Применение ролевой игры на уроках истории (5 класс)

   Фрагменты уроков по истории с применением ролевой игры для обучающихся 5-х классов.  В данной разработке вы сможете найти ролевые игры по темам: "Основание греческих колоний", "Троя - миф или реальность", "Древнегреческий театр", "Первые христиане и их учение".    Данная работа направлена  помочь учителям истории, работающих в пятых классах, сделать свой урок более красочным, интересным, захватывающим, запоминающимся и потратить на подготовку к уроку минимум времени.   Познавательная активнос...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрагменты уроков по истории с применением ролевой игры

для обучающихся 5-х классов.

Игра - путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который

призваны понять. (А.М. Горький)

Познавательная активность, организация самостоятельной деятельности школьников - сегодня необходимое условие эффективности современного урока истории. Для реализации данных задач я в своей работе использую интерактивное обучение, в котором ведущими методами выступают дискуссии, совместное решение творческих задач и ролевые игры, на них остановлюсь более подробно.

Многие мои коллеги не спешат включать в свою педагогическую деятельность этот метод. На это есть ряд объективных причин: во-первых, ролевая игра требует много дополнительного времени от учителя для качественной подготовки сценария. Во-вторых, этот процесс трудоемкий и сложный, он требует больших усилий со стороны учителя и обучающихся. В-третьих, начинающие учителя сталкиваются с проблемой содержания ролевой игры, т.к. специальных методических разработок по данной тематике не много.

Как показывает практика, положительный заряд эмоций влияет на развитие познавательного интереса обучающихся. На положительном эмоциональном поле очень хорошо работает процесс запоминания, а это, несомненно, повышает качественный аспект обучения, делает уроки более живыми, интересными.

Вашему вниманию предлагаю разработки фрагментов уроков с применением ролевой игры из личного педагогического опыта.

ОСНОВАНИЕ ГРЕЧЕСКИХ КОЛОНИЙ

Цели: 1.Познакомить учащихся с основными направлениями греческой колонизации;

2. Продолжать формирование умений ориентироваться в пространстве, читать карты с опорой на их легенду, развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

3. Воспитывать чувство сопереживания, солидарности, уважения друг к другу.

Категориальный аппарат: колонии, колонизация.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)», учебник, р/т.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Совместная деятельность учителя и учащихся

Переход к изучению новой темы


Изучение нового материала

… Итак, мы с вами выяснили, что в VIII - VI вв. до н.э. в Греции существовали города - государства - полисы. Самыми большими из них были Афины и Спарта. Именно в это время тысячи греков уезжают из страны, чтобы навсегда поселиться в чужих краях.

- Почему древние греки бросают свой дом и переселяются в дальние неведомые страны?

Учащимся предлагается записать план работы урока:

  1. Причины переселения греков в другие страны.

  2. Греческие колонии.

  3. Последствия греческой колонизации.

Первый пункт плана урока раскрывается учащимися через применение элемента театрализации:

Учитель: Представим себе, что мы оказались в одной из греческих колоний. Мы бродим по улочкам, разговариваем с жителями и расспрашиваем - как и почему они оказались так далеко от тех мест, где родились.

Первый колонист: Я был умелым земледельцем. В том селении, где я вырос, лучше меня никто не умел пахать землю. Но что толку! Участок мой был высоко в горах, и землю в долине захватила знать. Сколько ни работай, а из нужды

не выберешься. Часто приходилось голодать. А здесь на чужбине я нашел свое счастье.

Второй колонист: У меня дела были похуже твоих. Я залез в долги, лишился покоя и потерял сон. День работаешь - и ночью не спишь. Ворочаешься с боку на бок и все думаешь - не отобрали бы за долги землю. Кончилось тем, что бросил я родное селение. Вот перебрался сюда, а здесь достаточно плодородной земли. Наш город, как вы видите, был основан на морском берегу, рядом с которым находились пустующие земли. Каждый из переселенцев получил по участку.

Учитель: С вами все ясно - вы покинули Грецию, чтобы от долгов освободится и голода злого избежать. А как вы попали сюда? Ведь до ваших родных мест так далеко.

Третий колонист: Очень просто! Правители города, в котором мы прежде жили, на деньги городской казны снабдили нас кораблями, едой и всем необходимым для обустройства на новом месте. Даже выделили охрану от пиратов.

Учитель: Какие добрые архонты!?

Третий колонист: Да! Они стремились помочь своим согражданам, но в то же время избавить свой город от сотен неимущих - таких как мы.

Учитель: Около нас уже давно стоял хорошо одетый грек, он молча слушал чужие речи, не смешивался в общий разговор. Позволь нам узнать - кто ты и как оказался в колонии? По твоей одежде и виду - ты принадлежишь к знати. Что заставило тебя присоединится к окружающим?

Четвертый колонист: Вы не ошиблись. Я происхожу из древнего знатного рода. Но однажды ночью мне пришлось бросить дом. Преданный слуга сообщил мне, что в городе вспыхнуло восстание демоса, много знатных людей убито в собственных постелях. Эта страшная весть застала меня врасплох. Как сказал поэт, «я на корабль беглеца пышный дом променял». Пришлось мне попросить убежища в этой колонии, и мне разрешили здесь поселиться.

Работа с классом:

- Назовите группы переселенцев? (бедняки, задолжавшие знати; крестьяне, потерявшие свои участки; аристократы, из городов, где к власти пришел демос; купцы, богатевшие на заморской торговле).

- Почему греки покидали свою Родину?

а) не хватало плодородных земель для простых греков.

б) не хватало продуктов питания.

в) стремление рядовых греков избежать военного столкновения между демосом и знатью.

ТРОЯ - МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

Цели: 1.Познакомить учащихся с мифом о Троянской войне, отделить вымысел от правды;

2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности учащихся;

3. Воспитывать стремление использовать дополнительный материал при подготовке к уроку, интерес к предмету.

Категориальный аппарат: «яблоко раздора», Троянский конь, Микены и Троя, Генрих Шлиман, богини Гера, Афина, Афродита, бог Зевс, Парис - царевич.

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)» с аппликацией, учебник, раздаточный материал, меловой рисунок, театрализация.

Тип урока: изучение нового материала.

Этапы урока

Совместная деятельность учителя и учащихся

Изучение нового материала

. Работа с учебником:

- Найдите причины начала Троянской войны?

- Мы с вами выяснили реальные причины войны между Троей и Грецией. А какие же причины Троянской войны нам описывают мифы, чтобы ответить на этот вопрос, рекомендуем посмотреть небольшое театрализованное представление, подготовленное вашими одноклассниками.

Театрализация:

Гера: Афина, твое дело - школа, воинская доблесть, ремесла. Где здесь прекрасное?

Афина: Что есть красота? А мудрая мысль, а подвиг?

Афродита: Красотой лица, великая Гера, и я могу поспорить с тобой. Но в моей власти еще и красота чувств.

Гефест: Прекратите свой спор! Отец идет.

Зевс (входит вместе с Аресом): Что здесь за шум?

Гефест: Богини спорят кто из них самая прекраснейшая. Отец, отдай яблоко матери-Гере! Мать прекраснейшая, потому что мать.

Арес: Так, здесь пахнет скандалом, боем, войной! Отец, ты в опасности! Тактика требует отдать яблоко смертной. Только вот какой? (смеется).

Гера: Так ты отдашь мне яблоко, Зевс?

Зевс (качает головой, Гера плачет, закрыв лицо руками): Гермес, помоги!

Гермес (неприязненно в сторону Ареса): Кто-то здесь вспомнил о смертных? Обратимся к ним. Я знаю одного пастуха, красив, знает толк в красоте.

Зевс: Веди богинь к нему. Если смертный ошибется, мы его поправим. Только боги непогрешимы.

Арес: Вот стратегия! Вот тактика! Но неужели не будет войны?

Гермес: Привет, Парис! Богини, вот человек, который рассудит вас.

Парис: Гермес, кто они - девы неземной красоты?

Гермес: Великая Гера, воительница Афина и Афродита - богиня любви. Ты должен назвать прекраснейшую, (отдает ему яблоко). (Парис в раздумье).

Гера: За яблоко я дам тебе сильный характер и власть над всей Грецией. Ты осчастливишь себя и других.

Афина: Отдай мне яблоко, и я прославлю тебя в веках.

Афродита: Выбери меня. И я наполню твое сердце любовью. А тебя полюбит самая красивая девушка на земле.

Гера: Не слушай Афродиту. И Афина не права! Я - прекраснейшая.

Афина: Гера не права! Я - прекраснейшая.

Афродита: А прекраснейшая - я!

Парис (рассуждает): Богини непогрешимы. Но Гера отрицает правоту Афины, а Афина - Геры. И обе они непогрешимы... а правота Афродиты не отрицается. Значит она права! (отдает яблоко Афродите).

Гера: Парис, ты пожалеешь.

Парис: Богини, я не виноват. Это великая наука математика, умение рассуждать.

Гера: Пусть будет проклята наука матема....

Афина: Остановись, Гера, проклятие должно быть направленно точнее.

Гера: Я проклинаю твой выбор. Парис. Пусть он принесет горе твоему родному городу. Пусть твою любовь разрушат власть, война, хитроумие.

Афина: Пусть падет великая Троя. Пусть причиной этого послужит Троянский конь. Его построит мой любимец - Одиссей.

Афродита: Люди будут помнить твой выбор, Парис. Ты выбрал любовь Елены. Именем самой прекрасной женщины земли будут до скончания веков называть своих дочерей народы разных стран.

Гермес (мягко): Богини, вернемся на олимп. Может быть, ошибку смертного удастся исправить?

Афродита: Как ошибку? Какую ошибку?

- Какие же причины Троянской войны описывает миф?

- Из-за чего поссорились богини Гера, Афина и Афродита?

- Чем этот спор завершился?

- Как вы думаете, в наше время, при каких случаях применяется крылатое выражение «яблоко раздора»?

- Какова действительная причина этой войны?

- В чем разница между двумя причинами войны? …


ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

Цели: 1.Познакомить учащихся с древнегреческим театром, его устройством; определить роль театра в жизни человека;

2. Развивать логическое и образное мышление, внимание;

3. Воспитывать познавательный интерес к истории, чувства долга, доброты, снисходительности через театрализацию.

Идея урока: «Как наставники учат мальчишек уму, так людей уже взрослых - поэты»

(Аристофан)

Категориальный аппарат: древнегреческий театр, комедия, трагедия, скене, орхестра, Софокл, Аристофан.

Оборудование: иллюстрации учебника, модель театра, театрализованная постановка.

Тип урока: изучение новых знаний с элементами ролевой игры и заочной экскурсии.

Этапы урока

Совместная деятельность учителя и учащихся

Подготовка к восприятию нового материала


Изучение нового материала

… - Все мы с вами любим посещать театр и наблюдать за увлекательной игрой сказочных героев. Мы им сочувствуем, сопереживаем или радуемся их успехам вместе с ними. И наверняка не догадываемся о том, что театральное зрелище своими корнями уходит далеко в историю Древней Греции, т.к. именно там он возник более двух с половиной тысяч лет назад. И сегодня я вам предлагаю совершить небольшую экскурсию в Грецию и посетить древнегреческий театр и узнать, какого было значение театральных представлений в жизни простого жителя Греции в те далекие времена…

  1. Запись темы урока

  2. Проговаривается идея урока, ставится задача перед учащимися: «в конце урока ответить, согласны ли вы со словами Аристофана и свой ответ обосновать».

  3. Заочная экскурсия:

- Прежде чем войти в театр, что необходимо предъявить у входа?

Задание 1. Работа с учебником, с.177 (беседа по прочитанному)

- Из какого материала делали билеты?

- Какого было значение буквы на билете?

- Кто мог посещать театр?

Задание 2. Моделирование игровой ситуации, ее анализ

- Итак, у нас с вами есть билеты и мы готовы к просмотру представления. Все ждут с нетерпением, т.к. театральное зрелище проходило всего 2 раза в год. Представим, что у каждого из нас при себе есть подушка, корзина с продуктами, плащ (учитель демонстрирует данные атрибуты). Как вы думаете, для чего нам нужны эти вещи? Зачем греки брали их с собой?

(учащиеся приходят к выводу, что театральные представления длились с самого раннего утра и до позднего вечера, именно поэтому грекам необходимы были эти вещи)

Объяснение учителя:

Используя модель древнегреческого театра, учитель ведет речь о его устройстве, здесь же знакомство с новыми понятиями и жанрами театральных представлений.

Задание 3. Работа с учебником:

- Дайте определение понятию комедия и трагедия (учащиеся предлагают свои варианты ответов)

- Проверьте свои ответы с учебником на стр. 178.

Задание 4. Ролевая игра (театрализация), анализ:

- Сейчас, мы предлагаем вашему вниманию театральное представление «Антигона», автором которого является Софокл. Ваша задача - внимательно посмотреть и определить к какому жанру относится данное представление и почему?

(театрализация, подготовленная учащимися 5 класса)

К царю греческого города Фивы стражи приводят девушку.

Царь: Чем провинилась юная Антигона?

1-й стражник: Ее брат в борьбе за власть пошел войной на родной город! Но его войско потерпело поражение, а сам он был убит.

2-й стражник: Тело юноши вы велели бросить на съедение хищным птицам, запретив под страхом смерти хоронить убитого.

1-й стражник: Антигона нарушила ваш запрет, засыпав тело своего брата землей.

Антигона: Да, я нарушила ваш запрет, т.к. душа моего брата должна обрести покой!

2-й стражник: Мы ждем ваших указаний.

Царь: Ее ждет суровый приговор.

Сын царя (вбегая): Но, отец! Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!

Царь (гневно): В моей земле я царствую один!

Сын: Принадлежать не может одному свободная земля!

Антигона: Помилуй же убитого врага! Погибшему не мсти!

Царь: Да, как ты смеешь дерзкая меня перебивать! Казнить ее! (стражники уводят Антигону)

Сын: Нет, нет, отец! Одумайся! Постой! (Уходит вслед за Антигоной и стражниками. Царь угрюмый сидит на троне. Вбегает рабыня).

Рабыня: Великий царь! Горе! Горе!

Царь (вскочив с трона): Что случилось? Что за шум?

Рабыня: Ваш сын…

Царь: Что с ним?

Рабыня: Он кончил жизнь самоубийством. (царь медленно присаживается на трон, хватаясь за сердце) А узнав о гибели сына, царица - мать пронзила свою грудь мечом.

Царь (с раскаянием): Горе, о горе мне! (падая на колени) Смерть, я зову тебя!

(Учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем ранее)

- Как вы думаете, кто прав царь или Антигона и на чьей вы стороне? Ответ свой аргументируйте…


ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ И ИХ УЧЕНИЕ

Цели: 1.Познакомить учащихся с сказанием о рождении Иисуса, выяснить кем были первые христиане и чем привлекала бедняков христианская религия;

2. Развивать творческие способности, внимание, умение адекватно оценивать историческую личность;

3. Воспитывать интерес к предмету, нравственные отношения (терпение, понимание, уважение).

Категориальный аппарат: апостолы, христиане, Страшный суд, Царство Божие, Евангелие.

Оборудование: карта «Рост Римской империи», учебник, документы, инсценировка.

Тип урока: комбинированный.

Этапы урока

Совместная деятельность учителя и учащихся

Изучение нового материала

…Христианство возникло в Палестине. За тысячу лет до начала н.э. в Палестине уже существовало Древнееврейское государство, его знаменитыми царями были Давид и Соломон (можно спросить у учащихся), а главным городом…? В I веке н.э. была частью Римской империи. И именно в это время был рожден будущий спаситель человечества, основатель новой религии- Иисус. Он был удивительным ребенком, что даже жестокие сердца содрогались при его имени. И одним из таких был Ирод - царь иудейский. Что же его так пугало в этом невинном младенце? Чтобы дать правильный ответ на вопрос, нам необходимо отправиться в небольшое путешествие на 2000 лет назад.

(театрализованное представление)

- Когда из Вифлеема стал расходиться собравшийся для переписи народ, Иосиф и Пресвятая Мария с Младенцем перешли из пещеры в город и поместились в доме.

На небе зажглась чудесная звезда, возвестившая о рождении Спасителя. Увидев ее, мудрецы-звездочеты (волхвы) из восточных стран отправились в путь. Они пришли в Иерусалим к царю Ироду Великому, под управлением которого находилась большая часть Палестины.

Мудрец 1: Здравствуй, о великий правитель, мы пришли сюда из далека и просим твоей помощи!

Мудрец 2: Не подскажешь ли нам, где здесь родился Царь иудейский?

Мудрец 3: Звезда возвестила нам о его рождении, и мы пришли поклониться ему и принести в дар золото.

Мудрец 1: Ладан.

Мудрец 2: И смирну - душистую дорогую смолу.

Ирод: Мне не ведомо это. Поэтому попрошу вас немедлить и найти этого младенца. А затем вернуться и рассказать мне о том, где вы нашли его. Я сам лично хотел бы ему поклониться.

(волхвы уходят)

Ирод: Нет, вы слышали?! Этого младенца называют Царем иудейским! Царем!!! Да, как они смеют! Я, единственный здесь царь!!! Я не позволю какому - то мальчишке свергнуть меня с моего престола. Ищите, ищите его хорошенько, чтобы я смог его умертвить.

Да, царь Ирод был по настоящему в гневе от услышанного. Он боялся чудесного младенца. А пока…иинеттого, как волхвы поклонились младенцу и поднесли дары, они отправились в свои края, ничего не сказав Ироду.поместились в д

Покинув Иерусалим, мудрецы отправились в путь. Звезда шла перед ними по небу и остановилась над тем местом, где был младенец-Иисус. Но вдруг на одно мгновение их ослепил яркий свет. Это был ангел.

Ангел: Когда вы поклонитесь младенцу, то домой путь держите не через Иерусалим. Ирод ждет известия о младенце, чтобы убить его!

И после того, как волхвы поклонились младенцу и поднесли дары, они отправились в свои края, ничего не сказав Ироду.

Ирод: Где же эти мудрецы? Они давно должны уже вернуться… Ну, что ж! слушайте мой приказ: «Я, Ирод Великий приказываю, умертвить всех мальчиков до двухлетнего возраста, живущих в Вифлееме и его окрестностях.

Спасая Иисуса от царя Ирода, Мария и Иосиф бежали в Египет. Лишь после смерти Ирода святое семейство вернулось в Назарет.

Беседа:

- Кто такой Ирод?

- Чем был вызван гнев иудейского царя к младенцу?

- Можем ли мы оправдать деяния Ирода в отношении младенцев?...








© 2010-2022