• Преподавателю
  • История
  • Интерактивный урок экскурсия по истории в музей славянской мифологии на тему Культура Киевской Руси 10 класс

Интерактивный урок экскурсия по истории в музей славянской мифологии на тему Культура Киевской Руси 10 класс

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ









Культура Киевской Руси





Методическая разработка

интерактивного урока-экскурсии

в музей славянской мифологии



Разработчик:

Сергеев А.В.





Томск-2015

Пояснительная записка к интерактивному уроку-экскурсии в первый музей славянской мифологии г. Томска.

Тема программы: народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX - начале XII вв.

Тема урока: Культура Киевской Руси.

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.

Вид урока: интерактивный урок-экскурсия с частичным погружением в историческую реальность.

Использование элементов интерактивного урока позволяет частично погрузиться в культуру древних славян, почувствовать ее эмоционально и физически, закрепить теоретические знания, полученные на уроках истории.

Особенности урока в том, что:

- учащиеся практически могут потрогать оружие, одежду славян, музыкальные инструменты;

- увидеть изображения славянских богов и мифологии славян в картинах художников;

- услышать музыку знаменитых композиторов, написанную под воздействием славянских и русских сказок и мифов;

- погрузиться эмоционально в эпоху древних славян;

- финалом урока являются ответы на вопросы и домашнее задание, в котором учащиеся могут вспомнить русские сказки и сказки других народов Российской Федерации.

Интерактивный урок состоит из следующих этапов:

1. Организационный момент - преподаватель осуществляет проверку готовности к уроку, сообщает тему и цель урока, знакомит с особенностями проведения урока и формой работы;

2. Мотивация

3. Основной этап - преподаватель и экскурсовод проводят экскурсию по музею, знакомят с музыкой, музыкальными инструментами славян, с изображениями славянских богов, мифов, с оружием, одеждой, предметами быта;

- формируется положительный эмоциональный настрой студентов на историю культуры своей Родины;

- формируется групповой навык работы (оркестр инструментов, хоровод)

4. Заключительный этап - проходит подведение итогов, выдача домашнего задания, рефлексия, позволяющая осуществить обратную связь и сделать выводы об успешности проведенного урока;

- подчеркивается связь с другими общеобразовательными предметами - литературой, музыкой, живописью

Методика всего урока и каждого отдельного этапа вовлекает обучающихся в работу, активизирует их мыслительную и эмоциональную деятельность, развивает познавательную активность.

План урока

Дисциплина: история

Тема программы: народы и древнейшие государства на территории России. Русь в IX -начале XII вв.

Тема урока: культура Киевской Руси

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний

Вид урока: интерактивный урок-экскурсия с частичным погружением в историческую реальность

Время проведения урока: 1 час 30 минут (90 минут)

Цель урока, его развивающие и воспитательные задачи:

  1. К концу урока обучающиеся будут знать:

- особенности культуры славянской Руси;

- музыкантов и художников, работавших по этой теме;

- связь с современной культурой;

- музыкальные инструменты Киевской Руси;

- элементы одежды и оружие славян.

2. уметь:

- отличать по внешнему виду языческих богов;

- отличать особенности женской и мужской культуры и воспитания славян;

- играть на музыкальных инструментах;

- носить оружие и пользоваться предметами быта славян.

3. В ходе урока способствовать развитию внимания, памяти, логического и образного мышления, умения оценивать результат, практических навыков использования бытовых вещей.

4. Содействовать воспитанию патриотизма, чувства сопричастности к истории своей страны и народа, положительного отношения к знаниям по особенностям быта, самостоятельности.

Методическая цель:

показать возможность использования экскурсионных и игровых методик для активизации познавательной деятельности обучающихся, закрепление и совершенствование полученных знаний.

Форма организации деятельности обучающихся:

- групповая;

- индивидуальная;

- практическая;

Материально-дидактическое оснащение:

- экспозиция музея славянской мифологии;

- презентация экспозиции музея специальным сотрудником;

- сопровождение преподавателем презентации экспозиции;

- задания для студентов;

Этапы урока и задания:

Здравствуйте, уважаемые ребята. Вы находитесь в Первом музее славянской мифологии. Целью нашего занятия является практическое приобщение к культуре славян через музыку российских композиторов, картины российских художников, частичную реконструкцию жизни и быта эпохи древних славян. Этим занятием мы подводим итог темы «Русь в IX в. - начале XII в.». Вы сможете услышать музыку этого времени, поиграть на музыкальных инструментах, подержать и одеть на себя оружие и одежду славян, увидеть изображения славянских богов. Работа у вас сегодня будет не только индивидуальная, но и групповая, так как вы будете создавать музыкальный ансамбль, хоровод, помогать друг другу узнавать изображения богов, звучание музыкальных инструментов, одевать оружие и элементы одежды.

Организационный момент урока - 10 минут

Учащиеся раздеваются в раздевалке, знакомятся с экскурсоводом, объявляется тема экскурсии, учащиеся проходят в зал.

Мотивация - 5 минут.

Учащимся объясняют, что в конце урока они должны будут вспомнить композиторов, художников, о которых говорили на занятиях и выполнить домашнее задание.

Основной этап - 65 минут.

- выступление специального сотрудника-экскурсовода музея славянской мифологии с показом картин художников на тему славянских мифов, исторических событий в сопровождении музыкальных произведений Мусоргского, Глинки, Чайковского, Стравинского и других композиторов.

- показ музыкальных инструментов славян с демонстрацией их звучания и рассказом их истории. На этом этапе экскурсоводу активно помогает преподаватель (рассказом о истории музыкальных инструментов, объяснением какие боги изображены на картинах, на каких инструментах они играют(Лель, Макош, Лыбедь, Пан, Велес, Перун и т.д.). Преподаватель задает вопросы - каких богов студенты узнали на картинах, как они определили, какие это боги, по каким признакам. Каких еще богов по прошлым урокам истории студенты могут назвать. По каким видам практической деятельности эти боги специализировались.

Экскурсовод с помощью преподавателя создает из студентов музыкальный ансамбль, учитывая интерес студентов к конкретным инструментам. Сыгрывает ансамбль - студенты играют.

Студенты создают хоровод.

Преподаватель знакомит студентов с предметами культуры славян:

- походной кузницей (объясняя ее действие);

- вооружением (кольчуга, меч, щиты, боевые топоры - с примеркой). Объясняет вес оружия, его использование. Напоминает, что это будет нужно знать и представлять при последующем просмотре фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»

Затем предоставляется время для свободного ознакомления студентов с общей экспозицией музея под руководством преподавателя. Ответы на вопросы студентов про историю древних славян, Киевской Руси. Осмотр костюмов и картин.

Заключительный этап - 10 минут.

- рефлексия - опрашивается мнение студентов: что понравилось, что привлекло внимание, что нового они узнали.

- выдается домашнее задание:

Составить письменный отчет по вопросам:

- какие сказки, былины, поэмы, кроме услышанных на экскурсии ребята знают;

- каких славянских богов, кроме услышанных на экскурсии, они могут назвать. Каким видам практической деятельности эти боги покровительствовали;

- каких художников и их картины о славянах студенты могут назвать;

- каких музыкантов и их произведения о славянах кроме услышанных на экскурсии они знают;

- какие произведения (музыкальные, художники, народный эпос) кроме славянской тематики могут назвать. Россия - страна многонациональная.

Домашнее задание можно в баллах не оценивать, оно рассчитано на эмоциональное и ассоциативное восприятие учащихся.

Технологическая карта

Этапы

занятия

Цель этапа

Время, мин

Содержание деятельности

Средства

Формы и методы

Преподаватель

Обучающийся

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку

10

Проверяет явку и готовность обучающихся к уроку. Сообщает тему и цели урока. Актуализация знаний. Знакомство с музеем и экскурсоводом

Знакомятся с темой и целью урока. Формой работы.

Музей славянской мифологии города Томска

Фронтальная. Объяснение педагога и экскурсовода

2. Мотивация

Организовать и настроить обучающихся на работу.

5

Объясняет, что после занятия будет выдано задание по экскурсии и на дом.

Знакомятся с музеем

Музей славянской мифологии

Фронтальная. Объяснение педагога

3. Изучение нового материала

Изложение нового материала и его понимание.

65

Излагает новый материал, формулирует связующие вопросы. Контролирует ход проведения урока.

Слушают преподавателя и экскурсовода, участвуют во всех мероприятиях

Музей славянской мифологии

Фронтальная, индивидуальная, просмотр экспозиции музея.

4. Заключительный этап. Рефлексия.

Закрепить изученный материал, проверить его понимание.

10

Опрашивает студентов, их отношение к уроку, выдает домашнее задание.

Отвечают на проверочные вопросы, получают домашнее задание

Преподаватель

Фронтальная, индивидуальная;



© 2010-2022