- Преподавателю
- История
- Календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)
Календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пименова С.В. |
Дата | 06.05.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»
(6 класс)Элементы содержания в соответствии с
ФК ГОС
Тип урока
Форма урока
Требования к уровню подготовки учащихся
формы контроля
Информационное сопровождение
Дата по плану
Дата фактически
1.
Введение.
1
История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. Хронологическими рамками истории России в 6 классе. Значение исторических вспомогательных дисциплин
Урок изучения нового материала
Урок беседа с элементами самостоятельной работы
Знать понятия:
исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, палеография, летопись.
Уметь:
- характеризовать историю России как часть всемирной истории.
- работать с текстом учебника, выделять главное,
- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
- уметь оперировать хронологическими рамками курса Истории России в 6 классе
Беседа.
Учебник
С. 4-6
Раздел 1. Восточные славяне (3 ч.)
2.
Заселение территории нашей страны. Родной край в древности.
1
Появление и расселение человека на территории России.
Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.
Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья.
Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи.. Археологические раскопки на Никульчином городище.
Изучение и первичное закрепление новых знаний
Рассказ, практикум (карта, термины)
Знать понятия:
- род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, союз племен.
Уметь:
- показывать на карте расселение древнего человека на территории России, Древние государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья
- описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств
- приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий
Блиц опрос, проверка карты.
Учебник
§ 1
Картина «Славянский поселок» (№3).
3.
Восточные славяне.
1
Расселение, соседи, занятия, общественный строй.
Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен..
Комбинированный урок
рассказ, презентация
Знать понятия:
Присваивающее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община («мир»), вече.
Уметь:
- характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия
- объяснять причинно-следственные связи образования государства по схеме: родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство.
- приводить примеры взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами
Тестирование + защита индивидуально творческой работы.
Учебник
§ 2, карта, атлас, диск
4
Язычество. Распространение религий на территории нашей страны в древности.
1
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Комбинированный урок
рассказ, презентация
Знать понятия: язычество, христианство, ислам, иудаизм.
Уметь:
- описывать жизнь и быт, верования славян
Тест
Учебник
§ 2, карта, атлас, диск
Раздел 2. Русь в IX - первой половине XII в. ( 8ч.)
5.
Образование Древнерусского государства.
1
Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян.
Урок формирования знаний
практикум (карта, схема,термины)
Знать понятия:
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, урок, погост.
Знать основные теории возникновения государства у восточных славян.
Уметь:
- раскрывать причины и называть время образования древнерусского государства
Проверка схемы, исторический диктант.
Учебник
§ 3
Карта «Древнерусское государство
в IX - XI вв.».
6.
Рюриковичи- первые русские князья. Деятельность князей Олега и Игоря.
1
Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.
Комбинированный урок
рассказ с элементами самостоятельной работы с таблицей
Знать понятия:
Княжеская власть, дружина.
Уметь:
- Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей
- характеризовать деятельность князей Олега и Игоря называть даты их правления
- систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности Олега и Игоря на основании учебника и отрывков «Повести временных лет»
Проверка карты, блиц-опрос.
Учебник
§ 4
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».
7
Рюриковичи- первые русские князья. Деятельность княгини Ольги, князя Святослава
Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.
Комбинированный урок
рассказ с элементами самостоятельной работы с таблицей
Знать понятия:
Княжеская власть, дружина.
Уметь:
- Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей
- характеризовать деятельность княгини Ольги и князя Святослава называть даты их правления
- систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей учебника и отрывков «Повести временных лет»
Проверка карты, блиц-опрос.
Учебник
§ 4
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».
8.
Владимир I. Крещение Руси.
1
Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Сосуществование христианства и язычества.
Комбинированный урок
рассказ, презентация
Знать понятия:
Православие, митрополит, монахи, монастыри, христианство.
Уметь:
- актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах;
- сравнивать языческую религию и христианство;
- выделять причины, ход, значение принятие христианства.
- давать оценку значения принятия христианства на Руси
Устный рассказ о Владимире Красное Солнышко.
Учебник
§ 5
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».
9.
Ярослав Мудрый. Международные связи Древней Руси.
1
Русь в конце Х - первой половине ХII веков. Внутренняя и внешняя политика князей. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие городов, ремесел и торговли.
Комбинированный урок
рассказ, самостоятельная работа с документами
Знать:
внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого.
Уметь:
- определять предпосылки для расцвета государства.
- характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце Х - первой половине ХII веков.
- составлять характеристику Ярослава Мудрого.
Анализ документа карточки.
Учебник
§ 6
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».
10
«Русская Правда».
«Русская правда».
Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.
Комбинированный урок
рассказ, самостоятельная работа с документами
Знать понятия:
«Русская правда», усобица, вира,
гривна, тиун, смерд, закуп, рядович, холоп.
Уметь:
объяснять социальную сущность «Русской правды».
Анализ документа карточки.
Учебник
§ 6
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».
11.
Культура и быт Древней Руси.
1
Древнерусская культура, былинный эпос, распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.
Историческое и культурное наследие Древней Руси.
Урок применения знаний
Урок с применением дополнительной литеры
Знать понятия:
Летопись, былина, патриотизм, фольклор, устное народное творчество, былинный эпос, иконы, фрески, мозаики, летописание
Уметь:
- выделять истоки и особенности древнерусской культуры;
- описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские Соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики и иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.
Обсуждение сообщения, кроссворды.
Учебник
§ 7-8
Карта, диск
12.
Русь в IX - первой половине XII в.(повторительно-обобщающий урок)
1
Урок контроля знаний, умений и навыков
практикум с применением групповой работы
Уметь:
- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;
- осуществлять учебные исследования и проекты.
кроссворд
Раздел 3. Русь во второй половине XII - XIII в. (15 ч.)
13.
Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.
1
Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха , «Устав», «Поучение детям».
Урок формирования знаний
Урок презентация, работа с документами
Знать понятия:
усобица.
Уметь:
- раскрыть причины княжеских междоусобиц.
- определять роль личности в истории (Владимир Мономах)
- характеризовать положение отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха
Блиц-опрос.
Учебник
§ 9 п. 1-3
Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.». Картина «Народное восстание в Киеве в 1113г.»
14.
Политическая раздробленность Руси.
1
Политическая раздробленность Руси; экономические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.
Комбинированный урок
рассказ, самостоятельная работа (таблица)
Знать понятия:
Феодальная раздробленность, удел.
Уметь:
- определять социально-экономические причины раздробленности;
- объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории средних веков;
- называть хронологические рамки периода раздробленности;
- выделять последствия раздробленности,.
Проверка карты, проверка таблицы.
Учебник
§ 9 п. 4-5
Карта «Русские княжества
в XII-нач.XIIIв.»
15.
Владимиро-Суздальское княжество.
1
Географическое положение, хозяйство, политический строй, культурное развитие Владимиро-Суздальское княжества.
Комбинированный урок
Урок беседа, презентация
Знать:
Имена выдающихся князей, правивших во Владимиро-Суздальском княжестве.
Уметь:
- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Владимиро-Суздальского княжества.
- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель,
Защита работ.
Учебник
§ 10-11 п.1-4
Карта «Русские княжества
в XII-нач.XIIIв.»
16.
Галицко-Волынское княжество.
1
Географическая положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества.
Комбинированный урок
Урок беседа, презентация
Знать понятия:
Посадник.
Уметь:
- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Галицко-Волынского княжества;
- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель,
Сообщения.
Учебник
§ 10-11 п. 5-8
Карта «Русские княжества
в XII-нач.XIIIв.
17
Новгородская боярская республика.
Новгородской боярской республики.
Комбинированный урок
Урок беседа, презентация
Знать понятия: боярская республика.
Уметь:
- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Новгородской республики;
- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.
Сообщения.
Учебник
§ 10-11 п. 5-8
Карта «Русские княжества
в XII-нач.XIIIв.
18.
Борьба против внешней агрессии в XIII в..
1
Монгольское завоевание. Золотая Орда.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.
Комбинированный урок
рассказ, работа с документами
Знать понятия:
Монголо-татары,
Уметь:
- изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской культуры), сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения.
Проверка карты.
Учебник
§ 12
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»
19
Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.
Нашествие Батыя на Новгород, на Юго-Западную и Центральную Русь. Последствия данных походов.
Комбинированный урок
рассказ, работа с документами
Знать понятия:
Монголо-татары,
Уметь:
- изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской культуры), сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения.
Проверка карты.
Учебник
§ 12
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»
20
Экспансия с Запада.
1
Отношение Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада.
Комбинированный урок
Презентация, работа с материалом учебника
Знать понятия:
Крестовый поход, рыцарь,
Уметь:
- Рассказывать на основе информации учебника цели немецких и шведских рыцарей в отношении Руси.
Карточки, сообщения, проверка карты
Учебник
§ 13
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
21.
Александр Невский.
1
Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. Их значение. Александр Невский - политик и военачальник.
Комбинированный урок
Презентация, работа с материалом учебника
Знать понятия:
Крестовый поход, рыцарь,
Уметь:
- Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище
- составлять характеристику Александру Невскому
- объяснять историческое значение побед русского оружия над немецкими и шведским рыцарями
Карточки, сообщения, проверка карты
Учебник
§ 13
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
22.
Русь и Орда.
1
Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
Комбинированный урок
Практикум
Знать понятия:
Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
Уметь:
- объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды
- характеризовать повинности населения
Устные ответы на вопросы.
Учебник
§ 14
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
23
Борьба населения русских земель против ордынского владычества.
1
Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Комбинированный урок
Практикум
Знать понятия:
Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
Уметь
- определять сущность и последствия монголо-татарского ига.
Устные ответы на вопросы.
Учебник
§ 14
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
24.
Обособление Юго-Западной Руси.
1
Обособление Юго-Западной Руси.
в XI - XIII вв.
Комбинированный урок
рассказ с элементами беседы
Знать понятия:
уния.
Уметь:
- рассказывать о формировании литовского государства, используя текст учебника и карту;
Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.
Учебник
§ 15
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
25.
Великое княжество Литовское.
1
Характер Литовского-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.
Комбинированный урок
рассказ с элементами беседы
Знать понятия:
Уния.
Уметь:
- характеризовать политическое устройство литовско-русского государства и религиозную политику его первых князей;
- Выделять значение присоединения русских земель к Литве
Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.
Учебник
§ 15
Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».
26.
Культура русских земель.
1
Особенности культуры в XII - XIII в. Накопление научных знаний. Литература. «Слово о полку Игореве». Зодчество. Архитектурные ансамбли. Живопись. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Урок формирования знаний
Презентация
Знать понятия:
Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон.
Уметь
- характеризовать культуру в XII - XIII в и выделять новые черты в ней.
- выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества,
- объяснять, как повлиял политический строй земель на их культурные традиции
карточки
Учебник
§ 16
27.
Русь во второй половине XII - XIII в. (повторительно-обощающий урок)
1
Повторительно-обобщающий урок
Урок контроля знаний, умений и навыков
Уметь:
- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;
- осуществлять учебные исследования и проекты.
Тест
Раздел 4. Образование единого Русского государства ( 9 ч.)
28.
Начало объединения русских земель.
1
Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель.
Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.
Урок формирования знаний
Работа с материалами учебника
Уметь
-анализировать историческую карту и определять по ней территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью.
- выделять предпосылки и следствия объединения русских земель вокруг Москвы;
- высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты
Устные ответы, сообщение
«Иван Калита».
Учебник
§ 17
Карта «Образование русского централизо-ванного государства».
29.
Куликовская битва.
1
Взаимоотношения Москвы с Ордой.
Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.
Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша.
Комбинированный урок
Презентация, Практикум (составление схемы)
Знать понятия:
полк, рать, маневр.
Уметь:
- рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы и исторической карты
- раскрывать значение Куликовской битвы
- Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского
Сообщение, устные ответы.
Учебник
§ 18
Картина «Утро на Куликовом поле».
30.
Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.
Родной край в XIV-XV вв.
1
Московское княжество и его политика. Василий I, Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Возникновение русского населенного пункта до окончательного присоединения к Москве.
Комбинированный урок
Презентация, беседа
Знать понятия:
Диалект, народность
Уметь:
- характеризовать политику Василия I,
- выделять причины новой усобицы между князьями и влияние ее на процесс объединения русских земель
- рассказывать об изменениях, происходивших в отношениях России с Литвой и Золотой Ордой и их последствиях;
-
Блицопрос, карточки.
Учебник
§ 19
Карта «Образование русского централизован. государства», диск
31.
Свержение золотоордынского ига.
1
Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды.
Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
Комбинированный урок
Презентация, работа с картой, документами
Знать
Дату свержения монголо-татарского ига (1480)
Уметь:
- рассказывать о присоединении Новгорода к Москве
- рассказывать о свержении ордынского ига и выявлять причины, которые предопределили неизбежность этого события;
- объяснять значение создания единого русского государства
Устный развернутый ответ на вопрос.
Учебник
§ 20
Карта «Образование русского централизован. государства», диск
32
Становление органов власти Российского государства. Местничество
1
Становление самодержавия. Органы государственного управления. Местничество.
Комбинированный урок
Групповая работа(понятия, рабочая тетрадь)
Знать понятия:
Местничество, судебник, кормление, поместье, феодально-крепостническая система,
Юрьев день, пожилое, служилые люди, дворяне.
Уметь:
- объяснять смысл понятия централизованное государство
- указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства
Проверка рабочей тетради
Учебник
§ 21, диск
33
Общерусский
Судебник 1497 г..
1
Местничество. Социально-экономическое развитие государства в конце 15 - первой половине 16 вв.
Комбинированный урок
Групповая работа(понятия, рабочая тетрадь)
Знать понятия:
Местничество, судебник, кормление, поместье, феодально-крепостническая система,
Юрьев день, пожилое, служилые люди, дворяне.
Уметь:
- объяснять значение создания единого русского государства
- выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной
Проверка рабочей тетради
Учебник
§ 21, диск
34.
Роль церкви в общественной жизни Руси.
1
Церковь в Русском государстве. Становление русской автокефальной церкви.
Роль церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Иосифляне и нестяжатели. Теория «Москва - Третий Рим».
Комбинированный урок
Презентация, работа с материалом учебника
Знать понятия:
ереси, нестяжатели, иосифляне, благотоврительность, дьякон, старец.
Уметь
- определять причины изменения в положении Русской православной церкви;
- раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности;
- характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;
- приводить оценки роли выдающихся религиозной деятелей в истории Московской Руси;
- выявлять причины появления ереси.
Устный опрос.
Учебник
§ 22, диск
35.
Культура и быт в XIV-начале XVI в.
1
Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт различных слоев населения.
Урок применения знаний
Работа с документами и дополнительной литепратурой. Презентация.
Уметь:
- составлять схематическую таблицу о достижениях культуры в XIV-начале XVI в.
- проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях («Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Троица»)
- Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов Интернета.
Сообщения, карточки
Учебник
§ 26-28 (выборочно), диск
36.
Урок повторения и обобщения по теме: «Образование единого Русского государства.».
1
Повторительно-обобщающий урок
Урок контроля знаний, умений и навыков
Уметь:
- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;
- осуществлять учебные исследования и проекты.
Тест «Образование единого Русского государства»
Раздел 5. Московское государство в середине - конце XVI в. (8 ч.)
37.
Иван IV Грозный. Установление царской власти.
1
Условия развития страны в середине XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление самодержавной власти.
Урок формирования знаний
Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы
Знать понятия:
Централизованное государство, сословно-представительная монархия.
Уметь:
- характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства середине XVI века.
Таблица.
Учебник
§ 23
Картина
«Иван Грозный», диск
38
Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Государственные реформы середины 16 века.. Избранная рада. Земской собор. Система «приказов», реорганизация местного управления, изменения в военном деле.
Урок формирования знаний
Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы
Знать понятия:
реформа, земский собор, стрелецкое войско, приказная система, дворяне, приказ.
Уметь:
-характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов.
- изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглав и т.д.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политики власти.
Таблица.
Учебник
§ 23
Картина
«Иван Грозный», диск
39.
Расширение территории государства. Присоединение Казанского, Астраханского ханства, Поволжья.
1
Задачи и основные направления внешней политики. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья. Многонациональный характер государства.
Присоединение Казанского и Астраханского ханств,
Урок изучения нового материала
Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы
Знать понятия:
Основные направления внешней политики Ивана Грозного.
Уметь:
- раскрыть значение присоединения Казанского Астраханского ханств и Поволжья;
- объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси
Устный блицопрос, проверка карты.
Учебник
§ 24
Карта, диск
40
Расширение территории государства. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война.
Присоединение Западной Сибири. Казачество.
Московские государства и Великое княжество Литовское.
Ливонская война, ее итоги и последствия
Урок изучения нового материала
Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы
Знать понятия:
засечная черта, казаки.
Уметь:
- использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и т.д.
- объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси;
- раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.
Устный блицопрос, проверка карты.
Учебник
§ 24
Карта, диск
41.
Опричнина.
1
Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV в представлениях современников и потомков.
Комбинированный урок
рассказ с применением документов, презентация
Знать понятия:
Опричнина, земщина, террор, самодержавие.
Уметь:
- Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.
- определять свое отношение к опричниному террору на основании анализа документов, отрывков из работ историков;
- Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а так же в обмене мнениями о нем как о правителе и о человеке.
Тест.
Учебник
§ 25
Карта, диск
42.
Культура и быт в XVI в.
1
Развитие культуры
в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.
Урок формирования знаний
Презентация, работа с дополнительной литературой
Знать понятия:
Публицистика, житие, шатровый стиль,
Уметь:
- составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства;
- характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшей в Московской Руси в XVI веке
- рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века, используя информацию из источников (отрывков «Домостроя», изобразительных материалов и т.д.)
Сообщения, кроссворд (тест).
Учебник
§ 26-28
Репродукция «Троица», художник А.Рублев, диск
43.
Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок)
1
Повторительно-обобщающий урок
Урок контроля знаний, умений и навыков
Уметь:
- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;
- осуществлять учебные исследования и проекты.
Тест «Московское государство
в XVI в.
44
Повторительно-обобщающий урок по курсу
«Этапы развития средних веков в России»
2
Повторительно-обобщающий урок
Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний
Уметь:
- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;
- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний.
Контрольная работа.