- Преподавателю
- История
- Конспект урока В гаванях афинского порта Пирей
Конспект урока В гаванях афинского порта Пирей
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Троицкая А.Ю. |
Дата | 12.10.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока «В гаванях афинского порта Пирей» 5 класс
Цели:
-
показать роль Афин в истории Древней Греции; углубить знания учащихся об античной демократии;
-
продолжить формировать умения формулировать несложные выводы, анализируя исторические тексты, документы.
-
воспитывать уважение к историческому наследию других стран.
Оборудование: средства мультимедиа; карта «Древняя Греция»
Ход урока:
После победы при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военный союз греческих государств, который назывался Афинским морским союзом. Именно этот союз смог окончательно разбить персов. По договору между противоборствующими сторонами персам и их военным кораблям было запрещено плавать в Эгейском море. Во многих освобожденных городах была установлена власть демоса - демократия. Наибольшего расцвета она достигла в Афинах.
Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей. Изучать историю г. Пирей мы будем в качестве сотрудников детективного агентства «5Б откроет истину».
К нам в агентство пришло анонимное письмо. Кто знает кто такой «аноним»? (лицо, пожелавшее остаться неизвестным). Автор этого письма ясно дает понять, что в гаванях афинского порта Пирей ведется незаконная торговля.
Юные детективы, какова цель нашего урока? (выяснить, чем торгуют в гаванях г. Пирей; действительно ли торговля незаконна).
Составим порядок действий (план урока по предложениям учащихся).
-
Определить местоположение города.
-
Создать легенду, по которой мы приедем в порт для проведения расследования.
-
Выяснить, чем торгуют в гаванях г. Пирей.
-
Установить законность данной торговли.
Следуя нашему плану, определим местоположение города Пирей. Стр. 164 учебника. (ответ учащихся).
Главным портом Афинского государства стал г. Пирей, расположенный в 5-6 км. от Афин. Афиняне тщательно его укрепили. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани. В военных гаванях находилось 400 триер.
- что такое триера (легкое греческое судно на веслах). Ни триерах служили только граждане, хотя некоторые историки считают, что на греческих кораблях служили рабы. Однако сейчас доказано, что это не так.
- Почему греки не ставили на гребные судна рабов (чтобы не было восстания во время сражения).
У нас на столах оперативные данные на г. Пирей (учебники по истории Древнего мира). Выясним, кто считался в Афинах гражданином? (гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами).
Давайте рассмотрим план г. Пирей на стр. 164 учебника. Изначально афиняне использовали в качестве гавани не пирейские бухты, а Фалерскую - она ближе расположена к Афинам. Но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей. Рассмотрев план города, подумайте, чем это можно объяснить. (Много гаваней, которые были узкими - узкие гавани можно защитить, перегородив их цепями или просмоленными канатами; со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз).
В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Кто относился к бедным гражданам? (гребцы, матросы, рабочие на верфях).
- чем они занимались в гавани? (чинили старые и строили новые корабли, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щелями).
Мы определили местоположение города, выяснили, почему именно в Пирее был основан новый греческий порт. Чтобы попасть в этот город и расследовать наше дело, необходимо создать достоверную легенду, по которой мы прибудем в порт. (ответы учащихся «Можно приехать как торговцы из греческих колоний»). Правильно! Жадные до новостей афиняне просто кидаются в порт к вновь прибывшим купцам с вопросами: «Что нового?» Здесь для детектива просто широченное поле деятельности. Расскажите о дальних странах, о морских пиратах и других приключениях. Не забудьте заплатить пошлину за право торговать в афинском порте Пирей. Что т.о. означает пошлина? (налог). А сейчас люди за право торговли платят налоги? (да).
Карта «Греческие колонии» стр. 146.
- 1 вариант: колония в Северной Африке (Кирены). Торговля льняными тканями, папирусом, слоновой костью.
- 2 вариант: колония на п-ве Малая Азия (Милет). Торговля кожами, зерном, изделиями ремесел, рабами. (персы воевали).
- 3 вариант: колония в Северном Причерноморье (Ольвия). Торговля оружием, тканями, вазами, изделиями из золота.
Необходимо не только продать товар в Пире, но, придерживаясь нашей легенды, нужно приобрести греческий товар для продажи в колониях. Что мы будем покупать в Греции? (Вино, оливковое масло, мраморные статуи, глиняные вазы - амфоры, серебряные браслеты, кубки, серьги).
Чтобы следовать нашей легенде, необходимо вспомнить все аспекты жизни афинян. (фронтальный опрос по понятиям).
- демос (народ).
- демократия (власть народа).
- ареопаг (совет знати).
- архонты (девять правителей, входящих в ареопаг).
- агора (открытое пространство).
- акрополь (возвышенное место).
- граждане (свободные люди).
- Эллада (Греция).
- эллины (греки)
Мы приехали в афинский порт Пирей. Чем же здесь торгуют? (Работа с рис. на стр. 165). Внимательно рассмотрите картину «В торговой гавани Пирея» и ответьте на вопрос:
- Чем торговали в этой гавани? (в глиняных сосудах могло быть вино или оливковое масло, в мешках зерно, которое привозили из колоний, в плетеных корзинах - свежая рыба, и, конечно, живой товар - рабы).
- Что же подразумевал наш информатор под незаконной торговлей из вышеперечисленного? (торговлю рабами).
В Пирее, как и в других городах Эллады, торговали людьми как скотом. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. Богатые греки покупали рабынь для дома.
- Зачем? (подметать, ухаживать за детьми, следить за домом).
Невольников покупали владельцы мастерских. Например, в кузнеце рабы должны были носить уголь, раздувать мехами огонь, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом. Зажиточные земледельцы покупали рабов для того, чтобы они работали в поле - собирали оливки и виноград, который давили ногами как прессом. Самая тяжелая участь ожидала рабов, попавших на серебряные рудники на юге Аттики глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.
Законы Афин запрещали убивать рабов. Но в остальном за ними не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять месть жительства. В неволе раб часто терял даже имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Перс, Фракиец.
У нас есть исторический документ. «Из сочинения Демосфена».
… они предложили мне этих рабов для допроса под пыткой…. Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов…
Стела (мраморная доска, на которой сделана надпись), столбец 1.
165 драхм (мера стоимости) - фракиянка, 144 драхмы - скиф
240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребенок из Кари
161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.
М., 1987 г., с. 146
- кто мог быть рабом в Древней Греции? (Это, как правило, были пленные иностранцы).
- противоречит ли это древнегреческим законам? (нет, со времен Солона рабами могли быть пленные иностранцы, но не греки).
Вывод: торговля в афинском порте Пирей в Древней Греции велась на законных основаниях.
Д.з. § 36 читать, ответить на вопросы 1 - 3.
Индивидуальное задание: подготовить сценку о споре богини Афины и Посейдона за покровительство над городом Афины.