РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ курса РОДНЫЕ ИСТОКИ 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ

«РОДНЫЕ ИСТОКИ» 6 кл.

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Родные истоки» предназначена для обучающихся 6 класса, разработана на основе :
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10г. №1897 с изменениями от 29.12.14г. № 164
2.Основной образовательной программы ООО МБОУ «Доманичская ООШ», утвержденной приказом № 78 от 30.08.16.


Занятия внеурочной деятельности осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. СанПиНа 2.4.2.2821 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в образовательных учреждениях» (постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от29.12.10г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.-03. 11г.,
регистрационный № 19993)
3.Учебного плана МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 учебный год .
Приказ № 77 от 30.08.16г.
4. Календарного учебного графика МБОУ «Доманичская ООШ» на 2016-2017 уч. год.
Приказ № 81 от 30.08.16.









Актуальность программы заключается в том, что в последнее время возрос всеобщий интерес к истории родного края, своим корням. В целях воспитания молодого поколения настоящими патриотами своей страны, очень важно приобщать их к прошлой и современной жизни своей малой Родины, активизировать работу школьников по изучению родного края.

В рамках реализации ФГОС ООО предлагается программа внеурочной деятельности, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной. Необходимость программы курса «Родные истоки» вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, привлекательными и престижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляется непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и младшим поколениями.

Без знания истоков родного края невозможно нравственное и культурное развитие человека, поэтому краеведение в школе играет важную роль. Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос.
Программа курса «Родные истоки» по духовно-нравственному направлению призвана помочь учителю расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.
Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к людям, живущим рядом. Собирая сведения о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления внеурочной деятельности - изучение истории родного края.

Цели программы:

• сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала;

• расширить и углубить знания учащихся о родном крае;

• формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ;

• воспитывать патриотизм.

Образовательные задачи:

• ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

• овладение начальными навыками исследовательской работы;

• овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

- воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Учебно-познавательная компетенции - умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые редакторы, презентации);

Формирование информационной компетенции - владение навыками работы с различными источниками информации - книгами, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять современные информационные технологии;

Формирование коммуникативной компетенции - владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, устное сообщение, уметь задать вопрос и пр.);

Формирование компетенции личностного совершенствования - освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование культуры мышления и поведения

Программа курса «Родные истоки» разработана на 35 часов и предусматривает занятия в объеме 1 час в неделю
Курс ведется в 6 классе первый год, занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей учащихся. Каждый раздел программы дополняет следующий и является логическим продолжением предыдущего. Полученный и обработанный материал будет применяться для дальнейшей работы в исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Формы организации занятий

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий в классе, работы детей в группах, парах, индивидуально, работа с привлечением родителей, посещение музея, библиотеки, беседы, викторины, проектную деятельность. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ , интервьюирование старожилов села, представителей различных профессий, родителей.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;

  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

  • участвовать в работе конференций, чтений.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; определять цель исследования, овладевать методикой сбора и оформления найденного материала; владеть научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы - опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ;

• с географией: работа с картами.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. История родного края (11 часов)

Краеведение как наука о родном крае. Понятие краеведение. Цели, задачи. Предмет исследования. Направления краеведения: историческое, географические, биологическое, литературное и др.

Что такое свой край, своя местность, ближняя (малая) Родина? Карта своей местности (области, района, села). Основные населенные пункты района. Знаменитые места. Границы края, их условность и подвижность: родной дом - школа с ближайшими окрестностями - село; город - район - область. Родной край - часть России, частица мира.

История села. История школы. Ветераны педагогического труда, мои учителя, , мои родители-выпускники школы. Выдающиеся люди нашего села
Продукт: рассказ об учителе/выпускнике

Раздел II. Музей. Экскурсионная работа (7 часов)

Музей как сохранение культуры народа. Культура поведения в музее. Виды сбора информации. Что такое экскурсия? Правила проведения экскурсии в музее. «Я поведу тебя в музей…» (проведение тематической экскурсии). Посещение музея.

Продукт: экскурсия

Раздел III. Домашний музей (6 часов)

Понятие генеалогическое древо. Схема генеалогического дерева. Примеры родословных известных людей.

Продукт: генеалогическое дерево своей семьи

Моя семья в истории села. Я расскажу о своей семье. Семейный фотоальбом. История одной фотографии. Семейные традиции, реликвии. Любимые занятия в семье детей и взрослых. Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»

Продукт: выставка фотографий «Моя семья»

Раздел IV. Вахта Памяти (10 часов)

Книга Памяти. Жители села в годы Великой Отечественной войны. Урок мужества. Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны. «Детство, опаленное войной». Моя бабушка/дедушка - труженик тыла. «Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты). Экскурсия к памятнику павших во время Великой Отечественной войны.

Продукт: оформление страниц альбома «Время выбрало нас»

Итоговое занятие. Представление работ и их защита (1час)

Раздел 3. Тематическое планированиеПрактическая работа репродуктивного и творческого характера

Рассказ о моем селе

2-3

Виды источников изучения родного края

2



Практическая работа репродуктивного и творческого характера

4-5

Топонимика родного края

2


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Рассказ о названии села, улиц

6-7

История села

2


Практическая работа творческого характера

Летопись моего села, «Улицы моего села»

8-9

История школы. Ветераны педагогического труда. Учителя школы. Выпускники нашей школы.

2


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Летопись школы, рассказ об учителе, выпускнике

10-11

Выдающиеся люди нашего села, поселения

2


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Подготовка презентации «И вечно имя доброе живет»


Раздел II. Музей . Экскурсионная работа

7




12

Музей как сохранение культуры народа

1


Лекция с элементами беседы

Картинная галерея

13

Культура поведения в музее

1


Свод правил поведения в музее

14-15

Виды сбора информации

2


Практическая работа в библиотеке, в компьютерном классе

Опрос населения, анкетирование

16

Что такое экскурсия?

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Беседа, подготовка вопросов к собеседнику

17

Правила проведения экскурсии в музее

1


Практическая работа творческого характера

Составление своих правил поведения в музее

18

«Я поведу тебя в музей…»

1


Посещение музея

эссе, рисунки


Раздел III. Домашний музей

6




19-20

Моя семья

2


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Моя родословная

21

Я расскажу о своей семье



Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Проект

22

Семейный фотоальбом

1


Малая конференция

Исследование,

правила хранения фотографий, семейных реликвий: орденов, медалей и др.

23

История одной фотографии

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Рассказ по фотографии, находка особой фотографии, по которой можно рассказать об истории своей семьи

24

Фотоконкурс/ коллаж «Мой мир»

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Письмо потомкам


Раздел IV. Вахта Памяти

10




25

Книга Памяти

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Бессмертный полк, Виртуальная Книга Памяти по увековечиванию имен всех солдат Великой Отечественной войны

26-27

Жители села в годы Великой Отечественной войны

2


Малая конференция

Исследователь ская работа

28

Урок мужества

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Сценарий урока мужества

29

Мой дедушка - ветеран Великой Отечественной войны

1


Практическая работа творческого характера

Оформление страницы «Жить, что бы помнить»

30-31

«Детство, опаленное войной»

2


Написание творческой работы

Интервьюирование жителей села. Оформление страниц о тружениках тыла

32

Моя бабушка/дедушка - труженик тыла

1


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Оформление страниц о тружениках тыла

33-34

«Мои земляки на защите Отечества» (участники локальных войн, воины - интернационалисты)

2


Практическая работа репродуктивного и творческого характера

Исследователь ская работа.

оформление страниц альбома «Время выбрало нас»

35

Итоговый урок

1


Малая конференция

Представление работ

Используемый УМК:

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.

2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

3. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011.

5. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

6. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007.

7. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005.

8. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987.

Раздел 4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса

Личностные результаты

Учащийся должен обладать:
-ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде;
-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, творческой деятельности;
-ценностными ориентирами, основанными на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, родному краю; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку - участвовать в беседе о собранном краеведческом материале, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

• оценивать поведение экскурсовода во время ведения экскурсии, формировать свою этическую позицию;

• высказывать своё суждение о проведенных беседах;

• участвовать в конкурсах краеведов и музееведов;

• соблюдать правила общения и поведения в школе, музее, библиотеке, дома и т. д.

Планируемые результаты при освоении программы внеурочной деятельности.

Обучающиеся смогут:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;

  • называть достопримечательности края;

  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи, стенгазеты с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.



© 2010-2022