- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории Древнего мира ФГОС
Рабочая программа по истории Древнего мира ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Голяткина Н.В. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куликовская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Протокол от «25» 08 2014 г. № 01
Руководитель МО______________
/Л. Н. Хрящикова/
Утверждена директором
МБОУ «Куликовская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
______________ / Т.В. Пузина /
Приказ от «01» 09 2014 г. № 41
Рабочая программа
учебного курса история
в 5 классе
Составитель: Голяткина Наталья Владимировна,
учитель истории и обществознания,
2015 г.
1. Пояснительная записка
-
Цель изучения предмета «История Древнего мира»:
- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
-
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
-
формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
-
овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
-
воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
-
формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
-
развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
-
формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
-
Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.
Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:
-
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
-
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
-
осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.
Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.
-
Общая характеристика предмета «История Древнего мира».
Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Данная рабочая программа разработана на основе:
-
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
-
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342с. (Стандарты второго поколения);
-
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);
-
Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011
-
Федерального перечня учебников приказ МО РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования»
-
Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2012
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2013.
- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:
1. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в примерной программе 70 учебных часов в учебном году, в МБОУ «Красноподгорная CОШ» учебных недель в году 34).
2. Резервные часы направлены на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника. Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» (10 учебных часов), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира.
3. Модуль «Что изучает история» обеспечен УМК А.Н. Майкова «История» издательства «Вентана-Граф». Включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы (Вестник образования. № 22. 2001 г.), разработок ведущих методистов (Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 256 с.: ил.).
4. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 32, 33, 35, 36, 39, 47, 52, 63, 65. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.
5. Возрастные физические и психологические возможности учеников 5 классов не позволяют к окончанию учебного года достичь выполнения требований в полном объеме. Государственный образовательный стандарт по истории - 2004 г. предъявляет как достижение конечного результата Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Учащиеся 5 класса только начинают движение по выполнению данных требований. Учеников еще предстоит обучать, развивать и воспитывать в 6, 7 ,8, 9-х классах. Поэтому за конечный результат обучения истории в 5 классе взяты разработки Требований, утвержденных приказом Министерства образования в 1998 г. Разработки соотнесены и откорректированы в соответствии с Требованиями стандарта 2004 года.
6. Тестовый контроль за выполнением требований государственного образовательного стандарта отражен в поурочном планировании в разделе «Примечание» (БТ 1 - базовый тест, БТ 2 и т.д.., ДТ - диагностический тест, ТТ - тематический тест 2 и т.д., ДТ - диагностический тест, ТТ - тематический тест, ИТ - итоговый тест).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2013.
-
Место учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования.
Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» - 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).
4. Результаты освоения курса:
Предметные результаты:
знать/понимать
· основные этапы и ключевые события истории древнего мира; выдающихся деятелей всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· изученные виды исторических источников;
уметь· соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.
Метапредметные результаты:
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.
Личностные результаты:
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Тематическое планирование по дисциплине «История, 5 класс»
№ п/п
Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Основные виды
учебной деятельности
Теоретическое обучение, ч.
Лабораторные и практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
I.
Что изучает история
10
8
Практикум «Ход времени и способы его измерения».
Тематический тест 1.
Формирование умений работать с историческими картами и иллюстрациями
II.
Жизнь первобытных людей
6
4
Игровое моделирование «Первобытный период»
Тематический тест 2.
Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди
III.
Древний Восток
18
16
Практическое занятие «Культура Востока»
Тематический тест 3.
Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран
IV.
Древняя Греция
17
14
Практическая работа «Становление демократии в Афинах»
Проект «Начало олимпийского движе
ния»
Тематический тест 4.
Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; уметние на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса.
V.
Древний Рим
17
14
Проектная деятельность
«Религиозные верования римлян»;
«Рабство в Риме»;
«Культура Древней Греции и Рима»
Тематический тест 5.
Итоговый тест.
6.
умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положения зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правлений императоров Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижений римской цивилизации и возникновения христианской религии.
Защита проектов по выбранным темам
Итого
68
56
5
6
5. Содержание дисциплины.
Тема 1. Что изучает история (10 ч.)
Введение. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческая карта. Археология - помощница историков. Наука о народах - этнография. Родословная. Генеалогия. Знамя и герб, флаг, гимн. Географические названия - свидетели прошлого. Как работать с учебными материалами по истории. Счет лет в истории. Хронология. Тесты по теме «Что изучает история».
Тема 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)
Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Зарождение искусства. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелия и скотоводства, ремесла. Основные орудия труда земледельцев. Начало обработки металлов. Появление неравенства и знати. Урок-обобщение «Жизнь первобытных людей».
Тема 3. Древний Восток. (18 ч.)
Государство на берегах Нила. Возникновение единого государства в Египте.
Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте.
Жизнь египетского вельможи.
Неограниченная власть фараонов. Военные походы фараонов.
Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.
Письменность и знания древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Понятия: «иероглиф», «папирус», «свиток».
Древнее Двуречье. Местоположение и природные условия. Города Ур и Урук. Религиозные верования.
Древневавилонское царство. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Города Финикии. Финикийские мореплаватели. Основание колоний.
Древние евреи. Библейские сказания.
Иерусалим как столица царства. Царство Давида и Соломона. Храм бога Яхве.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле.
Персидская держава «царя царей». Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога». Город Персеполь.
Местоположение, природа и люди Древней Индии. Древнейшие города. Религиозные верования. Индийские касты.
Местоположение и природа Древнего Китая. Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Первый властелин единого Китая, его объединение. Китайские иероглифы и книги. Строительство Великой Китайской стены. Великий шелковый путь. Чай, бумага, компас.
Урок-обобщение «Древний Восток».
Тема 4. Древняя Греция. (17 ч.)
Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Греки и критяне. Раскопки дворцов. Микены и Троя. Мифы о начале Троянской войны.
Поэма Гомера «Илиада». Религиозные верования греков. Олимпийские боги.
Поэма Гомера «Одиссея». Боги и герои.
Местоположение и природные условия Аттики. Начало обработки железа в Греции. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу, их бедственное положение.
Борьба демоса со знатью. Зарождение демократии в Афинах.
Местоположение и природные условия Лаконии. Древняя Спарта. Спарта - военный лагерь. Основание греческих колоний. Развитие межполисной торговли.
Олимпийские игры в древности - общегреческие празднества. Виды состязаний. Проект «Начало олимпийского движения».
Греко-персидские войны. Победы греков над персами в Марафонской битве.
Нашествие персидских войск на Элладу. Причины победы греков.
Урок-обобщение «Древнейшая Греция».
Последствия побед над персами для Афин. Военный и торговый флот. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Храмы.
Образование афинян. Рабы-педагоги. В афинских школах и гимнасиях.
Возникновение театра. В театре Диониса. Трагедии и комедии.
Афинская демократия при Перикле. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Друзья и соратники Перикла.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при Филиппе. Смерть Филиппа.
Поход А. Македонского на Восток. Победы Александра. Возвращение в Вавилон.
В древней Александрии Египетской. Фаросский маяк, музей, александрийская библиотека. Греческие ученые.
Урок-обобщение «Древняя Греция».
Тема 5. Древний Рим. (17 ч.)
Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Древнейший Рим. Ликвидация царской власти.
Возникновение республики. Завоевание Римом Италии.
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Организация войска (легион).
Карфаген - крупное государство в Средиземноморье. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.). Вторжение войск Ганнибала в Италию. Окончание войны.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м в. до н.э.
Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Гладиаторские игры.
Разорение земледельцев Италии. Земельный закон братьев Гракхов.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Восстание Спартака. Разгром рабов армией под руководством Красса. Проект «Рабство в Риме».
Превращение римской армии в наемную. Единовластие Цезаря. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря.
Поражение сторонников республики. Установление империи в Риме. Борьба Антония и Октавиана. Победа Октавиана. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн.
Территория империи. Соседи Римской империи в 1-ые века н.э. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. В Риме при императоре Нероне.
Возникновение христианства. Первые христиане и их учение. Проект «Религиозные верования римлян». Моральные нормы.
Расцвет Римской империи во 2-м в. Колоны, рабы с хижинами. Правление Траяна.
Рим - столица империи. «Вечный город» и его жители. Архитектурные памятники Рима.
Вторжения варваров. Римская империя при Константине. Признание христианства.
Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Взятие Рима варварами.
Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную. Ликвидация власти императора на Западе. Семь чудес света. Проект "Культура Древней Греции и Рима».
Урок-обобщение «Древний мир».
Хорошо ли вы помните историю древнего мира?
График контрольных работ и проектов по темам
5 класс
2014-2015 учебный год
раздел
тема
кол-во
часов
Дата по плану
Факти-ческая дата
Что изучает история
Контрольный тест по теме: «Что изучает история»
1
Жизнь первобытных людей
Контрольная работа по теме: «Первобытный мир»
1
Древний Восток
Контрольная работа по теме: «Древний Восток»
1
Древняя Греция
Проект «Начало олимпийского движения»
1
Древняя Греция
Контрольный тест по теме: «Древняя Греция»
1
Древний Рим
Проект «Религиозные верования римлян»
Древний Рим
Проект «Рабство в Риме»
Древний Рим
Проект «Культура Древней Греции и Рима»
1
Древний Рим
Контрольный тест по теме: «Древний Рим»
Итоговая контрольная работа по курсу
1
Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано:
- 6 контрольных работ;
- 4 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)
Требования к уровню подготовки:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
6. Календарно-тематическое планирование
-
№ п/п
Наименование раздела и тем
Кол.
час.
Дата
Дом. задание
Дидактический материал
Характеристика УУД
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
1
Раздел I. Введение.
Что изучает наука история.
Источники исторических знаний.
10ч
1ч
Выучить определения
§1-2пересказать
Иллюстрации
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
2
3
Измерение времени. Практикум «Ход времени».
Историческая карта.
1ч
1ч
§3 пересказать
§4пересказать
Иллюстрации
лента време-
ни
Разные виды
карт
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.
Устанавливать
виды карт
Уметь определять историческое время по ленте времени.
Уметь работать
с условными
знаками
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
Осмыслить
различие между разными видами карт
4
Археология - помощница историков.
1ч
§5пересказать
Презентация, иллюстрации
Решать исторические задачи и проблемные ситуации
Уметь понимать
работу историков
Понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы
Осмыслить
различие между разными
спец. историков
5
Наука о народах и
наука о прошлом. Знать
своих предков - знать историю.
1ч
§6-7пересказать
фотографии
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе
Уметь
составлять
родословную
Участвовать в обсуждении
вопросов
Осмыслить основные различия между народами
6
Географические
названия - свидетели прошлого.
1ч
§8пересказать
фотографии
Находить географические объекты на картах
Уметь сравнивать старые и новые назв-я
Понимать
относительность мнений и подходов к решению проблемы
Осмыслить основные различия между
названиями
7
О прошлом рассказывают гербы.
1ч
§9пересказать
Презентация, иллюстрации
Формирование уважения к государственной символике.
Уметь сравнивать старые и новые гербы
Участвовать в обсуждении
вопросов
Видеть различия между гербами
8
Знамя и флаг
сопровождают историю. Из истории гимнов.
1ч
§10-11пересказать
Презентация, иллюстрации
Формирование чувства патриотизма
Нарисовать герб на задан-
ную тему
Участвовать в обсуждении
вопросов
Осмыслить основные различия между
понятиями знамя и флаг
9
10
Как работать с
учебными материалами по истории.
1ч
§12пересказать, повторить 1-11
Иллюстрации
фотографии
Знать основные материалы по истории
Уметь сравнивать разные исторические материалы
Участвовать в обсуждении
вопросов
Осмыслить основные различия между
разными материалами
Тесты по теме
«Что изучает история».
1ч
тесты
Раздел II. Жизнь первобытных людей.
6 ч
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.
3 ч
11
Древнейшие люди.
1
§1пересказать и ответить на вопросы
Атлас. Древний мир.
СД
Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.
12
Родовые общины охотников и собирателей.
1
§2 пересказ, ответить на вопрос №4
Презентация
Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.
Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.
Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей.
13
Возникновение искусства и религии.
1
§3 пересказ, заполнить таблицу
Презентация, иллюстрации
Освоение общемирового культурного наследия.
Охарактеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.
2 ч
Презентация
14
Возникновение земледелия и скотоводства.
1
§4 пересказ, ответить на вопрос №3
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007
Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.
15
Появление неравенства и знати.
1
§5 пересказ, повторить основные понятия
История 5 класс, Просвещение, 2012
Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.
Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.
Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.
16
Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»
1
Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.
Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.
Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
Раздел II. Древний Восток.
18ч.
Тема 4. Древний Египет.
8ч.
17
Государство на берегах Нила.
1
§6 пересказ
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012,
Атлас Древнего мира,
ЗАО «Новый диск», 2012
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
18
Как жили земледельцы и ремесленники.
1
§7 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Экологическое сознание.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.
19
Жизнь египетского вельможи.
1
§8, пересказ
Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.
20
Военные походы фараонов.
1
§9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48
Тест, «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2012
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
21
Религия древних египтян.
1
§10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.
Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
Характеризовать религию древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
22
Искусство древних египтян.
1
§11, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.
Презентация
Освоение общекультурного наследия древних египтян.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).
23
Письменность и знания древних египтян.
1
§12, ответить на вопросы
Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.
Осуществлять познавательную рефлексию.
Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.
24
Повторение по теме «Древний Египет»
1
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.
Анализировать достижения в земледелии.
Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.
Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).
Тема 5. Западная Азия в древности
7ч.
25
Древнее Двуречье.
1
§13 пересказ
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012
Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.
Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.
Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
26
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
1
§14 пересказ, ответить на вопросы
История 5 класс, Просвещение, 2012
Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.
27
Финикийские мореплаватели
1
§15 пересказ
Презентация, иллюстрации
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей
28
Библейские сказания.
1
§16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний
Презентация, иллюстрации
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен
Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами
29
Древнееврейское царство.
1
§17 пересказ, ответить на вопросе на с.81.
Презентация
Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Дать оценку поступков Давиду и Самсону
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)
Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи
30
Ассирийская держава.
1
§18 пересказ
формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала
Определять причины падения Ассирийской державы
31
Персидская держава «царя царей».
1
§19 подготовить пересказ близкий к тексту.
Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях
Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
Установить причины возникновения Персидской державы
Тема 6. Индия и Китай в древности
3 ч.
32
Природа и люди Древней Индии.
Индийские касты.
1
§20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным.
§21 пересказ,
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии
Дать собственную оценку буддисткой религии;
Подготовить сообщение о жизни Будды
Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру
33
Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Первый властелин единого Китая.
1
§22 пересказ
§23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене.
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012
Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом
Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая
Составлять кроссворды по тематике урока
Определять и формировать особенности китайской религии.
Объяснять причины возведения Великой Китайской стены
34
Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»
1ч
Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев
Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам
Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета
Раздел III. Древняя Греция.
17 ч
Тема 7. Древнейшая Греция.
4ч.
35
Греки и критяне.
Микены и Троя.
1
§24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре.
§25
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации
Работать с картой, заданиями рабочей тетради
Показывать по карте местоположение Микен
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)
Называть отличительные признаки критской культуры
Выделять различия между микенской и критской культурой
36
Поэма Гомера «Илиада».
1
§26, пересказ
Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
Характеризовать образы основных героев «Илиады»
Принимать участие в ролевой игре.
Раскрывать кратко суть поэмы Гомера
37
Поэма Гомера «Одиссея».
1
§27 пересказ
Презентация
Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия
В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой
Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события
38
Религия древних греков.
1
§28 пересказ, выучить понятия
Презентация
Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)
Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
6ч
39
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Зарождение демократии в Афинах.
1
§29-30
пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144
Презентация
Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции
Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)
Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия»
40
Древняя Спарта.
1
31, заполнить сравнительную таблицу
Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию
Показывать на карте расположение Спарты
Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.
Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты
41
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.
1
§32, Вопрос №2 (работа с картой)
Карточки «Греческая колония Ольвия», иллюстрация,
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Осознавать принадлежность греков к единой культуре
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
Составлять план «Причины переселения греков»
Объяснять причины и значение возникновения колоний
42
Олимпийские игры в древности.
1
§33 , Проект
«Начало олимпийско-
го движения
Презентация
Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека
Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя
Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции
43
Победа греков над персами в Марафонской битве.
1
§34 пересказ
Презентация, электронный тест «Мараф. битва»
Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства
Описывать ход боевых действий между персами и греками
Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве
Объяснять причины победы греков в Марафонской битве
44
Нашествие персидских войск на Элладу.
1
§35 пересказ вопрос №3 на с.163
Карточки,
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007
Описывать чувства человека-защитника своего государства
Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.
4ч.
45
В гаванях афинского порта Пирей.
1
§36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин»
Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»
устно описывать торговый порт Афин
Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции
46
В городе богини Афины
1
§37, Подготовить сообщение об Акрополе.
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007,
История 5 класс, Просвещение, 2002
Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились
Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие
Описывать произведения древнегреческой архитектуры
Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей
47
В афинских школах и гимнасиях.
В театре Диониса.
1
§38 пересказ. Вопрос №3
§39 Подготовить сообщение об Акрополе.
Описывать собственные представления о важности образования
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков
Описывать особенности древнегреческого воспитания.
Объяснять отличия трагедий и комедий
Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте.
Сравнивать современный театр и древнегреческий
Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции.
Рассказывать о развитии древнегреческого тетра
48
Афинская демократия при Перикле.
1
§40 пересказ
Иллюстрация «Перикл», электронный тест
Объяснять значение участия граждан в управлении государством
Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле
Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте
Характеризовать афинскую демократию при Перикле
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
3ч
49
Города Эллады подчиняются Македонии
1
§41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском.
Электронная карта, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Описывать значение потери Грецией независимости
Показывать на карте места сражений
Характеризовать македонское войско
Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии
50
Поход Александра Македонского на Восток
1
§42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском.
Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского
Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского
Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского
51
В Александрии Египетской.
Повторение по теме «Древняя Греция»
1
§43 пересказ. Повторить понятия.
Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней
Планирование последовательности действий
Составлять рассказ- описание города Александрия
Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.
Объяснять причины распада державы Александра Македонского
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.
Раздел IV. Древний Рим.
17ч
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.
2ч
52
.
Древнейший Рим.
1
§44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии.
§45 пересказ.
Презентация
Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Формирование мотивации к обучению и познанию
Планирование последовательности действий
Планирование последовательности действий
Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками
Организация и планирование работы в группе
Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия
Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.
Завоевание Римом Италии
53
Устройство Римской республики.
1
§46 пересказ. Составить план пересказа.
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007
Формирование активной позиции в учебной деятельности
Организация самоконтроля и самооценивания
Овладение средствами решения коммуникативных задач
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом
Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.
3ч
54
Карфаген - преграда на пути к Сицилии.
Вторая война Рима с Карфагеном.
1
§47 составить опорный конспект
Презентация,
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007
Характеризовать цели и поступки Ганибала
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Анализировать ответы одноклассников
Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.
55
Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.
1
§48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа.
«Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Работать с картой в процессе изучения событий.
Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме
56
Рабство в Древнем Риме.
1
§49 пересказ. Ответить на вопрос №3
Проект
«Рабство в Риме»
Составление плана и последовательности действий
Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах
Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника
Тема 13. Гражданские войны в Риме.
4ч
57
Земельный закон братьев Гракхов.
1
§50 пересказ
Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп
58
Восстание Спартака.
1
§51 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238
Презентация
Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака
Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.
Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения
59
Единовластие Цезаря.
1
§52 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре
Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Умение работать в группе
Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.
60
Установление империи.
1
§53 пересказ.
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Рассказывать о судьбах знаменитых римлян
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Организация и планирование работы в группе
Формирование умений работать с исторической картой.
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.
4 ч.
61
Соседи Римской империи.
1
§54 Составить план пересказа.
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
Умение составлять простой план
Обмениваться в группе результатами поиска
Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации
62
Рим при императоре Нероне.
1
§55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне.
Презентация
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
Планирование и организация деятельности
Планирование учебных действий
Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону
63
Первые христиане и их учение.
Расцвет Римской империи во II в.
1
§56 пересказ,
§57 подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре.
Проект
«Религиозные
верования
римлян»
Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Умение слушать и вступать в диалог
Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами
Постановка и решение проблем.
64
«Вечный город» во времена империи и его жители.
1
§58 пересказ Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору)
Развитие эстетического сознания
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Анализировать ответы одноклассников
Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
2ч.
65
Римская империя при Константине
Взятие Рима варварами.
1ч
§59,
§60
Презентация
Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012
Умение выражать и отстаивать свою позицию
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей
Осознание уча-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Организация самоконтроля и самооценивания
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях
66
Семь чудес света.
1ч
Проектная
деят-ть
«Культура Древней
Греции и
Рима»
Умение выражать и отстаивать свою позицию
Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных способов решения задач проекта
67
Повторение
Тестирование по теме «Древний Рим»
2ч.
1ч
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действия
68
Итоговая контрольная
работа по курсу.
1ч.
Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действияОписание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП.
Учебно-методический комплект
Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.
УМК по истории Древнего мира составляют:
• Раздел рабочей программы «История Древнего мира».
-
Учебник «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2012.
-
Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2009.
-
Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2009.
-
Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.
-
Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008».
Настенные исторические карты
-
Древние государства мира.
-
Рост территории государств в древности.
-
Древний Восток. Египет и Передняя Азия.
-
Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).
-
Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).
-
Древняя Греция (Vb. до н.э.).
-
Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.
-
Древняя Италия.
-
Рост Римского государства в период республики и империи.
-
Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.
-
Римская республика в III-I вв. до н. э.
-
Римская империя в I-III вв. н. э.
13.Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
Картины по истории древнего мира
-
Постройка пирамиды.
-
Храмовое хозяйство в древнем Египте.
-
Возвращение ассирийского войска из похода.
-
Город Вавилон в VI в. до н.э.
-
Восстание желтых повязок.
-
Саламинский бой.
-
Продажа рабов в Древней Греции.
-
Афинская гавань Пирей.
-
Гончарная мастерская.
-
Афинский Акрополь.
-
Греческий театр.
-
Народное собрание в Афинах в V в. до н.э.
-
На вилле римского рабовладельца.
-
Бой гладиаторов в Колизее.
-
Бой Спартака с Римским отрядом.
-
Римский лагерь.
-
Триумф римского императора.
-
Улица в Помпеях.
Список литературы для учителя
Основная литература
-
Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологический словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.
-
Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. - СПб., 1994.
-
Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М, 2005.
-
Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. - М, 2008.
-
История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.
-
Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. - М., 2000. - Ч. 1-2.
-
Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. - М., 1998.
8. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. - М., 1990.
Тематическая литература
-
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.
-
Геродот. История / Геродот. - М., 1993.
-
Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. - М., 1974.
-
Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.
-
История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб., 2005.
-
Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. - СПб., 2003.
-
Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Колобова, Е. Л. Озерецкая. - М., 1959.
-
Микель П. Древняя Греция / П. Микель. - М., 1999.
-
Мифы Древней Греции. - М., 2001.
-
НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для детей / Д. Низолм. - М., 2001.
-
Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. - М., 1994.
-
Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская империя / И. С. Свенцицкая. - М., 2003.
-
Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.
-
Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.
-
Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. - М., 2004.
-
Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждённые / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.
-
Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века республики / Н. В. Чеканова. - СПб., 2005.
-
ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. - М., 2006.
-
Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.
-
Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.
Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира
Интернет -ресурсы
1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:
rusedu.ru/subcat 32.html
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.
2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:
school-collection.edu.ru/
На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.
3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:
• История Древнего Египта:
http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //kemet.ru
• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:
http: //www, earth- history.com/
• Мировая художественная культура. Древний мир: от первобытности до Рима:
mhk.spb.ru/
• Античная мифология:
mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71
Электронные ресурсы
СД: «Всеобщая история. 5 класс»
«История 5 класс»
«Атлас древнего мира»
«Повторение и контроль знаний. История древнего мира. 5 класс»
-
. Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
-
указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-
соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-
характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-
группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
-
читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-
осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-
различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-
соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-
различать причину и следствие исторических событий, явлений; \
-
выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-
сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-
приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-
использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
-
способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-
способность выделять главное в тексте и второстепенное;
-
способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
-
способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
-
способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
-
способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
-
способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
-
способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
-
способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
-
способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
-
способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.
Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.