIII в. - разгром франками аваров и приход с востока хазаров. Образование Хазарского каганата.
Слушают.
Записывают в тетрадь определения и даты.
-
Закрепление
(3 мин.)
Работа с вопросами - стр. 24.
-
Какие современные народы могут считать себя потомками индоевропейцев?
-
Почему распался антский племенной союз?
-
Как связаны между собой Скифская держава и предки славян?
Отвечают на вопросы.
5.Выставление оценок и объяснение домашнего задания
( 1мин.)
Параграф 1. Вопросы стр. 24.
Записывают в дневник.