Конспект урока по истории на тему: Образование СССР

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории России

Учитель: Сафронов Е.С.

Класс: 11 «А»

Тема урока: Образование СССР

Тип урока: комбинированный

Педагогическая технология: объяснительно-иллюстративное обучение

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников

Форма урока: традиционная

Основные понятия: элита, Конституция

Основные даты: 27 декабря 1922 г. - договор об образовании СССР; 31 января 1934 г. - Конституция СССР;1925 г. - РКП(б) => ВКП(б); 1924 г. XIII партконференция

Имена исторических деятелей: В.И. Ленин, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев.

План изучения нового материала:

  1. Советские республики:

  2. Образование СССР;

  3. Кризис руководства партии большевиков

Оборудование урока: презентация, атласы, карта «Образование СССР», раздаточный дидактический материал (карточки)

Оформление доски: на доске дата, тема урока, д/з в правом верхнем углу

Мизансцена урока: традиционная

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент (2-4 мин.).

Приветствие

Проверка присутствия

Проверка готовности

Приветствуют учителя стоя

Староста докладывает об отсутствующих

II. Повторение изученного материала (15 мин.).

Письменный опрос по карточкам (3 человека).

Фронтальный опрос:

-Каким было экономическое положение Советской России после окончания гражданской войны?

Почему политика военного коммунизма стала вызывать все более сильное сопротивление масс?

-Охарактеризуйте содержание и методы проведения новой экономической политики.

-Сравните политику военного коммунизма и нэп. В чем они принципиально различаются? Что в них было общего.

Работа с датами (1 учащийся у доски).

За партами индивидуально





весна-лето 1921 г.; 1920-1921 гг.; март 1921 г.; 1922 г.

III. Постановка учебной задачи (2-5 мин.).

Союз Советских Социалистических Республик - так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Сегодняшние оценки этих событий отнюдь не однозначны. Политические реформы последних лет и возникший благодаря им плюрализм мнений позволяют нам более объективно проанализировать многие явления и процессы.

Сегодня мы попытаемся сделать выводы из опыта создания СССР.

Главный вопрос урока:

Какое значение для дальнейшей истории играло образование СССР и были ли другие варианты?

Записывают в тетрадь тему урока

Конспект урока по истории на тему: Образование СССР

IV. Изучение нового материала (15-20 мин.).

1. Советские республики

а) Рассказ учителя (образное повествование):

После завершения гражданской войны советская власть утвердилась в нескольких государствах - России, Украине и Белоруссии. Также Азербайджан, Армения и Грузия. В 1922 г. Они объединились в Закавказскую Федерацию.

Между республиками были заключены соглашения о сотрудничестве в области обороны, внешней политики и хозяйственной деятельности.

Вопрос о принципах государственного строительства на территории бывшей Российской империи вызвал споры в партии большевиков.

И.В. Сталин отстаивал идею жесткой централизации, тогда как Ленин за равноправие республик.

Бывшая империя встала перед выбором из двух путей развития.

Постановка вопроса:

Каковы же предпосылки объединения республик?

Предпосылки образования СССР:

  1. Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.

  2. Стремление к единой внешней безопасности республик.

  3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.

  4. Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

2. Образование СССР

б) Характеристика создания Советского Союза.

См. слайд..

Объяснение:

Органы управления СССР создавались согласно Конституции (31 декабря 1924 г.): Всесоюзный съезд советов - высший законодательный орган и Совет народных комиссаров - высший исполнительный орган власти.

в) Выборочное чтение

-Найдите в учебнике и прочитайте вслух противоречия, заложенные при образовании СССР.

г) Работа с текстом (слайды 11-16)

-Какие полномочия получил Верховный Совет СССР в соответствии с Конституцией СССР?

3. Кризис руководства партии большевиков

д) Рассказ учителя (образное повествование):

В последние годы жизни В.И. Ленин пришел к выводу, что жестко централизованная система партийного руководства ставит общество в зависимость от воли узкого круга лидеров.

С болезнью и смертью Ленина в партии началась борьба за власть.

Наиболее спорным оказался вопрос о целесообразности продолжения нэпа.

Л.Д. Троцкий был против нэпа еще в 1923-1924 гг., доказывал, что нэп приведет страну к государственному Капитализму и возникновению нового правящего класса - бюрократической элиты.

Словарная работа: прочитайте в учебнике понятие «Элита», дома выпишите это определение в тетрадь.

Троцкий придерживался теории непрерывной революции вплоть до победного конца - мировой революции.

Также Троцкий предлагал расширить внутреннюю демократию. Все это привело к XII партконференции в 1924 г., на которой Троцкого и его сторонников сместили с постов. Однако на этом борьба за власть в партии не закончилась.

Конспект урока по истории на тему: Образование СССР



Конспект урока по истории на тему: Образование СССР

Аналитическая беседа

Запись в тетрадь

Конспект урока по истории на тему: Образование СССР

Запись в тетрадь.

Учебник С.123-125 фронтально









Учебник С.125 - 1 ученик

V. Подведение итогов. (2-3 мин.).

Содержательная оценка УПД и ее результатов, выставление отметок в дневник.

Запись д/з в дневник



© 2010-2022