• Преподавателю
  • История
  • Урок-презентация по истории в 5 классе на тему: «Письменность и знания древних египтян»

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему: «Письменность и знания древних египтян»

На уроке в 5 классе по теме «Письменность и знания древних египтян» необходимо познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей»  многих последующих цивилизаций.Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности.Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгл...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Письменность и знания древних египтян»

Цели:

1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей» многих последующих цивилизаций.

2.Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности.

3.Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и змоционально-ценностный подход.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: иероглифы, папирус, свиток, астрономия, солнечные и водяные часы.

Средства обучения:

- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5 класса, М .2001 г., параграф 12.

- карта « Древний Египет»,

- иллюстрации из «Альбома по Древнему Египту»

- Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. 5 класс.

- История древнего мира в художественно-исторических образах. Хрестоматия. Составитель Волобуев О.В., М., «Просвещение».

Ход урока.

I. Вводно-мотивационный этап урока.

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения урока в виде заочного путешествия в Древний Египет для того, чтобы познакомиться с особенностями древнеегипетской письменности, обучением в древнеегипетской школе, с развитием научных знаний.

II. Заочное путешествие по Древнему Египту.

1. Храмы - жилища богов.

Школы в Древнем Египте находились обычно при храмах, а учителями в них были жрецы.

Вопрос учащимся: как выглядел древнеегипетский храм?

/Описание египетского храма учащимся, показ слайдов с изображением храма с использованием мультимедийного проектора /

2. Гробницы фараонов.

Рассказ ученика о гробнице фараона Тутанхамона. Показ слайдов.

3. Как была разгадана тайна иероглифов.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы - это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом. /Показ изображения Шампольона /

4. В древнеегипетской школе.

Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день.

Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус.

Вопросы учащимся: как из тростника изготовляли материал для письма?

Как выглядела древнеегипетская книга? /Ответы учащихся /

Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки.

Вопрос учащимся: какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим древнеегипетским правилом?

Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить 700 иероглифов. Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Но затем иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Примеры иероглифов: Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян» - рот, затем и согласный звук «р», иероглиф Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян» - хлеб стал употребляться для передачи звука «Т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ» . Иероглифом - «мотыга» могли записывать сочетание согласных «м» и «р» в каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне ставили рядом со словом значок-определитель.

Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков.

Расшифровка иероглифов в словах «Птолемей» и « Клеопатра». Учащиеся определяют общие буквы в словах, соотносят египетские иероглифы и буквы, знакомятся с другими иероглифами. /Приложение/.

5.Обозначение чисел в Древнем Египте.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 - согнутый палец, 100.000 - на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов - самое большое число.

Вопрос учащимся: как можно было записать другие числа, используя основные?

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян? / Ответ учащихся: «У египтян не было цифры 0»/

Задание учащимся: запишите египетскими цифрами дату своего рождения.

Затем один из учащихся записывает дату на доске, а ученики читают дату.

6. Развитие наук в Древнем Египте.

Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания?

В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила.

Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?

В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

/Показ фрагмента из учебного электронного приложения «Школа и наука в Древнем Египте» /

III. Закрепление изученного материала по вопросам:

1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

2. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

3. Объясните, почему в Древнем Египте говорили: « время утекло»?

4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

5. Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций?

IV. Домашнее задание.

1. § 12. 2. Составить рассказ о Древнем Египте, используя слова и выражения: папирус, иероглифы, «писать с красной строки» 3. Составить кроссворд по теме: «Древний Египет».

Словарь

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

Птолемей

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

боги (мн. число от"нефер")

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

плыть против течения

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

плыть по течению

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

й....

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

й....

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

нефер, бог

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

трон st - место.....

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

х...

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

архив

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

боги (мн. число от"нефер")

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

неферт, богиня

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иероглиф "женщина"

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иероглиф "змея"

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

м

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

ф

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иероглиф "

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

ш

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

у

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

о

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

т или м

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»илиУрок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

н

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

ра или р (рот)

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

та или т (хлеб)

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

уас ("счастье", скипетр)

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иб (сердце)

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

а

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

и

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

у

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

б

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

п

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»или Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

м

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»или Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

ха

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»или Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

с

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

к

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

г

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

д

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

дж

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

су

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

унэт ("святилище Тота или его гробница")

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иероглиф в виде изображения лука

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

изображение целлиндрической печати

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

иуну ("Иуну", Гелиополь)

Урок-презентация по истории в 5 классе на тему:«Письменность и знания древних египтян»

Аменхотеп


© 2010-2022