Урок по истории в 5 классе Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Древнее Двуречье.

Форма урока:

Тип урока: урок изучения нового материала.

1-ый урок по теме "Западная Азия в древности" в 5 классе. (8-й в разделе «Древний Восток»)

Цель:

  1. Знакомство с древним государством - Двуречье, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация.

  2. Совершенствование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на уровне, работать с исторической картой.

Задачи:

  • дидактические: познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями Древнего Двуречья, с зарождением государственности;

  • развивающие: формировать картографические и хронологические способности учащихся, активизировать познавательные возможности, способствовать запоминанию и воспроизведению изученного материала, развитию внимания, памяти, логического мышления и исторического воображения, развивать навыки работы с историческим источником, учить извлекать новые знания из текста учебника, давать полные аргументированные ответы на поставленные вопросы, объяснять значение терминов и понятий и умение оперировать ими;

  • воспитывающие: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории Древнего мира.

Методы и приемы:

  • устный: объяснение, рассказ, беседа, фронтальный опрос;

  • печатно-словесный: работа с терминами и понятиями, с историческим источником, составление опорного конспекта;

  • наглядный: работа с картой, иллюстрациями;

Оборудование урока: Карта Азии, рисунки учащихся по теме Египет, раздаточный материал по Истории Древнего мира, учебник для 5 класса (А.А. Вигасина), тетради.

1. Организационный момент.

Сегодня мы совершим увлекательно путешествие в древнее государство, узнаем много нового, интересного. Но прежде чем мы перейдем к новой теме давайте вспомним ранее изученный материал.

2. Повторение пройденного материала.

  1. Где находиться Древний Египет /северо-восточная Африка/

  2. Какая река протекает по территории этого государства /Нил/

  3. З. Куда она впадает /Средиземное море/

  4. Как называлась первая столица единого египетского государства?/Мемфис/

  5. Повелитель Египта/ фараон/

  6. Главное занятие жителей Древнего Египта/Земледелие/

  7. Приспособление для полива /шадуф/

  8. Плодородный слой, основное удобрение на полях /ил/

  9. Растение, материал для письма /папирус/

  10. Жилище богов /храм/

  11. Служители бога /жрецы/

  12. Растение, материал для письма /папирус/

3.Изучение новой темы.

План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей Двуречья.
    1. Изучение первого пункта плана.

Рассказ учителя.

Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Каждый из вас подготовил сообщение на тему, которая заинтересовала его больше всего. Такие сообщения мы будем делать после завершения каждого изученного государства, а в конце года отведём урок, что бы прочитать наиболее интересные.

Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе границы Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?

Работа по карте.

Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находится Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.

  • как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? ( Двуречье )

  • Как вы думаете, с чего мы начнём изучение этого государства? (географическое положение, природные условия, занятия, религию и письменность.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним древним государством Междеречье, сравним природные условия Египта и Междуречья. Как они повлияли на образ жизни населения этих двух стран?

Работа в тетради. Записывают тему и план урока.
План.

  1. Природные и климатические условия Древнего Двуречья.

  2. Занятия жителей Двуречья

  3. Религия и письменность древних жителей двуречья.

Почему государство называлось Двуречье?
Работа в тетради.

Словарная работа.

Двуречье - страна, расположенная в передней Азии, близ рек Тигр и Евфрат.
Двуречье ещё называют Месопотамией, что в переводе с древнегреческого языка означало «Земля между реками» или междуречье. Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге- совсем ровная и камней там нет.

Шумеры - древние жители - появились в Двуречье в IV тыс. до н.э.. Из-за частых разливов рек они селились в горах и на возвышенностях. Но разливы рек проходили бурно: порою потоки воды обрушивались на селения и пастбища, снося и жилища, и загоны для скота.

В Двуречье возник миф о всемирном потопе.

В нем рассказывается, как стихия истребила почти всех людей.

«Род людской прогневал богов.
Боги решили истребить людей
Черная туча закрыла небо.

Что было светлым - во тьму обратилось.
Ливень обрушился на землю, вода затопила ее ...

Все живое погибло ... »

Поэма о Гильгамеше.

Объясните рождение мифа о всемирном потопе географическим положением Двуречья и известными вам из истории Египта природными явлениями?

Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)

Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ? (О существовании у них религиозных верований)

Сравните природные условия Египта и Двуречья.
Природные условия Двуречья очень похожи на природу древнего Египта, причём как положительные (обилие солнечного света, разливы,плодородный ил), так и неблагоприятные (топи, отсутствие леса,строительного камня)

Вопрос классу. Каким занятиям благоприятствовала природа Древнего
Двуречья?

2 Изучение второго вопроса плана.

Работа с классом.

Вместе с классом, выполняя задания, определить главные занятия жителей Двуречья.

Задание 1. Основой жизни здесь была вода. Зимой, в сезон дождей, а также во время разлива вода была в избытке, в остальное время года её не хватало. Особенно остро недостаток воды ощущался в местах, удалённых от рек. Лишенная влаги, опалённая солнцем почва высыхала и трескалась, а в низовьях рек перенасыщенные водой земли заболачивались, превращаясь в непроходимые топи. Сооружение каналов и плотин было направлено на развитие этого занятия. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Земледелие

Задание 2. После орошения земли, когда земля хорошо пропитывалась водой, на поле выпускали быков с обвязанными копытами: они выравнивали поле и вытаптывали сорняки. Успехи в земледелии привели к росту поголовья скота: на пастбищах паслись стада коров, овец, коз и свиней. О каком занятии идёт речь?

Работа в тетради.

Скотоводство.

Задание 3. В южном Двуречье не хватало много видов сырья (строительного камня, леса), но в избытке выращивали зерно, финики, производили шерсть, товары, которые можно было обменять на те, в которых они нуждались. Как называется занятие, в ходе которого производится обмен одних товаров на другие с помощью денег?(Вместо денег в Двуречье использовали слитки серебра определенного веса.)

Работа в тетради.

Торговля.

Ремёсла.

Поселения древних земледельцев стали превращаться в города. Они стояли на берегах рек. Основным материалом в строительстве была глина, из которой делали кирпичи.

Кирпич сушили на солнце, поэтому крепостные стены делали очень широкими.

Зачем ? (необожженный кирпич легко крошится, поэтому стену надо было делать очень широкой)

Глина - самый распространенный материал, применяли его и для изготовления посуды, и для сооружения дамб.

3.Изучение третьего пункта плана.

В центре города возвышалась высокая ступенчатая башня- храм. Только жрецам было позволено подниматься на вершину башни. Те, кто оставались у подножия, верили, что жрецы там беседуют с богами .Каждый этаж её строился на более узком основании , так что башня уступами поднималась к небу. Строили их из больших глиняных кирпичей.

В Древнем Двуречье существовало много богов: в одном городе больше всего почитали бога солнца Шамаша, в другом - бога луны Сина, Мудрым считали бога воды Эа, к богине плодородия Эштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях

  • Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)

Но самое интересное предназначение глины - использование её в качестве писчего материала. Для деловой переписки нужен был простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Значки в виде клинышков выдавливали на табличках из мягкой глины концом специально заострённой палочки. Так сложилось особое письмо Двуречья - клинопись.

Словарная работа.

Клинопись- вид письма Древнего Двуречья.
4.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Предлагается игра. Условие игры: Задается вопрос. Если дети согласны, то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкульт. минутку.)

Вопросы:

  1. Междуречье иначе называется Двуречье. (Да)

  2. Двери у бедняков были деревянные. (Нет.)

  3. Ур и Урук это название рек. (Нет.)

  4. Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

  5. К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да.)

  6. Религия жителей Двуречья - языческая. (Да.)

  7. Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)

  8. В природно-климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

  9. Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. (Исходя из того, как дается ответ, выборочно находим правильный ответ в пункте 4: «Подземные гробницы»). (Нет.)

6. Обобщение изученного материала.

  1. Как называется древнее государство возникшее в передней Азии

  2. Какие реки там протекали?

  3. Чем занимались жители Междуречья?

  4. Существовали там религиозные верования?

  5. Как называлась письменность Древнего Двуречья?

7. Домашнее задание:

§ 13 читать

Дополнительное задание:

1 уровень: Задается домашнее задание слабым ученикам пересказать « Миф о всемирном потопе».

2 уровень: Раздаются напечатанные пословицы первых жителей Междуречья, предлагается дома найти русские варианты:

а) Бедняк занимает - себе забот наживает.

б) Хорошо одетому всегда рады.

в) Он еще не поймал лисицу, а уже делает для нее колодку.

3 уровень:

1) Сильным предлагается найти ответ на вопрос: В клинописи несколько сот разных знаков. Почему так много? Почему знаки письма в Двуречье имели клинообразную форму?

2)По желанию, творческое задание: составить рассказ о том, как учились в школах Двуречья.

8. Итог урока. Выставление оценок

© 2010-2022