Урок истории России Столыпинская реформа

П.А. Столыпин-наш земляк, великий реформатор, который незаслуженно остался "одиноким реформатором". Почему так вышло, какие проекты он задумал, что успел реализовать, как это происходило. Воспитание гражданской российской идентичности, решение проблемных ситуаций - цель урока. Дополнительный материал поможет разобраться с историческими вопросами, оценить роль Столыпина в развитиии российской деревни.
Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории в 9 классе

Тема: « Реформы П.А. Столыпина»

Цель:

Сформировать у учащихся представление о политике, проводимой П.А. Столыпиным с 1906 по 1911 г. Продолжить формирование умений: выделять главное, систематизировать материал, работать с текстом учебника, периодической печатью, тестами, приближенными к ГИА.

Задачи урока

образовательные:

- познакомить учащихся с главными реформами Столыпина;

- подвести учащихся к пониманию сути изменений в России в начале 20 века

воспитательные:

- продолжить формировать в учащихся чувство национальной и гражданской идентичности;

- воспитывать чувство уважения к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

развивающие:

- продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.

Методы и формы обучения: элементы проблемного обучения, беседа, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование:

- мультимедийное: компьютер, проектор, презентация;

мел, доска, документы, представленные в учебнике, раздаточный материал, тесты

Тип урока: урок изучения нового материала.

Презентация. Фото П.А. Столыпина и 2 взгляда на события:

  1. «Реформы Столыпина П.А. закладывали основы для стабильного развития государства»

  2. «Преобразования только усугубили социальные проблемы в России».


  1. О роли реформ П.А. Столыпина до сих пор спорят историки и экономисты России. Предстоит разобраться в проблемной ситуации. Какая из вышеуказанных точек зрения является исторически верной ?

Ученики:

  • Нельзя ответить на вопрос, не изучив подробнее материалы аграрной реформы П.А. Столыпина и её результаты.

Учитель: Кто может сформулировать тему урока.

Выслушаем все версии и приходим к общему мнению:

« Столыпинская аграрная реформа »

Учитель : Как вы думаете, с какими историческими фактами, материалами мы должны познакомиться при изучении этой темы?

Ученики предлагают план изучения темы:

  1. Цели и задачи реформы.

  2. Основные направления, содержание реформы.

  3. Итоги реформы.

На доске план урока.


  1. Актуализация знаний учащихся:

  • Столыпин проводил реформу в 1906г. С какими событиями в российской истории совпала реформа? Какой вопрос был одним из главных, нерешённых в России на тот момент?

Ученики :В России была буржуазная революция 1905-1907 гг, одной из причин которой и стал нерешённый аграрный вопрос.

Учитель: В чём крестьяне видели выход из создавшейся ситуации? Чем можно объяснить плохое положение в с/х, отставание с/х от промышленности, обеднение крестьян?

Ученики: Это объясняется крестьянским малоземельем. Решение проблемы крестьяне видели в уравнительном переделе земли.

Посмотрите таблицу и сделайте выводы:


Государство

Количество земли на 1 человека

Урожайность

Великобритания

2,82

124

Россия

2,59

28,2

Германия

1,72

77

Франция

1,72

70,5

Ученики делают выводы :

  • Плохое положение в сельском хозяйстве связано не столько с малоземельем, сколько с феодальными, крепостническими методами ведения хозяйства. Развитию сельского хозяйства мешали выкупные платежи, крестьянская община с круговой порукой, чересполосица.

Учитель : экономисты доказали, что в случае уравнительного передела крестьяне получат земли столько же, сколько имели на момент проведения реформы 1861г т.е. «ноль».

Предложите, пожалуйста, какие на ваш взгляд, мероприятия необходимо было провести для решения аграрного вопроса в России.

В ходе выдвижения гипотез вносятся изменения в схему на доске.

Для решения проблемы учитель организует работу в группах. Задания группам:

1 группа - выбрать из текста § цели аграрной реформы.

2 группа - выбрать из текста § мероприятия, направленные на решение проблемы крестьянского малоземелья.

3 группа - выбрать из текста § мероприятия, направленные на разрушение крестьянской общины.

4 группа - выбрать из текста § итоги аграрной реформы Столыпина.

Можно на данном этапе дать индивидуальные задания некоторым учащимся -предложить заранее подготовленный дополнительный материал по теме урока.

Далее выслушиваем все группы, предлагаем тезисы кратко записать на доске в виде схемы или таблицы.

1 группа - «Цели реформы:

  1. Создать «Великую Россию».

  2. Ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства.

  3. Ликвидировать малоземелье и феодальные пережитки в деревне.

  4. Снять социальную напряжённость в деревне.

  5. Создать в лице сельской буржуазии прочную социальную опору правительству.

2 группа - «Решение проблемы крестьянского малоземелья:

  1. Создать фонд из части казённых и императорских земель, на покупку которых крестьянам выдавались льготные ссуды.

  2. Провели переселенческую политику избыточного населения из Центра на окраины, за Урал:

  • переселенцам выдавались ссуды;

  • создавались казённые склады с/х машин;

  • создавались агрономические консультации, предусматривалась медицинская и ветеринарная помощь;

  1. Недостатки переселенческой политики:

  • неразвитый транспорт, отсутствие необходимого количества вагонов, приспособленных для перевозки пассажиров на дальние расстояния;

  • произвол местных чиновников; непродуманность переселения

  • часть переселенцев (16%), разорившись на новом месте, возвращались обратно озлобленные и недовольные реформой.

3 группа «Разрушение крестьянской общины. Схема

Хутора - выделение всех чересполосных Отруба - выделение всех земель в один надел за пределами деревни чересполосных земель в один

с обязательным отселением и переносом

хозяйственных построек

4 группа «Итоги реформы»

Положительные

Отрицательные

  1. Рост посевных площадей на 10%

  2. Повышение урожайности.

  3. Выросла специализация.

  4. Увеличение экспорта с/х продукции.

  5. Увеличилось производство и импорт с/х техники.

  6. Ускорилось социальное расслоение деревни.

  7. Урбанизация. Развитие промышленности.

  1. Рост социальной напряженности в деревне.

  2. Не решена проблема аграрного перенаселения Центра.

  3. Не удалось создать прочную социальную опору в деревне.

  4. Не хватка рабочих мест в городе, неустроенность жизни «новых горожан».

  5. Сужение социальной базы политического режима стало одной из предпосылок революции 1917г.

Выслушав отчёт групп, проводится Рефлексивно-оценочный этап

Тесты по вариантам с использованием КИМов из демоверсий ОГЭ, заданий части С на умение анализировать исторические версии и оценки.

Взаимопроверка, комментирование. Обсуждение и выставление оценок.

Задание на дом: 1 вариант- Выяснить причины неудачи аграрной реформы.

2 вариант- Выяснить почему Столыпина назвали «Одиноким реформатором».




© 2010-2022