Методическая разработка урока истории в старших классах на тему: Хрустальная ночь

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Хрустальная ночь»

Предпосылки к проведению занятия:

-воспитательный характер произошедшей трагедии

Цель:

-создание условий для формирования толерантного сознания обучающихся; формирование их активной гражданской позиции к проявлениям интолерантности, к фактам нарушения прав человека.

Задачи:

- ознакомление обучающихся старших классов с трагедией евреев «Хрустальная ночь»;

- продолжить развитие групповой работы с историческими документами.

Литература:

  1. Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И., История Холокоста на территории СССР. М., 2001; Вик Михаэль. Закат Кенигсберга: Свидетельство немецкого еврея. - СПб., Потсдам 2004; Дойчкрон И. Я носила желтую звезду: Воспоминания. -М., 2001.

  2. Вспомогательные материалы: карта Германии и Австрии 30-хг.г., мультимедиа.

  3. Лысенко Л.А., рабочая тетрадь для обучающихся, «Лицо фашизма: Катастрофа», 2014г.


Создание эмоционального настроя; мотивация обучающихся к усвоению материала в соответствии с темой занятия.






































Создает благоприятный психологический климат; обеспечивает мотивацию обучающихся; подводит к теме занятия.

Учитель:

«Геноцид стал символом ХХ века. Слишком тяжел был ХХ век. Геноцид армян и ассирийцев в годы Первой мировой войны, осу-ществленный турками. Геноцид славян, евреев, цыган, китайцев и корейцев в годы Второй мировой войны, проводимый нацистами и японскими милитаристами затмили все те жестокости, которые происходили раньше.

А потом геноцид камбоджийцев в годы правления Пол Пота, геноцид народа хуту в 1994 году в Руанде. Список геноцидов будет очень длинным. Число жертв в абсолютном или пропорциональном отношении, конечно, будет различаться, однако это никоим образом не снижает роль трагедии каждого из них.

А 30 апреля в Израиле отмечается День памяти жертв Холокоста. Схожие судьбы, понятные друг другу события. Народ понес горечь утрат:

60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира было уничтожено по национальному признаку. А начиналось все с разбитых витрин, осколков стекол, устилавших улицы после погрома и с почти поэтического названия этого погрома - «Хрустальная ночь» ночь с 9 на 10 ноября 1938 год.

Учитель: попытаемся ответить на вопрос, который станет темой нашего мероприятия: «Хрустальная ночь» спонтанная акция…или повод для развязывания государственного террора против евреев?


Учитель: проанализируем исторические документы, ознакомившись с историческими фактами (Отто Дитрих: «12 лет с Гитлером»).


Слушают учителя













Работают с предоставленными учителем историческими документами, выполняют задания поискового характера по сбору информации;

высказывают свою точку зрения.

Обучающиеся:

Факт: «На Нюрнбергском процессе представитель обвинения от США У.Уолш привел интерес-ный документ, подписанный рук. Имперской службы безопасности (РСХА) Гейдрихом: «В связи с покуше-нием на жизнь секретаря миссии фон Рата в Париже в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей империи ожидаются демонстрации против евреев…Полиция получила от рейхсфюрера СС Гимлера указания, в соответствии с которыми должны организовать свои мероприятия и политические руководители. Синагоги должны сжигаться в том случае, если нет опасности распространения пожара на прилегающие здания; магазины, учреждения и частные квартиры евреев надо разрушать»;

Факт: «Нацистские молодчики из Гитлерюгент убили в страшную ночь 91 еврея, сотни ранены, искалечены»;

Факт: «Хотя пострадала лишь еврейская собственность, выплата штрафа размером свыше 1 млрд. марок за нанесенный материальный ущерб была возложена на евреев»: Г.Геринг: «… германские евреи должны, в наказание за свои ужасные преступления, уплатить один миллиард… Хочу сказать, что я не хотел бы быть германским евреем».

Вывод: 1)У каждого действия или бездействия человека есть свои цели и желаемые или предполагаемые результаты. Немецкие граждане были готовы к происходящему.

2) Факты говорят о воспитанной не в один день ненависти фашистов к евреям и вообще к представителям др. неполноценной с их точки зрения нации.


Фронталь-ная












Смешанная


Формирование старто-вой мотива-ции к восприя-тию нового; разви-тие умений выдвигать версии решения пробле-мы; форму-лиро-вать учеб-ную пробле-му







Готов-ность к сотруд-ничест-ву; умение просматривать промежуточные цели с учетом конечного резуль-тата

Исполь-зовать современные источники инфор-мации, решать творчес-кие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; форми-рование навыков составления и работы по алгоритму выполнения задания
















Формирование навыков работы с истори-ческим документом





Проблем-ный вопрос












Выслушивание транслируемого обучающи-мися материала




2. Ознаком-ление с материалом темы и его восприятие
























3. Практическая работа
















Организация и самоорганизация обучающихся при восприятии материала; организация обратной связи.







Организация и самоорганизация обучающихся; работа с фактическим материалом; организация обратной связи.



Моделирование ситуации, организация беседы; осуществление коллективного обмена мнением; обеспечивает восприятие, осмысление и первичное общение обучающихся с темой.

Учитель: Выскажите свою точку зрения по вопросу: возможно ли спонтанно начать уничтожение народа? Откуда берется ненависть?





Звук: еврейская музыка.

Учитель привлекает обучающихся к работе с хронологией: факты истории: старт фашизма - с этого все начиналось (Л.А. Лысенко рабочая тетрадь для обучающихся. «Лицо фашизма: Катастрофа»,, с. 15). Задание: создать временную ленту жизни Германии, приведшей к Х.Н.








На экране: учитель выводит информацию «Евреи не должны иметь прав»

Звук: разбившееся стекло.

На экране: кадры из фильма М.Рома «Обыкновенный фашизм» по музыку Вагнера.

Голос: Ти-ши-на!!!




На экране:

-«Евреи не должны иметь прав»;

-«Евреи не должны иметь права жить среди нас»;

-«Евреи не должны иметь права ЖИТЬ!!!».




На экране: факельное шествие из фильма «Обыкновенный фашизм», далее переход на кадры из истории современной Украины. Юго-восток в огне! Что нам это напоминает?

Звук: метроном, переход в колокольный звон, переход в журавлиный крик.


Осуществляют коллективный обмен мнениями; участвуют в обсуждении.

Моделирование ответа по заданию: впишите в схему цифры, соответствующие определенной мысли, снизу вверх, соблюдая логическую

последовательность

1. боязнь чужого

2.заблуждения, предрассудки

3. ненависть, агрессия

Методическая разработка урока истории в старших классах на тему: Хрустальная ночь

Вывод: пиком непонимания в отношениях между людьми является агрессия.

Ответ (снизу вверх: 1, 2, 3)

Смешанная







Осмысление социаль-но-нравст-венного опыта предшествующих поколе-ний



Проверка восприятия темы





Обучающиеся работают в группах с рабочей тетрадью для обучающихся:

даты вывешиваются на доске в виде ленты времени (составляется ассоциативный ряд):

1933г., апрель - евреям запрещено работать на госпредприятиях;

Май - устроено публичное сожжение книг еврейских авторов, выступающих против национал-социализма; сентябрь - евреям запрещено участвовать в культурной жизни страны; 1935г. - евреям запрещено служить в армии, нельзя вступать в брак с лицами «немецкой крови»; 1938г.- в паспортах евреев особый штамп - их собственность в обязательном порядке регистрируют;

17 тыс. евреев польского происхождения высылают из Германии.

Обучающиеся: усвоение на уровне восприятия:

факт - вывод

Восприятие информации на аудиальном и визуальном уровнях

Подготовленный ученик: «Утром 10 ноября 1938 года улицы Берлина были засыпаны осколками стекла от витрин магазинов.

Вместе со стеклом в «Хрустальную ночь» разбились иллюзии о возможности евреев считать себя гражданами своей страны - Германии».

Подготовленный обучающийся:

У.-1:

20 января 1942 года в пригороде Берлина Ванзее был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы. Оставшиеся в живых евреи Германии после «Хрустальной ночи», не успевшие эмигрировать в другие страны, были депортированы в лагеря смерти или погибли в гетто на территории СССР.

Обучающиеся: восприятие информации.

Подготовленные обучающиеся:

У-1:

«Я жить хочу, я к журавлям хочу.

Я ночью темной к ним во сне лечу, Навстречу им иду я по полям -

Небесным, милым, серым журавлям.

У-2:

«Не плач я слышу, слышу - вечный зов»,

Из мрака к свету через глушь лесов.

За счастьем тороплюсь я, птицы, к вам.

Я вижу во вселенной белый храм».

Групповая














смешанная

















Проверка логики восприятия темы, способнос-ти самоорганизации



4.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Оценка деятельности

Направляет деятельность обучающихся на подведение итогов совместной работы, стимулирует к взаимодействию обучающихся.

Делают вывод по теме занятия: «Хрустальная ночь» спонтанная акция…или повод для развязывания государственного террора против евреев?

Обучающиеся пускают бумажных журавликов.

Фронталь-ная

Проверка способности подводить итоги работы

5.Информация о домашнем задании

Трансляция знаний

Направляет деятельность обучающихся на передачу информации членам своей семьи, школьным товарищам

Транслирует полученную информацию дома …

Фронталь-ная

Психоло-гический настрой



© 2010-2022