Разработка урока истории Быт и нравы Древней Руси (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шиткинская средняя общеобразовательная школа

Муниципальный смотр-конкурс методических разработок «Его Величество Урок!»



План - конспект урока истории в 6 классе

с использованием технологии критического мышления

по теме «Быт и нравы Древней Руси».

Зенкова Татьяна Александровна,

учитель истории МКОУ Шиткинская СОШ



2016 год

План-конспект урока

«Быт и нравы Древней Руси»

1. Глава I. «Русь Древняя», урок № 8.

2. Базовый учебник (УМК): Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. - М.: Просвещение, 2013.

3. Цель урока: способствовать формированию целостного представления о повседневной жизни славян в Древней Руси.

4. Задачи:

Обучающие:

- сформировать у учащихся целостное представление о повседневной жизни земледельцев и горожан, выяснить характерные черты русского быта в 9-11вв..

Развивающие:

- формирование умений отбирать информацию, излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа;

- продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа, на перевод информации в опорный конспект (кластер).

Воспитательные:

- способствовать восприятию отечественных, культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;

- воспитывать уважение и интерес к истории культуры своего Отечества, своей малой родины.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

Личностные - осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

Регулятивные - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблемы; умение выделять главное, существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные - готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

5. Тип урока: урок изучения нового материала.

6. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

7. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический.

8. Образовательная технология: технология критического мышления.

9. Необходимое техническое оборудование:

- компьютер, проектор, экран, презентация учителя, презентации учащихся;

- раздаточный материал для учащихся: шаблоны таблиц, заготовки опорного конспекта (кластера), дополнительный материал «Питание славян», экспонаты школьной музейной комнаты.





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА1.Организационный этап

(2 минуты)

Слайд 1, 2

Сообщение темы, цели урока

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщает тему и цель урока.

Настрой на начало урока, самоконтроль готовности к уроку. Осмысление темы урока.

Фронтальная беседа, индивидуальная работа учащихся

2. Стадия вызова

(5 минут)

Работа с презентацией

Слайд 3

Какие силы природы были обожествлены нашими предками? Как звали этих богов?

Слайд 4

Назовите языческие обычаи, которые сохранились до сегодняшнего дня?

Каким образом, данные иллюстрации связаны с темой нашего урока?

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе

Учащиеся «вспоминают», что им известно по теме «Жизнь и быт Древней Руси», систематизируют информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы. Заполняют таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (Приложение 1)

Фронтальная беседа с привлечение наглядности (презентация), индивидуальная работа учащихся

3. Стадия осмысления

Представление мини-исследований учащихся:

1.«Символы славянского жилища» (Слайды 7-9) .

2.«Магия древнерусского костюма» (Слайды 10-14).

3.«Будни русской семьи»

(Слайды 15-17).

Работа с дополнительным материалом по группам, текст «Пища славян» (Приложение 2), выполнить задание к тексту, практические задания по теме «Найди лишнее». Обсуждение итогов работы.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик слушает информацию учителя, выступления учащихся с презентациями, читает текст, выполняет задания к тексту, делает записи в таблице «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Работа в парах, фронтальная работа с привлечением презентации

4. Стадия рефлексии. Подведение итогов.

Какое влияние оказывала духовная жизнь и верования русичей на их повседневный быт? Какие общие черты были присущи повседневной жизни всех слоев населения Древней Руси?

Учитель предлагает творческие, практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят полученную информацию с первоначальной, используя знания, полученные на стадии осмысления. Составляют кластеры и синквейны (Приложение 3).

Фронтальная беседа, работа в парах

5. Оценка, самооценка деятельности

Оцените свою работу по пятибалльной системе, запишите в листы самооценки (Приложение 4)

Учитель оценивает и выставляет оценки учащимся

Самоанализ своей деятельности на уроке, заполняют лист самооценки.

Фронтальная беседа Индивидуальная работа

6. Домашнее задание

1. Параграф 8, читать.

2. Составить «тонкие» и «толстые» вопросы по теме.

3. Написать рассказ по теме «Летний день русского пахаря» (Слайд 18).

Учитель предлагает разноуровневые задания по теме.

Учащиеся записывают задание в дневник

Индивидуальная работа







Список литературы

Для учителя:

1. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. Поурочные разработки. 6 класс, 2013.

2. Иванов А. В., Гиниятуллина И. А., Левина Н. А. История России. Тестовые задания. 6 класс, 2014.

3. История России: с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (СD).

4. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

Для учащихся:

1. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

2. Семенова М.В. Валькирия. - М.,1995.

Перечень электронных ресурсов

1. Электронное приложение к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной (СD) История России: с древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс.





© 2010-2022