• Преподавателю
  • История
  • Самоанализ урока по истории России 6 класс на тему: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века»

Самоанализ урока по истории России 6 класс на тему: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века»

Данный материал создан после проведения открытого урока по истории России  6 класс на тему «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века» в  МОУ СОШ д. Сарафаново Чебаркульского района Челябинской области 20.04.2015 года  в первый день методической недели МО учителей обществознания, естествознания, физической культуры  и технологии. Самоанализ включает общие сведения об уроке, согласно технологической карте; внешние связи и место урока, характеристики класса, триединой цели в...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ урока по истории России 6 класс на тему: «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века»Самоанализ урока по истории России в 6 классе на тему: «Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV века»

Общие сведения об уроке, согласно технологической карте

Методическая цель:

совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, моделировании мотивации достижения успеха.

Цель урока:

познакомить учащихся с трудностями, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV - середине XV века, и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие.

Задачи урока: Образовательная:

Развивающая:

Воспитательная:

рассмотреть внутреннюю политику Василия I, ход и итоги междоусобной войны второй четверти 15 века. Разобрать характер взаимоотношений Московского княжества с ВКЛ и Ордой, ВКЛ с Тевтонским орденом.

развить умение работать с источниками, оценивать свою работу и работу товарищей, решать проблемные вопросы, раскрывать причинно-следственные связи.

воспитать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свою страну. Привить любовь к родному краю, интерес к его истории.

Возможная личност-но- значимая проблема:

роль и значение Московского княжества в создании единого русского государства как фактор воспитания у учащихся чувства патриотизма, гордости за страну.

Методы обучения:

словесный (рассказ, беседа), наглядно- иллюстративный (карта, видеоурок); практический (тесты, тексты документов); частично- поисковый (задания по карте)

Приёмы деятельнос-ти учителя:

беседа, руководство решением проблемных вопросов, работа с текстами документов, обобщение результатов самостоятельной деятельности учащихся.

Тип урока:

урок изучения нового материала.

Форма урока:

видеоурок- путешествие с элементами практической работы

Учебное оборудование:

1) автоматизированное рабочее место учителя; 2) видеоурок, презентация, тест по теме урока; физкультминутка; 3) карта «Европа в XIV-XV веках»; 4) картина «Московский Кремль».

Самоанализ урока, согласно ходу проведения

1. Характеристика класса.

Учится 9 учащихся, из них 7- успевают на «4» и «5», 2- на «3». 4 детей имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. 3 учащихся учатся на «3» и «4», с преобладанием «4», не всегда готовятся к урокам, отсутствует систематизация знаний, обладают средней активностью. 2 детей имеют слабые знания и имеют на уроках низкую активность.

2. Внешние связи и место урока в изучении главы 3 «Русь Московская».

Урок взаимосвязан с историей средних веков, т.к. раскрывает внешнюю политику московских князей во взаимоотношениях с соседями. На уроке используется карта по истории средних веков «Европа в XIV-XV веках». Это третий урок в изучении темы, охватывает период с конца XIV до середины XV века.

3. Характеристика триединой цели в соответствии с типом и формой урока.

Цели урока поставлены мною выше. Развивающий аспект ТЦУ поставлен, исходя из характеристики класса с учётом индивиду-альных особенностей мышления учащихся. На уроке изучения нового материала- видеопутешествие с элементами практичес-кой работы, применяются разнообразные источники приобрете-ния знаний (учебник, карта, мультимедийные средства).

4. Характеристика замысла урока (план).

Исходя из целей урока, было запланировано 8 учебно-воспита-тельных моментов. Изучение новой темы базируется на умениях работать с картой в учебнике, заполнять схемы, выполнять задания разной сложности. Усвоение нового материала запланировано через выполнение практических заданий в путевом листе, так как класс способен логически мыслить, анализировать. Закрепление спланировано через фронтальную работу путём решения проблемных вопросов и тестирования по теме урока. Всё это будет способствовать реализации всех аспектов триединой цели урока.

5. Морфологический аспект самоанализа.

Урок прошёл по плану. Организационный момент, имеющий своей задачей воспитание культуры учебного труда, прошёл хорошо, так как класс традиционно готовится до урока, дисциплинирован, быстро настраивается на урок. На следующем УВМ (введение в новый материал: сообщение темы урока, проблемных вопросов) прошла подготовка к полёту, в ходе которой была актуализация знаний, поставлены цель и задачи урока, учашиеся ознакомлены с проблемными вопросами. На следующем УВМ (изучение нового материала) с просмотра видеоурока началось путешествие. Именно на этом этапе урока происходит осознание цели урока, актуализация знаний. Четвёртый УВМ (закрепление и систематизация знаний, их практическое применение) прошёл в форме путешествия по Московскому и Великому Литовскому княжествам, Золотой Орде и городу Астрахань. На этом этапе происходит осмысление нового материала. Учащимся предлагалось самостоятельно проработать задания, изложенные в путевом листе на знание персоналий, исторической карты, содержание текста документов (по группам), нахождение и исправление исторических ошибок в тексте. В ходе четвёртого этапа прошла суперфизкультминутка, снявшая усталость детей, а музыкальное видеосопровождение помогло им расслабиться, сделать гимнастику для глаз.

На пятом УВМ (закрепление нового материала) дети выполнили ещё 3 задания в путевом листе, разрешили проблемные вопросы и прошли тестирование. На шестом УВМ (рефлексия) учащиеся по четырёхбальной системе дали оценку своей работе, работе товарищей и в целом уроку- путешествию. На седьмом УВМ (домашнее задание) учащиеся делали записи в дневнике. На восьмом УВМ (подведение итогов урока) озвучены оценки.

6. Структурный аспект самоанализа.

Структура урока построена с использованием технологии критического мышления и систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности через задания творческого характера, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия.

Все задания были направлены на решение проблемных вопросов и достижение конечного результата: выявление трудностей, которые выпали на долю Московского княжества в конце XIV - середине XV в.в., и с тем, как эти испытания повлияли на его развитие. Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания и включает следующие стадии: фаза вызова (вызов), фаза реализации мысли (осмысление) и фаза рефлексии (размышление). Первая фаза активизирует имеющиеся знания, пробуждает интерес к теме (определяются цели изучения материала). На этой стадии имел место просмотр видеоурока. Задачами второй фазы являются активное закрепление и систематизация знаний, их практическое применение, соотнесение нового с уже известным, отслеживание собственного понимания, то есть осмысление нового материала. На этой стадии идёт активная самостоятельная работа учащихся с применением таких приемов как осмысленное чтение текста с нахождением исторических ошибок, ответов на вопросы, анализ видеоурока. Третья фаза направлена на суммирование и систематизацию новой информации.

7. Функциональный аспект самоанализа.

Структура урока была подчинена триединой цели урока (ТЦУ) и содействовала достижению конечного результата урока (КРУ). Каждый предшествующий этап тесно связан с последующим. Осуществлению развивающего аспекта ТЦУ способствовали практически все УВМ: умения сопоставлять, анализировать, логически мыслить, рефлексировать свою деятельность. Задачи воспитания коллектива осуществлялись через создание дружеской и творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учащихся.

8. Аспект оценки конечного результата урока.

Урок представляет собой целостную систему. Цель и задачи достигнуты, все учащиеся выявили и осмыслили особенности развития Московского княжества и его соседей в конце XIV - середине XV века. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успеха, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с детьми, раздачи жетонов в виде рубликов.

Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, в самом построении урока, в проведении суперфизкульминутки, а также установления сотрудничества с детьми. Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием видов деятельности, динамичностью урока и соответствием его содержания возрасту учащихся.

8. Самооценка урока

Предполагаю, что результатом урока будет прочное усвоение знаний, что поможет в дальнейшем в изучении третьей главы «Русь Московская». Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися и организовать их активную работу на уроке. Достигнуты цели и задачи урока.


Послесловие к самоанализу уроку: выражаю слова благодарности учителю информатики Дмитрию Александровичу Тарасову- автору проекта videouroki.net за учебные видео урока и суперфизкультминутки; ООО КОМПЭДУ compedu.ru за выпущенный диск с видеоуроками по истории России за 6 класс, конспектами, тестами.



© 2010-2022