Открытый урок на тему Эпоха Петра Великого

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Эпоха Петра I.

Эпиграфы, написанные на доске

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлемой душой

На троне вечный был работник.

(А.С. Пушкин)


Цель: закрепление знаний и дидактического принципа прочности знаний, их

систематизация - приведение усвоенных учащимися знаний и понятий в систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между её элементами.

Образовательные цели:

• Формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний по истории России;

• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.

Развивающие цели:

• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;

• повторить понятийный аппарат, хронологию;

Воспитательная цель:

• через игровые элементы урока и групповую форму его проведения прививать интерес к истории России;

• способствовать нравственно патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны; толерантности

Задачи:

• повторить и обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах;

• расширить представления о роли и значении исторической личности в истории;

• способствовать формированию самостоятельной мыслительной деятельности;

• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками;

• расширить представления о роли и значении личности в истории

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.



Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Вступительное слово учителя:

Эпоха Петра I, этого «работника на троне», неукротимая творческая энергия которого вдохновляла многих русских поэтов . Действительно, это одна из самых ярких эпох отечественной истории. Традиции, особенности и привычки старой Руси менялись на глазах одного поколения. Сухопутная Русь сделалась морской державой, и не случайно «окном в Европу» стала столица империи - портовый город Санкт-Петербург.

Но, справедливости ради, надо отметить, что все реформы и новшества проводились с помощью жесточайшей эксплуатации простого народа, насильственными методами, усилением налогового бремени. (Зачитывается 2-й эпиграф, записанный на доске.)

Сегодня на нашем обобщающем уроке мы должны вспомнить детство Петра, как формировался его характер, экономические, политические, социальные преобразования в Российской империи, оценить масштаб и значимость этих реформ и ответить на вопрос: « Какое влияние оказал Петр Великий на историю России?»

Но урок наш будет проходить не совсем по традиционной схеме, а с элементами игры. Я буду предлагать вам разные виды заданий, которые вы будете выполнять в течение всего урока, а я буду их заносить в специальную таблицу, и в конце мы подведем итоги и выставим оценки. Итак, начнем.


  1. Опрос домашнего задания

Задание 1.

- Как вы думаете, ребята, почему Петра 1 прозвали Великим?

Задание 2.

- А давайте составим его психологический портрет. Как вы думаете, какими же качествами должен обладать человек, который за столь небольшой период времени сумел справиться решил множества задач как внутри государства, так и за ее пределами?

На доске написаны различные прилагательные, ваша задача - выбрать из списка те прилагательные, которые охарактеризовали бы личность Петра I.

Добрый Щедрый

Сильный - Любознательный -
Чуткий Энергичный -

Волевой - Кроткий

Трудолюбивый - Ленивый

- Ребята, мы обговорили с вами черты характера Петра 1, так давайте же обсудим его внешний облик!

Сообщение - Багомедов А. - внешний облик

- Конечно, ребята, представьте себе двухметрового великана, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Давайте, посмотрим, небольшой видеоролик.

видеоролик

- Детство Петра оказалось нелегким, в будущем, из-за этого, он даже возненавидит Москву.

Сообщение - Айсаева Дт. - детство царя

- И вот, в Преображенске маленький Петр находит для себя занятие. Какое же?

Сообщение - Муслимов С. - потешные полки

- Ребята, Азовские походы становятся для Петра первым испытанием: поражение, победа. Однако до победы, он понял, чего не хватает русской армии?

(ответы ребят)

Сообщение - Идрисов М. - Азовское походы - видеоролик

Петр принимает решение - он создает команду - Великое Посольство, которое объехало пол-Европы, разыскивая союзников для войны с Турцией, изучая различные науки, посещая достопримечательности. Петр учился корабельному делу в Голландии, даже работал простым плотником. Для большего убеждения, давайте посмотри видеоролик.

видеоролик


- Чем ознаменована внешняя политика России в период правления ПетраАлексеевича?

Сообщение - Багомедова М. - Северная война

Сообщение - Гасанов И.. - Санкт - Петербург - видеоролик

Сообщение - Багомедова М. - продолжение

- Полтавское сражение вдохновило многих известных писателей к написанию своих произведений, а каких именно, расскажет Коржавина Д.

Сообщение - Коржавина Д. - «Петр 1 в произведениях»

Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы», «Медного всадника», «Арапа Петра Великого». Своё отношение к преобразованиям Александр Сергеевич Пушкин выразил метко и образно «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек». Пушкин назвал его «вечным работником» и дает восторженную оценку:

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной,

Россию поднял на дыбы?

В произведении «Полтава» Пушкин писал о Петре Первом:
В гражданстве северной державы,
В её воинственной судьбе,
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе.

Яхъяева Л. (продолжает)

Александр Сергеевич восхищен реформами Петра, которые коснулись образования России.


Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещение,
Не призирал страны родной:
Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой,
На троне вечный был работник.

- Да, реформы Петра были значительными и были они не только в сфере образования, давайте вспомним о них.

видеоролик

  1. Закрепление


Задание 3.

«Историческая несправедливость»

Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.

Задание 4

Итак, ребята, давайте обратим внимание на доску. С самого начала урока здесь написаны даты, которые вы должны раскрыть:

1672 - 1725; 1695 - 1696; 1697; 1700 - 1721; 1703; 1709; 1721;



Задание 5

Я предлагаю вам сыграть в игру. Для этого мне понадобится 4 учащихся. Я сразу объявлю условия игры, которая называется «Интервью с героем». Вы же понимаете, о ком пойдет речь? Итак, кто сыграет Петра? И мне нужны 3 корреспондента.

  1. Кто был первым вашим учителем, чему он вас научил?

  2. В какие игры вы играли в детстве?

  3. С какой целью вы поехали за границу, под каким именем?

  4. Какие страны вы посетили?

  5. Сколько кораблей было построено за время вашего правления?

  6. Как вы получили титул императора?

  7. Какие сражения вы проиграли, а какие выиграли?

  8. Как зовут вашу жену? А есть ли у вас дети?

  9. Что вы больше всего цените в людях?

Задание 6

Ответьте на следующие вопросы (презентация)

Задание 7

Ребята, урок, посвященный эпохе Петра Первого подходит к концу, несмотря на то, что урок был повторительно-обощающим, узнали ли вы сегодня что-то новое?

Так давайте же, составим синквейн к личности Петра


  1. Заключительное слово учителя:

Вот и закончилось, ребята, наше путешествие в эпоху Петра Первого.

Россия в первой четверти XVIII века ликвидировала отставание от передовых стран Европы в экономике, резко возросла мануфактурная промышленность, широко развернулась внешняя и внутренняя торговля. Произошло усовершенствование государственного аппарата, оформилась абсолютная монархия. Большие перемены произошли в культурной жизни.

Нельзя не согласиться с тем, что Петр I - первоклассный полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил в Россию, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его характера было поразительное трудолюбие. Пушкин назвал его «вечным работником». Столь же примечательна постоянная тяга царя к знаниям и обучению других. Петр I был прост, но суров, порой до жестокости.


  1. Подведение итогов. Выставление оценок.


  1. Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме (не менее десяти слов).


© 2010-2022