Методическая разработка проблемно-эвристического урока

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект проблемно-эвристического урока


Автор: Петрова Нина Николаевна

Образовательное учреждение: ФГКОУ«СОШ № 10» ЧР н.п.Калиновская

Курс: История Древнего мира
Раздел: Древний Рим
Тема: Римская империя во II веке н.э.
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение: учебник для 5 класса «История Древнего мира» базовый уровень автор А.А.Вигасин
Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе POWER POINT.

Цель урока: сформировать представление о римской империи в годы императора-тирана Нерона и период расцвета империи - «лучший из императоров»Траян(98-117 гг.до н.э.)


Проблемное задание. Перечислите условия, которые обеспечили расцвет Римской империи во втором в.н.э.

Задачи урока:
Образовательные: создать на уроке условия, чтобы учащиеся основываясь на сообщениях учащихся и проведя сравнительную характеристику правления двух императоров пришли к выводу того, что жизнь народа в стране зависит не от формы правления , а от личности правителя..
Развивающие: формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:
учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.
коммуникативные: умение работать в парах; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования.

информационные: умение извлекать историческую информацию.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как толерантность, взаимопомощь, умение слушать и слышать товарищей, способность принимать точку зрения другого человека, самостоятельность, противостояние давлению (в данном случае - оценочных стереотипов).

Проблемные вопросы: Что свидетельствовало об усилении императорской власти в Риме? Влияет ли форма правления в государстве на жизнь обыкновенных людей? Можно ли дать однозначный ответ на поставленный вопрос? Место личности в истории.
Тип урока: проблемно-эвристический урок, урок изучения нового материала.
Формы обучения: сочетание различных видов работы, таких как фронтальная и работы в парах, эвристическая беседа, учебная дискуссия на разных этапах урока.
Оборудование: компьютер; экран; мультимедийный проектор.
Методы: частично-поисковые, проблемно - эвристические, методика работы с историческими документами, методика организации дискуссии.

Планируемые результаты:

предметные:

- воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: сенат, республика, монархия, империя;

- извлекая необходимую информацию, анализировать правление двух императоров - «преемников Августа»;

- выделять причинно-следственные связи, проводить связь между правлением гос. деятелей Древнего мира и современного общества;

метапредметные:

- определять тему урока, цели;

- выделять главное, делать выводы;

- развитие умения выражать в речи свои мысли, привлекая житейский опыт.

личностные:

- развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний;

- работать в парах, вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении;

- анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.

Структура урока:

1. Мотивационно-целевой этап (7мин.).

2. Ориентировочный этап (5 мин.).

3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.).

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.).

6. Домашнее задание (3 мин.).



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивационно-целевой этап ( 7 мин.)

1. Организационный момент

Добрый день! Проверяет, кто отсутствует. Выясняет, кто дежурные и всё ли они приготовили к уроку (атласы, тетради) на каждой парте

Приветствуют учителя

2. Актуализация

знаний

Для того чтобы определить тему, предлагаю выполнить задание.

Я задаю вопросы, если на него правильно ответили, то слово «исчезает».

На экране появляются слова: Сенат, триумвират, патриции, трибун, империя.

Остаётся понятие «Империя».

Поднимая руку, отвечают на вопросы:

1) Высший орган власти в Римской республике?

2) «Союз трёх мужей»?

3)Свободные граждане Рима?

4) должностное лицо, защищавшее права плебеев?

5) Община граждан

3. Мотивация

Дайте определение этому понятию

Формулируют определение понятия «империя»

Даётся цитата «В чести и силе та держава, где правит здравый ум и право, а где дурак стоит у власти, там людям горе и несчастье»

Объясняют, как они понимают эти слова

Коммуникативные УУД

Излагать своё мнение, аргументируя его.

Показывает слайд презентации, где записана цитата

2. Ориентировочный этап (5 мин.)

Вступительное слово учителя Какой вопрос мы должны с вами решить сегодня на уроке?

Вступительное слово в размере 1 пункта параграфа 58 Формулируют конечный вопрос - выяснить какие факты свидетельствуют об усилении императорской власти в Риме?

Регулятивные УУД

1. Определять проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

3. Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)

1. Работа в парах по изучению нового материала

Представляет слайды презентации, где даны бюсты Нерона и Траяна.

Выступление учащихся с подготовленными сообщениями о Нероне и Траяне.Представляет слайды презентации по ходу рассказа учащихся

Представляют, слушают сообщения, анализируя сказанное

Познавательные УУД

1. Анализировать (выделять главное).

2. Сравнивать объекты по заданным критериям.

3. Выделять причины и следствия.

4. Делать выводы.

5. Находить достоверную информацию в разных источниках (текстах учебника, картах, схемах).

6. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

5. Работать в парах.Личностные УУД

1. Оценивать события с позиции гражданина и патриота России.

Предлагает провести сравнительный анализ правления императоров, основываясь на рассказах одноклассников и материале учебника

Заполнение таблицы, представленной на доске

Предлагает сделать вывод и ответить на проблемный вопрос. дать определение понятиям: республика. монархия.

Отвечают на вопрос, делая вывод

Предлагает провести следственные связи между правителями древнего мира и другого времени . Обращение к собственному опыту

Приводят примеры правлений других правителей.

5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.)

1. Подведение итогов

Предлагает вспомнить и озвучить цитату урока. Какую цель и задачи ставили в начале урока? Проводит дисскусию

Выражают своё мнение о цитате уже на уровне полученных знаний

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

2. Систематизация знаний, первичное закрепление изученного материала

Предлагает оценить свои результаты, отвечая на вопросы игры «крестики-нолики» Представляет слайд презентации с правильным ответом на заданный вопрос

Записывают в тетрадь:

плюс - если ответ правильный,

минус - если ответ не правильный

Предлагает выполнить задание в тетради

Выполняют задание в рабочей тетради

3. Оценка и самооценка урока

Предлагает оценить результаты своей деятельности на уроке

Оценивают результаты своей деятельности на уроке, пользуясь историческими афоризмами «Ахиллесова пята», «Перейти Рубикон», «Троянский конь»

Регулятивные УУД

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Оценивает результаты работы класса, благодарит за участие в работе. Предлагает оценить результаты деятельности учителя

Если урок понравился поднимают большой палец, если нет опускают его вниз.

6. Домашнее задание (3 мин.)

Параграф 58. Дома записать таблицу в тетрадь, прибавив дополнительно характеристику ещё одного императора, используя или материал учебника или дополнительный материал. Подготовить мини-презентацию о гибели Помпеи.

Записывают в дневник домашнее задание, определяя его по уровню своих знаний





© 2010-2022