- Преподавателю
- История
- Рабочая программа учебного предмета «История» 7 класс, составлена на основании авторских программ по истории: С. В. Агафонов, О. В. Дмитриева Программа курса «Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М. , «Русское слово », 2007 г. и Пчело
Рабочая программа учебного предмета «История» 7 класс, составлена на основании авторских программ по истории: С. В. Агафонов, О. В. Дмитриева Программа курса «Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М. , «Русское слово », 2007 г. и Пчело
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бурцева О.А. |
Дата | 10.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Вяткинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МО директор школы
Протокол № 1 от Бурцева О.А.___________
«__» _________ 2016 г. приказ № 48 от 01.09.2016 г.
Руководитель МО:
Квасова А.В. _________
Рабочая программа учебного предмета
«История»
(68 часов)
7 класс
Составитель:
Бурцева Ольга Андреевна, учитель истории и обществознания
Вяткино, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом основного общего образования по истории МО РФ 2004 года и на основании авторских программ по истории: С.В.Агафонов, О.В.Дмитриева Программа курса « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М., « Русское слово », 2007 г. и Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII в» для 6-7 классов, М., «Русское cлово», 2006 г.
Цель и задачи исторического образования
Цель курса: формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях; развитие умений по применению исторических знаний в жизни; приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
-
формирование исторического мышления учащихся;
-
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
-
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
-
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
-
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
-
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху Нового времени;
-
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
-
уделять внимание истории мировых религий - христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
-
формирование правовой культуры школьников;
-
формирование представлений о возникших в эпоху Нового времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
-
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
-
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
-
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Место учебного предмета «История»
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, но согласно учебного плана и с учетом годового учебного графика МКОУ «Вяткинская СОШ», продолжительность учебного года составляет 34 недели. Исходя из этого рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решение познавательных и проблемных заданий.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать/Понимать:
-
Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени мира и России;
-
Временные границы эпохи нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.
Уметь:
-
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
-
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
-
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
-
Оперировать историческими понятиями и датами.
-
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
-
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
-
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
-
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Основное содержание учебного курса.
История России.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV - XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Особенности экономического развития России в XVIII в. Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Расширение территории государства в XVIII в. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции.
Новая история. Конец XV - XVIII века.
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму - эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XVII - XVIII вв. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XVIII вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV - середине XVIII вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Информационно-образовательный ресурс
-
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
-
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования» (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089)
-
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, модулей МКОУ «Вяткинская СОШ», утверждена приказом № 29-а от 25.05.2016 г.
-
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Учебник - Е.В. Пчелов «История России 17-18 века» 7 класс, М., « Русское слово» 2010 г.
Учебник - О.В.Дмитриева « Всеобщая история. История нового времени. 7 класс» М., « Русское слово» 2010 г .
И.А. Ермакова «Поурочные методические рекомендации по новой истории», М. «Русское слово», 2009 г.
А.Н. Майков «История России. XVII-XVIII века. Методические рекомендации», М. «Русское слово», 2005 г.
Авторские программы:
С.В.Агафонов, О.В.Дмитриева Программа курса « Всеобщая история. История нового времени», для 7 класса М., « Русское слово », 2007 г.
Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII в» для 6-7 классов, М., «Русское cлово», 2006 г.
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
УРОЧНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ИСТОРИЯ РОССИИ (40 Ч.)
31 | Русская культура в середине XVIII века. | 1 | Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Представление структуры сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме (схема, таблица и т.п.). |
Тема №5. ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ И ПРАВЛЕНИЕ ПАВЛА I. 9 ч. | |||
32 | Император Петр III. | 1 | Составление плана-перечисления внутриполитических реформ Петра III. Оценка личности и деятельности императора. Определение причин и последствий переворота 1762 г. Представление результатов работы каждой группы. |
33 | Екатерина II - личность и эпоха. | 1 | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Актуализация знаний идей Просвещения и определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Характеристика политических взглядов императрицы на основе текста учебника и исторического источника («Наказ» Екатерины II). Формулирование вывода об особенностях просвещённого абсолютизма в России. Анализ церковной политики Екатерины II. Составление развёрнутой характеристики деятельности Уложенной комиссии |
34 | Внешняя политика при Екатерине II. | 1 | Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение целей и направлений внешней политики Екатерины II. Выявление причин русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 гг. Систематизация информации о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. в форме таблицы на основе текста учебника и данных исторической карты. Высказывание суждений о действиях русских полководцев, причинах побед русского оружия. Оценка результатов русско-турецких войн второй половины XVIII в., политики России на Кавказе. |
35 | Движение Е.И. Пугачева. | 1 | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование цели и задач учебной и познавательной деятельности. Определение причин восстания под предводительством Е.И. Пугачёва. Характеристика личности предводителя восстания на основе текстов учебника и исторических источников («Манифест» Е.И. Пугачёва крестьянам и др.). Составление и заполнение таблицы «Восстание под предводительством Е.И. Пугачёва (1773- 1775)» на основе текста учебника и данных исторической карты. Формулирование выводов о результатах и значении восстания. Поиск информации для рассказа/сообщения об отдельных эпизодах восстания Е.И. Пугачёва (в том числе материалы региональной истории) |
36 | Внутренняя политика Екатерины II. | 1 | Определение алгоритма учебной и познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами и целью. Составление развёрнутого плана-характеристики экономики российской деревни. Формулирование выводов о проблемах и характере развития сельского хозяйства в России во второй половине XVIII в. Разделение класса на группы, характеризующие промышленное развитие, торговлю, денежное обращение, транспортную систему России данного времени. Распределение функций между членами каждой группы. Составление плана работы и определение формы представления её результатов. |
37 | Правление Павла I. | 1 | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Характеристика личности Павла I. Составление развёрнутого плана-характеристики внутренней политики императора. Анализ текста исторического источника (Указ о трёхдневной барщине). Высказывание оценочных суждений о внутриполитических мероприятиях этого времени. Определение цели и задач внешней политики Павла I, оценка её результатов. Сопоставление мнений историков о личности и правлении Павла I, высказывание своей точки зрения. Формулирование обобщающего вывода по теме урока |
38 | Русская культура второй половине XVIII века. | 1 | Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Представление структуры сословных учебных учреждений в наглядно-символической форме (схема, таблица и т.п.). Актуализация знаний о теориях воспитания эпохи Просвещения и определение их влияния на педагогическую мысль в России. Составление словесного портрета «новой породы» людей. Формулирование выводов о развитии домашнего, начального и высшего образования в России. |
39 | Повторение по теме «Золотой век Екатерины Великой и правление Павла I» | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов. Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Выступления с докладами, презентациями по тематике раздела, защита проектов |
40 | Итоговое повторение за курс истории России. | 1 | Выполнение итоговых контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий. Защита проектов |
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28 ч.)
22 | Война за независимость и образование США. (28-29) | 1 | Работать с текстом учебника и дополнительными источниками. Работать со схемой государственного устройства США. |
23 | Великая французская революция. (30) | 1 | Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. Анализировать текст документа; выделять главное |
24 | Франция при диктатуре якобинцев. (31) | 1 | |
25 | Повторение по теме «Эпоха Просвещения». | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. |
Тема №3. СТРАНЫ ВОСТОКА В XVI-XVIII ВЕКАХ. 3 ч. | |||
26 | Страны ислама в XVI-XVIII веках. (32-33) | 1 | Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью Рассматривать изученные явления в развитии, обобщать полученную информацию, объяснять понятия. Анализ текста исторического источника |
27 | Индия, Китай и Япония в XVI-XVIII веках. (34) | 1 | |
28 | Итоговое повторение. | 1 | Систематизация и обобщение исторического материала. Воспроизведение информации, полученной ранее, по памяти. Объяснение значения основных понятий темы. |