• Преподавателю
  • История
  • Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школьный конкурс исследовательских и творческих работ школьников

«Шаг в будущее- 2014»

Направление «История ,историческое краеведение и этнология»





Тема : «Формирование и деятельность

Нерчинско-Заводского краеведческого музея»





Выполнила работу:

Пыткина Наталья Андреевна

РФ Забайкальский край

МОУ Урлукская СОШ,11 класс.

Научный руководитель:

Лончакова Светлана Павловна

Учитель истории,

10 разряд

МОУ Урлукская СОШ







с. Урлук, 2013 год

Тема: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Пыткина Наталья Андреевна

РФ Забайкальский край

Красночикойский район

с.Урлук, МОУ Урлукская СОШ, 11 класс



Краткая аннотация

Музей - сложная система, которая развивается подобно живому организму, музеи рождаются, проходят периоды становления, расцвета, упадка и погибают. История музейного дела за Байкалом началась с зарождения минералогического кабинета в Нерчинском Завод .В истории минерального кабинета отражается история российской мировой науки. В настоящее время особое место занимает проблема создания музейной коммуникации , дающей возможность транслировать разнообразное культурно-историческое содержание музейного собрания.





1

Тема: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Пыткина Наталья Андреевна

РФ Забайкальский край

Красночикойский район

с.Урлук, МОУ Урлукская СОШ,11 класс



Аннотация

Цели работы: показать формирование и деятельность Нер- Заводского краеведческого музея. Для достижения поставленной цели мы определили задачи: 1. Определить и показать основные этапы формирования первого музея Забайкалья. 2. Раскрыть деятельность музея на разных этапах его развития. 3. Охарактеризовать современное состояние Нер- Заводского краеведческого музея.Объект исследования: Нерчинско- Заводский краеведческий музей. Предмет исследования: формирование деятельность Нер- Заводского краеведческого музея .Методологическая основа исследования: в процессе исследования были применены следующие подходы: комплексный подход, используя который, мы смогли определить зависимость процесса формирования Нерчинско- Заводского краеведческого музея от политического и экономического состояния Забайкалья в разные периоды;системный подход позволил рассмотреть некоторые события более детально и углубленно, последить неразрывную связь с общим ходом процесса, протекавшего в Читинской области в целом.

2

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Музей- сложная система, которая развивается подобно живому организму, музеи рождаются, проходят периоды становления, расцвета, упадка и погибают. 2. В истории минерального кабинета отражается история российской мировой науки, особое значение имеет тот факт, что музейное дело за Байкалом началось именно с минералогического собрания. 3. Приемником первого музея можно считать геологический музей Читинского государственного университета, основанного в 1975 году. 4. В самом Нерчинском Заводе- колыбели рудознатного и музейного дела края - собрания, подобного кабинету, основанного Егором Егоровичем Барботом де Марни нет. Однако попытки к возрождению музейных традиций были. 5. В настоящее время перед музеем стоят задачи, осуществление которых зависит от экономического и социального факторов. Основная проблема, которую в современное время решает Невчинско- Заводский краеведческий музей, - это создание музейной коммуникации, т. ею особого ограниченного от повседневности пространства, дающего возможность транслировать разнообразное культурно- историческое содержание музейного собрания.





3



Тема: « Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Пыткина Наталья Андреевна

РФ Забайкальский край

Красночикойский район

с. Урлук, МОУ Урлукская СОШ,11 класс

План исследования

Гипотеза исследования: В данной работе мы сделали попытку систематизировать и хронологически представить развитие и формирование музейного дела в Нерчинском Заводе на разных этапах его существования.

Актуальность: музей- многофункциональная производная человеческой цивилизации основными социальными функциями которой является научно- исследовательская охранительная, коммуникативная. В настоящее время все большее значение приобретает функция организации свободного времени. Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно- воспитательных, эстетико- воспитательных задач. Решение этих задач осуществляется в процессе музейной коммуникации, прикладной частью которой является культурно- образовательная деятельность музея. Направление развития такого сложного механизма, как музей в условиях меняющегося общества невозможно без концептуальной проработки развития всех видов его деятельности. Глубокие изменения в экономике и политике современного общества привели к изменению приоритетов в социальных запросах потенциальной музейной аудитории.

4

Основные принципы исследования- это принципы исторической науки: научность, объективность, историзм. Нерчинско- Заводский

краеведческий музей представляется нами как неотъемлемая часть всего музейного дела в Забайкалье, которая развивается по своим внутренним особенностям, взаимодействует с историческими событиями и фактами.

Описание исследовательского метода: в данной работе мы сделали попытку систематизировать и хронологически представить развитие и формирование музейного дела в Нерчинском Заводе на разных этапах его существования.

На первом этапе нами была отобрана литература. Было изучено 10 источников, благодаря чему сложилось представление о рождении первого музея в Нерчинском Заводе, о его этапах существования и развития.

На втором этапе работы был составлен план:

Введение

Глава 1. Первый мезиум Забайкалья

1.1. Музейное дело в Забайкалье

1.2. Зарождение музейного дела в Нерчинском Заводе

1.3. Минералогический кабинет натуральной истории

Глава 2. Нерчинско- Заводский краеведческий музей

2.1. Создание нового музея

2.2 Современное состояние краеведческого музея

Заключение

5

Приложение 1

Во введении раскрыта актуальность исследования, охарактеризована проблема, которую в настоящее время решает Нерчинско- Заводский краеведческий музей. Кратко освещено развитие Нерчинско- Заводского музея сначала его основания до сегодняшнего дня.

Глава 1 - Первый мезиум Забайкалья, состоит из 2-х разделов- Музейное дело в Забайкалье и Минералогический кабинет натуральной истории.

История Забайкальских музеев- это явление особого рода. Образуясь на протяжении 19 века, они имели ряд общих закономерностей и создавались:

  • В центре развития промышленности и торговли региона;

  • При образовательных учреждениях( Горное училище, библиотека, гимназия), и их создатели имели непосредственное отношение к образованию;

  • Как научные учреждения естественно- исторической направленности, пройдя эволюцию от « Кабинета натуральной истории» до современного понятия «музей».

Первый в Забайкалье музей, называвшийся « Кабинетом натуральной истории», был создан при Нерчинском Заводе в середине 20-х годов 19 века. Первоначально он располагался в здании горного училища, а со временем, когда его коллекции значительно увеличились, музей был переведен в специальное здание. В основу музея легли коллекции минералов и образцы руд, собранные горными инженерами преподавателями горного училища. В музее хранились экспонаты, привезенные из Саксонии: Молоток штейгера, колпак бергауера, различные знаки отличия горных чинов.

6

Впоследствии здесь сосредоточились ботанические, орнитологические, этнологические коллекции, значительное количество археологических предметов. В их сборе активное участие принимали преподаватели Горного училища Ф. И. Бальдауф, ветеринарный врач П.А. Веслополов, начальник пробирной лаборатории Г. Б. Пранг и др.

Село Нерчинский -Завод в истории нашего Отечества сыграло особую роль. Одним словом из самых ярких явлений в культурной и научной жизни села, да и всего края был музей. Этот первый в Даурии храм муз появился в эпоху Екатерины Великой и назывался минералогическим кабинетом. Со временем он стал уникальным собранием редкостей средоточием геологических знаний. Открытие второго кабинета в правление Александра 1 ознаменовало рождение в Заводе своеобразного музейного комплекса - Даурского Эрмитажа. Основателем Нерчинского - Заводского музея стал энергичный офицер и талантливый ученый Егор Егорович Барбот де Марни.

Глава 2 - Нерчинско - Заводский краеведческий музей, состоит из 2-х разделов

Создание нового музея и Современное состояние краеведческого музея.

Нер - Заводский филиал областного музея был открыт решением облисполкома 22 апреля 1970 года, но он работал и ранее как школьный музей. Организатором музея был Алексей Васильевич Чащин. Много сделали для оформления музея А. В. Березов, Л. А. Ланицкая, Е. Г. Чижов.



7

Профильной темой экспозиции филиала музея являлся такой раздел: « История Нерчинской политической каторги». Экспозиция охватывала во времени более двух веков исторический период трех этапов русского освободительного движения в России дворянский(1825-1861), разночинский или буржуазно - демократический(1861-1895), пролетарский(1895-1917).

В настоящее время музей сталкивается со многими трудностями, как бытового, так и финансового характера.

Для научно-исследовательской работы необходимы новейшие документы (литература) периодические издания, которые музей не может приобрести в течение нескольких лет.

Нер - Заводский краеведческий музей посещают граждане КНР, частые гости бывают и с других районов, городов.

Заключение - нам хочется верить, что в недалеком будущем в бывшей столице горного округа откроют двери замечательные храмы муз, в которых будут сочетаться славные традиции и новые идеи.

Источниковая база исследования - Специальных исторических исследований характеризующих Нерчинско- Заводский краеведческий музей, нет. Однако есть монография Алексея Мясникова « ДаурскийЭрмитраж», которая охватывает период существования музея как Минералогического кабинета натуральной истории ( Вторая половина 20 века).

Среди работ авторов, рассмотревших первый период существования музея нужно выделить труды Е. Д. Петряева «Краеведы и литераторы Забайкалья». Здесь он обращает внимание на развитие Нерчинско - Заводского района; подробно характеризует первых исследователей, литераторов и краеведов Забайкалья; уделяет внимание развитию краеведения в целом затрагивает зарождение первого мезиума.

8

В периодической печати развития музейного дела в Нерчинском Заводе раскрывается недостаточно полно и лишь в местной газете «Советское Приаргунье» и газетах города Читы «Наследие», «Забайкальский рабочий». Статьи пишут как краеведы - историки, так и работники редакции, жители Нер- Заводского района. Мы видим несколько статей: стать С.В. Бородиной «Районный краеведческий музей- день сегодняшний», 2003 год, газет «Советское Приаргунье»; статья Г.А. Борисова «Живая память прошлого», 1976 год, газета « Забайкальский рабочий», статья А. В. Мясникова «Минералогические кабинеты», 2001 год, газета «Наследие». К трехстолетию Нерчинского Завода в 2004 году был издан сборник «Нерчинские Заводы», где подробно описывается история района, люди, работавшие там во благо просвещения, образования и искусства. Там же имеется статья Алексея Мясникова «Заметки о Нерчинских Заводах», где он затрагивает формирование музейного дела в Забайкалье.

В целом же, в истографии советского, постсоветского и современного периода сложилась практика исследования деятельности Нер - Заводского краеведческого музея на микроуровне. Второй период развития музея полностью нигде не рассматривается и не характеризуется. Исследований, касающихся конкретно истории формирования и развития Нер - Заводского краеведческого музея с 1824 года и настоящее время, нет. А без этого невозможно составить четкую и полную картину становления и деятельности краеведческого музея в Нер - Заводе.



9

Тема : «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея»

Пыткина Наталья Андреевна

РФ Забайкальский край

Красночикойский район

с. Урлук, МОУ Урлукская СОШ, 11 класс



Научная статья

Введение

Музей - многофункциональная производная человеческой цивилизации основными социальными функциями которой являются научно- исследовательская охранительная, коммуникативная. В настоящее время все большее значение приобретает функция организации свободного времени. Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно - воспитательных, эстетико- воспитательных задач. Решение этих задач осуществляется в процессе музейной коммуникации, прикладной частью которой является культурно- образовательная деятельность музея. Направление развития такого сложного механизма, как музей в условиях меняющегося общества невозможно без концептуальной проработки развития всех видов его деятельности. Глубокие изменения в экономике и политике современного общества привели к изменению приоритетов в социальных запросах потенциальной музейной аудитории.

10

В 20-е годы 19 столетия в Нерчинском Заводе родился первый в

Забайкалье музей, жизнь которого была, хотя и недолгой, но интересной, оставившей неизгладимый след а истории музейного дела края. Название его для современного человека звучит непривычно - «Кабинет натуральной истории». Создателями этого заведения были люди выдающиеся и неординарные: первый поэт Сибири Федор Бальдауф, начальник химической лаборатории Егор Пранг, ботаник- любитель Петр Веслопалов. В основу экспозиции была положена уникальная коллекция, опиравшаяся на идеи естественного развития жизни на Земле.

По истечении 12 лет, не достигнув «совершеннолетней зрелости», музей оставил свой первый дом - родное Горное училище. «Кабинет натуральной истории» не успел создать самостоятельной школы, и эта поспешность оказалось роковой.

В 60-е годы 20 века в Нерчинском Заводе вновь создается музей, первоначально как школьный, инициаторами его создания были учителя Нерчинско- Заводской средней школы( А.В. Чащин, А. В. Г. А. Борисов). В 1980 г. музей стал филиалом областного краеведческого музея. С помощью сотрудников ЧОМ смонтирована стационарная экспозиция, определено направление- «Нерчинская политическая каторга».

Глава 1. Первый «мезиум» Забайкалья

История Забайкальских музее в- это явление особого рода. Образуясь на протяжении 19 века, они имели ряд общих закономерностей и создавались:

-В центре развития промышленности и торговли региона;

-при образовательных учреждениях ( Горное училище, библиотека, гимназия), и их создатели имели непосредственное отношение к образованию;

11

- как научные учреждения естественно - исторической направленности, пройдя эволюцию от «Кабинета натуральной истории» до современного понятия «Музей».

Музей -научно- исследовательское, просветительское учреждение, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории.

Основной работой музея является его научно- исследовательская деятельность, основу которой составляет идея музея, его первоначальная концепция и его научно - методическая литература.

  1. Музейное дело в Забайкалье

Первый в Забайкалье музей, называвшийся « Кабинетом натуральной истории», был создан при Нерчинском Заводе в середине 20-х годов 19 века. Первоначально он располагался в здании горного училища, а со временем, когда его коллекции значительно увеличились, музей был переведен в специальное здание. В основу музея легли коллекции минералов и образцы руд, собранные горными инженерами преподавателями горного училища. В музее хранились экспонаты, привезенные из Саксонии: Молоток штейгера, колпак бергауера, различные знаки отличия горных чинов. Впоследствии здесь сосредоточились ботанические, орнитологические, этнологические коллекции, значительное количество археологических предметов. В их сборе активное участие принимали преподаватели Горного училища Ф. И. Бальдауф, ветеринарный врач П.А. Веслополов, начальник пробирной лаборатории Г. Б. Пранг и другие.

В середине 1830-х годов в музее имелись микроскоп, камера-обскура, «волшебный» фонарь и небольшой телескоп, которые не только использовались по назначению, но и служили объектами демонстрации посетителей. При музее была библиотека со значительным количеством естественно - научной литературы, в том числе сочинения знаменитого ученого Бюффона.

12

Деятельность музея оказалась непродолжительной. В начале 40-х годов, когда его здание понадобилось для других нужд, по приказанию администрации многие экспонаты были увезены в Барнаульский музей, Петербург, другие утеряны. Книги были переданы в Заводскую библиотеку.

В 50-60-е годы 19 века получает широкое распространение деятельность местных краеведов - любителей, составлявших коллекции и описания своего края, ведущих метеорологические, фенологические наблюдения, создавших свои частные музеи.

В 80-х годах 19 века устройством частных музеев занимались представители богатого сословия.

В 1886- 1894гг. происходит становление музейного дела в городе Троицкосавске - другом культурном центре Забайкалья. Идея создания музея здесь принадлежала политссыльному И.И. Попову и Н.А. Чарушину. Их поддержал известный путешественник - этнограф Г.Н. Потанин.

Музеи становились центрами взаимодействия национальных культур. Большим уважением пользовались они среди бурятского населения.

В 1905 году в Агинске при миссионерском училище по инициативе местных учителей был открыт музей, в котором имелись экспонаты по этнографии и археологии.

В годы Первой Мировой и Гражданской войн деятельность музеев практически была свергнута. Прекратилась и издательская деятельность.

До музейного дела в довоенные годы (1928-1941) характерна реорганизация и перестройка содержание экспозиций, широкий размах просветительской работы.

13

Характерной чертой этого времени было приспособление церковных зданий под музеи. В 1938 году Нерчинскому музею, находившемуся на грани исчезновения, было передано здание бывшего Воскресенского собора [9,с.206].

В годы великой Отечественной Войны ассигнования на содержание музеев было значительно сокращены. Выставочная деятельность носила героико - патриотический характер.

В 1970- 1980-е гг. созданы историко - краеведческие музеи в Акше, Шилке, Приаргунске, Хилке, Агинске, Чикое, Газимуровском и Нерчинском Заводе.

В конце 80-х гг. начался новый этап музейного строительства. Резко возрос интерес к местной исторической, этнокультурной и экологической проблематике.

В настоящее время музейная сеть области включает государственные, ведомственные, муниципальные, общественные и школьные музеи.

  1. Зарождение музейного дела в Нерчинском Заводе

Село Нерчинский - Завод в истории нашего отечества сыграло особую роль. Именно от сюда Россия поучила первое серебро.

Однажды на охоте ясачные тунгусы братья Аранжа и Мани нашли на берегу речки Мунгачи (приток Аргуни) недалеко от горы Култук большие блестящие камни. Охотники решили, что находка представляет ценность. И не ошиблись. Тунгусский князь Дайкон забрал у них «каменья», оказавшиеся кусочками серебросодержащий свинцово - цинковый руды [6,с.118].



14

1676 году об этом стало известно Нерчинскому приказчику Павлу Шульгину. Он отправил на разведку сына боярского Василия Милованова, а затем и рудознатца Филиппа Свешникова. В окрестностях Култука, у речек Алтача, Мунгуча и Тузяча они нашли и обследовали старинные плавильни и заброшенные горные выработки, где местные племена добывали серебро.

В Нерчинск исследователи вернулись с образцами руд, из которых Нерчинский борный мастер Козьма Новгородцев попытался выплавить серебро. Но опыты прошли не совсем удачно: он не получил серебра. Но зато смог доказать , что в рудах содержится свинец и олово. Чуть позже в Москве рудоплавный мастер Яков Галактионович Галкин выплавил несколько золотников драгоценного металла.

В 1689 году был подписан Нерчинский мирный договор с Китаем .В то же время вышел указ : « В Сибири в Нерчинском серебряной рудоплавной завод заводить и серебро плавить. И на реке Аргуни или где пристойно город или острог близ рудоплавных мест построить…». Административным,культурным , научным центром округа стал Нерчинский или ,как его называли местные жители , Большой Завод. Одним из самых ярким явлений в культурной и научной жизни села, да и всего края был музей. Этот первый в Даурии храм муз появился в эпоху Екатерины Великой и назывался минералогическим кабинетом. Основу его коллекций составляли минералы, образцы руд и заводских продуктов. Со временем он стал уникальным собранием редкостей , средоточием геологических знаний. Открытие второго кабинета в правлении Александра 1 ознаменовано рождением в Заводе своеобразного музейного комплекса - Даурского Эрмитажа.

Сегодня общеизвестно, что Нерчинские заводы в свое время имели огромное значение для экономического подъема Российской империи, что они дали первое серебро, послужили толчком для строительства Санкт-Петербурга. Для Забайкалья , да и для Сибири, все в Нерчинских Заводах первое. Первые рудознатцы, инженеры ,врачи, литераторы, журналисты, крестьяне, первые школы и музеи.

15

1.3. Минералогический кабинет натуральной истории

Основателем Нерчинско-Заводского музея стал энергичный офицер и талантливый ученый Егор Егорович Барбот де Марни. Он родился в 1743 году в семье французского дворянина. Судя по формулярному списку, на российской службе числился с 1751 года, исповедовал лютеранство.

В 1776 году тридцатитрехлетний Е.Е .Барбот де Марни принял на себя управление заводами. Приобретенные опыт , знания и репутация грамотного администратора сослужили молодому руководителю хорошую службу [6,с.86].

В 1788 году императрица назначила Барбота де Марни начальником заводов, определив ему жалование 1800 рублей в год. Кабинет Ее Величества снабдил его наставлением , где перечислил полномочия начальника , экспедиции и потребовал создать коллегиальный орган - Горный совет.

Очень важно , что Барбот де Марни ,поставил вопрос о хранении коллекций ,назначении хранителя «надежного человека» и упомянул о заводском «минеральном кабинете»,куда следовало бы сдавать найденные камни.

Одиннадцатого июня 1788 года Нерчинская горная экспедиция получила от Барбота де Марни интересное «предложение»: « Господину маркшейдеру Рычкову поручил я собрание и устроение минерального здесь казенного кабинета, на что ему и предписание от меня дано , экспедиции благоволить ему приказать вручить уже собранное количество ископаемых и дать за шнурам и печатью для каталога сего кабинета книгу: а как экспедиция имеет некоторое собрание книг, могущих служить основанию библиотеки, то и оные ему при описи отдать.

16

Сам Барбот де Марни собрал внушительную коллекцию ,насчитывавшую более 2000 экспонатов, привезенных почти со всего мира. Сохранилась рукописная копия этого собрания. В конце января - начале февраля 1796 года он тяжело заболел . Самочувствие с каждым днем ухудшалось. Шестого февраля ему стало совсем плохо. К больному начальнику пришел лекарь Осип Кричевский , капитан Христиан фон Фитингоф и казначей Иван Павлуцкий. Последнего тревожило то, что находившийся при смерти руководитель вряд ли вернет деньги, взятые им из казенного «свинешного капитала», чтобы расплатится с долгами. По вызову казначея прибыл член горной экспедиции , заместитель начальника заводов Павел Томилов. Егор Егорович приказал подать для Павла Томилова стул и принести водки … Так и прошли последние часы деятельного, неутомимого человека. Е.Е. Барбот де Марни был похоронен на Нерчинско-заводско кладбище ,на склоне горы Крестовой.

В первой половине 19 века в «столице» горного округа кроме минералогического существовал еще один музей. Он возник в 20-х годах при Горном училище и назывался Кабинетом натуральной истории. Собирали экспонаты преподаватель горного училища и поэт Ф.И. Бальдауф, ветеринарный врач ,корреспондент именитого ботаника Ф.Б. Фишера П.А. Веслополов , химик , заведующий геомагнитной обсерваторией Е.Б. Пранг. Как утверждал Е Д. Петряев ,в середине 30-Х годов в учебных целях и для демонстрации посетителям здесь использовались телескоп ,микроскоп, камера - обскура, «волшебный» фонарь [4, с.3].

В 1836 году, по данным Е.Д. Петряева , коллекции из Горного училища перенесли в специальное восьмиугольное здание. Но такого строения в Заводе не было. Очевидно, экспонаты музея естественной истории попали в шестиугольный дом, где находился «минеральный» кабинет, - произошло слияние двух собраний.

17

Глава 2. Нерчинско-Заводский краеведческий музей

2.1. Создание нового музея

Нер-Заводский филиал областного музея был открыт решением облисполкома 22 апреля 1970 года, но он работал и ранее как школьный музей. Организатором музея был Алексей Васильевич Чащин .Много сделали для оформления музея А.В. Березов, Л.А. Ланицкая , Е.Г. Чижов.

Профильной темой экспозиции филиала музея являлся такой раздел: «История Нерчинской политической каторги». Экспозиция охватывала во времени более двух веков , исторический период трех этапов русского освободительного движения в России: дворянский (1825-1861гг.), разночинский или буржуазно-демократический (1861-1895гг.), пролетарский (1895-1917 гг.).

Для обеспечения заводов и рудников рабочей силой была создана Нерчинская каторга. Главная каторга царской России находилась в Нерчинском округе. Управление каторги находилось в Нер-Заводе, только в конце 19 века было переведено в ГорныйЗерентуй. Возникнув в начале 18 века, Нерчинская каторга просуществовала более двух веков. Здесь отбывали наказание представители всех трех этапов освободительного движения. Первыми заключенными были декабристы.

В музее показаны каторжные места, где декабристы отбывали наказание на территории Нерчинского горного округа. В музее представлены фотографии лучших представителей народников. За семнадцать лет Карийской тюрьмы через нее прошли 211 политических каторжан.

В музее имеются следующие экспозиции: «Становление советской власти и гражданская война», «27 съезд КПСС. Итоги работы района в 1896 году», « Из истории народного образования района», « История комсомола района», «История партийных организаций района», « История пограничных войск» и ряд других экспозиций.

18

2.2. Современное состояние краеведческого музея

В настоящее время музей располагается в здании дома купца Маркова. В музее ведется научно-экспозиционная, выставочная работа, научно-фондовая, учетно-хранительная ,научно-просветительская и научно-методическая деятельность. Фонд музея насчитывает 2050 экспонатов. Музей тесно сотрудничает со школами района. Основная проблема ,которуюв настоящее время решает Нерчинско-Заводский краеведческий музей - это создание музейной коммуникации, т.е. особого ,ограниченного от повседневности пространства ,дающего возможность транслировать разнообразное культурно-историческое содержание музейного собрания. Составной частью этой проблемы является формирование процесса общения в музейном пространстве ,передачи информации ,значений ,смыслов, заключенных в предметах музейного собрания, что осуществляется в различных видах музейной деятельности.

В настоящее время музей сталкивается с трудностями финансового характера.

Нерчинско-Заводский музей посещают граждане КНР, гости из других районов Забайкалья. Недавно гостями были казаки из Австралии.





19

Заключение

Музей - многофункциональная производная человеческой цивилизации основными социальными функциями которой являются научно- исследовательская охранительная, коммуникативная. В настоящее время все большее значение приобретает функция организации свободного времени. Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно - воспитательных, эстетико- воспитательных задач. Решение этих задач осуществляется в процессе музейной коммуникации, прикладной частью которой является культурно- образовательная деятельность музея.

Музей - сложная систем , которая развивается подобно живому организму. Музеи рождаются, проходят периоды становления , расцвета, упадка и погибают. Так, в истории провинциального кабинета отражается история российской науки. Особое значение имеет тот факт, что музейное дело за Байкалом началось именно с минералогического собрания. Даурия - рудознатный край. Однако на сегодняшний день здесь нет музея истории горного дела. Приемником минералогического кабинета можно считать Геологический музей ЧГУ, основанный в 1975 году.

Хочется верить , что в недалеком будущем в бывшей столице горного округа откроют двери замечательные храмы муз, в которых будут сочетаться славные традиции и новые идеи.



20

Библиография



  1. Балобанов, В. Нерчинский Завод./ В. Балобанов // Забайкальский рабочий.-1965.

  2. Балобанов, В. Первый Завод. /В. Балобанов // Забайкальский рабочий.-1967.

  3. Балобанов, В. Триста лет горы Крестовой. / В. Балобанов // Забайкальский рабочий.-1976.

  4. Борисов, Г.А. Живая память прошлого. /Г.А. Борисов // Советское Приаргунье.-1987.-5 апреля.

  5. Бородина, С.В. Районный краеведческий музей - день сегодняшний./С.В, Бородина// Советское Приаргунье.-2003.-7 апреля.

  6. Мясников, А .Даурский Эрмитаж.-М,1965.

  7. Мясников ,А.В. Заметки о Нерчинских Заводах / А.В. Мясников // Нерчинские Заводы.-2004 г.

  8. Мясников А.В. Минералогические кабинеты / А.В. Мясников// Наследие.-2001.

  9. Петряев Е.Д. Исследователи и литераторы старого Забайкалья. Очерки из истории культуры и края. - Чита:Чит.кн.изд-во,1954.





21

Приложение 1

Экспонаты Нерчинско- Заводского краеведческого музея.

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».

Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».Исследовательская работа по историии на тему: «Формирование и деятельность Нерчинско-Заводского краеведческого музея».





Рецензия

На проект : « Формирование и деятельность Нерчинско - Заводского краеведческого музея», выполненный учащейся 11 класса Пыткиной Натальей Андреевной.

Информация представленная в проекте выходит за рамки школьной программы. При написании работы были применены комплексный и системный подходы. Основными принципами исследования являются научность, объективность, историзм .В данной работе была сделана попытка систематизировать и хронологически представить развитие и формирование музейного дела в Нерчинском Заводе на разных этапах. Информация, представленная в работе , может быть использована при проведении: кружковой работы ,классных часов, уроков краеведения, уроков истории Забайкалья. В проектной работе прослеживается логика изложения материала, убедительность рассуждений; прослеживается структура , основное содержание. Тема интересна автору,который продемонстрировал грамотность в рамках данной тематик, а также будет интересна широкому кругу людей ,интересующихся историей своего края.

Руководитель проекта: Лончакова С.П.,

Учитель истории

10 разряд

2013



28


© 2010-2022