- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока истории в старших классах на тему: Хрустальная ночь
Методическая разработка урока истории в старших классах на тему: Хрустальная ночь
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лысенко Л.А. |
Дата | 28.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Хрустальная ночь»
Предпосылки к проведению занятия:
-воспитательный характер произошедшей трагедии
Цель:
-создание условий для формирования толерантного сознания обучающихся; формирование их активной гражданской позиции к проявлениям интолерантности, к фактам нарушения прав человека.
Задачи:
- ознакомление обучающихся старших классов с трагедией евреев «Хрустальная ночь»;
- продолжить развитие групповой работы с историческими документами.
Литература:
-
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И., История Холокоста на территории СССР. М., 2001; Вик Михаэль. Закат Кенигсберга: Свидетельство немецкого еврея. - СПб., Потсдам 2004; Дойчкрон И. Я носила желтую звезду: Воспоминания. -М., 2001.
-
Вспомогательные материалы: карта Германии и Австрии 30-хг.г., мультимедиа.
-
Лысенко Л.А., рабочая тетрадь для обучающихся, «Лицо фашизма: Катастрофа», 2014г.
Создание эмоционального настроя; мотивация обучающихся к усвоению материала в соответствии с темой занятия.
Создает благоприятный психологический климат; обеспечивает мотивацию обучающихся; подводит к теме занятия.
Учитель:
«Геноцид стал символом ХХ века. Слишком тяжел был ХХ век. Геноцид армян и ассирийцев в годы Первой мировой войны, осу-ществленный турками. Геноцид славян, евреев, цыган, китайцев и корейцев в годы Второй мировой войны, проводимый нацистами и японскими милитаристами затмили все те жестокости, которые происходили раньше.
А потом геноцид камбоджийцев в годы правления Пол Пота, геноцид народа хуту в 1994 году в Руанде. Список геноцидов будет очень длинным. Число жертв в абсолютном или пропорциональном отношении, конечно, будет различаться, однако это никоим образом не снижает роль трагедии каждого из них.
А 30 апреля в Израиле отмечается День памяти жертв Холокоста. Схожие судьбы, понятные друг другу события. Народ понес горечь утрат:
60 % евреев Европы и примерно 35 % еврейского населения мира было уничтожено по национальному признаку. А начиналось все с разбитых витрин, осколков стекол, устилавших улицы после погрома и с почти поэтического названия этого погрома - «Хрустальная ночь» ночь с 9 на 10 ноября 1938 год.
Учитель: попытаемся ответить на вопрос, который станет темой нашего мероприятия: «Хрустальная ночь» спонтанная акция…или повод для развязывания государственного террора против евреев?
Учитель: проанализируем исторические документы, ознакомившись с историческими фактами (Отто Дитрих: «12 лет с Гитлером»).
Слушают учителя
Работают с предоставленными учителем историческими документами, выполняют задания поискового характера по сбору информации;
высказывают свою точку зрения.
Обучающиеся:
Факт: «На Нюрнбергском процессе представитель обвинения от США У.Уолш привел интерес-ный документ, подписанный рук. Имперской службы безопасности (РСХА) Гейдрихом: «В связи с покуше-нием на жизнь секретаря миссии фон Рата в Париже в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей империи ожидаются демонстрации против евреев…Полиция получила от рейхсфюрера СС Гимлера указания, в соответствии с которыми должны организовать свои мероприятия и политические руководители. Синагоги должны сжигаться в том случае, если нет опасности распространения пожара на прилегающие здания; магазины, учреждения и частные квартиры евреев надо разрушать»;
Факт: «Нацистские молодчики из Гитлерюгент убили в страшную ночь 91 еврея, сотни ранены, искалечены»;
Факт: «Хотя пострадала лишь еврейская собственность, выплата штрафа размером свыше 1 млрд. марок за нанесенный материальный ущерб была возложена на евреев»: Г.Геринг: «… германские евреи должны, в наказание за свои ужасные преступления, уплатить один миллиард… Хочу сказать, что я не хотел бы быть германским евреем».
Вывод: 1)У каждого действия или бездействия человека есть свои цели и желаемые или предполагаемые результаты. Немецкие граждане были готовы к происходящему.
2) Факты говорят о воспитанной не в один день ненависти фашистов к евреям и вообще к представителям др. неполноценной с их точки зрения нации.
Фронталь-ная
Смешанная
Формирование старто-вой мотива-ции к восприя-тию нового; разви-тие умений выдвигать версии решения пробле-мы; форму-лиро-вать учеб-ную пробле-му
Готов-ность к сотруд-ничест-ву; умение просматривать промежуточные цели с учетом конечного резуль-тата
Исполь-зовать современные источники инфор-мации, решать творчес-кие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах; форми-рование навыков составления и работы по алгоритму выполнения задания
Формирование навыков работы с истори-ческим документом
Проблем-ный вопрос
Выслушивание транслируемого обучающи-мися материала
2. Ознаком-ление с материалом темы и его восприятие
3. Практическая работа
Организация и самоорганизация обучающихся при восприятии материала; организация обратной связи.
Организация и самоорганизация обучающихся; работа с фактическим материалом; организация обратной связи.
Моделирование ситуации, организация беседы; осуществление коллективного обмена мнением; обеспечивает восприятие, осмысление и первичное общение обучающихся с темой.
Учитель: Выскажите свою точку зрения по вопросу: возможно ли спонтанно начать уничтожение народа? Откуда берется ненависть?
Звук: еврейская музыка.
Учитель привлекает обучающихся к работе с хронологией: факты истории: старт фашизма - с этого все начиналось (Л.А. Лысенко рабочая тетрадь для обучающихся. «Лицо фашизма: Катастрофа»,, с. 15). Задание: создать временную ленту жизни Германии, приведшей к Х.Н.
На экране: учитель выводит информацию «Евреи не должны иметь прав»
Звук: разбившееся стекло.
На экране: кадры из фильма М.Рома «Обыкновенный фашизм» по музыку Вагнера.
Голос: Ти-ши-на!!!
На экране:
-«Евреи не должны иметь прав»;
-«Евреи не должны иметь права жить среди нас»;
-«Евреи не должны иметь права ЖИТЬ!!!».
На экране: факельное шествие из фильма «Обыкновенный фашизм», далее переход на кадры из истории современной Украины. Юго-восток в огне! Что нам это напоминает?
Звук: метроном, переход в колокольный звон, переход в журавлиный крик.
Осуществляют коллективный обмен мнениями; участвуют в обсуждении.
Моделирование ответа по заданию: впишите в схему цифры, соответствующие определенной мысли, снизу вверх, соблюдая логическую
последовательность
1. боязнь чужого
2.заблуждения, предрассудки
3. ненависть, агрессия
Вывод: пиком непонимания в отношениях между людьми является агрессия.
Ответ (снизу вверх: 1, 2, 3)
Смешанная
Осмысление социаль-но-нравст-венного опыта предшествующих поколе-ний
Проверка восприятия темы
Обучающиеся работают в группах с рабочей тетрадью для обучающихся:
даты вывешиваются на доске в виде ленты времени (составляется ассоциативный ряд):
1933г., апрель - евреям запрещено работать на госпредприятиях;
Май - устроено публичное сожжение книг еврейских авторов, выступающих против национал-социализма; сентябрь - евреям запрещено участвовать в культурной жизни страны; 1935г. - евреям запрещено служить в армии, нельзя вступать в брак с лицами «немецкой крови»; 1938г.- в паспортах евреев особый штамп - их собственность в обязательном порядке регистрируют;
17 тыс. евреев польского происхождения высылают из Германии.
Обучающиеся: усвоение на уровне восприятия:
факт - вывод
Восприятие информации на аудиальном и визуальном уровнях
Подготовленный ученик: «Утром 10 ноября 1938 года улицы Берлина были засыпаны осколками стекла от витрин магазинов.
Вместе со стеклом в «Хрустальную ночь» разбились иллюзии о возможности евреев считать себя гражданами своей страны - Германии».
Подготовленный обучающийся:
У.-1:
20 января 1942 года в пригороде Берлина Ванзее был вынесен смертный приговор всему еврейскому населению Европы. Оставшиеся в живых евреи Германии после «Хрустальной ночи», не успевшие эмигрировать в другие страны, были депортированы в лагеря смерти или погибли в гетто на территории СССР.
Обучающиеся: восприятие информации.
Подготовленные обучающиеся:
У-1:
«Я жить хочу, я к журавлям хочу.
Я ночью темной к ним во сне лечу, Навстречу им иду я по полям -
Небесным, милым, серым журавлям.
У-2:
«Не плач я слышу, слышу - вечный зов»,
Из мрака к свету через глушь лесов.
За счастьем тороплюсь я, птицы, к вам.
Я вижу во вселенной белый храм».
Групповая
смешанная
Проверка логики восприятия темы, способнос-ти самоорганизации
4.Подведение итогов работы. Рефлексия.
Оценка деятельности
Направляет деятельность обучающихся на подведение итогов совместной работы, стимулирует к взаимодействию обучающихся.
Делают вывод по теме занятия: «Хрустальная ночь» спонтанная акция…или повод для развязывания государственного террора против евреев?
Обучающиеся пускают бумажных журавликов.
Фронталь-ная
Проверка способности подводить итоги работы
5.Информация о домашнем задании
Трансляция знаний
Направляет деятельность обучающихся на передачу информации членам своей семьи, школьным товарищам
Транслирует полученную информацию дома …
Фронталь-ная
Психоло-гический настрой