Рабочая программа по истории 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Рабочая программа

курса (предмета) по истории для 6 классов


уровень основного общего образования





















Составитель

учитель истории

Мурашева Ирина Ивановна


Паспорт

Основание для разработки программы:

Государственный стандарт __основного общего образования_ базовый уровень по _истории_2004 г

УМК_«Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века ; Агибалова Е. В. История Средних веков»_, издательство «Просвещение», год издания __2012_.

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников

программа определяет приоритеты в содержании базового образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.

Категория обучающихся: учащиеся _6-х__классов Сроки освоения программы:__1__ год

Режим занятий:_2__ часа в неделю

Объем учебного времени:_68_ часов

Форма контроля: устный, письменный, фронтальный и индивидуальный опрос, тест

Формы контроля тестовая работа, практическая работа на карте, хронологический диктант.

Программа адресована учащимся с разноуровневой подготовкой 6 а,б ,в классов, продолжающих осваивать курс истории на базовом уровне.


Пояснительная записка

Рабочая программа по истории в 6 классах разработана в соответствии с:

-нормами Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», закрепленными в ст. ст 28, 48 (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ)

- требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (Приказ Минобрнауки России от 05.03. 2004 г. № 1089);

- рекомендациями Примерной программы основного общего образования по истории (Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 №03-1263);

-методическим письмом о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования (М, 2010 г.) (ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/);

-федеральными требованиями к образовательным учреждениям части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (Минобрнауки России от 04.10.2010 г. № 986)

-Учебным планом

- авторских программ основного общего образования по курсу История России Данилова А.А. (Программа для общеобразовательных учреждений А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «Истрия России 6-9 класс.-М.: Просвещение, 2008 г.), Истории средних веков Агибаловой Е.В. (Программа для общеобразовательных учреждений Е.В. Агибалова Г.М. Донской. История средних веков. -М.:, Просвещение, 2010)

-возможностями линий учебно-методических комплексов (УМК) по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы и УМК по истории А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы издательства «Просвещение»

- особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников

В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчета 2 часа в неделю). Таким образом, общее время, выделенное на изучение истории в основной средней школе составляет 350 часов. Данная программа для 6 класса рассчитана на 68 учебных часов.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Основные содержательные линии программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов -«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Изучаемый в 6 классе материал позволяет формировать яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Изучая историю данного периода, обучаемые приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа, систематизируют знания об историческом пути и опыте человечества, составляют представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развивают навыки работы с различными типами исторической информации.

Цель: показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стре-миться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи изучения раздела «История России» в 6 классе:

  • формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

  • овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;

  • воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;

  • развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях, правовых документах, публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

Задачи изучения курса «История Средних веков»:

  • овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья;

  • овладение знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V - XV их социальном, экономическом, политическом, духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно- историческом процессе в период Средневековья и его значение для современного Отечества;

  • воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов.

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

- компетентностный подход, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- дифференцированный подход, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века и истории средних веков. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

Обоснование изменений.

Основное содержание тематического планирования и его структура совпадают с содержанием авторской программы. На изучение данной программы отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю. Из них на Историю России - 32 часов, на Историю Средних веков - 36 ч. В связи с тем, что авторские программы рассчитана на 40 часов (Данилов А. А.) и 36 часов (Вигасин А.А.) произошло сокращение на 8 часов: 4 ч. из резерва, 1 ч.- из Введения , по 1ч из 1 и 2 тем (повторительно-обобщающие уроки)и 1 ч. из темы «Внешняя политика Ивана IV». В содержание курса включены вопросы по формированию антикоррупционного мировоззрения. Модуль представлен в 5 часах.

Формы организации образовательного процесса:

При организации уроков очень важно учитывать психолого-возрастные особенности учеников. Необходимо применение традиционных форм урока: урок изучения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок и др. Формы организации образовательного процесса представлены классно-поурочной системой с использованием модификаций традиционного урока: лекция с эвристической беседой и постановкой проблемы, урок - ролевая игра, урок -практикум.

Механизмы формирования ключевых компетенций:

Механизмами формирования ключевых компетенций является знание терминов. понятий, хронологии, оперирование у учащихся общеучебных задач и информации в развернутом и сжатом виде.

Главной целью является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба,познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения. Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации. Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной. Освоение: ИНФОРМАЦИОННОЙ компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ компетенции: сравнение, сопоставление, классификация, объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач. КОММУНИКАТИВНОЙ компетенции: владение монологической и диалоговой речью, передавать содержание текста. РЕФЛЕКСИВНОЙ компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач.

Формы контроля: фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль, взаимоконтроль. Методы контроля устный опрос, письменный опрос, тестирование, решение проблемных задач, задания на выявление операционных жизненных ситуаций, моделирование жизненных ситуаций, графическая проверка в форме составления таблиц, схем, построения диаграмм, составление учебного мини-проекта, эссе.

Виды контроля: текущий, тематический, итоговый. Текущий контроль уровня знаний учащихся производится на каждом учебном занятии на индивидуальном, групповом или фронтальном уровнях (выполнение индивидуального/ группового задания; опрос; самостоятельная работа). В конце каждой четверти - проверочная работа, в конце года - итоговая проверочная работа по предмету.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, дистанционного обучения, проектной деятельности, учебно-исследовательской деятельности, творческой деятельности, развития критического мышления через чтение и письмо, информационные, проблемно-диалогового обучения, организации группового взаимодействия, обучения на основе социального взаимодействия, анализ конкретных ситуаций (кейсов), рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности

Планируемый результат обучения -

  • называть даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и компаний;

  • называть места и обстоятельства этих событий, выступлений походов, крупнейших государственных деятелей, военачальников, ученых, представителей культуры;

  • показывать на исторической карте рост территории, крупнейшие центры торговли, промышленности;

  • описывать положение и образ жизни основных сословий; составлять описание памятников, предметов труда, зданий, произведений искусства;

  • соотносить общие факты и процессы становления абсолютизма, закрепощения крестьян, социальных движений; называть характерные и существенные черты экономического, социального, духовного и политического развития;

  • определять и объяснять понятия;

  • уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

  • анализировать исторические явления, процессы, факты;

  • обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;

  • определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;

  • уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

  • определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;

  • объяснять значение основополагающих понятий курса: смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный рас кол; сравнивать социально-экономическое развитие, положение сословий, результаты войн и крестьянских выступлений; излагать суждения о причинах и последствиях; приводить оценки реформ, деятельности Петра, Никона, Екатерины Великой.

Учебно-тематический план

программы по истории для 6 класса

№ п,/п

Тема

Количество часов

В том числе

с использованием ИКТ

Форма контроля

Средние века

36

7

1

Введение

1


2

Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв.)

5

1

Тест

3

Тема 2. Византийская империя и славяне вVI - XI вв.

3

1

Тест

4

Тема 3. Арабы в VI - XI вв.

3

1

Тест

5

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

2


Фронтальный опрос

6

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2


Фронтальный опрос

7

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

2

1

Тест

8

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

6

1

Тест

9

Тема 8. Германия и Италия в XII-XVвв. Наследие Средних веков в истории человечества.

2


Фронтальный опрос Тест

10

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв.

2

1

Фронтальный опрос

11

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XVвв.

4

1

Тест

12

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4


История России

32

11

13

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.

9

4

Тест

14

Тема 2. Русь удельная в XII-XIII вв.

8

3

Тест

15

Тема 3. Московская Русь в XIV-XVIвв

14

4

Тест

Итоговое повторение и обобщение

1

18

Фронтальный опрос

Итого


68

18

Содержание

Средние века (36 часов )

Введение.

Что изучает история Средних веков. История Средних веков- часть всемирной истории. Исторические источники по истории Средневековья

Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.)

Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев низ Альп на территорию Римской империи. Занятия и образ жизни германской общины. Разложение родового строя. Великое переселение народов. Гунны и германцы. Падение Западной Рим ской империи. Территории расселения германских союзов племён на бывшей территории Западной Римской империи.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв. Образование варварских государств. Складывание государства франков во главе с Хлодвигом. Раздел Франкского государства. Распространение христианства среди варваров. Карл Мартелл. Папа Римский и Пипин Короткий.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность. Личность Карла Великого. Образование империи Карла Великого. Раздел империи Карла Великого. Новый император. Развитие феодальных отношений в Франкском государстве.

Западная Европа в IX-XI вв. Франция в IX - XI вв. Слабость Каролингов. Владения короля - его домен. Германия в IX - XI вв. Англия в IX - XI вв. Норманны и их образ жизни. Русь и варяги. Королевства норманнов Скандинавии. Прекращение норманнских завоевательных походов.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Каролингское Возрождение. Влияние античности на архитектуру. Рукописные книги. Библия - книга книг. Появление новых жанров в средневековой литературе.

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Образование новой империи - Византии. Византия при Юстиниане. Военные походы. Борьба империи с внешними врагами.

Культура Византии. Византия - наследница мира Античности и стран Востока. Основные типы школ Византии. Крестово-купольный тип храма - храм Святой Софии. Храм - образ мира. Мозаика, фрески, иконопись

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и образ жизни. Образование государства у южных славян - Болгарии. Великоморавская держава - государство западных славян Славянские просветители Кирилл и Мефодий.

Тема 3. Арабы в VI - XI вв.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природные условия Аравийского полуострова, их влияние на образ жизни, занятия, общественное устройство арабских племён. Возникновение ислама. Образование Арабского государства во главе с Мухаммедом. Коран. Арабский халифат. Багдадский халифат. Кордовский эмират. Распад халифата.

Культура стран халифата. Арабский язык - «латынь Востока». Образование - инструмент карьеры. Научные знания арабов. Аль-Бируни. Ибн Сина. Фирдоуси. Мечеть место встреч и хранилище ценностей. Значение культуры халифата.

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

В рыцарском замке. Установление феодальных отношений. Устройство замка. Замок - жилище и крепость феодала. Рыцарская культура. Кодекс чести.

Средневековая деревня и её обитатели. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Повинности крестьян. Крестьянская община как организация жизни средневекового крестьянства. Натуральное хозяйство - отличие феодальной эпохи.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

Формирование средневековых городов. Изменения в хозяйстве Западной Европы. Отделение ремесла от торговли. Причины возникновения городов. Город - поселение ремесленников и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Ремесленные мастерские. Цехи. Развитие торговли. Торговые пути. Гильдии. Ярмарки. От ростовщичества - к банкам.

Горожане и их образ жизни. Управление городом и городская знать. Борьба ремесленников за участие в управлении городом. Образ жизни горожан. Город - центр формирование новой европейской культуры. Университеты. Городское сословие в Европе - носители идей свободы и права.

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трёх сословий феодальной эпохи. Рост богатства и могущества католической церкви. Коррупция как социальное явление. Разделение церквей. Двухсотлетняя борьба королей и папства. Путь в Каноссу. Могущество папы Иннокентия III. Церковные соборы и догматы христианской веры. Движение еретиков. Инквизиция. Возникновение монашеских нищенствующих орденов францисканцев и доминиканцев.

Крестовые походы. Причины крестовых походов. Речь папы Урбана II в Клермоне. Первый крестовый поход. Образование крестоносцами государств и духовно-рыцарских орденов. Неудача второго похода. Третий крестовый поход. Четвёртый крестовый поход. Упадок движения крестоносцев. Значение крестовых походов для Запада и Востока.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

Как происходило объединение Франции. Экономическое развитие Франции. Начало объединения страны вокруг короля. Увеличение королевских владений в правление Филиппа II Августа, ЛюдовикаIX Святого, Филиппа IVКрасивого. Авиньонское пленение пап. Франция - централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.

Что англичане считают началом своих свобод. Англия после Нормандского завоевания. Реформы Вильгельма Завоевателя и Генриха II Плантагенета. Принятие Великой хартии вольностей. Открытие английского парламента.

Столетняя война. Столетняя война: причины и повод. Арии противников. Основные этапы войны. От перемирия к победам французов. КарлVII - новый король Франции. Жанна д,Арк. Завершение войны.

Крестьянские восстания во Франции и Англии. «Чёрная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Жакерия во Франции и её последствия. Восстание Уота Тайлера в Англии, последствия.

Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и в Англии. Восстановление Франции после трагедии и военных утрат. Противостояние ЛюдовикаXI и Карла Смелого. Завершение объединения Франции. Централизация власти во Франции. Война Алой и Белой розы. В Англии. Основание династии Тюдоров в Англии.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Реконкиста в Испании. Объединение страны под властью Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Усиление королевской власти. Инквизиция.

Тема 8. Германия и Италия в XII-XV вв.

Усиление власти князей в Германии. Подъём хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Священная Римская империя и княжества в XIVв. Император КарлIV . Золотая булла. Усиление самостоятельности германских государств.

Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли итальянских городов. Коммуна - средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба римских пап с императорами в Италии: гвельфы и гиббелины. Оформление тирании в некоторых городах-государствах Италии. Тирания Медичи во Флоренции.

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

Гуситское движение в Чехии. Расцвет Чехии в XIV в. Население, церковь, власть. Рост антифеодальных настроений. Коррупция как одна из причин недовольства народа католической церковью. Ян Гус, его идеи, судьба. Гуситское движение. Итоги и последствия гуситского движения.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоевания. Образование Османского государства. Начало захватнической политики Османа на Балканском полуострове. Битва на Косовом поле. Падение Византийской империи. Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.

Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Путешествие Марко Поло. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Обращение к античности. Схоластика и Аристотель, святой Августин. Спор между церковью и философами. Фома Аквинский. Роль философии в средневековую эпоху.

Средневековая литература и искусство. Культура рыцарства. Трубадуры. Куртуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.

Культура раннего Возрождения в Италии. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. Гуманисты и их идеал универсального человека. Первые гуманисты - Франческо Петрарка и Дж. Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Живопись. Сандро Боттичелли.

Научные открытия и изобретения. От астрологии и алхимии к астрономии и химии, медицине. Усовершенствование водяного двигателя. Изобретение доменной печи. Переворот в военном деле. Дальнейшее развитие мореплавания и кораблестроения. Открытие Христофора Колумба. Начало Великих географических открытий. Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом.

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Средневековый Китай. Правление династии Тан. Развитие феодальных отношений. Завоевание Китая монголами. Восстание Красных повязок. Приобретение независимости. Хозяйственный подъём. Изобретения. Развитие науки. Литература и искусство.

Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщённость народов Индии. Наступление периода феодальной раздробленности. Индуистская религия. Кастовое устройство общества. Делийский султанат и разгром его Тимуром. Наука и искусство.

Государства и народы доколумбовой Америки. Население Северной и Южной Америки и его занятия. Сохранение родоплеменных отношений. Города-государства майя. Держава ацтеков. Держава инков.

Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни Кочевники пустыни Сахары. Государства Африки, их устройство и культура. Влияние связи с исламской культурой. Культурное наследие народов Западного Судана. Освоение Африки европейцами.

Наследие Средних веков в истории человечества. Итоговое повторение раздела Средние века.

История России (32 часа)

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII в.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племён. Верования древних людей. Государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами.

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава.

Владимир Святославович. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. 1-й час. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя и внешняя политика. Международный авторитет Руси.

2-й час. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности древнерусской культуры. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремёсел, торговли. Военное дело. Жилище, одежда.

Тема 2. Русь удельная в XII-XIII вв.

Раздробление Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Князь Владимир Мономах. Причины раздробления Древнерусского государства. Характер политической власти в период раздробленности.

Главные политические центры Руси. 1-й час. Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, их внутренняя и внешняя политика. 2-й час. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество. Территория, природные, и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли. Особенности географического положения и политического развития Галицко-Волынской Руси

Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Борьба Руси с Западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель в XII-XIIIвв. Особенности культуры XII-XIIIвв Накопление научных знаний. Литература. Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Тема 3. Московская Русь в XIV-XVI вв.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Коррупция как социальное явление.

Москва - центр борьбы с ордынским игом. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV-XV вв. Василий I. Феодальная война второй четверти XVв., её значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва и её последствия. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III.Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Московское государство в конце XV-начале XVI в. Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Ограничение свободы крестьян Появление казачества. Исторический опыт противодействия коррупции в России. (Судебник 1497г. - первое ограничение коррупционных действий).

Церковь и государство в конце XV-начале XVIв. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри и их роль. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва - третий Рим»

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Укрепление центральной власти. Избранная рада. Реформы центрального и местного управления. Исторический опыт противодействия коррупции в России. (Введение наказаний за взятки в Судебнике 1550г). Стоглавый собор. Военная реформа.

Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение присоединения Поволжья к России и его последствия. Покорение Западной Сибири. Ливонская война.

Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Опричнина. Итоги царствования Ивана Грозного.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература XIV-XVI вв.

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв. Зодчество в XIV-XV вв. Архитектура Московского государства в XVI вв. Русская живопись XIV-XVI вв. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

Быт и нравы XIV-XVI вв. Город и село. Особенности материальной культуры: одежда, еда, жилище.

Поурочное планирование История 6 класс

№ п/п


Дата

Темы, входящие в разделы

Тип урока


ТСО ИКТ ЦОР


Вид контроля

Основные виды образовательной деятельности учащихся

1

Сентябрь


Введение.

Объяснение нового материала


Устный опрос

Исследовать место эпохи Средневековья в истории. Изучать историческую карту мира Средневековья.

2


Тема 1. Становление Средневековой Европы (VI-XIвв.) Древние германцы и Римская империя.

КУ

карта

Устный опрос

Показывать на карте территорию расселения германцев. Выявлять сходства и различия в образе жизни германцев и римлян. Называть причины падения Западной Римской империи.

3


Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII вв.


КУ

Карта

Устный опрос

Объяснять своеобразие государства у франков. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Объяснять значение монастырской жизни для складывающейся европейской культуры.

4


Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

КУ

Карта

Устный

опрос

Объяснять причины появления новой империи. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Комментировать последствия Верденского раздела.

5


Западная Европа в IX-XI вв.

КУ


Устный опрос

Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей

6


Культура Западной Европы в раннее Средневековье.

КУ

презентация

тест

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире. Объяснять значение античности для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

7


Тема 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Объяснение нового материала

карта

Устный опрос

Показывать на карте территорию Византийской империи, называть её соседей. Характеризовать её внешнюю политику. , её отношения с соседями. Составлять исторический портрет императора Юстиниана.

8

4

Культура Византии.

КУ

презентация

Устный опрос

Составлять описание исторических памятников Византии на основе текста и иллюстраций. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры.

9

Октябрь

1

Образование славянских государств

КУ

карта

Устный опрос

Сравнивать управление государством у южных, западных, восточных славян. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

10

1

Тема 3. Арабы в VI - XI вв.Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Объяснение нового материала

карта

Устный опрос

Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племён. Характеризовать основы мусульманского вероучения, традиции ислама. Называть различия между исламом и христианством.

11

2

Культура стран халифата.

Комбинированный урок

ЦОР

Устный опрос

Характеризовать достижения арабской культуры и её вклад в развитие мировой культуры. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

12

2

Тема 4. Феодалы и крестьяне. В рыцарском замке.

Объяснение нового материала


Устный опрос

Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Готовить презентацию (сообщение)

13

3

Средневековая деревня и её обитатели.

Комбинированный урок


Фронтальный опрос

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Анализировать положение земледельца его быт, образ жизни. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника

14

3

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Формирование средневековых городов.

КУ с сообщениями учащихся

карта

опрос

Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Выделять условия возникновения и развития городов. Раскрывать значение торговли и городского финансового дела в развитии средневековой Европы.

15

4

Горожане и их образ жизни.

КУ работа в группах


Фронтальный опрос

Обосновывать отличия горожан от представителей иных сословий. Доказывать, что города - центры формирование новой европейской культуры. Определять роль университетов в развитии городов.

16

4

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIIIвв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Коррупция как социальное явление Католическая церковь и еретики.

Объяснение нового материала


Устный опрос

Характеризовать католическую церковь как самую влиятельную силу в Западной Европе в XI-XIII вв. Знать о существовании коррупции при покупке церковных должностей. Выявлять причины и определять последствия разделения церквей. Называть причины появления движения еретиков.

17

5

Крестовые походы.

КУ, работа в группах

Карта, ЦОР

тест

Определять по карте путь Крестовых походов. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнивать итоги Первого, Второго и Третьего походов. Описывать наиболее известные события и организаторов первых четырёх походов.

18

5

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.) Как происходило объединение Франции.

Объяснение нового материала

карта

Устный опрос

Характеризовать причины и движущие силы процесса объединения страны и усиления королевской власти. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, ЛюдовикеIX Святом, Филиппе IVКрасивом (по выбору).

19

Ноябрь

2

Что англичане считают началом своих свобод.

КУ с элементами лабораторной работы


Устный опрос

Анализировать методы управления страной Вильгельмом Завоевателем и Генрихом II Плантагенетом. Обосновывать оценку Великой хартии вольностей как фундамента английской свободы и демократии. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

20

2

Столетняя война.

КУ, работа в группах

Карта , ЦОР

опрос

Находить и показывать на карте основные места сражений. Раскрывать причины войны. Сравнивать армии противников. Составлять доклад о Жанне д,Арк.

21

3

Крестьянские восстания во Франции и Англии..

Комбинированный урок


тест

Объяснять причины ухудшения положения крестьян, причины восстаний. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний.

22

3

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии.

КУ с элементами лабораторной работы

карта

опрос

Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность централизованной власти во французском государстве.

23

4

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Школьная лекция

карта

тест

Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать Кортесы с Генеральными штатами во Франции и парламентом в Англии.

24

4

Тема 8. Германия и Италия в XII-XVвв.Усиление власти князей в Германии.

Объяснение нового материала

Карта

Опрос

Находить на карте местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти.

25

Декабрь

1

Расцвет итальянских городов.

КУ


Фронтальный опрос

Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику Медичи.

26

1

Тема 9. Славянские государства и Византия в XIV-XVвв. Гуситское движение в Чехии. Коррупция как социальное явление

КУ

Карта, презентация

Устный опрос

Характеризовать Чехию в XIVв. Выделять факторы, способствовавшие возникновению движения гуситов. Знать, что коррупция являлась одной из причин недовольства народа католической церковью. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей, Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения.

27

2

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

КУ

Карта

Фронтальный опрос

Находить и показывать на карте государства Балканского п-ва. Указывать причины ослабления болгар. Усиления османов. Называть последствия падения Византии.

28

2

Тема 10. Культура Западной Европы в XI-XVвв. Образование и философия.

КУ


Устный опрос

Объяснять причины изменения представлений у средневекового человека о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах.

29

3

Средневековая литература и искусство.

КУ, сообщения учащихся


Устный опрос

Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Сопоставлять особенности романской и готической архитектуры на основе сравнительного анализа иллюстраций.

30

3

Культура раннего Возрождения в Италии.

КУ, сообщения учащихся

Презентация

Устный опрос

Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Рассказывать о наиболее известных деятелях литературы и искусства раннего Возрождения и их произведениях.

31

4

Научные открытия и изобретения.

КУ, сообщения учащихся


Тест

Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания.

32

4

Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века Средневековый Китай.

КУ

Карта

Опрос

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и Интернет-ресурсов.

33

Январь

2

Индия. Государства и культура.

КУ

Карта

Опрос

Характеризовать религию индийцев - индуизм. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии.

34

2

Государства и народы доколумбовой Америки.

КУ, сообщения учащихся

Карта

Опрос

Объяснять особенности образа жизни американских народов. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя, ацтеков и инков.

35

3

Африка

Комбинированный урок

Карта

Фронтальный опрос

Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

36

3

Наследие Средних веков в истории человечества.

Урок-конференция


Тест

Объяснять смысл понятия «Средневековье» Раскрывать сущность феодальных отношений. Характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Раскрывать значение культурных достижений различных народов и цивилизаций Средневековья.

История России

37

4

Тема 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XIIв.Древнейшие народы на территории России.

Объяснение нового материала

Карта

Устный опрос

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятий, верований земледельческих и кочевых племён, народов древних государств..

38

4

Восточные славяне.

КУ

Карта

Тест

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, занятия.Описывать жизнь и быт, верования славян. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань.

39

Февраль

1

Формирование Древнерусского государства.

КУ


Устный опрос

Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье.

40

1

Первые киевские князья..

КУ, сообщения учащихся

Карта ЦОР

Устный опрос

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основе учебника. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси.

41

2

Владимир Святославович. Принятие христианства.

КУ

ЦОР

Устный опрос

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ.

42-43

2-3

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. 1-й час. Борьба за власть сыновей Владимира 2-й час. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси.

КУ

Презентация

Устный опрос

Характеризовать политический строй Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп.

44

3

Культура Древней Руси..

КУ, сообщения учащихся

ЦОР

Устный опрос

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества и древнерусской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, миниатюра, фреска, житие.

45

4

Быт и нравы Древней Руси.

Повторение и контроль по теме 1

КУ



Обобщающее повторение


Устный опрос

Тестовые контрольные задания по истории Древней Руси.

Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации для подготовки сообщения о каком-либо древнерусском городе.

Систематизировать исторический материал о Древней Руси

46

Март

1

Тема 2. Русь удельная в XII-XIIIвв.Раздробление Древнерусского государства..

Школьная лекция

Карта

Устный опрос

Составлять характеристику Владимира Мономаха. Раскрывать причины и последствия раздробленности. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность.

47-48

1-2

Главные политические центры Руси. 1-й час. Владимиро суздальское княжество. 2-й час. Новгородская земля и Галицко-Волынское княжество.


КУ

Карта

Устный опрос

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики.

49

2

Нашествие с Востока. Русь и Центральную Европу.

КУ

Карта, презентация

Устный опрос

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей ( историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов.

50

3

Борьба Руси с Западными завоевателями.

КУ

Карта, ЦОР

Устный опрос

Рассказывать о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Составлять характеристику Александра Невского.

51

3

Русь и Золотая Орда.

КУ


Устный опрос

Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход».

52

Апрель

1

Русь и Литва.

КУ

Карта

Устный опрос

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориально роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

53

1

Культура русских земель в XII-XIIIвв.







Повторение и контроль по теме 2

КУ, сообщения учащихся.





Обобщающее повторение

Презентация

Устный опрос









Тест

Давать общую характеристику состояния русской культуры XII-XIIIвв. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель. Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Систематизировать исторический материал по изученному периоду

54

2

Тема 3. Московская Русь в XIV-XVIвв Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Коррупция как социальное явление

Объяснение нового материала

Карта

Устный опрос

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Знать о явлении коррупции, имевшем место в отношениях между русскими князьями и Ордой. Раскрывать причины и следствия объединения земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты

55

3

Москва - центр борьбы с ордынским игом..

КУ

Карта

ЦОР

Устный опрос

Рассказывать о Куликовской битве. Раскрывать её значение. Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

56

3

Московское княжество и его соседи в конце XIV-XVвв.

КУ

Карта

Устный опрос

Показывать на исторической карте рост территорий Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюндвальской битвы для судеб Центральной Европы.

57

4

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

КУ

Карта

Устный опрос

Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства.

58

4

Московское государство в конце XV-начале XVIв.

Исторический опыт противодействия коррупции в России.

КУ с элементами лабораторной работы


Устный опрос

Выявлять на основе учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497г.и использовать их в рассказе о положении крестьян. Характеризовать Судебник 1497г. как первое ограничение коррупционных действий. Объяснять смысл понятия Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье.

59

Май

1

Церковь и государство в конце XV-начале XVI в.

КУ


Устный опрос

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва - третий Рим». Приводить оценки выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси.

60-61

1-2

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Исторический опыт противодействия коррупции в России.

КУ с элементами лабораторной работы

ЦОР

Устный опрос

Характеризовать социально- экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVIв. Объяснять причины и значение принятие Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Знать о введении наказаний за взятки в Судебнике 1550г. Изучать исторические документы и использовать их для рассказа о положении различных слоёв населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне

62

2

Внешняя политика Ивана IV.

КУ

Карта

Фронтальный опрос

Использовать историческую карту для характеристики оста Московского государства. хода Ливонской войны. Похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван VI Грозный, организуя походы на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

63

3

Опричнина. Окончание царствования Ивана Грозного.

КУ


Устный опрос

Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору. Составлять характеристику Ивана Грозного. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право

64

3

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв

КУ, сообщения учащихся

Ученические презентации

Устный опрос

Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV-XVIвв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

65

4

Архитектура и живопись в XIV-XVI вв.

КУ

Презентация

Устный опрос

Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете. Собирать информацию и готовить сообщение ( презентации) об иконах и о храмах XIV-XVI вв. Характеризовать основные жанры литературы, существовавшие в России в XIV-XVIвв

66

4

Быт и нравы XIV-XVI вв.

КУ


Устный опрос

Описывать быт различных слоёв населения. Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV-XVI вв.

67

5

Повторение и контроль по теме 3

Обобщающее повторение


Тест

Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Европе. Характеризовать общие черты и особенности развития XIV-XVI вв в России и государств Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XIV-XVI вв для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XIV-XVI вв

68

5

Итоговое повторение и обобщение

Обобщающее повторение


Фронтальный опрос

Систематизировать исторический материал по истории России с древнейших времён до конца XVI в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России древнейших времён до конца XVI в


Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения истории ученик должен

-знать:

- основные этапы и ключевые события истории России с древнейших времён до конца XVI века и выдающихся деятелей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

-уметь:

- определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

- читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

-владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

-использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

-выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

-уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

-группировать исторические явления и события по заданному признаку;

-уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

-выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

-определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира с древнейших времён до конца XVI века, достижениям культуры;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники:

Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.- 256 с.: ил., карты./М.: «Просвещение», 2012

Агибалова Е. В. История Средних веков: Учебник для 6 класса.- М.: Просвещение, 2012.

Электронное учебное издание (ЭУИ) «Отечественная история (до начала ХХ в.)»

История средних веков 6 класс(Образовательная коллекция)

Дополнительная литература:

Методические пособия для учителя:

  1. Арасланова О.В.Поурочные разработки по истории Средних веков . Москва. Просвещение. 2004

  2. Ведюшкин В.А.ШевченкоН.И.Методические рекомендации к учебнику ,, История Средних веков,,

  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца ХVI века: 6 класс: Рабочая тетрадь.- 80 с.: ил. ./М.: «Просвещение», 2009

  4. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. ./М.: «Просвещение», 2009

  5. Годер Г.И. История Средних веков. Поурочные разработки. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Пособия для учителей и методистов

  6. История России с древнейших времён до конца XVII века/ отв.ред. А,Н,Сахаров, А,П, Новосельцев - М, 2009

  7. Крючкова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику Агибаловой Е. В, Г.М. Донского «История Средних веков»: 6 класс. .- М.: Просвещение, 2009.

  8. Поурочные разработки. 6 класс._М: Просвещение, 2012

  9. Серов Б.Н.Гаркуша Л.М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до к.XIVв.

  10. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников: учебно-методическое пособие. СПб.: АППО, 2009. - 64 с.

Пособия для учащихся:

Атлас с контурными картами:

Атлас "История Средних веков" с контурными картами и контрольными заданиями. 6класс /. - М.: Дрофа, 2014

Атлас "История России " с контурными картами и контрольными заданиями. 6класс /. - М.: Дрофа, 2014


Интернет-ресурсы. Мультимедиа ресурсы



  1. school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  2. nado5.ru/e-book/history Электронный учебник по истории: все темы школьной программы 5-11 класс

  3. Атлас Древнего мира

  4. Библиотека электронных наглядных пособий. ЗАО «ИНФОСТУДИЯ ЭКОН».

  5. История(Просвещение)

  6. Медиатека по истории древнего мира и средних веков. Сетевая версия.(Виртуальная школа Кирилла и Мефодия)

  7. Мировая художественная культура. 2 cd. ЗАО «Новый диск», 2003

  8. Шедевры русской живописи. «Кирилл и Мефодий», 2002

  9. Электронное издание для средней школы по курсу "Всеобщая история" (история Древнего мира, история средних веков, история нового времени) разработано издательством "Кордис & медиа"(cordis.ru).

  10. Энциклопедия истории России(862-1917)(Интерактивный мир)


Наглядный материал.


Справочники

Настенные исторические карты

Картины, аппликации, альбомы


К рабочей программе по истории



Критерии оценки учебной деятельности по истории.

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом до-пускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри-предметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Отказался ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.

Контрольно - измерительные и дидактические материалы История 6 класс

  1. Волкова К.В. - Контрольно-измерительные материалы. История России. 6 класс, М., Вако, 2012

  2. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997

  3. Короткова М.В. Дидактические материалы по истории Средних веков. М. 2004



Итоговый тест по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века»

Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

а) необходимость отпоры внешним врагам

б) тесные экономические связи между славянскими племенами

в) принятие христианства

г) Великое переселение народов

2. Холоп в Древней Руси - это:

а) крестьянин-общинник, зависимый от князя

б) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

в) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

г) заключивший договор общинник, согласившийся жить и работать у господина на определённых условиях

3. Свод законов в Древнерусском государстве назывался:

а) Салическая правда в) Стоглав

б) Русская Правда г) Судебник

4. Литературный памятник XII в., в котором содержался призыв к прекращению княжеских усобиц:

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Домострой»

в) «Слово о погибели земли Русской»

г) «Поучение детям»

5. Ряд дат, связанных с борьбой русского народа против немецких и шведских рыцарей, - это:

а) 1237 г., 1238 г.

б) 1240 г., 1242 г.

в) 1243 г., 1252 г.

г) 1262 г., 1263 г.

6. Одним из итогов правления Ивана Калиты было:

а) превращение Московского княжества в одно из сильнейших на Руси

б) избавление от ордынского ига

в) прекращение княжеских усобиц в Русской земле

г) образование единого Русского государства

7. Формирование единой территории Российского централизованного государства в основном было завершено при:

а) Василии I в) Василии II Тёмном

б) Иване III г) Иване IV Грозном

8. Территория, на которой в середине XVI в. сохранялось управление Земского собора и Боярской думы, называлась:

а) удел б) опричнина в) земщина г) посад

9. Самая известная работа Андрея Рублёва:

а) икона Донской Богоматери

б) иконная картина «Церковь воинствующая»

в) «Троица»

г) роспись стен Благовещенского собора в Московском Кремле

10. Укажите три основных направления внешней политики России в середине XVI в.:

а) ликвидация опасности границам на востоке

б) установление власти московского царя над Крымским ханством

в) создание морских портов на побережье Чёрного моря

г) борьба за выход в Балтийское море

д) присоединение важного стратегического и торгового центра - Астрахани

е) отвоевание у Великого княжества Литовского земель на юго-западе

11. Установите соответствие между датой, событием и именем участника этого события.

Дата

Событие

Участник события

1) 988 г.

А) Куликовская битва

Е) Малюта Скуратов

2) 1240 г.

Б) Грюнвальдская битва

Ж) Дмитрий Донской

3) 1380 г.

В) Невская битва со шведами

З) король Ягайло

4) 1410 г.

Г) опричнина

И) Владимир Святославович

5) 1565 - 1572 гг.

Д) крещение Руси

К) Александр Ярославович

12. Соотнесите термин и его объяснение.

Термин

Объяснение

1) вотчина

А) условное земельное держание, даваемое за военную и государственную службу без права продажи, обмена, наследования

2) поместье

Б) денежный сбор с крестьян при уходе от феодала в Юрьев день

3) пожилое

В) наследственное земельное держание

13. О чём идёт речь в данном документе? Напишите событие и дату.

«Зачем губим Русскую землю, сами на себя усоби­цы поднимая? А половцы землю нашу растаскива­ют и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем со­блюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир - Всеволодовой, Давид, Олег и Ярослав - Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку - Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на ко­го поднимется, против того будем все».Рабочая программа по истории 6 класс

© 2010-2022