Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)Урок по истории: Возникновение земледелия и скотоводства (5 класс)МБОУ «Северная средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района, Алтайского края












Урок


Возникновение земледелия и

скотоводства



Подготовила:

Никитюк Елена Васильевна - учитель истории

высшей категории













п. Северный

2009 г.




Тема: Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель: - Раскрыть значение возникновения земледелия и скотоводства в жизни

первобытных людей.

- Формировать умение прослеживать причинно - следственные связи.

Оборудование: Занятие проводится на улице. Используется подручный

материал, который будет найден на площадке.

Ц/у: Какое значение в жизни человека имело появление земледелия и скотоводство?


ХОД УРОКА:


Опрос (10 мин): 1. Мог ли в нашей местности появиться древний человек? Почему?

2. Представьте себя древними людьми. Попытайтесь добыть огонь так,

как его добывали древние люди.

3. Что древние люди употребляли в пищу? Как они добывали пищу?

4. Охарактеризуйте занятия женщин?

5. Охарактеризуйте занятия мужчин?

Новый материал (22 мин):

Задания по группам:

- девочкам: приготовить место для костра; собрать плоды для пищи

- мальчикам: приготовить оружие для охоты; соревнование по метанию в цель

Беседа:

1. Почему девочки собрали мало плодов?

Какой выход вы бы предложили, чтобы не остаться голодным?

2. Как подготовить поле?

Вывод: 10 тыс. лет назад из собирательства возникло земледелие.

Условие: излишки продуктов.

Беседа:

1. Почему мальчики изготовили это оружие для охоты?

2. Почему они не смогли попасть в цель?

3. Легко ли попасть в движущуюся мишень? Что делать?

Вывод: Появление лука и стрел облегчило охоту.

4. Если охота была удачной как можно поступить с излишками?

Вывод: 10 тыс. лет назад из охоты появилось скотоводство.

Условие: излишки продуктов.

5. Как вы думаете, где люди хранили продукты?

Ремесло - изготовление изделий ручным способом.

Учитель рассказывает, какие виды ремесла появились

Беседа:

1.Почему древние люди помогали друг другу? (родственные связи)

(Учитель объясняет учащимся кто, какое место занимал в родовой общине)

Закрепление (1 мин): Отвечают на вопрос целевой установки.

Вывод: Появление земледелия и скотоводства имело огромное значение:

теперь люди жили не только тем, что давала им природа, но и сами

выращивали хлеб и мясо.


Итог урока:

Вариант 1: Учащиеся возвращаются в кабинет и под диктовку учителя записывают в

тетрадь понятия и выводы, сделанные на уроке.(10 мин)

Вариант 2: Можно раздать учащимся буклет по теме урока, а оставшееся время

использовать для рефлексии.

Выставляются и комментируются оценки за урок ( 2 мин)

Д/задание: § 4

На следующем уроке проверку степени усвоения материала можно провести:

1 вариант - Практикум (для сильного класса)


Практическое задание № 1

Задание № 1: Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия.




Задание № 2: Определите, какие орудия труда использовали первобытные земледельцы для

обработки земли?

5

______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________


Задание № 3: Впишите недостающие слова.

Земледелие и скотоводство возникло в Западной _________________________ более

________________________________ лет назад. Первым домашним животным была

_______________________. Потом люди приручили и одомашнили других живот -

ных, например:________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

Задание № 4: Как земледелие и скотоводство изменило жизнь первобытных людей?


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Решите кроссворд.



2 вариант - Кроссворд (для слабого класса)










1

з

о

л

о

т

о



2

ж

е

р

т

в

а




3

м

е

д

ь



4

м

о

л

и

т

в

а



5

т

к

а

ч

е

с

т

в

о


6

с

к

о

т

о

в

о

д

с

т

в

о



7

п

р

я

д

е

н

и

е




8

п

л

у

г




9

и

д

о

л



10

п

л

е

м

я








Если вы правильно решите кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных зелёным цветом, прочтёте название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

По горизонтали:

1. Металл, из которого первобытные ремесленники изготавливали

украшения.

2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам.

5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надёжно обеспечивающее людей

мясной пищей.

7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге.

9. Изображение духа или бога.

10. Несколько родовых общин, живущих в одной местности.








© 2010-2022