Конспект по окружающему миру на тему: Время космических полётов

Раздел История
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»



Конспект пробного урока «Окружающий мир», проведенного в 3 Г классе на тему:

«Время космических полётов»

Выполнила

студентка 3 А группы

_______ Кравченко Ю.С.

Учитель:

_________ Елисеева Н.Р.

Методист:

_______ Ванюшина Е.Е.

Оценка за урок:___________


Астрахань,2016

Урок: Окружающий мир

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3 Г

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема урока: «Время космических полётов»

Цели:

1.Сформировать представление о космосе, о первых летательных аппаратах, о первом космонавте.

2.Узнать об изобретателях первых космических кораблей и спутников.

3.Тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность.

Задачи:

- Познакомить учащихся с понятием космос, искусственный спутник.
- Формировать умение анализировать, делать выводы, формулировать мысли.

- Развивать устную речь, память, внимание, воображение. Развивать навыки работы в парах, в группах.

- Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, аргументировать её.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование:

1. Виноградова, Н. Ф., Калинова, Г. С. Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф

2. Мультимедийная презентация.



Ход урокаПрозвенел звонок.

Начался урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, зовут меня Юлия Сергеевна!

-Сегодня на уроке я желаю вам удачи и хочу, чтобы у вас все получилось.

-Повернитесь лицом к соседу и улыбнитесь друг другу.

- Здороваются с учителем, садятся на свои места.

Регулятивные:

-проявляют способность регулировать свои действия.

Личностные:

-развиваются этические чувства, доброжелательность.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Актуализация знаний

-Давайте вспомним с вами, о чем вы говорили на прошлом уроке.

- Как звучала тема?

- С кем сравнивают самолёт? И почему?

- Как назывался первый самолёт?

-Летательный аппарат, которым управляла Баба-Яга?

-Что нового вы узнали?

Теперь выполним небольшой тест.

1) Имя мифического героя, спалившего крылья о солнце.

А) Икор Б) Икар В) Икир

2) В каком году был испытан самолет, работающий на бензиновом двигателе?

А) 1903 Б) 1905 В)1906

3)Кто был изобретателем самолёта на бензиновом двигателе?

А)Братья Райт Б)Братья Гримм

В)Ефим и Мирон Черепановы

4) На борту какого летательного аппарата при первом полете находился 10-летний мальчик?

А)Воздушный шар Б)Самолёт В)Планер

5) Имя мальчика, прыгнувшего с церковной звонницы.

А)Ванька Б)Никитка В)Илюша

-А теперь обменяйтесь своими работами с соседом и проверьте правильность выполнения с помощью эталона на доске.

-Прочитайте пословицу «Без труда не выловишь и рыбку из пруда » (на слайде)

-Как вы понимаете данную пословицу?

-Кто догадался, почему эти слова сейчас прозвучали?

-С какими открытиями мы уже знакомы?

-Хотели бы узнать, какие еще открытия были сделаны в 19-20 вв.?

- Самолётостроение

- С птицей. Потому что схожее строение.

-Планер

-Ступа

-Ответы детей

Выполняют тест




Обмениваются и сверяют с эталоном

Читают

- Ничто не может быть достигнуто без усилий

-Мы изучаем раздел «Открытия человека в 19-20вв.»

- Изобретение паровоза, парохода, автомобиля и самолёта.

-Да

Познавательные:

-общеучебные умения структурировать знаний, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Логические:

-анализ, сравнение, синтез

Регулятивные:

-контроль и оценка прогнозирования

Подведение к теме урока

-Ребята отгадайте загадку.

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?

-Верно!

-Рассмотрите рисунки на слайде. Что объединяет все эти предметы? (На рисунках изображены самолёт, вертолёт, ракета).

-Какой из них самый быстрый?

Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут Вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.

По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.

-Где живут эти планеты?

-Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

-А какая цель урока?

-Сегодня на уроке мы узнаем, когда совершился космический полет и кто первооткрыватель космических пространств.

-Что поможет нам в поиске информации?





-Космонавт

-Это воздушный транспорт.

-Ракета





-В космосе

-Время космических полётов

- Узнать больше о космосе, о его освоении жителями планеты Земля

-Учебник

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование

Познавательные:

-умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Общеучебные:

-моделирование, выбор наиболее эффективных способ решения задач

Знакомство с новым материалом.


Усвоение новых знаний и способов действия





























Работа в группах









































Физкультминутка


-Первыми животными в космосе были (мыши), беспородные собаки Дезик и Цыган: в 1951 году они совершили полет на геофизической ракете в верхние слои атмосферы. Видео, включающее редкие архивные кадры, рассказывает, как это было. (Показываю видео)

-Более знаменитые Белка и Стрелка покорили космическое пространство лишь спустя 9 лет; их достижением является орбитальный космический полет. А Дезик и Цыган стали первыми в истории животными, осуществившими полет на ракете и благополучно вернувшимися обратно. Ракета поднялась на высоту около 100 км, достигнув линии Кармана (условной границы атмосферы Земли и космоса). Полет продолжался около 20 минут; контейнер с собаками благополучно приземлился в нескольких километрах от стартовой площадки.

-Так же в космос в 1957г. отправили собаку по кличке Лайка. Которая совершила четыре витка вокруг земли и, к сожалению, умерла из-за неисправности в системе терморегуляции. Однако Лайка все равно должна была погибнуть, поскольку запуск рассчитывался лишь в один конец.

- А как вы думаете, почему первыми в космос отправили животных?

- И, конечно же, известным первооткрывателем космоса стал Алексей Юрьевич Гагарин.

-А сейчас я предлагаю поработать в группах, 1ряд-1 группа, 2ряд-вторая группа и 3ряд-третья группа.

У каждой группы будет свое задание.

- Работать мы будем с учебником. Открываем учебник на с. 144.

-Первая группа читает текст и готовит ответ на следующее задание: Как назывался первый искусственный спутник земли? Когда он был запущен? Сколько весил? Что посылал из космоса? Что можно было разглядеть в ночном небе?

-Вторая группа читает текст и готовит ответ на задание: Кто преподавал в школе физику и математику и мечтал…о космических полётах? Что он создал и для чего? Чему учили книги? Что писал Циолковский?

- Третья группа читает текст и готовит ответ на задание: Кто рос в крестьянской семье? Как этого человека звали друзья? Чем интересовался и о чём мечтал? В каком году совершил полёт в космос, какое было стартовое слово, сколько он пробыл в космосе? Как страна встретила известие о полете человека в космос? (Всё это расскажите)

-Перед тем как вы начнете работать, давайте повторим правила работы в группе.

-Какие правила знаете вы?

1)Вежливо обращайтесь друг с другом.

2)Выслушивайте мнение каждого.

3)Не перебивайте говорящего.

4)Доказывайте свои версии.

5)В группе ответы даёт каждый.

6)Умеешь сам-научи другого.

- Ребята, после того, как вы обсудите и обдумаете в группе свой ответ, выберите капитана, который будет представлять вашу группу.

- Представление групп

Я хочу стать космонавтом,

(поднять руки вверх)

Надеваю я скафандр,

(присесть и постепенно вставать)

Полечу я на ракете

(соединить руки над головой)

И открою все планеты!

(обвести руками большой круг)

-У первой группы на стр. 144 представлены 2 картинки. Мы уже с вами узнали, что такое первый искусственный спутник. А что такое Луноход? Кто мне скажет?

-Луноход- любая наземная самоходная платформа, предназначенная для передвижений по поверхности Луны.

-А теперь я предлагаю посмотреть небольшой ролик о полёте А.Ю.Гагарина.

-Но не только Россия покоряла космос. Космонавты США тоже совершали космические полеты.

-Полёт космического корабля «Меркурий-Редстоун 3» стал вторым полётом человека в космос и первым - для США. В течение трёх дней перед полётом пилот Алан Шепард жил в отдельной квартире на мысе Канаверал. У него было всё необходимое для жизни: удобная кровать, телевизор, радио, газеты и, конечно, личное пространство. Космонавт был защищён от внимания любопытствующей публики, также квартира обладала определённой степенью защиты от переносчиков инфекционных заболеваний.

-Космонавту назначили строгую диету и предоставляли личного повара.

-5 мая 1961 года американский астронавт Алан Шепард совершил суборбитальный полёт до высоты 187 км пересёкший нижнюю 100-километровую границу космоса, а 20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил первый пилотируемый орбитальный полёт.

- 18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов (корабль «Восход-2») впервые вышел в открытый космос, находился за бортом «Восхода-2» около 12 минут.

Миссия была важной вехой советской лунной программы.

Для выхода в открытый космос в Научно производственное предприятие «Звезда» был создан специальный скафандр «Беркут». А сами тренировки выхода в открытый космос проводились в самолете Ту-104, где был установлен макет корабля «Восход-2» в натуральную величину.

Через некоторое время после выхода в открытый космос нашего космонавта Леонова, такой же эксперимент удалось повторить и американцам. 3 июня 1965 года американские космонавты Джеймс Макдиватт и Эдвард Уайт, стартовавшие на космическом корабле «Gemini-4», открыли люк, и Уайт вышел в космос.

- В1963 году 16 июня совершила полет первая в мире женщина-космонавт Терешкова Валентина Владимировна, где в течение 72 часов произвела около 48-ми оборотов вокруг Земли.

- Орбитальная станция (ОС) - космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околопланетной или, реже, околозвездной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений и т. п.

От искусственного спутника космическая станция отличается наличием персонала, периодически сменяемого с помощью транспортных кораблей, доставляющих на ОС сменный персонал, запасы топлива и материалов для функционирования технических систем станции, средства жизнеобеспечения экипажа, личную корреспонденцию его членов, запасные части для ремонта и модернизации самой станции, блоки оборудования для расширения её функций, материалы для проведения новых исследований и т. п. Спускаемый аппарат транспортного корабля доставляет на Землю сменённых членов экипажа и результаты проведённых исследований и наблюдений.

Ввиду высочайшей сложности и затратности создания ОС, их разрабатывали пока только СССР/Россия, США, Европа/ESA, Япония и Китай. При этом первые две страны имели полноценные ОС («Салют»-ДОС, первая в мире в 1971 г., «Алмаз»-ОПС, «Мир» в СССР и «Скайлэб» в США), а Европа и Япония - модули международной ОС (соответственно «Коламбус» и «Кибо»). Кроме того, в начале XXI века все эти, а также другие страны создали и эксплуатируют Международную космическую станция (МКС). Хотя впервые как модули в ОС «Салют» использовались тяжёлые корабли ТКС, многомодульными ОС являются «Мир» и МКС. Также, Европа и частная американская компания имели ранее ОС-модули, не отделяемые от американского «Спейс шаттла» (соответственно «Спейслэб» и «Спейсхэб»). Китай

запустил первую ОС «Тяньгун» 29 сентября 2011 года. Также планы по созданию ОС имеют Иран и частные компании. Россия также планирует создать собственную орбитальную станцию.(показываю видео)

- Со временем полёты становились всё более длительными, а в космосе стали действовать пилотируемые орбитальные станции - своеобразные космические дома, в которых космонавты, сменяя друг друга каждые несколько месяцев, живут и работают постоянно.

- Ребята, а как вы думаете какая польза обществу от полётов в космос?



-Так же существует множество планетарий. И в нашем городе он тоже есть.

- Планетарий (Астрахань) начал свою работу 6 июня 1959 года, всего через два года после запуска первого спутника Земли, положившего начала новому витку в истории человечества.
Пожалуй, это один из лучших примеров успешной популяризации науки. Здесь преподносят естественнонаучные знания в наглядной и занимательной форме. Целый ряд экскурсий и научно-познавательных программ планетария разработан специально в дополнение к тем знаниям, которые получают учащиеся в школах и университетах.

Особенным астраханский планетарий делает и его оснащение. В год открытия в числе первых его оборудовали редким для того времени аппаратом УП(универсальная палатка)-4, который удивительным образом сохранился и исправно работает до сих пор.
- Располагается астраханский планетарий в здании-ротонде на живописном берегу Лебединого озера. Построено оно было в честь четырехвековой годовщины города Астрахань, в 1958-м - за год до открытия планетария. Здание-ротонда является завершающим элементом ансамбля строений площади Ленина. Сотрудники планетария и сами астраханцы из года в год кропотливо собирали космический реквизит для оформления выставочных залов. Среди активных помощников был даже бывший член отряда космонавтов Федор Востоков.

- Планетарий назван в честь нашего земляка и героя России Валерия Токарева(заслуженный лётчик).

-Ребята, а вы были в планетарии? Что видели? Что понравилось?

- И сейчас на МКС(международной космической станции) находятся два российских космонавта Александр Скворцов и Олег Артемьев под руководством американца Стивена Свенсона.

И работы у российских космонавтов на орбите много.

Во-первых, россияне регистрируют дозы радиации в космосе, собирают данные, как она накапливается, и проводят техническое обслуживание системы обеспечения жизнедеятельности МКС.

Во-вторых, они проводят наблюдение за поверхностью Земли и ее фотосъемку. Они могут предупредить при необходимости о надвигающемся цунами. Также ведут экологическое обследование поверхности земли.

В-третьих, они проводят различные научные эксперименты. Их не то 15, не то 16. Некоторые даже назову.

а) эксперименты с невесомостью. В частности, как невесомость влияет на нервную систему человека. Да-да, эти эксперименты и не прекращались.

б) как влияет космос, микрогравитация и невесомость на различные организмы, вирусы, металлы. Даже пытаются вырастить там растения.

в) исследуют, как ведут себя в космосе (в открытом космосе) различные материалы.

г) ежедневно проводят медицинское обследование, чтобы увидеть и оценить изменения. Делают электрокардиограммы, измеряют объёма голени и массы тела.






- Дети слушают и смотрят









- Читают, находят ответ на вопрос


- Читают, находят ответ на вопрос


- Читают, находят ответ на вопрос



-Варианты детей




-Выполняют вместе с учителем



-Варианты ответов детей


-Смотрят































- Полеты в космос нужны не просто для развития чистой науки и расширения познания загадок Вселенной. Такие дальние путешествия помогают создавать необходимые и важные для всех системы, обеспечивающие комфорт и жизнедеятельность человека на Земле.











- Ответы детей

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения


Контроль и самооценка знаний и способов действия



- А теперь давайте закрепим ваши знания. Отгадайте кроссворд:

1.Аппарат, который летит в космос. (Ракета)

2. Он создал проекты будущих путешествий в космос. (Циолковский)

3.Собака, полетевшая в космос в 1957г. (Лайка)

4.Первая в мире женщина космонавт. (Терешкова)

5. Мир, вселенная. (Космос)

6. Тот, кто совершает полёты в космическое пространство. (Космонавт)

7.Первый космонавт. (Гагарин)


Регулятивные:

-контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным этапом

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывание

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании


-Итак, ребята, давайте подведём с вами итог урока. Над какой темой мы сегодня работали?

-Что было целью нашего урока?

-Достигли мы цели нашего урока?

-Кто создал проекты путешествий в космос?

- Кто из животных стал первооткрывателем космоса?

-Кто был первым космонавтом?

-Когда это произошло?

- Какое практическое значение имеет освоение космоса?

-Домашнее задание стр. 144-147 читать, пересказывать.

-Время космических полётов

- Узнать, когда совершился космический полет и кто первооткрыватель космических пространств. Да.

- К.Э. Циолковский

Мыши, собаки

-Ю.А. Гагарин

-12апреля 1961году


Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Рефлексия


Ребята, а сейчас я хочу, чтобы каждый оценил свою работу на уроке, дополнив одну из следующих фраз

Я научился …

Я смогу ….

Мне было интересно …

Мне понравилось …

- А теперь, подойдите к доске и, если вам на уроке было интересно, вы поняли сегодняшний материал и сможете рассказать его своему товарищу, то прикрепите магнитик к ракете, находящейся в космосе. Если вы не до конца поняли сегодняшний материал урока и не можете рассказать его своему товарищу, то прикрепите магнитик к взлетающей ракете. А если вам урок совсем не понравился, вам было скучно и вы ничего не поняли, прикрепите магнит к стоящей ракете.


Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли,

оценивание качества своей и общей учебной деятельности




© 2010-2022