РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской - М.: Просвещение, 2014 г.

2. История России 6 кл. В 2-х частях. Н.М. Арсентьев, А. А. Данилова, И.В. Курукин, А.Я. Токарева; под редакцией А.В. Торкунова. - М.: Просвещение, 2016.

Рабочая программа обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения обозначенной учебной дисциплины (курса) в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в школе. В соответствии с общепринятыми нормами рабочая программа по предмету история (6 класс) направлена на реализацию ряда следующих задач:

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;

- воспитание у подростков патриотизма - уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;

- овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Общая характеристика предмета:

Программа охватывает период с конца V по XVI вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории, которые вошли в современную цивилизацию.

Задачи предмета - показать самобытные черты Средневековья, его особенности. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам истории Средних веков, проследить динамику этого периода и обозначить его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

История России этого периода, обладая определенной спецификой, рассматривается на фоне общемировых преобразований (после изучения всеобщей истории). В изучаемый отрезок времени (с древнейших времен до XVI столетия) происходило создание Hоссийской государственности, а также формирование российской, белорусской и украинской народностей. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно-гуманитарного подхода в изучении истории.

Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала на ступени 6 класса отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох. Складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные блоки хронологического периода реализуются в рамках двух отделов - «Всеобщая история» и «История России». Данная программа предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.

Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. К ним относится умения:

- передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- проводить анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- составлять план, тезисы конспекта;

- уверенно выражать свои мысли в монологической либо диалогической речи;

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Место учебного предмета в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII, IX классах по 68 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты освоения предмета:

К важнейшим личностным результатам изучения истории России в 6 классе относятся следующие убеждения и качества:

- осознание своей идентичности как гражданина России, для которого общая историческая судьба с другими народностями выступает в качестве важного признака;

- осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

- понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

Метапредметные результаты изучения истории России в 6 классе выражаются в следующих качествах:

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Предметные результаты изучения истории России в 6 классе включают:

- овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до XVI в.;

- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности исторических личностей (например, Владимира Святославича, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Ивана Калиты - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

Тематическое планирование


№/§

п/п

Наименование темы

Кол- во часов

Дата

Примечание

План

Факт

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (28 часов)

Глава I. Становление средневековой Европы (VI - XI века) (5 часов)

1/1

Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII веках.

1

2/2

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

3/3

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

4/4

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках

1

5/5

Англия в раннее Средневековье.

1

Глава II. Византийская империя и славяне в VI - XI веках (3 часа)

6/6

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

1

7/7

Культура Византии.

1

8/8

Образование славянских государств.

1

Глава III. Арабы в VI - XI веках (2 часа)

9/9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

10/10

Культура стран халифата.

1

Глава IV. Феодалы и крестьяне (1 час)


11/11-12

Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке.

1

Глава V. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 часа)

12/13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

1

13/14-15

Торговля в Средние века. Горожане и их образ жизни.

1

Глава VI. Католическая церковь в XI - XIII веках. Крестовые походы (2 часа)

14/16

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

15/17

Крестовые походы.

1

Глава VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV века) (5 часов).

16/18

Как происходило объединение Франции.

1

17/19-20

Что англичане считают началом своих свобод.

Столетняя война.

1

18/21

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

19/22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

20/23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII - XV веках.

1

Глава VIII. Славянские государства в Византии в XIV - XV веках (2 часа)

21/24

Гуситское движение в Чехии.

1

22/25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Глава IX. Культура Западной Европы в Средние века (3 часа)

23/26

Образование и философия.

1

24/27-28

Средневековая литература. Средневековое искусство.

1

25/29-30

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

Глава X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (3 часа)

26/31

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1

27/32

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.

1

28

Повторительно-обобщающий урок или контрольно-оценочный урок по I Главе (по усмотрению учителя).

1

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVI ВЕКА (40 часов)

Введение (1 час)

29

Наша Родина - Россия.

1

Глава I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 часов)

30/1

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

31

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1

32/2

Образование первых государств.

1

33/3

Восточные славяне и их соседи.

1

34

История заселения территории родного края в древности или повторительно-обобщающий урок по I Главе (по усмотрению учителя).

1

Глава II. Русь в IX - первой половине XII века (11 часов)

35/4

Первые известия о Руси.

1

36/5

Становление Древнерусского государства.

1

37/5

Становление Древнерусского государства.

1

38/6

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

39/7

Русское государство при Ярославе Мудром.

1

40/8

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1

41/9

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

42/10

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

43/11

Повседневная жизнь населения.

1

44

Место и роль Руси в Европе.

Повторительно-обобщающий урок по II Главе.

1

45

Урок истории и культуры родного края в древности.

1

Глава III. Русь в середине XII - начале XIII веках (5 часов)

46/12

Политическая раздробленность в Европе и на Руси.

1

47/13

Владимиро-Суздальское княжество.

1

48/14

Новгородская республика.

1

49

Южные и юго-западные русские княжества.

1

50


Повторительно-обобщающий урок по III Главе.

1

Глава IV. Русские земли в середине XIII - начале XIV века (10 часов)

51/15

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1

52/16

Батыево нашествие на Русь.

1

53/17

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

54/18

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1

55/19

Литовское государство и Русь.

1

56/20

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

1

57/21

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

58/22

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.


59

Родной край в истории и культуре Руси.

1

60

Повторительно-обобщающий урок по IV Главе.

1

Глава V. Формирование единого Русского государства (8 часов)

61/23

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

62/24

Московское княжество в первой половине XV в.

1

63/25

Распад Золотой Орды и его последствия.

1

64/26

Московское княжество и его соседи во второй половине XV в.

1

65

Русская православная церковь в XV - начале XIV в.

1

66

Человек в Российском государстве во второй половине XV в.

1

67/27

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

68

Урок истории и культуры родного края или повторительно-обобщающий урок по V Главе (по усмотрению учителя).

1


© 2010-2022