• Преподавателю
  • История
  • Внеклассное мероприятие по истории в 11 классе на тему Кинематограф в годы Великой Отечественной войны

Внеклассное мероприятие по истории в 11 классе на тему Кинематограф в годы Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВА

"КОМПЛЕКСНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР"








Тема занятия

"Кинематограф в годы Великой Отечественной войны"







Работу выполнила
Иванова Н. И.
















Москва, 2016 г.

Цель: ознакомление воспитанников с развитием кинематографа в период войны, его особенностями.

Задачи:

  • рассмотреть особенности развития кинематографа в условиях Великой Отечественной войны, показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели кино;

  • воспитывать у воспитанников понимание масштаба огромной беды, обрушившейся на страну, единства всего народа в период войны; значение художественного творчества в эти годы, стремление лучших деятелей искусства говорить правду своему народу;

  • воспитание патриотизма;

  • развивать монологическую речь воспитанников, познавательные способности, умение решать проблемные задачи, работать с литературой, составлять сообщения, мыслительную активность.

Тип урока: интегрированный, проходит в музее, изучение нового материала.

Формы работы воспитанников:

  • анализ нового материала;

  • представление воспитанниками рефератов (заранее были даны опережающие задания).

Оборудование:

презентация по теме.







Ведущий.

Сегодня мы поговорим о времени, когда все споры уходят на второй план, времени, объединившем в горе, в беде позволившем человеку обрести счастье быть частью общего дела, Великом времени Великой Отечественной войны.

Человек не совершенен, ему свойственно ошибаться, в том и красота, величие человека: он способен достичь идеала, быть идеалом. Народ, как человек, как единый организм - многогранен, преодолевая трудности в себе, он выдает образец сплоченности, стойкости, силы.

Увидеть это мы можем в художественном наследии военного времени. Рождённый в XIX веке кинематограф, как искусство, до сего дня является самым влиятельным элементом воздействия на наше сознание. Отсюда и существование различных, порой противоположных мнений о том, каким должно быть кино.

Наиболее ценным для нас сегодня является документальное кино военных лет, потому что люди, которые его делали, были непосредственными участниками событий, происходивших на фронте, в советском тылу и на вражеской территории. Однако для поднятия духа, поддержания уверенности, обретения надежды на скорую победу трудно переоценить и значение художественного кино.

Сегодня на примере трёх документальных фильмов и четырёх художественных мы попытаемся показать общее направление, особенности развития кинематографа в военные годы.




Сообщение ученика. В трудные для Москвы дни, когда враг оказался на расстоянии 25-30 километров от города, москвичи увидели на экранах киножурнал - «На защиту родной Москвы». Его стала выпускать группа кинорежиссёров, оставшихся в Москве (Л. Варламов, Б. Небылицкий, Р. Гиков, Н. Карамзинский, И. Копалин, С. Гуров). Из материалов, присылаемых на студию фронтовыми кинооператорами, они монтировали короткие очерки и отдельные сюжеты, в которых рассказывалось о боях на подступах Москвы, о военных буднях советской столицы. Последние номера киножурнала (за зиму 1941/42 г. было выпущено девять выпусков) информировали зрителя о ходе контрнаступления частей Красной Армии и разгроме фашистских войск под Москвой. Большая часть этого материала вошла в последствии в документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Он вышел на экраны в начале 1942 года. Это был первый полнометражный фильм о нашей крупной победе, воодушевлявшей армию и тыл, внушавшей людям мужества, бодрость духа.

Экран показывал первые значительные трофеи советских войск, первые разгромленные дивизии врага, первые гитлеровские кладбища, освобождение первых сел и городов. И поэтому не удивительно, что картина до настоящего времени осталась волнующим документальным свидетельством той эпохи.

Поражение немецко-фашистских войск под Москвой впервые позволило зрителям заглянуть по другую, прежде недоступную сторону фронта. И то, что они увидели там, заставило их содрогнуться от гнева и возмущения. В документальных, строго достоверных кадрах, запечатлевших расстрелянных партизан, трупы военнопленных, пожарища, развалины музеев - памятников мировой культуры, со всей наглядностью раскрылось человеконенавистническое, звериное лицо фашистского агрессора. По существу, в этих частях фильма о Московской битве советский зритель увидел, какие беды и страдания принесли гитлеровские оккупанты народам Советской страны. (Слайд)

Ведущий. Фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» вызвал огромный политический резонанс в стране и за рубежом. Повсюду у входа в кинотеатры выстраивались длинные очереди желающих посмотреть фильм о первом во второй мировой войне сокрушительном поражении до этого непобедимой гитлеровской армии.

Создатели этого фильма были удостоены Государственной премии. Американская академия кино признала фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» лучшим фильмом 1942 года.

Сообщение ученика. С подлинной глубиной и силой Отечественная война предстала на документальном экране в ленинградском кинорепортаже. Это были кадры не каких-то исключительных, особых событий, а повседневная жизнь Ленинграда. Ленинградские документалисты создали самую сильную, достоверную, самую впечатляющую страницу кинолетописи Великой отечественной войны не потому, что они владели каким-то особым мастерством. Жизнь осажденного города разворачивалась у них на глазах, и они считали своим долгом перед страной рассказать правду, рассматривали свои съемки как суровый обвинительный документ фашизму.

С началом войны Ленинградская студия была переведена на военное положение. Многие сотрудники ушли на фронт, другие остались в Ленинграде. Фронт стремительно приближался. Оставшиеся в городе операторы получили задание снимать кинолетопись, чтобы потомки могли увидеть лица тех, кто жил и боролся в годы войны. Снимались материалы о жизни блокадного города, на самолетах пленка переправлялась в Москву, где создавались выпуски киножурналов. Наступила первая блокадная зима, самая страшная. Почти все сотрудники перебрались жить на студию. Днем операторы ставили кинокамеру на саночки и шли по улицам замерзающего города. Снимая на кинопленку блокадную реальность. В конце декабря 1941 года было принято решение о создании фильма, где бы отразились героические страницы жизни Ленинграда. Автором сценария стал Всеволод Вишневский, режиссерами - Николай Камаревцев, Валерий Соловцов, Ефим Учитель. К апрелю 1942 года был смонтирован фильм. Его закрытый показ состоялся в Смольном для руководителей города.

Фрагменты стенограммы после просмотра.

Председатель исполкома Ленгорсовета: "В фильме очень много покойников. Куда их везут? Впечатление удручающее. Эпизоды с гробами надо убрать. Или: идет человек и качается. Неизвестно почему он качается, может, он пьян. Эти моменты надо изъять из фильма".

Член военногосовета (Тюркин). "В фильме нет боевых действий, мне думается, что трусливо вели себя кинооператоры во время боевых действий. Вы не показываете деятельность городских руководителей. Я не видел ни одного партсобрания в картине."

Второй секретарь обкома (Кузнецов). "Картина не отражает действительного положения вещей. Получается чересчур много трудностей. Разваленный город, разбомбленный, кругом пожары, все покрыто льдом и снегом. Люди едва движутся. А борьба не показана! Разве это оборона? - скажут после просмотра, - вот, правители довели город до такого состояния. Показываются мрачные стороны. Мол, в Ленинграде мрут - вроде хвастаемся, а мы вот живы остались. Музыка заунывная. Мы живем и боремся, а тут показывают с каким-то надрывом."

Руководитель города А.Жданов: "Показан памятник Петру I, а почему не Ленину? Музыка душераздирающая. Совсем не нужно оплакивать. Зачем же реветь в голос? Живем, воюем, будем жить! Враг показан в виде пленных, причем жалкого вида. Если враг такой, откуда блокада, разруха и голод?"

После просмотра съемочной группе было приказано - создать героический фильм и минимизировать реальные трудности блокадного города. Музыка была заменена на бравурный характер, бодрую жизнеутверждающую. Первоначальное название «Оборона Ленинграда» заменили на - «Ленинград в борьбе». Вызванный из Москвы режиссер Роман Кармен доснял и перемонтировал фильм. Летом 1942 года картина вышла на широкий экран. (Слайд)

Ведущий. Оператор Ансельм Багоров вспоминал о блокадных съемках. «Сейчас я думаю: почему я не снимал всего увиденного на этой дороге смерти? Я не снимал страдания людей. Почему? Мы были твердо убеждены, что снимать нужно героизм, а героизм по тем меркам ничего общего не имел со страданиями». Стенограмма о фильме «Ленинград в борьбе» частично отвечает на вопрос, почему фильмы о войне были нереалистичные. Да и вообще, кино или какое-либо другое искусство должно показывать жизнь такой какая она есть или какая должна быть.

Сообщение ученика. Почти полгода небольшая группа кинооператоров (Н. Вихирев, А. Софрин, А. Казаков, В. Орлянкин, Д. Ибрагимов и другие, руководитель группы А.Кузнецов) вела кинонаблюдение за развитием Сталинградского сражения. Они сняли около 35 тысяч метров пленки, свыше 100 боевых сюжетов о жизни героического города. На основе съемок фронтовых операторов режиссером Л. Варламовым был в начале 1943 года смонтирован фильм «Сталинград», подробно рассказавший об этапах этого крупнейшего в истории войны сражения. Одним из первых хроникеров, кто рискнул проникнуть с самое пекло сражающего города, был молодой кинооператор В. Орлянкин. Особый характер уличных боев в Сталинграде заставил кинооператоров по-новому подойти к изображению военных действий на экране. Они учились показывать бой через его составные части, эпизоды и даже отдельные детали, характеризующие данный факт в целом. В марте 1943 года режиссёр Л. Варламов завершил работу над полнометражным фильмом «Сталинград». Помимо редчайших съемок советских фронтовых кинооператоров использованы материалы из трофейной немецкой кинохроники. В этом фильме впервые отсняты залпы «Катюши».

Ведущий. Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход этой битвы от начала до конца.

Уинстон Черчилль в личном и секретном послании И. Сталину от 28 марта 1943 года отметил: «Вчера вечером я видел фильм "Сталинград". Он прямо-таки грандиозен и произведёт самое волнующее впечатление на наш народ». (Слайд)

В фильмах и постановках тех лет минимум вымысла, а учитывая тот факт, что война не обошла практически не одну семью в стране, такой натурализм и воспринимался людьми очень хорошо, и служил своей цели - побуждал к ударному труду, полной самоотдаче и воспитывал патриотизм в сознании граждан. Всё это было необходимо. Наиболее ярко это можно было увидеть на примере художественного кино.

Сообщение ученика. Новелла «Боевые киносборники» принесла первые плоды агитационной работы. Первые выпуски снимали как короткометражные фильмы, где прославлялись моральные качества советских воинов и изобличались, высмеивались качества воинов - оккупантов. Сценарии же не отличались глубиной и освещали темы весьма поверхностно, однако от выпуска к выпуску они становились все содержательнее, все полнее раскрывали новый военный опыт советского народа. Интересно сравнить два короткометражных фильма, созданных по сценарию Л. Леонова.

В первом выпуске, создатели сделали некую зарисовку, набросок того чем, по их мнению, отличаются в своих нравственных приоритетах солдаты Красной армии и фашисткой Германии. Сюжет прост: после боя на некоторое время изолированными остались трое героев: красноармеец, сандружинница и офицер Рейха. Санитарка оказывает медпомощь обоим, но фашист отвечает на заботу попыткой убийства.

Как можно видеть, сюжет первого выпуска был весьма прост, а потому достаточно сыр и не доделан. Потенциал данной темы в условиях тогдашней современности практически проигнорирован, а герои безлики и чересчур контрастируют друг с другом, лишая картину правдоподобности. Однако Леонов довольно быстро увидел простор для творчества в теме войны и защиты Родины, чем и воспользовался в своём следующим творении «Пир в Жирмунке», ставшем классикой кино о Великой Отечественной войне, благодаря гораздо более глубоко описанному моральному духу русского солдата на фоне первых, тяжелейших месяцев войны.

Основа для сюжета «Пира в Жирмунке» была взята из реальной жизни. Пожилая крестьянка, оставшаяся в деревне, захваченной фашистами, устраивает пир для немецких солдат. Чтобы осуществить месть за все злодеяния, причинённые немцами, она предварительно отравляет угощения, а чтобы не вызвать подозрения у захватчиков, ест вместе с ними и с ними и погибает.(Слайд)

Ведущий. С 1942 года съёмки «Боевых киносборников» были прекращены. Связано это было с тем, что к тому времени были готовы полнометражные художественные фильмы о войне. Ярким примером стал фильм «Секретарь райкома» режиссера И. Пырьева. Другой шедевр кинопродукции тех лет фильм «Она защищает Родину». История о простой колхознице, мстящей фашистам за свою сломанную жизнь и жизнь народа.

Сообщение ученика. История главной героини довольно типична для тех лет. Простая колхозница живёт до войны полной и счастливой жизнью. У неё есть муж, ребёнок, уважение товарищей, но всё рушится в одночасье когда начинается война. Муж гибнет в бою, ребёнок попал под гусеницу танка, вчерашние друзья сегодня стали чужими и ушли в лес, в партизаны, а сама Прасковья Лукьянова остаётся один на один со своим горем. Жизнь счастливой женщины раздавлена и лишена всякого смысла. От пережитого она состарилась. В фильме показана эта сцена: Прасковья бредёт по лесу, полностью погружённая в своё горе и, наконец, наклоняется над бадейкой с водой, чтобы напиться. Она видит своё отражение - там на неё смотрит уставшая, изнеможённая старуха. Героиня замечает неподалёку от себя лежащий топор и внимательно смотрит на него. В этот момент зритель понимает, что Прасковья нашла новый смысл жизнь, новую цель - она будет мстить за все страдания, что ей причинили захватчики. Вскоре к Прасковье присоединяются и бывшие друзья по колхозу и вместе они идут на первую боевую операцию - нападение на отставший немецкий обоз.(Слайд)

Ведущая. Снимались в годы войны и комедии. Так, следующие выпуски киносборников снимались как серии, объединённые общим сюжетом, приключениями солдата Швейка. «Новые похождения Швейка» - советский художественный фильм 1943 года. Режиссёр Юткевич создал совсем иного героя - веселого, остроумного, жизнерадостного. Бравый солдат Швейк сбегает из тюрьмы и вскоре мобилизуется в армию на Балканы, где действует карательный отряд. Йозеф Швейк без страха и сомнения старается помочь партизанам, придумывая всякий раз хитроумные способы расправы с Гитлером… Роль тети Швейка играет непревзойденная Фаина Раневская и не случайно для вас представлен именно этот отрывок.(Слайд)

Сообщение ученика. «Два бойца» - художественный фильм, снятый режиссёром Леонидом Луковым в условиях эвакуации во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. Легендарный военный фильм по повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе двух советских бойцов в годы Великой Отечественной войны. Шёл 1941 год, год тяжёлых, напряжённых боёв на Ленинградском фронте. Крепкая товарищеская спайка помогала бойцам в трудные минуты ожесточённых сражений. Глубокая боевая дружба соединила и пулемётчика Аркадия Дзюбина, сварщика из Одессы, с уральским сталеваром Сашей Свинцовым. Но однажды друзья серьёзно поссорились. Когда Аркадий и Саша вернулись из увольнения поздно вечером в свою воинскую часть, оказалось, что за время их отсутствия был тяжёлый бой, многие из однополчан погибли. Чтобы поднять настроение бойцов, Аркадий с присущим ему остроумием рассказывает товарищам историю «несчастной» Сашиной любви. Свинцов глубоко обижен шуткой друга. Они ссорятся. Но эта ссора разлучает друзей ненадолго. Закипает жаркий бой. Дзюбин защищает ДОТ от атакующего противника. Боец выполняет задание, но при этом его тяжело ранят. Рискуя жизнью, Саша выносит раненого друга с поля боя. (Слайд)

Ведущий.

В настоящее время в рассуждениях о Великой Отечественной войне не редко мелькают вопросы, а зачем нам нужна была эта Победа, слышатся горькие разговоры о её цене. Так могут говорить только недалёкие, корыстные люди. Это обесценивает сделанное нашим народом в военные годы, говорит о непонимании глубины произошедшего. В кино военных лет отсутствует вопрос зачем нужна Победа. Разве спрашивают зачем человек дышит, зачем живёт, зачем нужна честь? И героически-буднично звучат слова из песни "Мы за ценой не постоим".


© 2010-2022