Разработка урока по теме Греки и критяне

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Греки и критяне».

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Задачи урока:

  1. Освоение предметного содержания

  • установить, виды занятий древних греков, используя несколько видов источников,

  1. формировать умения по работе с разными видами источников: стихотворными текстами древнегреческих поэтов (Гомера и Софокла) и текстами из книги Г.И. Годера «Древняя Греция»

Раздаточный материал: фрагменты «Илиады» Гомера, «Эдипа в Колоне» Софокла, книги Г.И. Годера «Древняя Греция»

Оборудование: карта Древней Греции

Методы обучения:

  • исследовательский

Формы организации деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

Проведем анализ компонентов ориентировочной основы (содержательного, мотивационного, инструментально-деятельностного).

Содержательный компонент ориентировочной основы для исследовательской деятельности на данном уроке составляют понятия о занятиях древних греков. Мотивационная основа деятельности формируется с помощью проблемной ситуации, созданной учителем на этапе актуализации знаний.

Инструментально-деятельностная основа. Учащиеся умеют в тексте находить ответы на вопросы, умеют взаимодействовать в паре и группе. Исследовательские умения у учащихся 5 класса на момент проведения данного урока формируются в процессе изучения истории

в течение первого полугодия. Учащиеся умеют выдвигать гипотезы, на предыдущих уроках с учащимися были выработаны требования к результату этого действия (гипотеза должна быть обоснованной и проверяемой). План решения исследовательской задачи предлагает учитель, которому следуют группы учащихся. На данном этапе происходит чередование групповой и фронтальной работы. Учащиеся в группах отвечают на поставленные вопросы, работая с текстом, позволяющего проверить гипотезу, а затем представляют найденную информацию на общее обсуждение, для заполнения таблицы. Вывод учащиеся делают самостоятельно или под руководством учителя.

Таким образом, проанализировав имеющуюся ориентировочную основу, приходим к выводу, что урок может быть реализован исследовательским методом, что в таблице 3 соответствует п.3. Это значит, что выдвижение гипотез, выработку плана решения исследовательской задачи, выполнение поиска информации в различных видах источников выполняют сами учащиеся, постановку проблемы осуществляет учитель, формулировку исследовательской задачи и подведение итогов, формулировку выводов - учащиеся под руководством учителя.



1. Организационный момент.

Приветствие, проверка отсутствующих.

2. Актуализация

Скажите, пожалуйста, какие виды исторических источников вы знаете.

Назовите, что относится к вещественным памятникам и к письменным?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

С чем связан климат?

Вещественные и письменные.

Вещественные - оружие, орудия труда, дома, одежда.

Письменные - книги, документы.

Географическое положение древней Греции и ее климат.

С занятиями населения.

3. Получение нового знания.

Продолжим изучение темы.

Записывают тему «Занятия древних греков».

Постановка проблемы

Учащимся раздаются фрагменты «Илиады» Гомера и отрывки из «Эдип в Колоне» Софокла (Приложение 1)

Читают отрывки


Выдвижение гипотез

Можно ли предположить, что ценным источником знаний истории древней Греции являются произведения древнегреческих поэтов?

Для ответа на Гомера и стихов Софокла. Являются ли они достоверным источником информации при изучении занятий древних греков?

Выдвигают гипотезы

«Да. Нет. Не знаю.»

Планирование исследования различных видов источников

Проводится беседа, подводящая учащихся к планированию и

проведению эксперимента.

-Мы уже обсуждали с вами, что гипотезы должны быть проверяемы,

т.е. должен быть способ их проверки. Как проверить гипотезы? Предлагаю вам в группах, изучающих различные виды источников ответить на одни и те же вопросы.

Организуется групповая работа. Группы гомогенные. Каждая группа планирует работу по только

одному виду источников, учитель распределяет, с каким источником работает каждая группа.

Дается время на изучение источников в группах.

1гр. -отвечает на вопросы по поэтическим источникам (описание щита Ахилла в поэме Гомера «Илиада»).

2гр. - отвечает на вопросы по фрагменту из «Эдип в Колоне» Софокла - Гимн оливе.

3гр. - изучает отрывки из книги Г.И. Годера «Древняя Греция». Результаты оформляются на раздаточных листах в виде таблицы, которая уже дана.

Каждой группой планируется проверка своего отрывка. Учащиеся других групп выполняют работу экспертов, задают вопросы, вносят коррективы.

Изучение источников

Учитель контролирует работу групп,

следит за правильностью заполнения таблиц, при необходимости

помогает.

Каждая группа проводит анализ по только одного отрывка.

Результаты анализа (отчетные листы) проецируются на доску через портативный сканер.

Отчет групп о

Формулировка выводов

Учитель предлагает представителю каждой группы рассказать о

проделанной работе: что получили, выводы.

Учитель рекомендует для фиксации вывода начертить общую таблицу.

Каждая группа называет ответы на поставленные вопросы.

Обобщение результатов исследования.

Учитель предлагает ребятам подвести итог: напротив каждого ответа, совпадающего в разных источниках в таблице проставить «+» или «-» (ответы не совпадают). Сравнивая результаты работы групп, предлагает сделать вывод о возможности считать стихи древних греков источниками, если они подтверждаются несколькими видами источников.

Заполняют таблицу.

Приложение №2

Сравнивают ответы на вопросы, полученные из различных источников.

4. Рефлексия

1. Что нового вы узнали на уроке?

2. Почувствовали ли себя исследователями? Почему?


3. Смогли бы решить исследовательскую задачу самостоятельно, без помощи учителя? На каком этапе вам понадобилась помощь?

Теперь мы знаем, какие занятия были у древних греков, стихи могут быть историческим источником.

Мы прошли цикл научного познания

  • Наблюдения.

• Выдвижение гипотез.

• Анализ текста.

• Выводы.


Приложение 1.

Гомер. «Илиада» (Описание щита Ахилла)

1 Сделал на нем и широкое поле, тучную пашню,

Рыхлый, три раза распаханный пар; на нем земледельцы

Гонят яремных волов и назад, и вперед обращаясь.

Далее выделал поле с высокими нивами; жатву

Здесь полосой беспрерывною падали горсти колосьев густые;

Там перевязчики их в снопы перевязлами вяжут.

Три перевязчика ходят за жнущими; сзади их дети,

Спешно сбирая колосья, охапками их подносили.

2 Сделал потом на щите он и стадо коров пряморогих;

Были одни золотые, из олова были другие;

С громким мычаньем они из загона на луг они выходили

К берегу шумной реки, тростником поросшему гибким.

Вместе с коровами шли пастухи золотые,

Четверо; девять бежало собак резвоногих за ними.

Странник, ты, верно, поденщиком будешь согласен наняться

В службу мою, чтоб работать за плату хорошую в поле,

Рвать для забора терновник, деревья сажать молодые;

Круглый бы год получал от меня ты обильную пищу,

Всякое нужное платье, для ног надлежащую обувь.

Софокл «Эдип в Колоне» (Гимн оливе).

Есть тут дерево

Несравненное…

Само сеялось,

Само выросло…

И цветет у нас в изобилии:

Серебристая маслина -

Сень над детской колыбелью,

И никто - ни юный возрастом,

Ни обремененный годами -

Ствол ее рукой хозяйской

Не осмелится срубить.

Око Зевса - покровителя

И Афина синеглазая

Вечно дерево священное

От гибели хранит.

Отрывок из книги Г.И. Годера «Древняя Греция»

Основным занятием древних греков было сельское хозяйство. Городские жители часто имели земельные участки, которые обеспечивали их основной доход, за пределами городов. В условиях климата и ландшафта древней Греции было не легко заниматься фермерством. В сентябре обычно собирали виноград, часть которого употреблялось в пищу, из остального делали вино. Вино делали путем настаивания и сбраживания винограда в бочках. Оливки собирали вручную или сбивали палками. Из большей части урожая делали оливковое масло. Оливки были очень важным продуктом в быту древних греков. Их употребляли в пищу, их масло использовали для освещения и производства косметических средств, а также для атлетических целей. Выкорчевывание оливкового дерева считалось преступлением.

Приложение 2.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

© 2010-2022