Разработка урока на тему Саки - древние племена

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Видеоуроки
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племена

ТЕМА: «КАЗАХСТАН В ЭПОХУ РАННЕГО ЖЕЛЕЗА: САКСКИЕ ПЛЕМЕНА»

Тема урока: « Казахстан в эпоху раннего железа: сакские племена».

Цели урока:

- Обучающая: Обобщить знания учащихся об общественном устройстве, системе правления у
саков, о важнейших событиях из политической и культурной истории саков, об исторических личностях и их подвигах во времена войн саков за свою независимость.
- Развивающая: Способствовать развитию исторического и критического мышления, умению анализировать исторические факты, применять ранее полученные знания в нестандартной ситуации, соотносить личность и его слова о саках. Развивать умения обобщать исторические факты, анализировать и делать выводы.

- Воспитательная: Воспитать уважение к понятию государственности, к историческим и культурным памятникам, к Отчизне. Воспитать чувства патриотизма, самоотверженности ради независимости родной земли на основе примеров из героической истории саков.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Методы: словесный, наглядный, проблемный, фронтальная и индивидуальная формы организации познавательно деятельности, самостоятельная работа, учебная игра.

Вид урока: урок-игра.

Формы работы: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные связи: география, литература, русский язык.

Используемые модули:

Оборудование: Интерактивная доска, презентации Power Point, кроссворды, листы с заданиями, карточки, смайлики, изображение светофора на ватмане, жетоны для оценивания ( зелёные, жёлтые, красные), контурные карты

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно - целевой этап.

Стадия вызова

/10 минут/

Прогнозирование цели урока.

Целеполагание.

Актуализация знаний учащихся по теме:

Постановка проблемного вопроса:

Оценивание учащихся:


Стадия осмысления.

(25 минут)

  1. Рефлексия.

(10 минут)

1.1. Приветствие учителя.

1.2..Тренинг « Моё настроение» (сл.3,4)


1.3. Историю каких племён мы с вами изучали в течение 6 уроков?

1.4.Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Анахарсиса: (сл.5)

1.5.Ребята, а как вы можете сформулировать цель вашей работы на уроке?

1.6. Прослушав цели, которые высказали ученики, учитель называет цели, которые поставил учитель для учеников. ( сл.6)

1.7.Знакомит учеников с планом проведения урока-игры по повторению темы. Изученный материал учащиеся будут повторять, выполняя задания, представленные в виде разных игр.(сл.7)

1.«Чистая доска».

2. «Письма из прошлого»

3. « Четвёртый лишний».

4. «Картографы»

5. «Исторический музей»

6. « Кроссворд « Сакские племена»

1.8. Учитель задаёт вопросы по теме, для того чтобы учащиеся вспомнили о племенах эпохи железа.(сл.8)

  1. Какие племена жили на территории Казахстана в эпоху железа?

  2. Что объединяет все эти племена?

  1. Какой племенной союз был самым первым на территории Казахстана?

1.9. Учитель приводит слова Президента Казахстана Н.А. Назарбаева о связи народов, живших во времена железа: саков, уйсуней, кангюев, сарматов, тюроков и современного казахского народа. ( сл.9)

- О ком и о чём сказал Н.А. Назарбаев?

1.10. Исходя из всего вами сказанного, мы можем поставить проблемный вопрос нашего урока:

«Какую роль сыграли саки в истории нашего государства?» (сл.10)

1.11.В ходе работы учащиеся сами себя будут оценивать.

Правильный ответ- зелёная карточка, неточный или неполный ответ -жёлтая карточка, неправильный ответ- красная карточка. ( сл.11) (Приложение 6.)

2.1. Игра « Чистая доска» ( сл. 12,13)

Ребята, на доске написаны слова, имена, вопросы, связанные с саками. Необходимо дать объяснение каждому слову, пока доска не станет чистой.

Слова: время существования саков, азиатские скифы, туры с резвыми конями, массагеты, великие мужи, Кир, Дарий 1, жрецы, «как назывался общественный строй саков?», Чирик-рабад, Бабиш-Молда, цитадель, саркофаг, звериный стиль, менгиры, ратайши.

2.2. « Письма из прошлого» ( сл. 14,15,16)

Организует работу в группах.

Учитель: А теперь давайте представим, что вы- иностранные путешественники, посетившие древний Казахстан и впервые познакомившиеся с жизнью саков: с их образом жизни, материальной и духовной культурой. Прожив среди кочевников какое-то время, и получив определённые знания об их жизни, культуре, вы решили написать письмо друзьям, чтобы поделиться с ними своими наблюдениями.

Темы:

1.Общественный строй саков.
2.Занятия и жилище саков.
3. Культура саков.

Критерии для оценивания работы в группах:

  1. Художественное оформление кластера.

  2. Содержание «письма»-кластера.

  3. Презентация работы.

2.3.» Четвёртый лишний» (сл.17,18,19)

Организует работу в парах.

Учитель: ребята, сейчас вы будете работать в парах. На партах лежат листы, на которых написаны 5 рядов слов. Из 4 написанных слов надо определить лишнее слово, которое не вписывается в этот ряд и объяснить, почему вы убрали это слово.

(Приложение 2)

    1. « Кто что сказал?» ( сл.20-28)

Учитель: Ребята, что изучает наука историография?

- Какие историки писали об истории, жизни, войнах саков, известных сакских личностях?

Учитель организует работу учащихся: ученикам нужно сказать, о чём или о ком писали историки?

Цель: проверить, как ученики знают исторические личности и их труды.

    1. « Исторический музей». ( Опережающее задание. Работа с одарёнными детьми) сл. 29-52.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами посетим исторический музей. Трое ребят подготовили домашнее задание по определённой теме. Они выступят в роли экскурсоводов.

- Вы знаете, кто такой экскурсовод?

- Ребята подготовили экскурсии, которые они проведут для туристов из другой страны. В роли туристов будут все остальные ученики.

Задание: Прослушать внимательно рассказы учеников и найти по три неточности в каждой «.экскурсии».

Цель задания: обеспечить максимальное внимание учащихся и нахождение неточностей в рассказе.

1 ученик - Царица Томирис. (сл.32-37)
2 ученик - Подвиг пастуха Ширака ( сл.38-41)
3 ученик - «Золотой человек».(сл.42-52)

(Приложение 3)



    1. «Картографы» (сл. 53-55)

Цель задания: проверить знание учениками карты Казахстана и мест расселения сакских племён.

Учитель организует работу в группах.

Раздаёт контурные карты Казахстана и фламастеры.

Задание: Записать на карте сакские племена на местах их исторического проживания.

    1. Кроссворд « Сакские племена» ( сл.56-59)

Организует работу в группах.

Учитель: В завершение нашей работы мы выполним кроссворд « Сакские племена».

Цель: Закрепить полученные знания по теме.

Приложение 4

3.1.Учитель: Закончили мы повторение
В минуты сжатые века,
Какое множество событий
Впитала книжная строка. (сл.60)

3.2. Учитель вновь задаёт проблемный вопрос, поставленный в начале урока.

«Какую роль сыграли саки в истории нашего государства?» ( сл. 61)

3.3.Учитель зачитывает слова Н.А. Назарбаева. ( сл.62)

    1. Учитель: Вот и закончился наш урок-игра. Ребята, как вы думаете, выполнили ли мы цель нашего урока, которая была вами поставлена?

3.5.Рефлексия. Учитель организует рефлексию «Светофор». Объясняет, что необходимо сделать ученикам. (сл.63-64)

Зелёный -всё прекрасно, очень интересно.

Жёлтый - понравилось, но не всё было интересно.

Красный - урок не понравился, было скучно.

Приложение 5

3.6.Выставление оценок. Учитель объясняет, как определить, какую оценку получил ученик за урок. (сл.65)

«5»- больше зелёных карточек.

«4»- больше жёлтых карточек.

«3»- больше красных карточек

3.7. Учитель объясняет домашнее задание: (сл.66)

1.Написать синквейн по теме «Саки».

2. Повторить п.14,15,16, 18. Подготовиться к контрольной работе

  • Приветствие учеников.

  • При помощи смайликов показывают своё настроение:

Разработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племена (Приложение 1)

  • Отвечают, что изучали историю сакских племён.

  • Учащиеся слушают слова, которые читает учитель.

  • Учащиеся говорят возможные цели урока: повторить всё, что узнали о саках: их истории, жизни и быте, войнах и культуре.

Учащиеся сравнивают, совпали ли цели учеников и учителя.

Учащиеся внимательно слушают учителя.

  • Возможные ответы учащихся:

1.В эпоху железа на территории Казахстана жили племена саки, уйсуны, кангюи, сарматы, гунны.

2. Все эти племена достигли уровня государственности. Они вели кочевой образ жизни, они делали орудия труда из железа, у них появилось неравенство, были предками казахов.

3. Первыми племенами в эпоху раннего железа были саки.

Возможные ответы учащихся:

Н.А. Назарбаев говорит о саках, гуннах и о казахах, которые унаследовали историю, культуру этих народов. Казахский народ -это потомки племён эпохи железа.

В конце урока учащиеся должны будут дать ответ на проблемный вопрос.

На партах у учеников находятся жетоны разных цветов, которыми ученики будут сами себя оценивать в ходе выполнения заданий, а также друг друга.

Фронтальная работа.

Учащиеся читают по очереди написанные слова, вопросы и отвечают, пока доска не станет чистой. Ученики должны дать полные ответы. (Самооценивание ответов, берут соответствующий их ответу жетон)

Работа в группах.

Класс делится на три группы( для деления используются цветные карточки). Каждая группа выбирает по жребию тему своего письма. В течение 5 минут команды составляют кластер по теме. ( Знакомство с памяткой о составлении кластера)

После окончания работы один ученик(спикер) от каждой группы представляет кластер.

Группы оценивают работу друг друга. Учащиеся высказывают своё мнение.

Работа в парах.

Учащиеся работают в парах. Читают слова и обсуждают, какое слово не вписывается в этот логический ряд слов.

После выполнения задания учащиеся проверяют себя сами, сверяясь с текстом на слайде. ( Самооценивание: каждый правильный ответ- один зелёный жетон)

Возможные ответы учащихся:

  • Это наука, которая занимается исследованиями в области истории.

  • Геродот, Ктесий, Полиэн, Страбон, Арриан, Помпей Трог, Акишев.

  • Ученики смотрят на экран, читают имя историка и говорят правильный ответ. После ответа проверяют, правильно ли они ответили. Читают надписи на слайдах. (Самооценивание)

Индивидуальная работа с одарёнными детьми и самостоятельная работа учащихся.

  • Ответ учеников: Экскурсовод- человек, который проводит экскурсии.

  • Ученики-экскурсоводы рассказывают по своей теме, используя слайды презентации.( картины)

  • Ученики-туристы внимательно слушают, рассматривают слайды и находят «умышленно допущенные экскурсоводами» неточности и по ходу рассказа записывают в тетрадь.

  • После каждого рассказа экскурсовода учащиеся проверяют выполнение задания. ( сл.37,41,52)

( Самооценивание : каждый правильный ответ- зелёный жетон)

Работа в группах.

Класс делится на 3 группы. ( Новое деление на группы: воины, жрецы, общинники)

  • Учащиеся работают в группах, обсуждают задание и записывают на карте племена. (Взаимопроверка выполнения задания. Группы меняются картами и проверяют, как выполнила задание группа . сл.55. Самооценивание.)

Работа в группах.

-Класс делится на две одинаковые по численности группы по желанию учеников.

-Группы получают кроссворды и в течение 5 минут сообща решают его.

-Проверка выполнения задания . ( сл.59)

Ответы учащихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

- Они были предками казахов.

- Оставили культурные памятники, курганы, города.

- На примере саков боролись многие личности за независимость страны.

- Создали самобытную, знаменитую во всём мире культуру.

-Оставили глубокий след в мировой истории.

-«Золотой человек»- символ Казахстана.

- Учащиеся дают ответы на вопрос учителя. ( Мы повторили всё о сакских племенах, их истории, культуре, войнах.)
-Учащиеся показывают при помощи карточек своё отношение к уроку.

-Каждый ученик берёт карточку того цвета, которая покажет, насколько им понравился урок, и прикрепляют её на нужный цвет светофора. ( Макет светофора на ватмане и карточки зелёного, жёлтого и красного цветов)

- Учащиеся подсчитывают свои карточки и выставляют себе оценки согласно критериям оценивания.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1.

Разработка урока на тему Саки - древние племенаРазработка урока на тему Саки - древние племена


Приложение 2.

1.Воины, жрецы, ремесленники, общинники.

2. Геродот, Страбон, Птолемей, Прииск.

3. Шиликты, Иссык, Чирик-Рабад, Бесшатыр.

4. Дарий, Кир, Македонский, Модэ.

5. Томирис, Аттила, Зарина, Спаргапис.

Приложение 5

Приложение 6.


Приложение 3. ( Выделенные слова- неточности, которые учащиеся должны узнать и назвать правильный вариант)

Царица Томирис.

В 540 году до н.э на земли саков вторглись персидские войска во главе с царём Киром. Во главе саков тогда стояла царица исседонов Томирис. Кир хотел склонить в покорность саков и отправил послов. Однако Томирис не стала вести с Киром переговоры. Она дала возможность персам переправиться через Сырдарью, так как считала, что ей легче будет воевать на своей земле. Кир, переправившись, разбил лагерь. На следующий день он применил хитрую уловку- притворившись испуганным, покинул лагерь. А в лагере он оставил вино и всё, что нужно для пира. Томирис послала своего сына Спитамена в лагерь персов. Молодой юноша, который никогда не участвовал в бою, стал пировать. Ночью вернулся Кир, напал на беспомощных саков и перебил их. Потеряв единственного сына, Томирис решила отомстить персам. Она заманила его в ущелье, устроив там засаду. Было уничтожено 200 тысяч персов вместе с самим царём. Не остался ни один человек, который бы сообщил персам о таком страшном поражении. Царица приказала бросить отрезанную голову Кира в бурдюк, наполненный человеческой кровью, и такими словами осудила его жестокость: « Насыться же теперь кровью, которой ты всегда жаждал и которой никогда не мог насытиться»

Подвиг пастуха Ширака.

В 530 году до н.э. персы вновь вторглись на земли саков во главе с Дарием 2. Об этом походе написано в Бехистунской надписи царя. Борьбу саков возглавил вождь Спаргапис, однако он потерпел поражение. И тогда саки решили действовать хитростью. Молодой воин Ширак порезал себя ножом и перебежал к персам. Ширак рассказал, что его обидели сакские вожди. Представившись обиженным, он сказал, что готов помочь персам. Ширак завёл войска персов в безводную пустыню, где большинство персов погибло от жажды. Поняв, что Ширак их обманул, персы казнили его. Герой перед смертью сказал, что защитил свой народ от захватчиков и не жалеет о собственной смерти. Имя отважного воина стало легендой. Персы вынуждены были уйти с земли саков.

«Золотой человек»

Среди всех сакских памятников наиболее известны Иссыкские курганы. Они расположены в 50 км от города Туркестан. Здесь найдено более 40 курганов. Самый знаменитый - Иссыкский курган. Он был сооружён в 8 веке до н.э. Погребение сложено из тянь-шаньской ели прямоугольником и похоже на маленький домик. Сверху погребение покрыто полотном, украшенным золотыми заклёпками. На нём лежали останки молодого человека, одетого в роскошный наряд, при полном вооружении. В захоронении было обнаружено 5 тыс. золотых бляшек и пластинок в виде фигурок лошади, барса, горного козла, птиц. Все золотые изделя сделаны в «Зверином стиле». Была найдена серебряная чаша с надписью из 26 знаков. Учёные пока не расшифровали её. Однако учёный-археолог Акишев считает, что это является доказательством того, что сакам была известна письменность. Молодой человек, захороненный в Иссыкском кургане - это царевич 17-18 лет. Возможно он был убит в сражении. Его одежда напоминает сверкающий при солнечном и лунном свете чешуйчатый панцирь.В настоящее время «Золотой человек» находится в музее в Астане. Он возвышается на барсе в памятнике Независимости в Алматы. Крылатые кони с головного убора воина изображены на гербе Казахстана. «Золотой человек» - визитная карточка Казахстана.Разработка урока на тему Саки - древние племена

Приложение 4 . Кроссворд « Сакские племена»

По горизонтали:

  1. Государство, против которого персы воевали в союзе с саками. ( Египет)

  2. Царь, совершивший поход в сакские земли в 30-х годах IV в. до н.э.(Македонский)

  3. Заморские саки.( парадарайа)

  4. Саки, носившие остроконечные шапки.(тиграхауда)

По вертикали:

  1. Сын царицы Томирис.(Спаргапис)

  2. Сакская царица.(Томирис)

  3. Народ, с которым воевали саки.(персы)

  4. Саки, варившие напиток хаома.(Хаомаварга)

  5. Персидский царь, совершивший поход против саков в 530 г. до н.э.(Кир)

  6. Персидский царь, совершивший поход против саков в 519-518 гг. до н.э.(Дарий)

  7. Город в Средней Азии, завоёванный Александром Македонским.(Самарканд)

  8. Сакский воин-герой.(Ширак)












Викторина «Знатоки истории», посвященная Дню Независимости Республики Казахстан

6 класс

Цель: Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое, настоящее и светлое будущее народов Казахстана; закрепление знаний по истории Казахстана; развитие речи учащихся; расширить и систематизировать знания учащихся о своем государстве; правильно ориентировать учащихся в вопросах об истории государства.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, фотоаппарат

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, уважаемые учителя и ученики!
Летопись современного Казахстана начинается 16 декабря 1991 года. В этот день Казахстан объявил себя Независимым суверенным государством. 22 года тому назад, обретя свою независимость, Казахстан открыл новую веху в своей истории: окреп, достиг больших результатов в своем развитии.
Сегодняшнее наше открытое мероприятие, Независимости Республики Казахстан, называется «Викторина Знатоки истории»
(Слайд 2)
Ведущий:
Смотрю на небо голубое
Там высоко парит орел
Восходит солнце золотое
Над птицей, будто ореол
До боли мне знакомо это
Виденье сквозь пики гор,
Осталось лишь добавить с боку
Национальный наш узор

Герб и флаг наш гордый
Народу государством дан
Пусть всегда хранит свободу
Наш суверенный Казахстан!
(Слайд 3)
Ведущий:
Игра состоит из 5 - ти конкурсов:

  1. Приветствие команд

  2. Конкурс знатоков

  3. Домашнее задание «В поисках неизведанного»

  4. Мудрость и красноречие

  5. Узнай историческое лицо

В игре участвует 2 команды.
Команда _________________
Команда ________________
А оценивать команды будет наше доброе жюри, в составе:
_____________________________________________________________________________________________________


Первый конкурс - конкурс Приветствие. Команды должны себя представить. Максимальный бал за приветствие 10 баллов. Для начала проведем жеребевку и выясним какая команда будет выступать первым во всех конкурсах. Капитаны команд сделайте свой выбор.
(Слайд 4-6)
Итак, команда ______________________ будут выступать первыми.
На сцену приглашается команда __________________.
Вторая команда ________________________.

Приветствие команд

Ведущий:
(Слайд 18)
«Степная земля бесконечна, как время…» Это слова древнего просветителя Казтуган жырау. Действительно, широка и просторна казахстанская земля. От гор Алтая до песков Атырау и Мангыстау, от многоводного Иртыша до широкого Каспия раскинулась Великая степь! Десять часов понадобиться быстрому «Боингу - 707» или «Ту - 154» чтобы пролететь ее с востока на запад. Пять Франции, почти вся территория Европы легко поместиться на этой земле. Сегодня на этой земле живут народы, представители разных национальностей, но они именуют себя казахстанцами.
Второй конкурс - «Конкурс Знатоков».
(Слайд 20-36)
Правила конкурса:

  1. В игре участвуют 2 команды

  2. Отвечает команда, участники которой первыми подняли руку после вопроса ведущего. Руку нельзя поднимать до завершение вопроса, это будет считаться фальстартом. В этом случае команда теряет право на ответ.

  3. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее цене вопроса число баллов.

  4. Выбор делает команда, которая ответила на вопрос. Если же обе команды не отвечают на вопрос, права выбора вопроса идет по очередности.

Вопросы:5

10

15

20

Символика

Что символизирует изображенный на гербе шанырак?
(дружбу)

Дата принятия последнего гимна РК
(6 января 2006 г)

Назовите дату принятия закона о государственных символах РК
(4 июня 1992г)

Авторы гимна и герба РК?
(слова-Н.Назарбаева, Ж.Нажимединова, музыка-Ш.Калдаякова, герб-Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков)

Государственные праздники

Когда празднуется День Независимости РК?
(16 декабря)

Какой праздник мы отмечаем 30 автгуста (День Конституци)

Какой праздник отмечается 7 мая? (День Батыра
Или День защитников Отечества)

С каким астрономическим явлением связано празднование Наурыза?
(День весеннего равноденствия 22 марта)

Знаменательные даты истории

В каком году и какого числа была принята Конституция РК?
(30 августа 1995 г)

Что означает дата - 16 декабря 1991 г.? (был подписан конситуционный закон РК «О государственной независимости РК»)

В каком году выпустили национальную валюту - тенге? (1993г 15 ноября)

Когда был избран первый президент РК? (декабрь 1991 г.)

Независимый Казахстан

Назовите дату рождения независимого Казахстана?
(16 декабря 1991г)

Основной закон нашего государства? (Конституция)

Кто является верховным главнокомандующим РК?
(президент Н.Назарбаев)

Когда и где состоялся саммит ОБСЕ в РК?
(1-2 декабря 2010г.)

(Слайд 37)
Ведущий:
Над нами, как орёл, витает
Свободы горделивый дух.
Народов дружбу означает
Надёжное сплетенье рук.
В сплетенье рук - наше единство.
За Казахстан стоим горой.
На казахстанскую свободу
Не посягнёт никто чужой.
Мы независимыми стали
И строим новый Казахстан.
Открылись новые пред нами дали,
И от других не отстаём мы стран.
Мы независимыми в век вступили новый,
Не сковывают наших рук оковы,
И к новой жизни нас ведёт наш Президент.
Переходим к третьему конкурсу - Домашнее задание «В поисках неизведанного». Командам была дана домашнее задание. На сцену приглашается команды.
Команда ___________________приготовила вопросы на тему
«Мавзолей Ходжа Ахмет Яссави».
Команда ___________________приготовила вопросы на тему
«Мавзолей Айшабиби».
Выступление ребят.

(Слайд 40)

Ведущий
Посмотри мой жолдас, посмотри,
В чистом пламени ясной зари,
Перед хозяевами сполна
Все богатства раскрыла страна!
Каратау дает свинец,
Кокшетау гонит овец.
Тянет за золотом руки Алтай,
Медь обильно дает Карсакпай.
Белый хлопок дарит Чимкент,
Предлагает руно Жаркент,
Золотые, как в сказке хлеба,
Для народа растит Актобе…
Дни и ночи грузит поезда,
Черным золотом Караганда.
В Эмбе вышки гордо стоят,
И кипит нефтяной водопад.
В Кызылординской степи зреет рис,
В Алатау сады поднялись,
А в садах слаще сна и мечты,
Спеют яблоки Алма-Аты.
Все, что щедро цветет и поет,
Это наше - твое и мое!

(Слайд 42)

Четвертый конкурс - конкурс «Мудрость и красноречие»
Команды состязаются в знании пословиц, поговорок, изречений великих казахских деятелей на тему «Отан жэне ел». Каждая команда по очереди называют одну пословицу на казахском языке. Повторятся нельзя. Это будет продолжаться до тех пор, пока одна из команд не остановиться. Дается 10 секунд для обдумывания. Побеждает команда, которая называет больше всего пословиц и поговорок. Этот конкурс оценивается 50 баллов, т.е. победитель получает 50 баллов, а проигравшие 25 баллов. Начинает команда_____________

Выступление ребят

(Слайд 43)

Ведущий:
Суверенный Казахстан - унитарное государство с президентской формой правления. По площади территории в 2 млн. 724,3 тыс.км. занимает 6,1% территории Азии и входит в десятку крупнейших стран мира.
Казахстан - страна, расположенная в самом центре Евразийского материка, с богатыми природными ресурсами и огромным экономическим потенциалом.
2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН и сегодня признан более чем 120 государствами мира, более чем с 70 государствами поддерживает дипломатические отношения.
Казахстан - земля древней цивилизации, с удивительной и неповторимой историей, где в переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли могущественные империи и государства.
В этот период Казахстан сумел сохранить гражданский мир в стране. Независимый Казахстан - многонациональное государство, на территории которого проживает около 100 национальностей.
Казахстан вошел в новое тысячелетие не просто самостоятельным, а сильным государством.

(Слайд 44-51)
Пятый конкурс - конкурс «Узнай историческое лицо».
Участвуют обе команды. Сначала отвечает команда, которая выбрала вопрос. У команды есть одна подсказка. Каждый правильный ответ оценивается в 20 баллов. Если же команда воспользоалась подсказкой цена за ответ снижается в 10 баллов. А если команда не отвечает на вопрос у команды соперников есть возможность ответить и получить баллы. На обдумывания вопроса командам дается 10 секунд.
Начнем:
1) Над нивой востоковедения
Учёный и путешественник, обогативший мировую науку открытием и изучением неведомых ранее земель, родился в 1835 году. Правнук хана Абылая, выходец из казахской знати «ак суйек» - «белой кости», его мусульманское имя было Мухаммед - Ханафия, получил начальное мусульманское образование и по окончании Омского кадетского корпуса начал службу офицером по особым поручениям при омском генерал-губернаторе. Кто это? (Чокан Валиханов)

2) У истоков современной казахской живописи

Один из первых художников-казахов, посвятивший свою жизнь профессиональному занятию живописью в традициях европейского изобразительного искусства, родился в 1904 году в ауле Чижин (ныне Алматинская область). С 1912 по 1927 год работал пастухом и на досуге занимался резьбой по камню. В 1925 году впервые начинает рисовать. Сохранившиеся ранние работы относятся к 1927 году. Первым в республике был удостоен звания народного художника Казахской ССР. Работы мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока в Москве, Государственном музее искусств Казахстана и других музеях. Кто это? (Абылхан Кастеев)

3) Знай, потомок, дорогу я для тебя творил…

Основоположник казахской письменной литературы, выдающийся поэт, писатель, общественный деятель, родился 29 июля (10 августа) 1845 года в горах Шынгыстау Семипалатинской области в знатной семье. Он ввёл в казахскую литературу целый поток новых образов, форм, идей и сюжетов, приобщив свой народ к общемировой культуре. Особое место в его творчестве занимает произведение, известное под названием «Слова назидания». Оно состоит из 45 кратких притч, в которых поднимаются проблемы истории, педагогики, морали. Кто это? (Абай Кунанбаев)

4) Веяние музыки

При рождении ему дали имя Жамшид, но называли его по - другому. Отца звали Анапия, но прозвище было «родимое пятно на ноге», которое прилепилось ему на всю жизнь. Уже в юношеские годы он начал сочинять свои первые песни. Когда ему было 26 лет он написал свою первую нашумевшую песню «Мой Казахстан». Эту песню многие называли "Маршем целинников". В дни декабрьских событий 1986 г. он эту песню пел вместе с молодежью на площади. Эту песню сегодня знает каждый гражданин Республики Казахстан. Он является автором многих лирических песен «Черные очи», «В лодке», «Белый сокол мой», «А? бантик», «А? ма?дайлым».
Выдающийся композитор, исполнитель народных песен, поэт, заслуженный деятель культуры Казахстана, один из основоположников современной казахской эстрады, лауреат государственных премий и наград. Кто это? (Шамши Калдаяков)

5) Лидер нации

Он родился 6 июля 1940 года в Алматинской области. Он с детства знал свою родословную до двенадцатого колена: Абиш, Назарбай, Салакбай, Едил, Кенбаба, Мырзатай, Айдар, Кошек, Карасай, Алтынай, Тохтар, Ескожа. Его жена инженер-экономист. В настоящее время возглавляет Международный детский благотворительный фонд «Б?бек». У него статус «Лидера нации». (Н.Назарбаев)
6) Сабалак
Он был ханом Среднего жуза. В пятом колене его предком является Есим-хан.Его настоящее имя - Абилмансур, но его называли по боевому кличу в честь деда, прозванного за неодолимую храбрость и ярость в бою. В 13 лет потерял отца, убитого во время нашествия хана Джунгарии Цэван Рабдана. Ещё в молодости он был прозван мудрым, и получил прозвание «Арруах» (Сабалак) (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений. Он сел на трон в 25 лет. Кто это? (Абылай хан)

Ведущий:
Моя любовь, моя Отчизна,
Мой край, мой светлый дух земной!
Мой Казахстан - сбоводный, чистый,
Цвети под солнцем и луной!

На этом все конкурсы завершены. Уважаемое жюри просим Вас подвести итог игры и определить команду победителя.

Выступление жюри

Награждение победителей.






История Казахстана 5-6 класс. Интеллектуально- познавательная игра " Знатоки истории Казахстана».

Цель. Обобщить закрепить знания учащихся об истории Казахстана.
Задачи. 1. Развивать познавательную и самостоятельную деятельность учащихся.
2. Воспитывать чувство патриотизма.
3.Прививать интерес к родной стране.
Участники: ученики 5-6 класса.
Оборудование: карточки, кроссворды, макеты юрт, лук, стрелы, карта Казахстана, и т.д

ХОД ИГРЫ.

Ведущий:
- Сегодняшнее мероприятие мне бы хотелось начать словами Н. Назарбаева из книги «В потоке историй»: « Почему мы изучаем историю и придаем ей особое значение? Потому, что гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: Кем были вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра? Потому, что каждый гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Потому, что каждый гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».
Есть страна, где предки и потомки
В разных измерениях живут.
Ход времен часы не остановят,
Ту страну «Историей зовут».
-Предлагаю интеллектуально -познавательную игру. Она поможет приобрести или закрепить ваши знания. Условия игры таковы: создаются 3 команды, которые становятся хозяевами «Красной юрты», «Синей юрты», «Зеленой юрты». Вспомним, что летом на джайлау аул часто совершал небольшие перекочевки. И мы, играющие, посетим эти стоянки, на которых нас ждут конкурсы и задания. Каждая команда выбирает себе вождя, и в путь! (под музыку «Кара-Жор га»).

I. Стоянка - «Первобытно общинная»
А) Кто быстрей ответит?
1) Наиболее благоприятные места для расселения человека в Казахстане…
2) Первый человеческий коллектив назывался…
3) Занятия древнейших людей…
4) Первые орудия древних людей…
Б) Охота ( учащимся предлагается, используя стрелу, попасть в кружочек на доске, на обратной стороне которого написано слово, его нужно объяснить. Например: посуда, жилище, религия, огонь и т. д.)

II. Стоянка - «Событий и дат»
А) Карточки.
Каждая команда вытягивает карточку и рассказывает о событии, связанном с этой датой. Например. 1218г. 1723г. 1731г.
Б) Кто быстрей ответит на тест ( раздается для каждой команды).
1. История - это наука, изучающая прошлое и настоящее.
Да Нет
2. Казахстан много национальная страна.
Да Нет
3. Родина - это место, где человек родился.
Да Нет
4. Карта - это книга, где много интересных рассказов.
Да Нет
5. Аттила был правителем гуннов.
Да Нет
6. «Золотой человек» найден в Алматинской области
Да Нет

III. Стоянка - «Блиц- турнир».
Для команды «Синяя юрта»
1.Праздник весны…
2.Верх юрты…
3.Самое выносливое животное…
4.Отец истории…
5.Сколько поколений должны чтить казахи…

Для команды «Красная юрта»:
1.Самый распространенный музыкальный инструмент…
2.Сводчатая жердь юрты…
3.Отличительный знак рода…
4.Наука, изучающая монеты…
5.Айтыс-это…

Для команды «Зеленая юрта"
1.Животное для кочевки…
2.Решетчатые стены юрты…
3.Столица Казахстана…
4.Наука, изучающая вещественные источники…
5.Век- это…

IV. Стоянка - «Угадай имя». Никто не вечен в мире все уйдет, но вечно имя доброе живет. Ввек не умрет оставит нам на свете после себя мосты, стихи, мечети.
(детям зачитывается фраза о великих людях, после ответа показывается портрет.)

V. Стоянка - «Традиции, игры, пословицы народа Казахстана».
--У казахского народа также, как и русского, имеется много однотипных пословиц. Я вам зачитываю казахскую пословицу, а вы называете аналогичную по смыслу русскую.
А) Если друг твой - человек плохой, это значит - ты сам такой. (Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.)
Б) Двум людям можно потесниться, и третий может поместиться. (В тесноте, да не в обиде.)
В) Хоть ты друга нового найдешь, старый друг по- прежнему хорош. (Старый друг лучше новых двух)
Г) Саранчи бояться - хлеба не есть. (Волка бояться в лес не ходить)
Д) От дурного жеребца табуну покоя нет. (От дурной головы ногам покоя нет)
Е) Дело покоряется тому, кто его любит. (Дело мастера боится)


Данное мероприятие поможет классному руководителю в проведении классного часа по теме: "История возникновения казахстанской денежной валюты - тенге ".

Внеклассное мероприятие «Деньги. Деньги? Деньги!»

Цель: - ознакомление учащихся с историей возникновения казахстанской денежной валюты

Задачи: - формировать навыки финансовой грамотности и культуры экономического мышления

- развивать кругозор знаний об историческом развитии суверенного Казахстана

- воспитывать чувство патриотизма к своей Родине, уважения к денежной валюте страныХод мероприятияI. Организационный момент

1. Приветствие учителя и участников игры.

2. Постановка целей и задач мероприятия.

- Здравствуйте, уважаемые учителя, гости, и, конечно же, участники нашего сегодняшнего мероприятия!

Как вы знаете, в Казахстане приближается знаменательная дата - 25-летие Независимости Республики Казахстан. И в рамках празднования данного юбилея по всему Казахстану проходит акция «25 знаменательных вершин Независимости». Сегодняшний день посвящен нашей национальной валюте - тенге. И вашему вниманию я предлагаю Вам всем посмотреть игру-соревнование «Деньги. Деньги? Деньги!». Командам предстоит пройти 5 конкурсов, где они смогут проявить все свои творческие, познавательные способности.

II. Основная часть

- Итак, первый конкурс - «
Приветствие». Команды должны представить название своей команды, эмблему и девиз. Максимальное количество баллов - 100, минимальное количество баллов - 50 баллов.

(Выступление команд)

- Думаю, многоуважаемое жюри, поможет вам определить, кто же вырвался вперед в этом конкурсе.

(Выступление жюри)

- Следующий конкурс - «
Викторина - Мал золотник, да дорог». Каждой команде будет задано по 6 вопросов. За один правильный ответ - 10 баллов.

Вопросы для первой команды:

1. Основной закон Республики Казахстан? Конституция

2. Столица Республики Казахстан? Астана

3. Что празднуют в Казахстане 16 декабря? День Независимости

4. В каком году столица Казахстана получила название Астана? В 1998 году

5. Дата избрания Н. Назарбаева Президентом Республики Казахстан? 1 декабря 1991 г

6. Кто из казахстанских летчиков-космонавтов первый совершил полет в космос?Тохтар Аубакиров

Вопросы для второй команды:

1. Сколько областей в Казахстане? 14

2. Денежная единица в Казахстане? Тенге

3. Что празднуют в Казахстане 30 августа? День Конституции

4. Год переноса столицы в Акмолу? 1997

5. Первый Президент Республики Казахстан? Н. Назарбаев

6. Численность населения Республики Казахстан? 16 млн. человек

- Уважаемое жюри, скажите нам, пожалуйста, результаты этого конкурса.

(Выступление жюри)

- Следующий конкурс -
«Стихотворно-музыкальная пауза «Вовремя копейка, дороже рубля». Команды должны исполнить стихи, частушки или песню о деньгах.

(Выступление учащихся)

- Как выступили участники, мы узнаем по оценкам нашего жюри. Пожалуйста, ваше слово.

(Выступление жюри)

- Следующий конкурс - «
Касса «Денежка без ног, весь свет обойдет». В этом конкурсе нашим участникам будут заданы вопросы по разным предметам: всемирная история, литература, география, физкультура и спорт, финансовая грамотность. Каждая команда будет отвечать по-очереди.

Всемирная история. Литература. География. Физкультура

и спорт. Финансовая грамотность.

20 20 20 20 20

30 30 30 30 30

40 40 40 40 40

50 50 50 50 50

Вопросы по новейшей истории:

(20) - Назовите дату обретения независимости Республикой Казахстан?

(16 декабря 1991 год)

(30) - В каком году был принят основной закон Республики Казахстан?

(30 августа 1995 год)

(40) - Одно из достопримечательностей Астаны? (Байтерек)

(50) - Какое событие мирового масштаба прошло в декабре месяце 2010 года?

(Саммит ОБСЕ)

Вопросы по литературе:

(20) - Великий поэт-просветитель. Родоначальник новой письменности казахской литературы, мыслитель, композитор. Назовите фамилию и имя этого человека?

(Абай Кунанбаев)

(30) - выдающийся педагог-просветитель, писатель, этнограф, общественный деятель. Он написал два учебных пособия - «Киргизская хрестоматия» и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку». О ком идет речь?

(Ыбырай Алтынсарин)

(40) - В общественно-политической жизни в начале XX века активно участвует видный представитель казахской литературы. За открытую критику антинациональной политики царизма в июле 1909 году он был заключен в Семипалатинскую тюрьму. О ком идет речь?

(Ахмет Байтурсынов)

(50) - Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки. В сокровищнице музыкального народного творчества сохранилось более 60 кюев этого композитора. О ком идет речь?

(Курмангазы Сагырбайулы)

Вопросы по географии:

(20) - Какое место в мире по площади занимает Казахстан? (9)

(30) - В каком политико-географическом регионе находится Казахстан?

(Центральная Азия)

(40) - Сколько представителей национальностей и этносов проживает на территории Казахстана? 130

(50) - Город-миллионер по населению в Республике Казахстан? Алматы

Вопросы по физкультуре и спорту:

(20) - Грандиозное спортивное событие, которое прошло в феврале месяце 2011 года? (7 зимние Азиатские игры)

(30) - Сколько медалей завоевали наши спортсмены? (70)

(40) - Какое имя носил талисман 7-зимних Азиатских игр? (Ирби)

(50) - Сколько золотых медалей завоевали казахстанские спортсмены на 7-зимних Азиатских играх? (32)

Вопросы по финансовой грамотности:

(20) - В каком году в году в Казахстане появилась национальная валюта?

(15 ноября 1993 год)

(30) - Функция денег, когда деньги соизмеряют стоимость различных товаров и услуг? (Мера стоимости)

(40) - В какой стране появились первые бумажные деньги? (Китай)

(50) - Непосредственный обмен одного товара на другой - это? (Бартер)

- Итак, остался заключительный конкурс - Домашнее задание. Нашим участникам было дано задание, показать инсценировку литературных произведений, где говорится о деньгах. Давайте посмотрим, что у них получилось.

(Выступления команд)

- Уважаемое жюри, скажите нам, кто набрал наибольшее количество баллов, и кто является победителем нашей игры.

(Выступление команд)

III. Заключительная часть

1. Награждение победителей.

- Уважаемые учащиеся, учителя разрешите поздравить вас с наступающим праздником нашей страны - Днем Независимости. Пожелать вам успехов в учебе и в работе, а также пожелать дальнейшего процветания нашему государству. А закончить я хочу наше мероприятие следующей поговоркой - Дружба дороже денег.



© 2010-2022