- Преподавателю
- История
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ курса РОДНЫЕ ИСТОКИ 6 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ курса РОДНЫЕ ИСТОКИ 6 класс
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скателова Е.Ф. |
Дата | 26.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ
«РОДНЫЕ ИСТОКИ» 6 кл.
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Родные истоки» предназначена для обучающихся 6 класса, разработана на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 с изменениями от 29.12.14г. № 164
2.Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденной приказом № 78 от 30.08.16.
Занятия внеурочной деятельности осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. СанПиНа 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях» (постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от29.12.10г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.-03. 11г.,
регистрационный № 19993)
3.Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 учебный год .
Приказ № 77 от 30.08.16г.
4. Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 уч. год.
Приказ № 81 от 30.08.16.
Актуальность программы заключается в том, что в последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.
В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Необходимость программы курса «Родные истоки» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.
Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос.
Программа курса «Родные истоки» по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.
Цели программы:
• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;
• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;
• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;
• воспитывать патриотизм.
Образовательные задачи:
• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
• овладение начальными навыками исследовательской работы;
• овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);
Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;
Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);
Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения
Программа курса «Родные истоки» разработана на 35 часов и предусматривает занятия в объеме 1 час в неделю
Курс ведется в 6 классе первый год, занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Формы организации занятий
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий в классе, работы детей в группах, парах, индивидуально, работа с привлечением родителей, посещение музея, библиотеки, беседы, викторины, проектную деятельность. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ , интервьюирование старожилов села, представителей различных профессий, родителей.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
-
вести устный диалог на заданную тему;
-
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
-
участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;
• с географией: работа с картами.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. История родного края (11 часов)
Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.
Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом - школа с ближайшими окрестностями - село; город - район - область. Родной край - часть России, частица мира.
История села. История школы. Ветераны педагогического труда, мои учителя, , мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего села
Продукт: рассказ об учителе/выпускнике
Раздел II. Музей. Экскурсионная работа (7 часов)
Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии). Посещение музея.
Продукт: экскурсия
Раздел III. Домашний музей (6 часов)
Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.
Продукт: генеалогическое дерево своей семьи
Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
Продукт: выставка фотографий «Моя семья»
Раздел IV. Вахта Памяти (10 часов)
Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка - труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.
Продукт: оформление страниц альбома «Время выбрало нас»
Итоговое занятие. Представление работ и их защита (1час)
Раздел 3. Тематическое планированиеПрактическая работа репродуктивного и творческого характера
Рассказ о моем селе
2-3
Виды источников изучения родного края
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
4-5
Топонимика родного края
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Рассказ о названии села, улиц
6-7
История села
2
Практическая работа творческого характера
Летопись моего села, «Улицы моего села»
8-9
История школы. Ветераны педагогического труда. Учителя школы. Выпускники нашей школы.
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике
10-11
Выдающиеся люди нашего села, поселения
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Подготовка презентации «И вечно имя доброе живет»
Раздел II. Музей . Экскурсионная работа
7
12
Музей как сохранение культуры народа
1
Лекция с элементами беседы
Картинная галерея
13
Культура поведения в музее
1
Свод правил поведения в музее
14-15
Виды сбора информации
2
Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе
Опрос населения, анкетирование
16
Что такое экскурсия?
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Беседа, подготовка вопросов к собеседнику
17
Правила проведения экскурсии в музее
1
Практическая работа творческого характера
Составление своих правил поведения в музее
18
«Я поведу тебя в музей…»
1
Посещение музея
эссе, рисунки
Раздел III. Домашний музей
6
19-20
Моя семья
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Моя родословная
21
Я расскажу о своей семье
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Проект
22
Семейный фотоальбом
1
Малая конференция
Исследование,
правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.
23
История одной фотографии
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи
24
Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Письмо потомкам
Раздел IV. Вахта Памяти
10
25
Книга Памяти
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны
26-27
Жители села в годы Великой Отечественной войны
2
Малая конференция
Исследователь ская работа
28
Урок мужества
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Сценарий урока мужества
29
Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны
1
Практическая работа творческого характера
Оформление страницы «Жить, что бы помнить»
30-31
«Детство, опаленное войной»
2
Написание творческой работы
Интервьюирование жителей села. Оформление страниц о тружениках тыла
32
Моя бабушка/дедушка - труженик тыла
1
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Оформление страниц о тружениках тыла
33-34
«Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты)
2
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Исследователь ская работа.
оформление страниц альбома «Время выбрало нас»
35
Итоговый урок
1
Малая конференция
Представление работ
Используемый УМК:
1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).
3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования
4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.
5. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.
6. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.
7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.
8. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.
Раздел 4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;
-ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;
• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;
• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку - участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
• оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;
• высказывать своё суждение о проведенных беседах;
• участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;
• соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.
Планируемые результаты при освоении программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся смогут:
-
объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
-
называть достопримечательности края;
-
ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
-
анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
-
создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стенгазеты с помощью взрослых или самостоятельно;
-
вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.