- Преподавателю
- История
- Открытый урок - Начало Великой Отечественной войны
Открытый урок - Начало Великой Отечественной войны
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ковалева Н.И. |
Дата | 02.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок
На тему: «Начало Великой
Отечественной войны»
Подготовила: преподаватель
Ковалева Н.И.
г. Котовск
2013 г.
Тема: Начало Великой Отечественной войны. Первые дни войны.
Основные задачи урока:
- на основе знакомства обучающихся с известными и новыми фактами сформировать представления о начале ВОВ (первых её месяцах);
- конкретизировать материал на примере история нашего города, с использованием воспоминаний и исторических документов того времени;
- продолжить работу над развитием умений сопоставлять реальную обороноспособность СССР начало 40-х годов и анализировать причину быстрого продвижения немецко-фашистских войск;
- помочь обучающимся определить собственные отношения к изучаемому периоду.
Оборудование урока:
-
История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 г.г. В 6 т.; т. 1; т. 1 М-1960 г.; стр. 378.
-
Отрывок из дневника Московского школьника Левы Федотова (5 июня 1941 г.)
-
Заявление Молотова (из выступления по радио 22.06.1941 г.)
-
Карта Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
-
Архивные документы, воспоминания тех лет (из архива г. Котовска).
Подготовительный этап:
-
Повторить основные события Второй Мировой войны до июня 1941 года, найти документы, подтверждающие обстановку той поры (начало 1941 года).
-
Обучающимся поручается найти воспоминания и фотодокументы наших горожан, связанные с первыми месяцами войны.
ПЛАН.
-
Подготовка нацистской Германии к войне.
-
Начало ВОВ.
-
Мероприятия по организации отпора врагу.
-
Потери Советских войск в 1941 году.
-
Закрепление:
- Причины временных неудач РККА.
6. Оценки.
7. Домашние задание.
В 1940 году руководством нацистской Германии подписан военно стратегический план видение войны против СССР, план молниеносной войны - блицкриг; « Барбаросса»-это имя-«прозвище» императора Германской империи Фридриха II (рыжебородый), который большинство воин вёл на востоке. Немецкое командование рассчитывало в течение 7-9 недель выйти на линию
- Архангельск - Астрахань
- Уральских гор (Атлас, стр.14-15),
А затем нанести массированный болевой удар по Сибири (военным заводам). (От Востока до Байкала отводилось оккупация для Японии).
Гитлеровская Германия и ее союзники подготовили громадные силы для вторжения в СССР: 190 дивизий (5,5 млн. солдат и офицеров); 47 тыс. орудий; 4300 танков; 5000. самолетов.
22 июня 1941 года Германия вероломно напала на СССР, что явилось началом Великой Отечественной войны. Вместе с фашистскими войсками войну против нас ступили:
- Финляндия
- Румыния
- Венгрия
- Италия.
С первых дней войны советские войска оказывали жесточайшее сопротивление и были вынуждены отступать перед превосходящими силами противника .
В первые минуты, часы войны советские летчики начали таранить вражески самолеты. Алексей Николаевич Авдеев - бомбардир по танковым колонам, Семен Михайлович Алешин - на зенитную батарею фашистов, Петр Харитонов.
Советские войска несли громадные потери, им был отдан приказ перейти к стратегической обороне. К 30 сентября 1941 года советская авиация потеряла 8160 боевых самолетов (т.е. 96,4% тех, которые имелись у нас до войны). В первые часы войны были уничтожены 1200 самолетов, 800- на земле.
Учитель зачитывает отрывки из газет:
14 июня 1941 года в газетах: «Правда» и «Известия» было опубликовано сообщение ТАСС об опровержении слухов о близости войны между СССР и Германией:
«По данным СССР, Германия так же неуклонно соблюдает условия советско-германского пакта о ненападении, как и Советский Союз, ввиду чего, по мнению советских кругов, слухи о намерении Германии порвать пакт и предпринять нападение на СССР лишены всякой почвы».
В: Какое воздействие на мирное население Советского Союза имели подобные статьи?
О: Это заявление ввело в заблуждение и успокоило миллионов советских людей, привыкших верить тому, что пишут газеты.
Учитель: И всё атмосфера последних мирных дней была буквально пронизана предчувствием войны.
В: Одним из домашних заданий было найти воспоминания или документы, подтверждающие это тревожное время.
О: 1) Из дневника московского школьника Левы Федотова 5 июня 1941г.
« Хотя сейчас Германия находится с нами в дружественных отношениях, но я твердо убежден, что это только видимость. Я думаю, что этим самым она думает усыпить нашу бдительность, чтобы в подходящий момент всадить нам отравленный нож в спину… Рассуждая о том, что рассовав свои войска вблизи нашей границы, Германия не станет долго ждать, я приобрел уверенность в том, что лето этого года будет у нас в стране неспокойным…»
2) В очередном номере заводской газеты» Голос рабочего» были и такие призывы:
« Наш долг - быть храбрыми и знающими сестрами на случай войны!» Ничего не предвещало грозы. Но к ней готовились. И кто мог подумать, что через какие - ни будь 3 месяца заводские корпуса будут подвергнуты воздушному удару фашистской авиации. Вчерашняя игра в боевых подруг Красной Армии станет необходимостью.
(Из воспоминаний ветерана ВОВ В. Харитоновой)
Звучит песня «Вставай, страна огромная»
Учитель: 22 июня 1941 года в 4 часа утра нацистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Этот день стал началом иного отсчета времени. Ломается не только привычный уклад жизни- мысли ь другими, и то, что еще вчера казалось важным, отступало перед лицом общего горя, которое сплотило весь народ.
В: Какие документы подтверждают вероломное нападение Германии на СССР?
О: Из выступления Молотова по радио 22 июня 1941 года( обращение Молотова к советскому народу)
Немедленно по всей стране прошли массовые митинги и собрания, призывающие дать отпор немецко - фашистским агрессорам.
В: Домашнее задание: исторические источники, воспоминания.
О: - Митинг рабочих завода «Серп и молоту»:
«Пусть знают фашистские разбойники, что советский народ, как один встанет на защиту своей любимой Родины»
- Из обращения работниц завода им. В.И. Ленина:
«Пусть наши воины спокойно идут на фронт. В тылу их заменит армия девушек и женщин, которые возьмут в руки инструмент, сядут за руль автомобиля, трактора, встанут за станок и будут работать самоотверженно, как того требует война».
- Большую помощь в работе предприятий города стали с первых дней оказывать учащиеся ремесленного училища ФЗО г. Котовска. Они работали наравне со взрослыми по 11 часов в сутки и перекрывали производственные задания. Уч-ся Фомина, Козловская, Кутукова, Лагутина, Воробьева, выполняли сменные задания на 130%. Примером для них служили мастера ремесленного училища и ФЗО Авакумова, Югова. (Из воспоминаний ветерана труда рабочего Баранова).
Учителя: Длинные очереди выстроились у военкоматов. На сборные пункты устремились все молодые и пожилые, призывники и добровольцы.
В: Какие документальные подтверждения и воспоминания сохранились?
О: - « Я никогда не служили в армии, но в ответ на наглое нападение фашистских полчищ прошу записать меня добровольцев в ряды Московского военного формирования» (Профессор Института мировой литературы им А.М. Горького Д. Д. Благой).
- « Я - бывший красногвардеец и красный партизан, сражавшийся в гражданскую войну. Сейчас мне 56 лет. Но я способен крепко держать в руках винтовку и бить фашистов смертельным боем» (Старейшей большевик, рабочий завода города Котовска Азовский).
- 23 июня 1941 года на заводе города Котовска сформирован батальон народного ополчения, а на второй день был проведен митинг, с балкона заводоуправления свешивалось огромное полотнище, на котором ярко были выписаны гневные строки поэта В. Маяковского:
«Во всех уголках земного шара
Рабочий лозунг будь таков:
Разговаривай с фашистом языком пожаров,
Словами пуль, остротами штыков»
(Из воспоминаний комиссара батальона В. Иванова)
Учитель: Патриотические призывы и инициатива снизу в эти трагические для страны дни помогли в короткий срок перевести промышленность на военные рельсы.
В: Какие призывы звучали на митингах в эти дни?
О: - «Мы, краснопролетарцы, решили на своём митинге ежемесячно до конца войны производить отчисление однодневного заработка в Фонд обороны страны… Мы призываем всех последовать нашему примеру…»
- (Из воспоминаний М. Сергеевой): «На пороховом заводе города Котовска с момента нападения фашистский орд, задания правительства выполнялись по максимальному выпуску военной продукции. Перестроены графики работы цехов на 2 смены ч 11-часовым рабочим днем. Работать за себя и за товарища, ушедшего на фронт, было законом для всех».
Учитель: 5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР, подтвержденное «Директивной21» от 18 декабря 1941 года. К началу 1941 года разработан подробный план военных действий «Барбаросса», который рассчитан на молниеносную войну.
Он предусматривал согласованное действие Финляндии, нацеленной на Мурманск, Беломорье, Ладогу.
Немецкие группы «Севера»- на Ленинград
«Центр»- на Москву
«Юг»- на Киев (Украина).
Германия выдвинула против СССР 5,5 млн. солдат и офицеров. СССР мог противопоставить 27 млн. человек.
Учитель: Как уже было сказано, войн началась утром 22 июня 1941 года бомбардировкой с воздуха и наступлением сухопутных сил. В первый год войны советские войска понесли громадные потери. Пленными - около 3 млн. человек. Всего за годы войны в фашистских концлагерях оказалось 5 млн. 700 тыс. советских солдат и офицеров, из которых 3 млн. 300 тыс. погибли. Никакой помощи Сталин не оказывал военнопленных. Их объявляли изменения Родины, в т.ч. родной сын Сталина Яков Джугашвили.
В: Какие воспоминания или документы вы нашли?
О: - «В субботний вечер 21 июня 1941 года бойцы нашего зенитного дивизиона в г. Бресте смотрели кинофильм «Веселые ребята». А на рассвете крепость потрясли взрывы бомб, артиллерийских снарядов. Расчету моего орудия приказали охранять ворота, крепости. Вскоре фашистские танки рванулись в нашу сторону. Я схватил связку гранат, подполз и удачно бросил. Танк загородил узкий проход к воротам крепости. Опалённые порохом, небритые, в рваной одежде мы клялись умереть, но не допустить фашистов в крепость». (Рассказ Б. Н. Антонова, жителя г. Котовска).
- «Для меня война с немецко-фашистскими захватчиками началась 22 июня 1941 года в г. Бориславе. Здесь стоял наш зенитно-артиллерийский 738 полк, в то время я был техником-лейтенантом. Я был уверен, что немцы не осмелятся нарушить наши границы. И когда утром 22. 06. 1941 г. Над городом появились немецкие самолёты, командиры нашего полка не знали - стрелять по ним или нет.
Впервые 3 недели войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 - наполовину. Немецкие войска продвинулись на300-600 км в глубь советской территории (оккупировав Латвию, Литву, Белоруссию, правобережную Украину, Молдавию (почти всю). В районе Смоленска советские войска держали оборону 1 месяц. Это задержало реализацию немецкого плана «молниеносной войны».
Несмотря на это, немецкое наступление быстро развивалось на флагах.
На Северо-Западе взяты горордаТихвин и Выборг, 9 сентября блокирован Ленинград.
На Юго-Западе 19 сентября окружён Киев (взято в плен 650 тыс. человек). Немцы продолжили наступление на Донбасс и Крым и 3 ноября 1941 года подошли к Севастополю.
-
Проведение всеобщей мобилизации.
-
Организация народного ополчения.
-
Уничтожение ценного имущества (запасы продовольствия, сырья при подходе врага).
-
Вывоз людей, оборудования, оборонных заводов, ценностей культуры и искусства на восток страны.
-
Строительство военных оборонных сооружений, в которых летом-осенью 1941 г. участвовало 10 млн. человек, домохозяйки.
-
30 июня 1941 года образован Государственный комитет Обороны во главе со Сталиным, которому передавалась вся полнота военной и гражданской власти.
- «Мне довелось участником боёв по защите Брестской крепости до самого конца (т. е. до 30 июля 1941 года). После одной из атак фашисты применили гранаты со слезоточивым газом. И я весь в крови, измученный изнурительными боями, оглушённый взрывом, без памяти попал в плен. Совершил несколько побегов из немецких лагерей, но неудачно. Избитого, вновь бросали за колючую проволоку..» (Защитник Брестской крепости Антонов).
- (Воспоминания Самойлова): «В июне-июле 1941 года наша часть вела ожесточённые бои. Мы оказались в окружении. В фашистском лагере для военнопленных я встретил своего одноклассника Василия Михеева, Вася был ранен в руку. Лагерь находился в открытом поле, огорожен несколькими рядами колючей проволоки. Все время мы держались вместе. Кормила нас плохо. В сутки давали 100 г хлеба - опилок и стакан воды. Однажды приехало немецкое командование и устроило «экзамен». Кто мог пробежать 1000 метров, отправляли в лагерь на работу, Но Васю не допустили из-за ранения. В конце 1941 года мы расстались. Лагерь, где оставался Вася, фашисты облили керосином и сожгли вместе с военнопленными».
Итого нашего занятия станут итоговые вопросы:
-
Что помогло советским войскам ожесточённо сопротивляться задерживать противника?
- стойкость, мужество, вера в победу;
- всенародный характер войны.
2. Назвать причину поражения Красной Армии в первые месяцы войны.
- Немецкая армия имела 2-летний опыт ведения войны.
- Просчёты руководства страны в определении сроков начала войны.
- Репрессии командиров Красной Армии перед войной.
- Устаревшие представления о ведении современной войны (устаревшая военная техника).