Календарно-тематическое планирование по истории (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование

по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

(6 класс)Элементы содержания в соответствии с

ФК ГОС


Тип урока

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся

формы контроля

Информационное сопровождение

Дата по плану

Дата фактически

1.

Введение.

1

История России как часть всемирной истории. Что изучает Отечества. Источники знаний о прошлом. Хронологическими рамками истории России в 6 классе. Значение исторических вспомогательных дисциплин

Урок изучения нового материала

Урок беседа с элементами самостоятельной работы

Знать понятия:

исторические источники, археология, геральдика, нумизматика, топонимика, палеография, летопись.

Уметь:

- характеризовать историю России как часть всемирной истории.

- работать с текстом учебника, выделять главное,

- использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

- уметь оперировать хронологическими рамками курса Истории России в 6 классе

Беседа.

Учебник

С. 4-6



Раздел 1. Восточные славяне (3 ч.)


2.

Заселение территории нашей страны. Родной край в древности.


1

Появление и расселение человека на территории России.

Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э.

Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья.

Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы степи.. Археологические раскопки на Никульчином городище.

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Рассказ, практикум (карта, термины)

Знать понятия:

- род, родовая община, племя, кочевники, дань, народное ополчение, союз племен.

Уметь:

- показывать на карте расселение древнего человека на территории России, Древние государства Поволжья, Кавказа и северного Причерноморья

- описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств

- приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

Блиц опрос, проверка карты.

Учебник

§ 1

Картина «Славянский поселок» (№3).



3.














Восточные славяне.










1

Расселение, соседи, занятия, общественный строй.

Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен..

Комбинированный урок

рассказ, презентация

Знать понятия:

Присваивающее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, соседская община («мир»), вече.

Уметь:

- характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия

- объяснять причинно-следственные связи образования государства по схеме: родовая община → изменения в орудиях труда → соседская община → неравенство → государство.

- приводить примеры взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами

Тестирование + защита индивидуально творческой работы.

Учебник

§ 2, карта, атлас, диск



4

Язычество. Распространение религий на территории нашей страны в древности.

1

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Комбинированный урок

рассказ, презентация

Знать понятия: язычество, христианство, ислам, иудаизм.

Уметь:

- описывать жизнь и быт, верования славян

Тест

Учебник

§ 2, карта, атлас, диск



Раздел 2. Русь в IX - первой половине XII в. ( 8ч.)


5.

Образование Древнерусского государства.


1

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности.

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.. Норманнская и антинорманнская теории происхождения государства у восточных славян.

Урок формирования знаний

практикум (карта, схема,термины)

Знать понятия:

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, урок, погост.

Знать основные теории возникновения государства у восточных славян.

Уметь:

- раскрывать причины и называть время образования древнерусского государства

Проверка схемы, исторический диктант.

Учебник

§ 3

Карта «Древнерусское государство

в IX - XI вв.».



6.

Рюриковичи- первые русские князья. Деятельность князей Олега и Игоря.


1

Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.

Комбинированный урок

рассказ с элементами самостоятельной работы с таблицей

Знать понятия:

Княжеская власть, дружина.

Уметь:

- Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей

- характеризовать деятельность князей Олега и Игоря называть даты их правления

- систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности Олега и Игоря на основании учебника и отрывков «Повести временных лет»

Проверка карты, блиц-опрос.

Учебник

§ 4

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».



7

Рюриковичи- первые русские князья. Деятельность княгини Ольги, князя Святослава

Население деревень и городов; княжеская власть. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия.

Комбинированный урок

рассказ с элементами самостоятельной работы с таблицей

Знать понятия:

Княжеская власть, дружина.

Уметь:

- Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей

- характеризовать деятельность княгини Ольги и князя Святослава называть даты их правления

- систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей учебника и отрывков «Повести временных лет»

Проверка карты, блиц-опрос.

Учебник

§ 4

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».



8.

Владимир I. Крещение Руси.


1

Крещение Руси. Владимир Святославович. Причины и значение принятия христианства на Руси. Сосуществование христианства и язычества.

Комбинированный урок

рассказ, презентация

Знать понятия:

Православие, митрополит, монахи, монастыри, христианство.

Уметь:

- актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах;

- сравнивать языческую религию и христианство;

- выделять причины, ход, значение принятие христианства.

- давать оценку значения принятия христианства на Руси

Устный рассказ о Владимире Красное Солнышко.

Учебник

§ 5

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».



9.

Ярослав Мудрый. Международные связи Древней Руси.


1

Русь в конце Х - первой половине ХII веков. Внутренняя и внешняя политика князей. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Развитие городов, ремесел и торговли.

Комбинированный урок

рассказ, самостоятельная работа с документами

Знать:

внешнюю и внутреннюю политику Ярослава Мудрого.

Уметь:

- определять предпосылки для расцвета государства.

- характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце Х - первой половине ХII веков.

- составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Анализ документа карточки.

Учебник

§ 6

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».



10

«Русская Правда».

«Русская правда».

Система управления страной. Земельные отношения. Свободное и зависимое население.

Комбинированный урок

рассказ, самостоятельная работа с документами

Знать понятия:

«Русская правда», усобица, вира,

гривна, тиун, смерд, закуп, рядович, холоп.

Уметь:

объяснять социальную сущность «Русской правды».

Анализ документа карточки.

Учебник

§ 6

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.».



11.

Культура и быт Древней Руси.


1

Древнерусская культура, былинный эпос, распространение славянской письменности, грамотность на Руси. Летописание. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Памятники древнерусского зодчества. Храмовая живопись (фрески, мозаики). Иконы. Города - центры культурной и религиозной жизни. Быт и нравы населения городов и деревень.

Историческое и культурное наследие Древней Руси.

Урок применения знаний

Урок с применением дополнительной литеры

Знать понятия:

Летопись, былина, патриотизм, фольклор, устное народное творчество, былинный эпос, иконы, фрески, мозаики, летописание

Уметь:

- выделять истоки и особенности древнерусской культуры;

- описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские Соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики и иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.

Обсуждение сообщения, кроссворды.

Учебник

§ 7-8

Карта, диск



12.

Русь в IX - первой половине XII в.(повторительно-обобщающий урок)

1

Урок контроля знаний, умений и навыков

практикум с применением групповой работы

Уметь:

- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;

- осуществлять учебные исследования и проекты.

кроссворд



Раздел 3. Русь во второй половине XII - XIII в. (15 ч.)


13.

Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси.


1

Княжеские усобицы. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха , «Устав», «Поучение детям».

Урок формирования знаний

Урок презентация, работа с документами

Знать понятия:

усобица.

Уметь:

- раскрыть причины княжеских междоусобиц.

- определять роль личности в истории (Владимир Мономах)

- характеризовать положение отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды и «Устава» Владимира Мономаха

Блиц-опрос.

Учебник

§ 9 п. 1-3

Карта «Древнерусское государство в IX - XI вв.». Картина «Народное восстание в Киеве в 1113г.»



14.

Политическая раздробленность Руси.


1

Политическая раздробленность Руси; экономические и политические причины раздробленности; формы земледелия. Князья и бояре. Формы землевладения. Свободное и зависимое население. Рост числа городов.

Комбинированный урок

рассказ, самостоятельная работа (таблица)

Знать понятия:

Феодальная раздробленность, удел.

Уметь:

- определять социально-экономические причины раздробленности;

- объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории средних веков;

- называть хронологические рамки периода раздробленности;

- выделять последствия раздробленности,.

Проверка карты, проверка таблицы.

Учебник

§ 9 п. 4-5

Карта «Русские княжества

в XII-нач.XIIIв.»



15.

Владимиро-Суздальское княжество.


1

Географическое положение, хозяйство, политический строй, культурное развитие Владимиро-Суздальское княжества.

Комбинированный урок

Урок беседа, презентация

Знать:

Имена выдающихся князей, правивших во Владимиро-Суздальском княжестве.

Уметь:

- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Владимиро-Суздальского княжества.

- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель,

Защита работ.

Учебник

§ 10-11 п.1-4

Карта «Русские княжества

в XII-нач.XIIIв.»



16.

Галицко-Волынское княжество.


1

Географическая положение, хозяйство, политический строй Галицко-Волынского княжества.

Комбинированный урок

Урок беседа, презентация

Знать понятия:

Посадник.

Уметь:

- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Галицко-Волынского княжества;

- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель,

Сообщения.

Учебник

§ 10-11 п. 5-8

Карта «Русские княжества

в XII-нач.XIIIв.



17

Новгородская боярская республика.

Новгородской боярской республики.

Комбинированный урок

Урок беседа, презентация

Знать понятия: боярская республика.

Уметь:

- характеризовать особенности в географическом положении, хозяйстве, политическом строе, культурном развитии Новгородской республики;

- выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом, культурном развитии удельных земель.

Сообщения.

Учебник

§ 10-11 п. 5-8

Карта «Русские княжества

в XII-нач.XIIIв.



18.

Борьба против внешней агрессии в XIII в..


1

Монгольское завоевание. Золотая Орда.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.

Комбинированный урок

рассказ, работа с документами

Знать понятия:

Монголо-татары,

Уметь:

- изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской культуры), сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения.

Проверка карты.

Учебник

§ 12

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»



19

Нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям.

Нашествие Батыя на Новгород, на Юго-Западную и Центральную Русь. Последствия данных походов.

Комбинированный урок

рассказ, работа с документами

Знать понятия:

Монголо-татары,

Уметь:

- изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской культуры), сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения.

Проверка карты.

Учебник

§ 12

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.». Картина «Оборона Владимира от монголо-татар»



20

Экспансия с Запада.

1

Отношение Новгорода с западными соседями. Борьба Руси против экспансии с запада.

Комбинированный урок

Презентация, работа с материалом учебника

Знать понятия:

Крестовый поход, рыцарь,

Уметь:

- Рассказывать на основе информации учебника цели немецких и шведских рыцарей в отношении Руси.

Карточки, сообщения, проверка карты

Учебник

§ 13

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



21.

Александр Невский.


1

Александр Невский сражение на Неве и Ледовое побоище. Их значение. Александр Невский - политик и военачальник.

Комбинированный урок

Презентация, работа с материалом учебника

Знать понятия:

Крестовый поход, рыцарь,

Уметь:

- Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище

- составлять характеристику Александру Невскому

- объяснять историческое значение побед русского оружия над немецкими и шведским рыцарями

Карточки, сообщения, проверка карты

Учебник

§ 13

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



22.

Русь и Орда.

1

Русь и Золотая Орда. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Комбинированный урок

Практикум

Знать понятия:

Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Уметь:

- объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды

- характеризовать повинности населения

Устные ответы на вопросы.

Учебник

§ 14

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



23

Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

1

Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Комбинированный урок

Практикум

Знать понятия:

Ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Уметь

- определять сущность и последствия монголо-татарского ига.

Устные ответы на вопросы.

Учебник

§ 14

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



24.

Обособление Юго-Западной Руси.

1

Обособление Юго-Западной Руси.

в XI - XIII вв.

Комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Знать понятия:

уния.

Уметь:

- рассказывать о формировании литовского государства, используя текст учебника и карту;

Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.

Учебник

§ 15

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



25.

Великое княжество Литовское.


1

Характер Литовского-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Комбинированный урок

рассказ с элементами беседы

Знать понятия:

Уния.

Уметь:

- характеризовать политическое устройство литовско-русского государства и религиозную политику его первых князей;

- Выделять значение присоединения русских земель к Литве

Интеллектуальная разминка, устные ответы на вопросы.

Учебник

§ 15

Карта «Борьбы народов нашей страны с иноземными завоевателями в XIII в.».



26.

Культура русских земель.


1

Особенности культуры в XII - XIII в. Накопление научных знаний. Литература. «Слово о полку Игореве». Зодчество. Архитектурные ансамбли. Живопись. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ, Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Урок формирования знаний

Презентация

Знать понятия:

Архитектурный ансамбль, аскетизм, канон.

Уметь

- характеризовать культуру в XII - XIII в и выделять новые черты в ней.

- выделять общее и особенное в произведениях культуры каждого удельного княжества,

- объяснять, как повлиял политический строй земель на их культурные традиции

карточки

Учебник

§ 16



27.

Русь во второй половине XII - XIII в. (повторительно-обощающий урок)

1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля знаний, умений и навыков

Уметь:

- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;

- осуществлять учебные исследования и проекты.

Тест






Раздел 4. Образование единого Русского государства ( 9 ч.)


28.

Начало объединения русских земель.


1

Москва-центр собирания русских земель. Восстание хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении русских земель.

Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.

Урок формирования знаний

Работа с материалами учебника

Уметь

-анализировать историческую карту и определять по ней территории крупнейших княжеств и территории, утраченные Русью.

- выделять предпосылки и следствия объединения русских земель вокруг Москвы;

- высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

Устные ответы, сообщение

«Иван Калита».

Учебник

§ 17

Карта «Образование русского централизо-ванного государства».



29.

Куликовская битва.


1

Взаимоотношения Москвы с Ордой.

Дмитрий Донской. Сергий Радонежский.

Куликовская битва и ее значение. Набег Тохтамыша.

Комбинированный урок

Презентация, Практикум (составление схемы)

Знать понятия:

полк, рать, маневр.

Уметь:

- рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы и исторической карты

- раскрывать значение Куликовской битвы

- Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского

Сообщение, устные ответы.

Учебник

§ 18

Картина «Утро на Куликовом поле».



30.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-середине XV в.

Родной край в XIV-XV вв.


1

Московское княжество и его политика. Василий I, Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей. Возникновение русского населенного пункта до окончательного присоединения к Москве.

Комбинированный урок

Презентация, беседа

Знать понятия:

Диалект, народность

Уметь:

- характеризовать политику Василия I,

- выделять причины новой усобицы между князьями и влияние ее на процесс объединения русских земель

- рассказывать об изменениях, происходивших в отношениях России с Литвой и Золотой Ордой и их последствиях;

-

Блицопрос, карточки.

Учебник

§ 19

Карта «Образование русского централизован. государства», диск



31.

Свержение золотоордынского ига.


1

Объединение русских земель, конец зависимости русских от орды. Распад Золотой Орды.

Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.

Комбинированный урок

Презентация, работа с картой, документами

Знать

Дату свержения монголо-татарского ига (1480)

Уметь:

- рассказывать о присоединении Новгорода к Москве

- рассказывать о свержении ордынского ига и выявлять причины, которые предопределили неизбежность этого события;

- объяснять значение создания единого русского государства

Устный развернутый ответ на вопрос.

Учебник

§ 20

Карта «Образование русского централизован. государства», диск



32

Становление органов власти Российского государства. Местничество

1

Становление самодержавия. Органы государственного управления. Местничество.

Комбинированный урок

Групповая работа(понятия, рабочая тетрадь)

Знать понятия:

Местничество, судебник, кормление, поместье, феодально-крепостническая система,

Юрьев день, пожилое, служилые люди, дворяне.

Уметь:

- объяснять смысл понятия централизованное государство

- указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства

Проверка рабочей тетради

Учебник

§ 21, диск



33

Общерусский

Судебник 1497 г..

1

Местничество. Социально-экономическое развитие государства в конце 15 - первой половине 16 вв.

Комбинированный урок

Групповая работа(понятия, рабочая тетрадь)

Знать понятия:

Местничество, судебник, кормление, поместье, феодально-крепостническая система,

Юрьев день, пожилое, служилые люди, дворяне.

Уметь:

- объяснять значение создания единого русского государства

- выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной

Проверка рабочей тетради

Учебник

§ 21, диск



34.

Роль церкви в общественной жизни Руси.


1

Церковь в Русском государстве. Становление русской автокефальной церкви.

Роль церкви в собирании русских земель, укреплении великокняжеской власти, развитии культуры. Иосифляне и нестяжатели. Теория «Москва - Третий Рим».

Комбинированный урок

Презентация, работа с материалом учебника

Знать понятия:

ереси, нестяжатели, иосифляне, благотоврительность, дьякон, старец.

Уметь

- определять причины изменения в положении Русской православной церкви;

- раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности;

- характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью;

- приводить оценки роли выдающихся религиозной деятелей в истории Московской Руси;

- выявлять причины появления ереси.

Устный опрос.

Учебник

§ 22, диск



35.

Культура и быт в XIV-начале XVI в.


1

Начало формирования великорусской культуры. Летописание. Повести, сказания, жития. Произведения Куликовского цикла. Русское зодчество: Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости. Расцвет русской иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт различных слоев населения.

Урок применения знаний

Работа с документами и дополнительной литепратурой. Презентация.

Уметь:

- составлять схематическую таблицу о достижениях культуры в XIV-начале XVI в.

- проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях («Сказания о князьях Владимирских», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря», «Троица»)

- Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов Интернета.

Сообщения, карточки

Учебник

§ 26-28 (выборочно), диск



36.

Урок повторения и обобщения по теме: «Образование единого Русского государства.».


1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля знаний, умений и навыков

Уметь:

- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;

- осуществлять учебные исследования и проекты.

Тест «Образование единого Русского государства»



Раздел 5. Московское государство в середине - конце XVI в. (8 ч.)


37.

Иван IV Грозный. Установление царской власти.


1

Условия развития страны в середине XVI в. Территория, население, характер экономики. Становление самодержавной власти.

Урок формирования знаний

Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы

Знать понятия:

Централизованное государство, сословно-представительная монархия.

Уметь:

- характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства середине XVI века.

Таблица.

Учебник

§ 23

Картина

«Иван Грозный», диск



38

Реформы середины XVI в. Земские соборы.

Государственные реформы середины 16 века.. Избранная рада. Земской собор. Система «приказов», реорганизация местного управления, изменения в военном деле.

Урок формирования знаний

Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы

Знать понятия:

реформа, земский собор, стрелецкое войско, приказная система, дворяне, приказ.

Уметь:

-характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х годов.

- изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглав и т.д.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политики власти.

Таблица.

Учебник

§ 23

Картина

«Иван Грозный», диск



39.

Расширение территории государства. Присоединение Казанского, Астраханского ханства, Поволжья.


1

Задачи и основные направления внешней политики. Расширение территории государства. Завоевание Поволжья. Многонациональный характер государства.

Присоединение Казанского и Астраханского ханств,

Урок изучения нового материала

Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы

Знать понятия:

Основные направления внешней политики Ивана Грозного.

Уметь:

- раскрыть значение присоединения Казанского Астраханского ханств и Поволжья;

- объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси

Устный блицопрос, проверка карты.

Учебник

§ 24

Карта, диск



40

Расширение территории государства. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война.

Присоединение Западной Сибири. Казачество.

Московские государства и Великое княжество Литовское.

Ливонская война, ее итоги и последствия

Урок изучения нового материала

Обзорная лекция с элементами самостоятельной работы

Знать понятия:

засечная черта, казаки.

Уметь:

- использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и т.д.

- объяснять, какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси;

- раскрывать, каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства.

Устный блицопрос, проверка карты.

Учебник

§ 24

Карта, диск



41.

Опричнина.

1

Опричнина: причины, сущность и последствия. Иван IV в представлениях современников и потомков.

Комбинированный урок

рассказ с применением документов, презентация

Знать понятия:

Опричнина, земщина, террор, самодержавие.

Уметь:

- Объяснять причины, сущность и последствия опричнины.

- определять свое отношение к опричниному террору на основании анализа документов, отрывков из работ историков;

- Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а так же в обмене мнениями о нем как о правителе и о человеке.

Тест.

Учебник

§ 25

Карта, диск



42.

Культура и быт в XVI в.


1

Развитие культуры

в XVI в. Публицистика. Летописные своды. Начало русского книгопечатанья. Иван Федоров. Зодчество. Строительство шатровых храмов.

Урок формирования знаний

Презентация, работа с дополнительной литературой

Знать понятия:

Публицистика, житие, шатровый стиль,

Уметь:

- составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства;

- характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшей в Московской Руси в XVI веке

- рассказывать о нравах и быте русского общества XVI века, используя информацию из источников (отрывков «Домостроя», изобразительных материалов и т.д.)

Сообщения, кроссворд (тест).

Учебник

§ 26-28

Репродукция «Троица», художник А.Рублев, диск



43.

Московское государство в XVI в. (повторительно-обобщающий урок)


1

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля знаний, умений и навыков

Уметь:

- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний;

- осуществлять учебные исследования и проекты.

Тест «Московское государство

в XVI в.



44

Повторительно-обобщающий урок по курсу

«Этапы развития средних веков в России»

2

Повторительно-обобщающий урок

Урок контроля знаний, умений и навыков; Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь:

- искать, анализировать, интерпретировать и использовать информацию;

- излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения полученных знаний.

Контрольная работа.





© 2010-2022