- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории на 2016/2017 учебный год. 9 класс
Рабочая программа по истории на 2016/2017 учебный год. 9 класс
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Долгова А.В. |
Дата | 16.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 10»
Школьным методическим объединением
Руководитель __________/____________
Протокол
от_______2016
№_____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______/ А.В.Гордеева
______________2016
УТВЕРЖДАЮ
Директор
________/ О.В.Попова
Приказ от_______2016
№_____
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол
от _______2016
№_____
Рабочая программа
по истории
на 2016/2017 учебный год
Класс: 9
Составитель:
Долгова
Анна
Викторовна
учитель, высшая категория
Таштагол
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы «История России» 6-9 классы. Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. Москва.«Просвещение» 2007г.
- Программы «Новейшая история зарубежных стран». Авторы: А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. Москва. «Просвещение».2007г.
Изучение истории в 9 классе общеобразовательной школы включает в себя интегрированный курс «История России XX- начала XXI века» и «Новейшая история XX - начала XXI века».
Рабочая программа составлена на 102 часа из расчёта: новейшая история - 34 часа, история России- 68 часов ( по 3 часа в неделю).
При планировании истории учтён региональный компонент. Основные содержательные линии по истории Кузбасса реализуются в рамках базового курса « История России».
Обучение истории в 9 классе должно проходить на более высоком уровне для того, чтобы создать предпосылки для дальнейшего образования в 10 классе или профессионально-учебные заведениях. Материал по истории России представляется в контексте всемирной истории , что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое, чем на предшествующей ступени обучения, привлечение исторической литературы и источников. Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного, интегрированного представления о прошлом и настоящем мировой цивилизации, тенденциях её развития, без чего невозможно ориентироваться в текущих событиях общественно -политической жизни. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы,учатся определять и аргументировать своё отношение к историческим и современным событиям и их участникам. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания.
Цели учебной программы:
-
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся;
-
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
Формирование исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки
исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
-
Подготовка подростков к пониманию сложности, противоречивости и многовариативности исторического, общественно - политического, цивилизационного развития, обусловленности
выбора их моделей, особенно в современную эпоху; духовными факторами,волей,
убеждениями людей.
Данная программа реализована в учебно - методическом комплекте:
1.А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX- начала XXI века. 9класс», М. «Просвещение», 2011год.
2.А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России XX - начала XXI века» Рабочая тетрадь .9 класс. Москва «Просвещение» 2013 год.
3.О.С. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX -начала XXI века», учебник для 9 класса. Москва «Просвещение», 2012 год.
4.О.С.Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX - начала XXI века» Рабочая тетрадь для 9 класса. Москва «Просвещение», 2010 год.
Содержание программы учебного предмета
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Новейшая история и современность
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в Новое время. Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги.
Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени.
Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен.
Ведущие страны Запада в 1920-х - 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.
Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.
Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.
Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х-70-хгг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Становление информационного общества.
Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.
Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.
Выбор путей развития государствами Азии и Африки.
Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.
Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия на рубеже XIX - начале ХХ вв.
Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.
Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Российская культура в начале ХХ вв. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.
Советская Россия - СССР в 1917-1991 гг.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.
Гражданская война. Красные и белые. Иностранная интервенция. «Военный коммунизм».
Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920-х - 1930-х гг.
СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.
Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.
Внешняя политика СССР в 1945 - 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.
Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачев. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.
Культура советского общества
Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.
Современная Россия
Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.
Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны:
1.Знать:
даты российских революций XX века, создания Государственной думы, реформ Столыпина, Русско - японской, Первой мировой, Гражданских войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20 - 30-е г.г., Второй мировой и Великой Отечественной войн, XX съезда КПСС, реформ 60-х г.г., афганской войны, преобразований второй половины 80-х - начала 90-х г.г., распада СССР, образования РФ; основные периоды отечественной истории XX в., этапы наиболее масштабных событий.
2.Указывать:
последовательность событий в рамках того или иного периода.
3.Называть:
-
место, обстоятельства, участников событий;
-
крупнейших государственных и общественных деятелей XXв.
-
основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры XX в.
-
известных полководцев, участников военных событий.
4.Показывать на исторической карте:
-
территорию России, СССР и её изменение на протяжении XX в.;
-
промышленные центры, крупнейшие стройки;
-
места военных сражений.
5.Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких
источниках (при работе с документами и другими историческими материалами).
6.Сравнивать данные разных источников - факты, цифры оценки, выявлять общее
и различия.
7.Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории XX в.
их участников.
8.Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения
в разные периоды Отечественной истории XX в.
9.Составлять описание:
-
зданий, технических сооружений, машин;
-
предметов быта;
-
памятников художественной культуры.
10.Соотносить факты и общие процессы и явления:
-
изменения политического строя России в XX в.;
-
внутренней и внешней политики;
-
модернизации и индустриализации;
-
развитие общественной мысли и общественной культуры.
11.Называть характерные, существенные черты:
-
политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений
политической жизни страны;
-
экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды XX в.
-
внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12.Систематизировать исторический материал, составлять таблицы схемы.
13.Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм,
либерализм. Советы. Государственная Дума, столыпинские реформы,
диктатура, национализация, «военный коммунизм», социализм,
индустриализация, коллективизация, культурная революция, НЭП,
культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность,
новое политическое мышление.
14.Сравнивать:
-
развитие России, СССР в разные периоды его истории XX в.;
-
темпы и характер модернизации в России и других странах;
-
политические режимы в России и других странах.
15.Излагать суждения о причинах и последствиях :
-
российских революций 1905- 1907 и 1917 г.г.
-
Гражданской войны;
-
прихода большевиков к власти;
-
установления однопартийной системы;
-
утверждение тоталитарного режима и культа личности;
-
победы в Великой Отечественной войне;
-
«оттепели», застоя в экономике в 60-80-е г.г.
-
перестройки, распада СССР. политических и социальных перемен конца 80-х -начала 90-х годов.
16.Объяснять:в чём состояли результаты деятельности государственных
и политических деятелей ,представителей общественных движений ,науки
и культуры.
17.Излагать приведённые в учебной литературе оценки:
-
поворотных ,ключевых событий отечественной истории XXв.
-
известных исторических личностей.
18.Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
Тематическое планирование
п/п
Название разделов и тем
Количество
часов
1.
Россия и мир в первой половине XX века.
70
2.
Россия и мир во второй половине XX -XXI века.
32
Итого
102
Календарно-тематическое планирование.
п/п
Название разделов и тем
Всего
часов
Дата
проведения
I
Тема I «Россия и мир в первой половине XX века»
70
9а
9б
1.
Введение. Новейшая история как историческая эпоха
2.
Индустриальное общество в начале XX века
3.
Единство мира и экономика в начале XX века
4.
Политическое развитие в начале XX века.
5.
Российская империя на рубеже веков и её место в мире
6.
Политическое развитие России в начале XX века
7.*
Экономическое развитие в начале XX века. Строительство Транссибирской железной дороги и её влияние на развитие Кузбасса.
8.
Социальная структура Российской империи начала XX века
9.
Внешняя политика Николая II. Русско - японская война.
10.
Общественно - политические движения в начале XX века
11*.
Первая русская революция. Кузбасс в годы первой русской революции.
12.
Реформы политической системы
13*
Реформы П.А.Столыпина. Куэбасс в годы столыпинских реформ и промышленного подъёма.
14.
Политическая жизнь в 1907- 1914 г.г.
15.
«Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны.
16.
Первая мировая война 1914 - 1918 г.г.
17*.
Россия в Первой мировой войне. Кузбасс в годы войны.
18.
Мирное урегулирование .Версальско- вашингтонская система.
19.
Серебряный век русской культуры.
20.
Театр , музыка, кинематограф.
21*
Обобщение. Россия в ожидании перемен.
22.
Последствия войны: революции и распад империй.
23.
От февраля к Октябрю
24.
Россия весной и летом 1917 года.
25.*
Октябрьский переворот в Петрограде. Установление Советской власти в Кузбассе.
26.
Формирование советской государственности
27.
Политика «военного коммунизма»
28.
Причины гражданской войны и её этапы. Белое движение.
29 *
На фронтах Гражданской войны. Кузбасс в условиях Гражданской войны.
30.
Иностранная интервенция : причины, масштабы , формы.
31.
Окончание Гражданской войны. «Малая гражданская война»
32*
Новая экономическая политика. Переход к нэпу в Кузбассе.
33.
Развитие политического процесса в 20 -е годы.
34.
Образование СССР.
35.
Внешняя политика в 20-е годы.
36*
Духовная жизнь СССР и Кузбасса в 20-е годы
37*
Обобщение. Россия в 1917- 1927 годах.
38
Экономическое развитие СССР
39.*
Индустриализация : цели, методы, источники. Создание
Урало - Кузнецкого комбината.
40*
Коллективизация сельского хозяйства. Развитие колхозного строя в Кузбассе.
41*
Политическая система в СССР в 30-е годы. Репрессии в Кузбассе.
42*
Социальная система страны и Кузбасса.
43.
Капиталистический мир в 20-е годы.
44.
Страны Европы и США в 20-е годы.
45.
Мировой экономический кризис в 1929 - 1933 годах. Пути выхода.
46.
США : « новый путь Рузвельта».
47.
Демократические страны Европы в 30-е годы. Великобритания. Франция.
48.
Тоталитарные режимы в 30-е годы. Италия, Германия, Испания.
49.
Восток в первой половине XX века
50.
Латинская Америка в первой половине XX веке.
51.
Международные отношения в 30-е годы.
52.
Внешняя политика СССР в 30-е годы
53*
Духовная жизнь СССР в 30-е годы
54*
Обобщение .СССР в 30- е годы.
55.
Начало Второй мировой войны.
56.
Коренной перелом в ходе Второй мировой войны.
57.
Завершающий период Второй мировой войны
58*
СССР накануне войны. Кузбасс в условиях усиления подготовки
к обороне страны.
59*
Начало Великой Отечественной войны. Битва под Москвой.
60*
Боевые действия зимой - летом 1942 года. Сталинградская битва.
61*
Советский тыл в Великой Отечественной войне.
Кузбасс в военный период.
62
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
63*
Завершающий период Великой Отечественной войны.
Кузбасс в боях за Родину.
64*
Обобщение. СССР и Кузбасс в годы Великой Отечественной войны.
65.
Послевоенное мирное урегулирование.
66*
Послевоенное восстановление хозяйства .Переход Кузбасса на рельсы мирного развития.
67*
Политическое развитие страны и Кузбасса.
68
Идеология и культура.
69
«Холодная война». Военно- политические блоки
II
Тема II. Россия и мир во второй половине XX -начале XXI века
32
70
Внешняя политика СССР
71
Изменение политической системы СССР.
72*
Экономическое и социальное развитие СССР.
Развитие социальной сферы в Кузбассе.
73.
«Оттепель» в духовной жизни
74.
Политика мирного сосуществования, успехи и противоречия.
75*
Политическое развитие СССР в 1964 -1985 годах.
76*
Экономика «развитого социализма». Снижение темпов роста
промышленности ,сельского хозяйства Кузбасса.
77*
Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х годов в стране и Кузбассе.
78
Политика разрядки: надежды и результаты.
79.
Завершение эпохи индустриального общества 1945- 1970 годы
80.
Кризисы 70 - 80- х годов. Становление нформационного общества
81.
Политическое развитие стран Запада.
82.
Гражданское общество. Социальные движения.
83.
США. Великобритания. Франция.
84.
Реформы политической системы в СССР
85*
Экономические реформы в 1985 - 1991 годах.
Снижение темпов роста промышленности в Кузбассе.
86*
Общественная жизнь. Политика гласности.
Обострение социальных проблем в Кузбассе.
87.
Внешняя политика. Новое политическое мышление.
88.
Италия. Германия: раскол и объединение.
89.
Преобразования и революция в странах Восточной Европы.
90.
Страны Азии и Африки в современном мире.
91.
Латинская Америка. Япония. Китай. Индия.
92*
Российская экономика на пути к рынку .Приватизация и демонтаж колхозного строя, реструктуризация промышленности в Кузбассе.
93*
Политическая жизнь России. Общественная жизнь забастовки в Кузбассе.
94.
Духовная жизнь в России.
95.
Национальная политика и межнациональные отношения.
96.
Международные отношения.
97.
Геополитическое положение и внешняя политика России.
98*
Россия на пороге XX I века. Социально- экономическое
развитие Кузбасса.
99*
Культура XX века. Развитие культуры и образования в Кузбассе.
100
Глобализация в конце XX- XXI века.
101.
Итоговое повторение. История России во второй половине XXвека
102
Итоговое повторение. Россия и мир в XX - начале XXIвека
Итого
102
*региональный компонент
По плану:
Дано:
Объединены темы уроков:
Программа выполнена:
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1.О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история» -уебник для 9 класса общеобразовательных учреждений -12-е изд.-М.: Просвещение 2012г.
2.А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России .XX -начала XXI века» 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений -2-е изд.- М: Просвещение , 2011г.
3.Новейшая история зарубежных стран XX - начала XXI века.9 класс : поурочные планы по учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа. Авторы: С.В. Парецкая, И.И.Варакина - Волгоград: Учитель, 2007г.
4.История России .9 класс часть 1: поурочные планы по учебнику А.А.Данилов, А.Г.Косулина «История России 9 класс» - М., Просвещение , 2002 г.- авт.-сост. Е.Н.Сорокина - Волгоград: Учитель, 2003г.
5.История России . 9 класс часть 2: поурочные планы по учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России 9 класс» - М.: Просвещение 2002 г.- авт.-сост. Е.Н.Сорокина - Волгоград: Учитель,2003г..
6.Тесты по Новейшей истории. 9 класс: к учебнику О.С. Сороко - Цюпа, А.О. Сороко - Цюпа «Всеобщая история. Новейшая история. М., изд-во «Экзамен», 2011г.
7.Тесты по истории России XX - начала XXI века. 9 класс: к учебнику А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России XX -начала XXI века» / Е.В.Симонова - М., издательство «Экзамен», 2010 г.
8.Рабочая тетрадь «Новейшая история . 9 класс» - Саратов: Лицей, 2009г.
9.Рабочая тетрадь «История России. 9 класс»- Саратов: Лицей, 2009г.
10.Интернет- ресурсы: .hrono. ru - исторический портал.