Технологическая карта урок истории 5 класс Завоевание Римом Италии

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировская средняя общеобразовательная школа»

Пристенского района Курской области







Технологическая карта урока истории

Тема: «Завоевание Римом Италии»

Класс: 5




Учитель: Селиванов Владимир Юрьевич

2016 год


Технологическая карта урока

Предмет:Тема урока

Место урока по теме

«Завоевание Римом Италии».

Раздел №4; глава №13; урок №2.

Тип урока

Формы, приемы, методы

Урок изучения и закрепления новых знаний

Урок-путешествие; ИКТ-урок. Фронтальная групповая, индивидуальная. Работа с учебником, работа в парах, группах

Цель урока

Задачи урока

Сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии.

1.Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Римом Италии и выявить причины победы.

2.Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве.

3.Развивать навыки работы с учебником.

4.Поддерживать интерес к изучению истории.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- результат войн Рима с соседями (галлами, греческими городами-колониями)

- объяснять такие понятия как «Пиррова победа», «Гуси Рим Спасли»

- читать легенду карты для определения территории расселения соседей римлян.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Технология развития критического мышления и ИКТ

1.Учебник по истории древнего мира.

2. Компьютер.

3.Печатные приложения к уроку

4.Призентация

5. Проектор








ХОД УРОКАЦель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный (2 мин.)

Цель:

активизация учащихся;

организация начала занятия;

подготовка учащихся к работе на занятии; готовность класса и оборудования;

создание положительного эмоционального настроя.

Кто меня видит, здравствуйте, кто меня слышит, садитесь. Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид). Фиксация отсутствующих.

Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?

приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места.

Познавательные УУД:

Понимают познавательную задачу.

Регулятивные УУД:

Организация своего рабочего пространства, планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками).

Коммуникативные УУД:

Формирование атмосферы, творчества, сотрудничества.


Включение в учебный процесс. Готовность к сотрудничеству, сотворчеству.

II этап: актуализация знаний (5 мин.)

Цель: актуализация знаний.

Ребята давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Прежде чем продолжить изучение Древнего Рима мы с вами повторим, что мы узнали из прошлых путешествий, в этом нам поможет «Лист «А ну-ка повторимка».

(Приложения №1) Чтобы не задерживаться, эту работу мы с вами выполним в паре.

После выполнения работы, на слайд выводится правильные ответы, дети обмениваются работами и проверяют друг друга.

Отвечают на вопрос учителя.

(Древний Рим).

(Работают с приложением №1)


Выполняют взаимопроверку.

Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- работать с разными по уровню заданиями;

- систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Коммуникативные УУД:

- адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению;

- осуществлять взаимопроверку выполненной работы в паре.

В парах, по образцу

Повторить материал прошлых уроков.

III этап: постановка цели и задач урока (3 мин.)

Цель:

создание интереса к теме; самостоятельная формулировка детьми темы урока; постановка учебных задач.

В древнейшие времена Апенинский полуостров населяло множество племен (12 народностей), среди них были лигулры, умбры, венеты, а также латины, жившие в нижнем течении Тибра. Именно здесь возник центр будущей римской цивилизации.

Рядом с ними жили и другие народы, стоявшие на более высокой ступени развития, - греческие, карфагенские поселенцы и племя этрусков.

Ведя непрерывные войны с народами, населявшими Италию (около 200 лет), римляне захватывали одну область за другой, пока не установили свое господство над всей Италией. Они как будто следовали пророчеству Ромула, в котором говорится: «Иди и возвести римлянам: так хотят небожители, чтобы мой Рим был главою вселенной; поэтому пусть они усердно занимаются военным делом и пусть сами знают и так передадут потомкам, что никакие человеческие силы не в состоянии противиться римскому оружию».

- Скажите, какая цель заложена в словах Ромула?

Посмотрите на доску, здесь две карты Рим в 6 и 3 веке до нашей эры. Сравните карты. Какие изменения произошли?

Предположите, чем эти изменения можно объяснить?

Что нужно для завоеваний?

Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

«Завоевание Римом Италии».

Какая будет цель урока? (Выяснить причины победы Рима над Италией)

Работать будем сегодня по плану:

  1. Возникновение республики.

  2. Нашествие галлов.

  3. Военные победы римлян.

Итак, ребята, что же мы с вами сегодня узнаем?

1. Мы узнаем, как и кем управлялся Рим.

2. Мы узнаем, с какими племенами Риму пришлось бороться за господство на полуострове Апеннины?

(Слайд №9)

Отвечают на вопросы учителя:

(Апеннины).

(италики, латины, самниты, галлы, греки). Показывают на карте их расположен








(На одной карте Рим совсем небольшое государство, на другой Риму принадлежит уже вся Италия). (Слайд №6)

Называют тему урока и записывают в тетрадь.

(Завоевание Римом Италии).

(Слайд №7)

Формируют цели и задачи на урок.




Познавательные УУД:

- Выполняют учебно-познавательные действия

Регулятивные УУД:

- Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

-умение проанализировать ситуацию и спрогнозировать последующие действия

Коммуникативные УУД:

- Слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Фронтальная

Появление темы и цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, работать с картой, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: первичное усвоение новых знаний (20 мин.)

Организовать работу в группах над выполнением учебной задачи

Активизировать новый материал.

1. Возникновение республики.

Изгнав в 509 году до н. э. жестокого царя Тарквиния Гордого, римляне провозгласили, что управление в Риме отныне не будет находиться в одних руках. Оно должно быть общественным делом. Такое управление называли республикой. Откройте словарик в конце учебника, прочитайте определение понятия республика. Римляне стали выбирать из числа патрициев двух правителей сроком на один год. Эти правители назывались консулы.

- вспомните на какие категории делилось население Рима?

Кто такие патриции?

Кто такие плебеи?

Чем были недовольны плебеи?

За что они боролись?

Итак, плебеи были недовольны тем, что им не разрешалось пользоваться общинной землей и их не допускали к управлению Римской республикой. Борьба плебеев с патрициями продолжалась свыше 200 лет. В самом начале этой борьбы плебеи добились права ежегодно избирать народных трибунов, сначала двух, позже - десятерых.

Представьте, что мы находимся на заседании сената. У входа скромно стоит народный трибун. Он внимательно слушает выступающих и не вмешивается. Но если сенат хочет принять постановление, невыгодное плебеям, трибун тотчас говорит: «Запрещаю!». (по-латински вето). Так возникло выражение право вето, что означает право отменить какое-либо решение.

Отобразите графически изменения, произошедшие в управлении Римом.

Физминутка

Посмотрите на карту. Какие горы находятся на севере Италии? Какое племя проживало на севере Италии?

Встаньте из-за парт. Давайте вспомним, где на карте стороны света? Север-юг, запад-восток. Садитесь.

Выступление с сообщением о вооружении галльских воинов.

2.Нашествие галлов.

Просмотр фильма.

Когда галлы осадили Рим?

Сколько месяцев продолжалась осада Капитолия?

Кто предупредил римлян о приближении галлов?

В обмен, на что галлы согласились покинуть город?

Кто произнес фразу «Горе побежденным!»

Что она означает?

В храме какой богини жили гуси?

Выступление с общением о богини Юноны

Страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования.

После галльского нашествия они многое изменили в своем войске, значительно усилив его.

3. Военные победы римлян.

Работая с текстом п. 3 § 45 ответьте на следующие вопросы:

- почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?

- что означает выражение «Пиррова победа»?

- для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, смог бы он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?

Чтение рассказа древнего писателя Плутарха.

Таким образом Рим установил господство над Италией.

Выполняют работу в парах.



Объясняют свою точку зрения.



.


Отвечают на вопрос учителя: мы еще не узнали как Рим покорил своих соседей: Италиков, латинов, самнитов.

Работают с учебником, готовят ответы на вопросы.

Регулятивные УУД:

- умение выделить необходимую информацию.

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- умение продуктивно

работать в группе.

- формирование правильного отношения к своему здоровью как личностной ценности.

Коммуникативные УУД:

- строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

- умение реагировать на вопросы собеседника и формирование коммуникативной культуры.

В парах, группах, фронтальная, по образцу

научится работать в парах, группах; добывать полезную информацию;

анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений

V этап: первичное закрепление (6 мин.)

Откорректировать и закрепить полученные знания и умения.

Дерево знаний.

Существует дерево, которое хранит в себе все знания мира. И оно готово поделиться этими знаниями с вами, если вы были внимательны и хорошо работали на уроке.

На листьях дерева спрятаны вопросы. Давайте ответим на них.

1.Во время нашествия галлов Рим спасли (гуси).

2.Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака

(слонов)

3.В каком году галлы напали на римлян:

(390 г. до н.э.)

4. Когда Рим установил свою власть над Италией: (в 3в. до н.э.)

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима: (Пирр)

6.Римляне установили республику в: (509 г. до н.э.)

7. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил господство над:

(Италией)

8. Республика в дословном переводе с латинского означает:

(«Общественное дело»)

Объясните выражения «пиррова победа»

отвечают на тест у себя в тетрадях (выполняют самопроверку по образцу на слайде).

Регулятивные УУД:

- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью,

- корректировать свою деятельность.

Личностные УУД:

- формирование умения презентовать и гордиться результатами своего труда.

Тест, сравнения по образцу.

Закрепление полученных знаний.

VII этап: рефлексия (4 мин.)

обобщить и закрепить полученные знания и умения.

Поработайте с приложением № __. с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:

1. Сегодня на уроке я …

2. Самым полезным и интересным для меня было….

3. Я встретился с трудностью при …

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Прочитать §45 и на основании материала составить 5 «Тонких и толстых вопросов» в тетради.

«Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»:

Кто…? Что…? Когда…? Как звать ...? Было ли ...?

Согласны ли Вы ...?

«Толстые вопросы»:

Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Что, если ...? (Слайд №16)

Отвечают на вопросы учителя.


Заканчивают предложения, используя 1-2 слова.


Записывают домашнее задание.

Познавательные УУД:

- Контроль и оценка процесса и результатов

деятельности.

Личностные УУД:

- Самооценка на основе

критерия успешности

- адекватное понимание

причин успеха/неуспеха

в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

- Корректировать свою деятельность.

Фронтальная

Обобщение и закрепление полученных знаний.



© 2010-2022