Рабочая программа по истории Древнего мира ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Куликовская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района Республики Мордовия


Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.

Протокол от «25» 08 2014 г. № 01

Руководитель МО______________

/Л. Н. Хрящикова/

Утверждена директором

МБОУ «Куликовская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
______________ / Т.В. Пузина /

Приказ от «01» 09 2014 г. № 41

Рабочая программа

учебного курса история

в 5 классе



Составитель: Голяткина Наталья Владимировна,

учитель истории и обществознания,













2015 г.



1. Пояснительная записка


  1. Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.


  1. Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.


  1. Формы и средства контроля, знаний, умений и навыков.

Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (тестирование), что позволяет:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы, тестирование и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную работу, тестирование выставляется в классный журнал к следующему уроку.

  1. Общая характеристика предмета «История Древнего мира».

Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы.

Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342с. (Стандарты второго поколения);

  3. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 94 с. - (Стандарты второго поколения);

  4. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы - А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2011

  5. Федерального перечня учебников приказ МО РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. -М.: Просвещение, 2012

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2013.


- какие изменения в примерную (авторскую) рабочую программу внес учитель:

1. В планировании сокращено годовое количество учебных часов до 68 (в примерной программе 70 учебных часов в учебном году, в МБОУ «Красноподгорная CОШ» учебных недель в году 34).

2. Резервные часы направлены на обеспечение изучения основного содержания распределенного по параграфам учебника. Обязательность включения в учебный план нового модуля «Что изучает история» (10 учебных часов), привело к уменьшению количества учебных часов, выделяемых на изучение курса истории Древнего мира.

3. Модуль «Что изучает история» обеспечен УМК А.Н. Майкова «История» издательства «Вентана-Граф». Включение модуля преследует цель пропедевтической подготовки учащихся к восприятию и усвоению систематического курса истории, формирование начальных умений работы с исторической информацией, представленные в рабочей программе требования к знаниям и умениям учащихся для блока «Что изучает история» разработаны на основе Требований к изучению модуля «Обществознание» в рамках предмета «Окружающий мир» начальной школы, рекомендаций по определению основных объектов контроля исторических знаний и умений учащихся начальной школы (Вестник образования. № 22. 2001 г.), разработок ведущих методистов (Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 256 с.: ил.).

4. Распределение шестидесяти параграфов учебника по учебным часам привело к объединению некоторых параграфов в отдельных уроках: урок 32, 33, 35, 36, 39, 47, 52, 63, 65. Содержание данных уроков позволяет обобщить материал или вынести часть материала на самостоятельное изучение.

5. Возрастные физические и психологические возможности учеников 5 классов не позволяют к окончанию учебного года достичь выполнения требований в полном объеме. Государственный образовательный стандарт по истории - 2004 г. предъявляет как достижение конечного результата Требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Учащиеся 5 класса только начинают движение по выполнению данных требований. Учеников еще предстоит обучать, развивать и воспитывать в 6, 7 ,8, 9-х классах. Поэтому за конечный результат обучения истории в 5 классе взяты разработки Требований, утвержденных приказом Министерства образования в 1998 г. Разработки соотнесены и откорректированы в соответствии с Требованиями стандарта 2004 года.

6. Тестовый контроль за выполнением требований государственного образовательного стандарта отражен в поурочном планировании в разделе «Примечание» (БТ 1 - базовый тест, БТ 2 и т.д.., ДТ - диагностический тест, ТТ - тематический тест 2 и т.д., ДТ - диагностический тест, ТТ - тематический тест, ИТ - итоговый тест).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.

Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2012.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. - М.: Просвещение, 2013.


  1. Место учебного предмета «История Древнего мира» в учебном плане

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

В соответствии с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обяза­тельным для изучения на ступени основного общего образования.

Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

В соответствии с БУП программа предполагает также обоб­щающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «История Древнего мира» - 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах (самостоятельные работы, тестовые задания).

4. Результаты освоения курса:

Предметные результаты:

знать/понимать

· основные этапы и ключевые события истории древнего мира; выдающихся деятелей всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· изученные виды исторических источников;

уметь· соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;

· использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

· рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников.

Метапредметные результаты:

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений.

Личностные результаты:

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;

· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.



Тематическое планирование по дисциплине «История, 5 класс»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Основные виды

учебной деятельности

Теоретическое обучение, ч.

Лабораторные и практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.


I.

Что изучает история

10

8

Практикум «Ход времени и способы его измерения».

Тематический тест 1.

Формирование умений работать с историческими картами и иллюстрациями

II.

Жизнь первобытных людей

6

4

Игровое моделирование «Первобытный период»

Тематический тест 2.

Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди

III.

Древний Восток

18

16

Практическое занятие «Культура Востока»

Тематический тест 3.

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран

IV.

Древняя Греция

17

14

Практическая работа «Становление демократии в Афинах»

Проект «Начало олимпийского движе

ния»

Тематический тест 4.

Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; уметние на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса.

V.

Древний Рим

17

14

Проектная деятельность

«Религиозные верования римлян»;

«Рабство в Риме»;

«Культура Древней Греции и Рима»

Тематический тест 5.


Итоговый тест.

6.

умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положения зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правлений императоров Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижений римской цивилизации и возникновения христианской религии.

Защита проектов по выбранным темам



Итого

68

56

5

6





5. Содержание дисциплины.

Тема 1. Что изучает история (10 ч.)

Введение. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческая карта. Археология - помощница историков. Наука о народах - этнография. Родословная. Генеалогия. Знамя и герб, флаг, гимн. Географические названия - свидетели прошлого. Как работать с учебными материалами по истории. Счет лет в истории. Хронология. Тесты по теме «Что изучает история».

Тема 2. Жизнь первобытных людей (6 ч.)

Первобытность. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Зарождение искусства. Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелия и скотоводства, ремесла. Основные орудия труда земледельцев. Начало обработки металлов. Появление неравенства и знати. Урок-обобщение «Жизнь первобытных людей».

Тема 3. Древний Восток. (18 ч.)

Государство на берегах Нила. Возникновение единого государства в Египте.

Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте.

Жизнь египетского вельможи.

Неограниченная власть фараонов. Военные походы фараонов.

Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.

Письменность и знания древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Понятия: «иероглиф», «папирус», «свиток».

Древнее Двуречье. Местоположение и природные условия. Города Ур и Урук. Религиозные верования.

Древневавилонское царство. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Города Финикии. Финикийские мореплаватели. Основание колоний.

Древние евреи. Библейские сказания.

Иерусалим как столица царства. Царство Давида и Соломона. Храм бога Яхве.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле.

Персидская держава «царя царей». Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога». Город Персеполь.

Местоположение, природа и люди Древней Индии. Древнейшие города. Религиозные верования. Индийские касты.

Местоположение и природа Древнего Китая. Чему учил китайский мудрец Конфуций.

Первый властелин единого Китая, его объединение. Китайские иероглифы и книги. Строительство Великой Китайской стены. Великий шелковый путь. Чай, бумага, компас.

Урок-обобщение «Древний Восток».

Тема 4. Древняя Греция. (17 ч.)

Местоположение и природные условия. Древнейшие города. Греки и критяне. Раскопки дворцов. Микены и Троя. Мифы о начале Троянской войны.

Поэма Гомера «Илиада». Религиозные верования греков. Олимпийские боги.

Поэма Гомера «Одиссея». Боги и герои.

Местоположение и природные условия Аттики. Начало обработки железа в Греции. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу, их бедственное положение.

Борьба демоса со знатью. Зарождение демократии в Афинах.

Местоположение и природные условия Лаконии. Древняя Спарта. Спарта - военный лагерь. Основание греческих колоний. Развитие межполисной торговли.

Олимпийские игры в древности - общегреческие празднества. Виды состязаний. Проект «Начало олимпийского движения».

Греко-персидские войны. Победы греков над персами в Марафонской битве.

Нашествие персидских войск на Элладу. Причины победы греков.

Урок-обобщение «Древнейшая Греция».


Последствия побед над персами для Афин. Военный и торговый флот. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Храмы.

Образование афинян. Рабы-педагоги. В афинских школах и гимнасиях.

Возникновение театра. В театре Диониса. Трагедии и комедии.

Афинская демократия при Перикле. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Друзья и соратники Перикла.


Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при Филиппе. Смерть Филиппа.

Поход А. Македонского на Восток. Победы Александра. Возвращение в Вавилон.

В древней Александрии Египетской. Фаросский маяк, музей, александрийская библиотека. Греческие ученые.

Урок-обобщение «Древняя Греция».


Тема 5. Древний Рим. (17 ч.)

Местоположение и природные условия Италии. Легенда об основании Рима. Древнейший Рим. Ликвидация царской власти.

Возникновение республики. Завоевание Римом Италии.

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Организация войска (легион).

Карфаген - крупное государство в Средиземноморье. Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.). Вторжение войск Ганнибала в Италию. Окончание войны.

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м в. до н.э.

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Гладиаторские игры.

Разорение земледельцев Италии. Земельный закон братьев Гракхов.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Восстание Спартака. Разгром рабов армией под руководством Красса. Проект «Рабство в Риме».

Превращение римской армии в наемную. Единовластие Цезаря. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря.

Поражение сторонников республики. Установление империи в Риме. Борьба Антония и Октавиана. Победа Октавиана. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн.

Территория империи. Соседи Римской империи в 1-ые века н.э. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. В Риме при императоре Нероне.

Возникновение христианства. Первые христиане и их учение. Проект «Религиозные верования римлян». Моральные нормы.

Расцвет Римской империи во 2-м в. Колоны, рабы с хижинами. Правление Траяна.

Рим - столица империи. «Вечный город» и его жители. Архитектурные памятники Рима.

Вторжения варваров. Римская империя при Константине. Признание христианства.

Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Взятие Рима варварами.

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную. Ликвидация власти императора на Западе. Семь чудес света. Проект "Культура Древней Греции и Рима».

Урок-обобщение «Древний мир».

Хорошо ли вы помните историю древнего мира?

График контрольных работ и проектов по темам

5 класс

2014-2015 учебный год

раздел

тема

кол-во

часов

Дата по плану

Факти-ческая дата

Что изучает история

Контрольный тест по теме: «Что изучает история»

1



Жизнь первобытных людей

Контрольная работа по теме: «Первобытный мир»

1



Древний Восток

Контрольная работа по теме: «Древний Восток»

1



Древняя Греция

Проект «Начало олимпийского движения»

1



Древняя Греция

Контрольный тест по теме: «Древняя Греция»

1



Древний Рим

Проект «Религиозные верования римлян»




Древний Рим

Проект «Рабство в Риме»




Древний Рим

Проект «Культура Древней Греции и Рима»

1



Древний Рим

Контрольный тест по теме: «Древний Рим»





Итоговая контрольная работа по курсу

1



Таким образом, в течение 2014-2015 учебного года, запланировано:

- 6 контрольных работ;

- 4 групповых проекта по общей тематике (возможен выбор другой темы в рамках раздела)

Требования к уровню подготовки:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Пятиклассник получит возможность научиться:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

6. Календарно-тематическое планирование

  1. № п/п

    Наименование раздела и тем

    Кол.

    час.

    Дата

    Дом. задание

    Дидактический материал

    Характеристика УУД

    личностные


    регулятивные

    коммуникативные

    познавательные

    1

    Раздел I. Введение.

    Что изучает наука история.

    Источники исторических знаний.

    10ч

    Выучить определения

    §1-2пересказать

    Иллюстрации

    Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

    Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

    Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

    2



    3

    Измерение времени. Практикум «Ход времени».






    Историческая карта.



    §3 пересказать


    §4пересказать

    Иллюстрации

    лента време-

    ни


    Разные виды

    карт

    Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации на счёт времени.



    Устанавливать

    виды карт

    Уметь определять историческое время по ленте времени.



    Уметь работать

    с условными

    знаками

    Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы


    Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

    Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.


    Осмыслить

    различие между разными видами карт

    4

    Археология - помощница историков.


    §5пересказать

    Презентация, иллюстрации

    Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации

    Уметь понимать

    работу историков

    Понимать

    относительность мнений и подходов к решению проблемы

    Осмыслить

    различие между разными

    спец. историков

    5

    Наука о народах и

    наука о прошлом. Знать

    своих предков - знать историю.


    §6-7пересказать

    фотографии

    Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе

    Уметь

    составлять

    родословную

    Участвовать в обсуждении

    вопросов

    Осмыслить основные различия между народами

    6

    Географические

    названия - свидетели прошлого.

    §8пересказать

    фотографии

    Находить географические объекты на картах

    Уметь сравнивать старые и новые назв-я

    Понимать

    относительность мнений и подходов к решению проблемы

    Осмыслить основные различия между

    названиями

    7

    О прошлом рассказывают гербы.

    §9пересказать

    Презентация, иллюстрации

    Формирование уважения к государственной символике.

    Уметь сравнивать старые и новые гербы

    Участвовать в обсуждении

    вопросов

    Видеть различия между гербами

    8

    Знамя и флаг

    сопровождают историю. Из истории гимнов.


    §10-11пересказать

    Презентация, иллюстрации

    Формирование чувства патриотизма

    Нарисовать герб на задан-

    ную тему

    Участвовать в обсуждении

    вопросов

    Осмыслить основные различия между

    понятиями знамя и флаг

    9


    10

    Как работать с

    учебными материалами по истории.


    §12пересказать, повторить 1-11

    Иллюстрации

    фотографии

    Знать основные материалы по истории

    Уметь сравнивать разные исторические материалы

    Участвовать в обсуждении

    вопросов

    Осмыслить основные различия между

    разными материалами

    Тесты по теме

    «Что изучает история».

    тесты


    Раздел II. Жизнь первобытных людей.

    6 ч



    Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.

    3 ч


    11

    Древнейшие люди.

    1

    §1пересказать и ответить на вопросы

    Атлас. Древний мир.

    СД

    Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

    Показывать на карте места расселения древнейших людей.

    Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать дости­жения первобытного человека, его приспо­собление к природе.

    Комментировать и формулировать поня­тия: первобытные люди, орудие труда, соби­рательство.

    12

    Родовые общины охотников и собирателей.

    1

    §2 пересказ, ответить на вопрос №4

    Презентация

    Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

    Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.

    Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.

    Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

    13

    Возникновение искусства и религии.

    1

    §3 пересказ, заполнить таблицу

    Презентация, иллюстрации

    Освоение общемирового культурного наследия.

    Охарактеризовать первобытные верования людей.

    Рассказать о наскальной живописи, верси­ях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

    Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

    Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы.

    2 ч

    Презентация


    14

    Возникновение земледелия и скотоводства.

    1

    §4 пересказ, ответить на вопрос №3

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007

    Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

    Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жиз­ни людей с появлением земледелия и ско­товодства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать ре­лигиозные верования древнего человека.

    Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

    Исследовать географию районов пер­вичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

    15

    Появление неравенства и знати.

    1

    §5 пересказ, повторить основные понятия

    История 5 класс, Просвещение, 2012

    Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

    Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

    Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

    Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, го­рода, святилища, государства.

    Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

    16

    Повторение по теме «Жизнь первобытных людей»

    1

    Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

    Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

    Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

    Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

    Раздел II. Древний Восток.

    18ч.



    Тема 4. Древний Египет.

    8ч.


    17

    Государство на берегах Нила.

    1

    §6 пересказ

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012,

    Атлас Древнего мира,

    ЗАО «Новый диск», 2012

    Самостоятельно подготовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору.

    Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

    Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её леген­ды.

    Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

    18

    Как жили земледельцы и ремесленники.

    1

    §7 пересказ, составить рассказ по вопросу №3 на с.39

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Экологическое сознание.

    Оценивать достижения культуры.

    Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

    Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их.

    19

    Жизнь египетского вельможи.

    1

    §8, пересказ


    Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

    Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

    Учиться работать в малой группе над об­щим заданием.

    Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока.

    20

    Военные походы фараонов.

    1

    §9 составить рассказ по вопросу №6 на с.48

    Тест, «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2012

    Подготовить сообще­ние о военных походах Тутмоса III.

    Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

    Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответ­ствии со своеобразием исторического персо­нажа в инсценировке.

    Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

    21

    Религия древних египтян.

    1

    §10, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.

    Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

    Характеризовать религию древних егип­тян.

    Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

    Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

    22

    Искусство древних египтян.

    1

    §11, подготовить сообщение об одном из достижений искусства древних египтян.

    Презентация

    Освоение общекультурного наследия древних египтян.

    Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

    Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнееги­петских фараонов.

    Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

    23

    Письменность и знания древних египтян.

    1

    §12, ответить на вопросы

    Составлять короткое сообщение о древне­египетских иероглифах.

    Осуществлять познавательную рефлексию.

    Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изго­товления папируса.

    Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

    24

    Повторение по теме «Древний Египет»

    1

    Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов.

    Анализировать достижения в земледелии.

    Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

    Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

    Тема 5. Западная Азия в древности

    7ч.


    25

    Древнее Двуречье.

    1

    §13 пересказ

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012

    Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

    Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

    Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

    Прокомментиро­вать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

    26

    Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

    1

    §14 пересказ, ответить на вопросы

    История 5 класс, Просвещение, 2012

    Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

    Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

    Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

    Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.

    27

    Финикийские мореплаватели

    1

    §15 пересказ

    Презентация, иллюстрации

    Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

    Использовать историческую карту, опреде­лять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

    Подготавливать короткое сообщение о до­стижениях финикийских ремесленников.

    Рассказывать с помощью карты о место­положении Финикии и занятиях её жителей

    28

    Библейские сказания.

    1

    §16 пересказ, подготовить пересказ одного из библейских сказаний

    Презентация, иллюстрации

    Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

    Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

    Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

    Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

    29

    Древнееврейское царство.

    1

    §17 пересказ, ответить на вопросе на с.81.

    Презентация

    Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

    Дать оценку поступков Давиду и Самсону

    Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

    Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

    30

    Ассирийская держава.

    1


    §18 пересказ


    формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

    Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

    Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

    Определять причины падения Ассирийской державы

    31

    Персидская держава «царя царей».

    1

    §19 подготовить пересказ близкий к тексту.

    Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

    Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

    Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

    Установить причины возникновения Персидской державы

    Тема 6. Индия и Китай в древности

    3 ч.


    32

    Природа и люди Древней Индии.

    Индийские касты.

    1

    §20 пересказ, подготовить сообщение о поклонении в Индии животным.

    §21 пересказ,

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

    Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

    Дать собственную оценку буддисткой религии;

    Подготовить сообщение о жизни Будды

    Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

    33

    Чему учил китайский мудрец Конфуций.

    Первый властелин единого Китая.

    1

    §22 пересказ

    §23 пересказ, подготовить сообщение о Китайской стене.

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012

    Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа

    Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

    Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

    Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

    Составлять кроссворды по тематике урока

    Определять и формировать особенности китайской религии.

    Объяснять причины возведения Великой Китайской стены

    34

    Повторение по теме «Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру»

    Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев

    Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

    Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

    Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

    Раздел III. Древняя Греция.

    17 ч



    Тема 7. Древнейшая Греция.

    4ч.


    35

    Греки и критяне.

    Микены и Троя.

    1

    §24 пересказ, подготовить постановку Мифа о Тесее и Минотавре.

    §25

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012

    Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

    Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

    Работать с картой, заданиями рабочей тетради

    Показывать по карте местоположение Микен

    Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

    Называть отличительные признаки критской культуры

    Выделять различия между микенской и критской культурой

    36

    Поэма Гомера «Илиада».

    1


    §26, пересказ


    Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

    Характеризовать образы основных героев «Илиады»

    Принимать участие в ролевой игре.

    Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

    37

    Поэма Гомера «Одиссея».

    1

    §27 пересказ

    Презентация

    Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

    Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

    В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

    Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

    38

    Религия древних греков.

    1

    §28 пересказ, выучить понятия

    Презентация

    Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

    Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

    Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

    Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

    Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.


    39

    Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

    Зарождение демократии в Афинах.

    1

    §29-30

    пересказ, ответить на вопрос №3 на с. 144

    Презентация

    Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

    Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

    Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь

    Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

    Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

    Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

    Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия»

    40

    Древняя Спарта.

    1

    31, заполнить сравнительную таблицу

    Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию

    Показывать на карте расположение Спарты

    Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

    Анализировать ответы одноклассников.

    Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

    41

    Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

    1

    §32, Вопрос №2 (работа с картой)

    Карточки «Греческая колония Ольвия», иллюстрация,

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Осознавать принадлежность греков к единой культуре

    Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

    Составлять план «Причины переселения греков»

    Объяснять причины и значение возникновения колоний

    42

    Олимпийские игры в древности.

    1

    §33 , Проект

    «Начало олимпийско-

    го движения

    Презентация

    Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

    Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

    С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

    Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

    43

    Победа греков над персами в Марафонской битве.

    1

    §34 пересказ

    Презентация, электронный тест «Мараф. битва»

    Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

    Описывать ход боевых действий между персами и греками

    Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

    Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

    44

    Нашествие персидских войск на Элладу.

    1

    §35 пересказ вопрос №3 на с.163

    Карточки,

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007

    Описывать чувства человека-защитника своего государства

    Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

    Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

    Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

    Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии.

    4ч.



    45

    В гаванях афинского порта Пирей.

    1

    §36. Заполнить сравнительную таблицу «Население Афин»

    Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

    устно описывать торговый порт Афин

    Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

    Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

    46

    В городе богини Афины

    1

    §37, Подготовить сообщение об Акрополе.

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007,

    История 5 класс, Просвещение, 2002

    Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

    Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

    Описывать произведения древнегреческой архитектуры

    Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

    47

    В афинских школах и гимнасиях.

    В театре Диониса.

    1

    §38 пересказ. Вопрос №3

    §39 Подготовить сообщение об Акрополе.


    Описывать собственные представления о важности образования

    Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

    Описывать особенности древнегреческого воспитания.

    Объяснять отличия трагедий и комедий

    Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте.

    Сравнивать современный театр и древнегреческий

    Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции.

    Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

    48

    Афинская демократия при Перикле.

    1

    §40 пересказ

    Иллюстрация «Перикл», электронный тест

    Объяснять значение участия граждан в управлении государством

    Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

    Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

    Характеризовать афинскую демократию при Перикле

    Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.




    49

    Города Эллады подчиняются Македонии

    1

    §41 пересказ. Подготовить реферат о Филиппе Македонском.

    Электронная карта, Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Описывать значение потери Грецией независимости

    Показывать на карте места сражений

    Характеризовать македонское войско

    Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

    50

    Поход Александра Македонского на Восток

    1

    §42 пересказ Подготовить реферат об Александре Македонском.

    Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

    Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

    Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

    Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

    51

    В Александрии Египетской.

    Повторение по теме «Древняя Греция»

    1

    §43 пересказ. Повторить понятия.

    Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

    Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа

    Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

    Планирование последовательности действий

    Составлять рассказ- описание города Александрия

    Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

    Объяснять причины распада державы Александра Македонского

    Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

    Раздел IV. Древний Рим.

    17ч



    Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией.


    52

    .

    Древнейший Рим.

    1

    §44 пересказ. Сравнит природные условия Греции и Италии.

    §45 пересказ.

    Презентация

    Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

    Формирование мотивации к обучению и познанию

    Планирование последовательности действий

    Планирование последовательности действий

    Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

    Организация и планирование работы в группе

    Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия

    Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

    Завоевание Римом Италии

    53

    Устройство Римской республики.

    1

    §46 пересказ. Составить план пересказа.

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007

    Формирование активной позиции в учебной деятельности

    Организация самоконтроля и самооценивания

    Овладение средствами решения коммуникативных задач

    Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

    Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.




    54

    Карфаген - преграда на пути к Сицилии.

    Вторая война Рима с Карфагеном.

    1

    §47 составить опорный конспект

    Презентация,

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2007

    Характеризовать цели и поступки Ганибала

    Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

    Анализировать ответы одноклассников

    Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

    55

    Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.

    1

    §48 Подготовить пересказ с использованием иллюстраций параграфа.

    «Атлас Древнего мира», ЗАО «Новый диск», 2005

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

    Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

    Работать с картой в процессе изучения событий.

    Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

    56

    Рабство в Древнем Риме.

    1

    §49 пересказ. Ответить на вопрос №3

    Проект

    «Рабство в Риме»

    Составление плана и последовательности действий

    Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

    Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

    Тема 13. Гражданские войны в Риме.


    57

    Земельный закон братьев Гракхов.

    1

    §50 пересказ

    Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

    Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

    Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

    58

    Восстание Спартака.

    1

    §51 пересказ. Подготовить развернутый ответ на вопрос №2 на с.238

    Презентация

    Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

    Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

    Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

    Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

    59

    Единовластие Цезаря.

    1

    §52 пересказ. Подготовить сообщение о Юлии Цезаре

    Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

    Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

    Умение работать в группе

    Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

    60

    Установление империи.

    1

    §53 пересказ.

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

    Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

    Организация и планирование работы в группе

    Формирование умений работать с исторической картой.

    Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.

    4 ч.


    61

    Соседи Римской империи.

    1

    §54 Составить план пересказа.

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2011

    Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

    Умение составлять простой план

    Обмениваться в группе результатами поиска

    Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

    62

    Рим при императоре Нероне.

    1

    §55 Пересказ. Подготовить сообщении об императоре Нейроне.

    Презентация

    Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

    Планирование и организация деятельности

    Планирование учебных действий

    Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

    63

    Первые христиане и их учение.

    Расцвет Римской империи во II в.

    1

    §56 пересказ,

    §57 подготовить сообщение о бетоне, арке, амфитеатре.

    Проект

    «Религиозные

    верования

    римлян»

    Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

    Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

    Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

    Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

    Умение слушать и вступать в диалог

    Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

    Постановка и решение проблем.

    64

    «Вечный город» во времена империи и его жители.

    1

    §58 пересказ Подготовить реферат о Колизее, Пантеоне, цирке (по выбору)

    Развитие эстетического сознания

    Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

    Анализировать ответы одноклассников

    Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме

    Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

    2ч.


    65

    Римская империя при Константине

    Взятие Рима варварами.

    §59,

    §60

    Презентация

    Атлас. Древний мир. 5 класс, М., 2012

    Умение выражать и отстаивать свою позицию

    Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

    Осознание уча-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

    Организация самоконтроля и самооценивания

    Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

    Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

    66

    Семь чудес света.


    Проектная

    деят-ть

    «Культура Древней

    Греции и

    Рима»

    Умение выражать и отстаивать свою позицию

    Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

    Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач проекта

    67

    Повторение

    Тестирование по теме «Древний Рим»

    2ч.

    Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

    Осознание учащимися качества и уровня усвоения

    Планирование учебных действий

    Рефлексия способов и условий действия

    68

    Итоговая контрольная

    работа по курсу.

    1ч.

    Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

    Осознание учащимися качества и уровня усвоения

    Планирование учебных действий

    Рефлексия способов и условий действияОписание учебно-методического и материально-технического обеспечения ОП.


Учебно-методический комплект

Содержание раздела программы по истории Древнего мира последовательно отражено в учебнике «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой.

УМК по истории Древнего мира составляют:

• Раздел рабочей программы «История Древнего мира».

  • Учебник «История Древнего мира» для 5 класса ав­торов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М: Просвещение, 2012.

  • Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.: В 2 вып. - М.: Просвещение, 2009.

  • Годер Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл. - М.: Просвещение, 2009.

  • Максимов Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. К учебнику «История Древнего мира» для 5 класса авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкой. - М., 2010.

  • Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учрежде­ний/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М., 2008».

Настенные исторические карты

  1. Древние государства мира.

  2. Рост территории государств в древности.

  3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

  4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. - III в. н. э.).

  5. Древняя Греция (до середины Vb. до н. э.).

  6. Древняя Греция (Vb. до н.э.).

  7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

  8. Древняя Италия.

  9. Рост Римского государства в период республики и им­перии.

  10. Рост Римского государства в III в. до н. э. - II в. н. э.

  11. Римская республика в III-I вв. до н. э.

  12. Римская империя в I-III вв. н. э.

13.Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Картины по истории древнего мира

  1. Постройка пирамиды.

  2. Храмовое хозяйство в древнем Египте.

  3. Возвращение ассирийского войска из похода.

  4. Город Вавилон в VI в. до н.э.

  5. Восстание желтых повязок.

  6. Саламинский бой.

  7. Продажа рабов в Древней Греции.

  8. Афинская гавань Пирей.

  9. Гончарная мастерская.

  10. Афинский Акрополь.

  11. Греческий театр.

  12. Народное собрание в Афинах в V в. до н.э.

  13. На вилле римского рабовладельца.

  14. Бой гладиаторов в Колизее.

  15. Бой Спартака с Римским отрядом.

  16. Римский лагерь.

  17. Триумф римского императора.

  18. Улица в Помпеях.


Список литературы для учителя

Основная литература

  1. Агбунов М. В. Античные мифы и легенды: мифологиче­ский словарь / М. В. Агбунов. - М., 1994.

  2. Бойс М. Зороастрийцы: Верования и обычаи / М. Бойс. - СПб., 1994.

  3. Гуляев В. И. Шумер. Вавилон. Ассирия / В. И. Гуляев. - М, 2005.

  4. Ботвинник М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник, М. Б. Рабинович, К А. Стра-тановский. - М, 2008.

  5. История Востока. В 6 т. Т. 1. Восток в древности / под ред. Р. Б. Рыбакова. - М., 2002.

  6. Немировский Л. И. История Древнего мира: Античность /А. И. Немировский. - М., 2000. - Ч. 1-2.

  7. Мерри X. Наследие Сириуса. Разгадка тайн Древнего Египта / Пер. с англ. /X. Мерри. - М., 1998.

8. Целар К. Архитектура страны фараонов / К. Целар; пер.с венг. - М., 1990.

Тематическая литература

  1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. - М., 1998.

  2. Геродот. История / Геродот. - М., 1993.

  3. Древняя Греция: кн. для чтения / под ред. С. Л. Утченко. - М., 1974.

  4. Знаменитые греки и римляне. - СПб., 1993.

  5. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 1. От древних богинь до христианских святых / Под общ. ред. Ж. Дюби, М. Перро. - СПб., 2005.

  6. Карсавин Л. П. История европейской культуры: Римская империя, христианство и варвары/Л. П. Карсавин. - СПб., 2003.

  7. Колобова К. М. Как жили древние греки / К. М. Ко­лобова, Е. Л. Озерецкая. - М., 1959.

  8. Микель П. Древняя Греция / П. Микель. - М., 1999.

  9. Мифы Древней Греции. - М., 2001.

  1. НизолмД. Древняя Греция: энциклопедия для де­тей / Д. Низолм. - М., 2001.

  2. Пич С. Греки / С. Пич, Э. Миллард. - М., 1994.

  3. Свенцицкая И. С. Первые христиане и Римская импе­рия / И. С. Свенцицкая. - М., 2003.

  4. Сергеенко М. Е. Жизнь в Древнем Риме / М. Е. Сер-геенко. - СПб., 2000.

  5. Сидорина Н. К. Древняя Греция и Рим / Н. К. Сидо-рина. - М., 2001.

  6. Уколова В. И. Книга для чтения по истории Древнего мира / В. И. Уколова, Л. П. Маринович. - М., 2004.

  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме: Побеждён­ные / Ю. Б. Циркин. - СПб., 2006.

  8. Чеканова Н. В. Римская диктатура последнего века ре­спублики / Н. В. Чеканова. - СПб., 2005.

  9. ШайдДж. Религия римлян/Дж. Шайд. - М., 2006.

  10. Элиаде М. История веры и религиозных идей / М. Элиа-де. - М., 2002.

  11. Ярхо В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. Н.Ярхо. - М., 2004.

Список образовательных цифровых и Интернет-ресурсов по истории Древнего мира

Интернет -ресурсы

1. Презентации по истории Древнего мира на образовательном ресурсе «Архив учебных программ и презентаций»:

rusedu.ru/subcat 32.html

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Древний Египет, Китай, Индия, Персия, Древняя Греция.

2. Презентации по истории Древнего мира на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

school-collection.edu.ru/

На сайте можно найти информацию по следующим темам: Возникновение христианства; Гражданские войны в Риме. Юлий Цезарь; Жители Древнего Рима; Завоевание Римом Италии.

3. Прочие ресурсы по истории Древнего мира по различным темам:

• История Древнего Египта:

http: //maat.org, ru/about/lectures.shtml http: //kemet.ru

• Электронная библиотека исторических источников от вавилонских глиняных табличек до Библии с комментариями «Древняя история мира»:

http: //www, earth- history.com/

• Мировая художественная культура. Древний мир: от пер­вобытности до Рима:

mhk.spb.ru/

• Античная мифология:

mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm

• Античное христианство: http: //www, verigi .ru/?book=13 verigi.ru/?book=94 http: //www, verigi. ru/?book=71

Электронные ресурсы

СД: «Всеобщая история. 5 класс»

«История 5 класс»

«Атлас древнего мира»

«Повторение и контроль знаний. История древнего мира. 5 класс»


  1. . Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории 5 класса.

Предполагается, что в результате изучения истории в ос­новной школе учащиеся должны овладеть следующими зна­ниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей исто­рии;

  • соотносить год с веком, эрой, устанавливать последова­тельность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических со­бытий;

  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду, ориен­тироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

  • осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изо­бразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнитель­ной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ре­сурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, па­мятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источ­ника, факт историка);

  • соотносить единичные исторические факты и общие яв­ления;

  • различать причину и следствие исторических событий, явлений; \

  • выделять характерные, существенные признаки истори­ческих событий и явлений;

  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

  • излагать суждения о причинах и следствиях историче­ских событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

  • определять и объяснять (аргументировать) своё отноше­ние к наиболее значительным событиям и личностям в исто­рии и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

  • использовать знания об истории и культуре своего на­рода и других народов в общении с людьми в школе и вне­школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и куль­туры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;

  • способность анализировать графическую, статистиче­скую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;

  • способность выстраивать ответ в соответствии с задани­ем, целью (сжато, полно, выборочно).

  • способность развёрну­то излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответ­ствии с возрастными возможностями;

  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации ин­формации в соответствии с целью;

  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публич­но выступать с докладом, защитой презентации;

  • способность организовывать свою деятельность и соот­носить её с целью группы, коллектива;

  • способность слышать, слушать и учитывать мнение дру­гого в процессе учебного сотрудничества;

  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различны­ми видами действий с информацией учебника и дополнитель­ными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.




















© 2010-2022