- Преподавателю
- История
- Дидактический материал к уроку 5 класс
Дидактический материал к уроку 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Синюк Е.М. |
Дата | 05.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)
Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)
-
Беседа по прочитанному.
-
Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)
-
Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)
-
Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)
-
Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)
-
Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)
-
Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Александрию, на о. Фарос.)
-
Беседа по вопросам.
-
Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
Ответы:
а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций.
б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить.
в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.
г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.
Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это?
Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это?
-
Где находится город Исс?
-
Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир?
Почему египтяне встретили Александра как освободителя?
Какие новые черты характера появились в Александре Македонском? Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья?
Какой город основал Александр в дельте Нила?
вопрос
-
Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
КАРТОЧКА № 38
Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр
Македонский смог покорить Персидскую державу?»
Для этого вспомни:
-
Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?
-
Чего хотела знать Персидской державы?
-
Почему многие народы Персидской державы встречали Александра Македонского как освободителя?
-
Какую роль сыграл лично Александр Македонский в этом походе?
-
Какие государства покорил Александр Македонский? Воспользуйся картой.
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося
Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.
Решение задачи.
-
Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?
-
Работа с историческим документом.
-
Страбон. География. XVII, 7-9
-
...В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, наполняет и озеро, не допуская образования болот, которые могли бы произвести вредные испарения. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно проводят лето... Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересекают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней. Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника My сея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробу; теперешний гроб стеклянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гаванью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны - подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...
-
3. Беседа по вопросам к документу.
-
Существовал ли специальный план застройки города?
-
Какие здания существовали в городе? Что такое Мусей (или Музей)?
-
На какие средства существовали ученые?
-
Какая часть царского дворца называлась усыпальницей?