Брейн-ринг на тему «Боги и герои Античности»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брейн-ринг на тему «Боги и герои Античности».

Цели:

- Закрепить и обобщить материалы по Греции.

- Расширить кругозор, дополнить материал школьной программы.

- Развитие познавательного интереса у учащихся к истории.

- Развитие навыка коллективной деятельности.


Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация

  • Маршрутные листы

Игра составлена на основе популярной среди школьников и студентов игре брейн-ринг.

Участвуют команды из пяти человек всех 10-х классов. Состоит из шести геймов, один из них конкурс капитанов.

Подготовительный этап: сформировать команду из 5 человек, придумать название команды, девиз и выбрать капитана. Придумать и поставить сценку «Подвиги героев Древней Греции»: 1) Персей, 2) Геракл 3) Одиссей 4) Ясон

Правила игры: Ведущий задает вопросы. На обдумывание вопроса дается 1 минута. Когда ответ готов, то капитаны пишут ответ на бумаге и передают в жюри. 1 очко получает каждая команда, давшая правильный ответ. Жюри можно составить из учащихся старших классов или классных руководителей участвующих классов. Победитель определяется по количеству набранных очков.

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

Добрый день!

Вам, пришедшим сюда, к состязанию готовым,

Слово привета своё я обещаю

Вам пожелаю я, о сыновья Геродота:

Честно сражайтесь под сводами храма науки

И благородствам блистайте не меньше,

Чем жаждою схватки!

Пусть же дарует Великая Ника

Победу тем, что достойней

Муза Истории - Клио

Вас приглашает: "Идёмте!"


Раунд 1.

  1. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом городе это могло произойти: « Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына, - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» (Спарта)

  2. На Пелопонесском полуострове, в городе Олимпии на берегу реки Алфет проводились в Древней Греции Игры. Назови девиз Олимпийских Игр. (Быстрее, выше, сильнее).

  3. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, пробежал 42 км. и воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? (Марафонская битва, 490 г. до н.э.)

  4. Незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Какой обычай нарушили спартанцы? (На время игр запрещались войны между враждующими городами.)

  5. До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжелое. (Геракл)

  6. Сын царя Филиппа, будущий правитель Малой Азии. Он был хорошо образован. Любимым произведением была поэма «Илиада», свиток с произведением он держал под подушкой в драгоценном ларце. В 20 лет он встал во главе государства. Он был неумолимым завоевателем - 10-летний поход принёс ему не только славу завоевателя, но и основателя городов. Держава созданная этим правителем распалась сразу после смерти царя. (Ал. Македонский)

  7. Слепой поэт. Сведений о его жизни почти нет, известно лишь то, что он родился в одном из городов азиатской Ионии. До сих пор семь городов спорят за звание называться родиной поэта. Автор двух великих поэм. Название одной поэмы происходит от названия города, который был разрушен греками около 1200 года до н.э., название второй - от имени главного героя, участника Троянской войны. (Гомер)

  8. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест)

  9. И зрелища, и хлеба

Затребуют скорей

И даже без обеда

Спешат туда быстрей

В театр огромный в Риме

С названьем … (Колизей).

  1. "С давних пор моих собратьев и сестер преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что! Если бы не я, то самый Рим, быть может, не был бы основан". (Римская волчица).

Раунд 2.

Правда или ложь?

(На хлопки).

Я буду задавать вам вопросы, а вы должны отгадать достоверная ли информация содержится в моих утверждениях: правда или ложь?

  1. Правда ли что, Авгиевы конюшни вычистил Перикл? (Нет, Геракл.)

  2. Правда ли что, суд остракизма - это тайный суд, изгнание, которому подвергали в Древней Греции граждан опасных для демократии? Да. Лучшими воинами среди греков были афиняне (Нет, спартанцы).

  3. Правда, что лучшими воинами среди греков были афиняне (Нет, спартанцы).

  4. Правда ли что, скульптура «Дискобол» создана Мироном? (Да).

  5. Правда ли что, Сцилла и Харибда - это чудовища, между которыми удалось проплыть Одиссею? Да.

  6. Правда ли что, Гомер написал "Илиаду" и "Одиссею". Да.

  7. Правда ли что, Марафонская дистанция равна 30 километрам? (Нет, 42 километра от Марафонского поля до Афин.)

  8. Правда ли что, "педагог" в переводе с греческого "сопровождающий ребенка". Да.

Раунд 3.

Олимпийская азбука.

  1. Чем награждали победителей Игр в Древней Греции?

  2. (Венком из листьев лавра)

  3. На открытии Олимпийских Игр команды идут в порядке алфавита страны-организатора. Но впереди всегда шествует команда одной и той же страны. Какой? (Греции)

  4. Медаль за высшее спортивное достижение (Золотая)

  5. В какое время года проводились Олимпийские игры и сколько они продолжались? (летом, 5 дней)

Раунд 4.

Крылатые выражения:

(Подводка) Жители Спарты с детства учились говорить красиво и кратко. Такую речь мы называем лаконичной. Наш рассказчик увлекся и забыл об этом. Давайте поможем ему. Для этого нужно кратко и четко выразить основную мысль рассказов, вспомнить крылатые выражения, связанные с этими историями.

2 варианта проведения:

а) Дается крылатое выражение и нужно развернуто описать ситуацию, которой она посвящена.

б) Дается ситуация и нужно написать выражение.

Вариант а)

1. Авгиевы конюшни (Грязное помещение, 2)запущенность, беспорядок в делах)

2. Ахиллесова пята (Слабое, уязвимое место)

3. Гордиев узел (Запутанное сплетение обстоятельств. Разрубить - решить дело прямолинейным способом)

4. Дамоклов меч (Угрожающая опасность)

5. Геростратова слава - позорная слава.

6. Драконовские законы - суровые, жестокие законы.

Вариант б)

История 1: Ахиллу было суждено пасть в Троянской битве. Еще в младенчестве мать окунала его в священные воды Стикса, чтобы тело его стало неуязвимым. При этом держала она его за пятку. В битве Ахилл быт убит Парисом в пятку - единственное уязвимое место.

Ответ: ахиллесова пята.

История 2: В Греции правитель Дракон писал жестокие законы. По словам греков, они были написаны кровью. За все преступления полагалась смертная казнь.

Ответ: драконовские законы.


Раунд 5.

Дальше, Дальше…

(Конкурс капитанов. В случае, если не может ответить, говорит - «дальше»).

Вопросы по Греции.

  1. Иное название Древней Греции? (Эллада)

  2. Храм на Акрополе в Афинах (Парфенон)

  3. Верхняя часть колонны (Капитель)

  4. Кто такие илоты в обществе Спарты? Рабы.

  5. Сколько продолжались завоевательные войны А. Македонского? 10 лет.

  6. Какой скульптор изготовил статую «Дискобола»? Мирон.

  7. На острове Крит по приказу царя Миноса был выстроен лабиринт знаменитым мастером... Дедалом.

  8. В 332 году до н.э. А Македонский завоевал Египет и основал город, который получил название: Александрия.

  9. Демократия возникла в древности: В Афинах.

  10. В отдельных областях Греции возникали небольшие самостоятельные государства - полисы.

  11. Стратег в Древней Греции - это: «Военачальник».

  12. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»: Гомер.

  13. Сколько километров должен в наши дни бежать участник марафонского бега- состязания, увековечивающего подвиг афинского юноши? 42 км.

  14. На время Олимпийских игр запрещалось: Вести военные действия.

  15. При защите Фермопильского прохода совершили подвиг, оставшийся в веках: Триста спартанцев.

  16. Филипп II пригласил в качестве воспитателя для своего сына Александра Македонского: Аристотеля.

  17. Сына афинского царя Эгея, победившего Минотавра, звали: Тесей.

  18. Герой древнегреческого мифа, который похитил огонь у Гефеста вопреки запрету Зевса и принес его людям: Прометей.

  19. Вывела из лабиринта Тесея: Ариадна.

  20. Согласно мифу, троянская война началась из-за: Елены Прекрасной.

  21. Кому запрещалось присутствовать на Олимпийских играх в Древней Греции: Женщинам.

  22. Греческий бог Дионис покровительствовал: Виноделию.

  23. Олимпийские игры продолжались: Пять дней.

  24. Герой древнегреческих мифов, совершивший двенадцать подвигов: Геракл.

  25. Греки верили, что главные боги живут на вершине горы: Олимп.

  26. О первом полете человека рассказывает древнегреческий миф о: Дедале и Икаре.

  27. Мифологический учредитель Олимпийских игр: Зевс.

  28. Вход в город Микены защищали фигуры грозных стражей: Львов.

  29. Владыкой подземного царства мертвых у греков считался: Аид.

  30. Жена Зевса.

  31. Правление одного человека, который властвует бесконтрольно.

  32. Остров, севернее берегов острова Крит, где произошло извержение вулкана.

  33. Весёлое, смешное произведение.

  34. В какой степени родства были Посейдон, Зевс, Аид.

  35. В каком полисе не строили крепостных стен, запрещали ездить за границу, обедать дома.

  36. Какую птицу называли посланником Зевса.

  37. Вестник богов. (Гермес)

  38. Вечно юная богиня красоты и любви. (Афродита)

  39. Чудовищный свирепый пёс с тремя головами и змеиным хвостом. (Цербер)

  40. Так называется главная площадь Афин. (Агора)

  41. На каком полуострове находится Греция? (Балканском).

  42. Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов. (Геракл)

  43. Сколько букв в греческом алфавите. (24)

  44. Как звали правителя Афин, который отменил долговое рабство? (Сократ)

  45. Как звали греческую богиню красоты? (Афродита)

  46. Часть театрального костюма, скрывающее лицо актёра. (Маска)

  47. Предмет, из-за которого поссорились три богини? (Яблоко)

  48. Имя чудовища, для которого был построен лабиринт. (Минотавр)

  49. Покровитель музыки, поэзии, хранитель всего возвышенного и прекрасного? (Аполлон)

  50. Какая богиня у греков изображалась крылатой? (Ника)

  51. Назовите мифического царя, хозяина 5000 быков? (Авгий)

  52. Место для зрелищ (Театр).

  53. Человек, умеющий красиво говорить речи. (оратор)

  54. Греческий бог виноделия. (Дионис)

  55. Поэма Гомера о Троянской войне. (Илиада)

  56. Как в Греции называли простой народ? (Демос)

  57. Как звали воспитателя А.Македонского? (Аристотель)

Вопросы по Риму.

  1. Как звали бога - громовержца Рима? (Юпитер)

  2. Назовите народы, которые жили в Италии? (Этруски)

  3. Кого римляне называли пунами. (Жителей города Карфаген).

  4. Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)

  5. Как звали бога войны у римлян (марс).

  6. Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)

  7. Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)

  8. Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)

  9. Сколько царей правили Римом? (7)

  10. Год основания Рима (753 года до н.э.)

  11. Переселенцы, жившие в Риме (Плебеи).

  12. Торжественный въезд полководца-победителя в Рим (Триумф).

  13. Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури в Древнем Риме (Юпитер).

  14. Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, ее почитали как благодетельницу счастливой любви в Древнем Риме. (Венера).

Раунд 6.

Показ сценок.

Слово жюри. Награждение победителей.

© 2010-2022