Разработка урока Гуситское движение

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме:

«Гуситское движение в Чехии»

Ознакомление учащихся с ролью личности в истории, ходом гуситских войн, их итогами и историческим значением

Задачи

Образовательные

совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими источниками

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, интерес и уважение к истории других стран, содействовать формированию таких

нравственных качеств, как верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество

Цель урока: Ознакомление учащихся с ролью личности в истории, ходом гуситских войн, их итогами и историческим значением

УУД

ЛичностныеУУД: нравственно-этическая ориентация, эмпатийное оценивание усваиваемого содержания, умение

выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные УУД: целеполагание, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще

нужно усвоить корректировать свои действия, оценивать то, что усвоено.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение

монологической формой речи, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД: самостоятельно выдвигать познавательные цели, формулировать тему урока, выделять

необходимую информацию

общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого

высказывания;

логические - анализ информации, установление причинно-следственных связей

Планируемые

результаты

Предметные:

Знать - основные события гуситского движения, роль Яна Гуса в возникновении движения, итоги движения, объяснять

причины движения, значение личности в историческом событии

Уметь - искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях

прошлого, определять и аргументировать своё отношение к ней.

Личностные: самооценка, понимание причин успеха или неуспеха, следование нравственным нормам.

Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, умение создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать

индивидуально и в группах

Основные понятия

Гуситы, табориты, умеренные, сословная монархия

Межпредметные

Обществознание «Что такое общество? Общественное движение»

Задачи: Образовательные

- Способствовать формированию исторической картины мира и целостного мировоззрения учащихся:

- сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения, национального и католической церкви (осмыслить единство трех сторон)

- выявить причины недовольства чешского народа

- показать учащимся роль Яна Гуса в истории Чехии

- познакомить учащихся с причинами и основными событиями гуситского движения

- рассмотреть итоги и значение гуситского движения

Развивающие: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими источниками

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, интерес и уважение к истории других стран, содействовать формированию таких нравственных качеств, как верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество

ЛичностныеУУД: нравственно-этическая ориентация, эмпатийное оценивание усваиваемого содержания, умение выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные УУД: целеполагание, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить корректировать свои действия, оценивать то, что усвоено.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД: самостоятельно выдвигать познавательные цели, формулировать тему урока, выделять необходимую информацию

общеучебные - поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

логические - анализ информации, установление причинно-следственных связей

Оборудование: карта "Чехия в XIV веке", раздаточный материал, проектор, презентация к

уроку, видеоматериал.

Формы работы. Фронтальная, групповая.

Основные понятия: гуситы, табориты, умеренные, сословная монархия

Используемые технологии на уроке: (элементы различных технологий: деятельностный метод, критического мышления, игровой, ИКТ, здоровьесберегающей).

«Великий христианин ищет правду, говорит

правду, защищает правду до смерти»

Ян Гус



Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация и мотивационная часть

Учитель проводит «Интеллектуальную разминку», задает вопросы:

- что такое феодальная раздробленность?

- что такое сословие?

- что такое централизованное государство?

- что такое инквизиция?

- что такое индульгенция?

- сеньор?

- вассал?

- сословная монархия.

-Вспомните, когда появилось государство? (в 10 веке, оно вышло из Великоморавской державы)

- В состав какой империи входила Чехия? (Священной Римской империи)

- Это славянское государство, а к какой ветви славян относились чехи? (западные)

- Столица Чехии - город …?

Прогулка по Праге.

Учитель рассказывает о культурном и экономическом подъеме Чехии в 15 веке.

О современной Чехии ( слайд презентации), о ее достопримечательностях, о том, как она живет сегодня. Далее предлагается окунуться в историю этой страны, узнать, а что было раньше, какие события происходили в этой стране. Данную тему целесообразно рассмотреть по обобщенному плану изучения восстания.

2. Основная часть: учащимся раздается материал - тексты с заданиями на листах. Класс делится на группы, можно по два человека. В течение определенного времени ребята готовят задание (максимум 5 минут). Идет обсуждение в группах, затем обсуждение в классе. На доске записан обобщенный план изучения.

Учитель предлагает учащимся прочитать изречение Конфуция. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется разбоем и расточительством, а основой для знатных являются незнатные» и ответить на вопросы:

- Можно ли на основе этого высказывания предположить, что не все люди в Чехии были счастливы? Кто мог быть недоволен? .

- какие у вас есть версии?

Ответы учащихся.

Учитель

- Если были недовольные люди, что мы можем предположить об их действиях?

- О чем же пойдет речь на уроке? (о восстании, выступлении, войне, движении)

Учащиеся. Формулируют тему урока и записывают. «Гуситское движение в Чехии»

Ставят цели - узнать причины движения, ход, итоги. Высказываются о том, что им знакомо и что надо узнать. Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала:

- почему войны названы «гуситскими»;

- кто с кем воевал (какие группы населения);

-какие события, например, сражения, происходили;

- какие личности;

- каковы итоги

-войн и т.д.

На основе высказываний учащихся составляется план изучения темы:

А) Причины гуситских войн.

Б) Жизнь Яна Гуса.

В) Основные события.

Г) Итоги и значение гуситских войн.

Изучение нового материала

1. Жизнь и смерть Яна Гуса

Учащиеся (в малых группах работают с учебником и дополнительной литературой) Знакомятся с фактами из жизни Яна Гуса по историческому источнику.

Жизнь и смерть Яна Гуса. В начале XV века небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пламенные проповеди профессора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415).

Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. Он возмущался торговлей церковными должностями в Риме, продажей индульгенций в Чехии и называл папу главным мошенником. «Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытя¬нуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать после этого, что он хитрее и злее вора?» - говорил Гус.

От критики духовенства Гус перешел к требованиям реформы - переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить плату за обряды, а богослужение проводить на родном языке. Гус сам разработал грамматику чешского языка. В Чехии должна быть своя церковь подчиненная не папе, а королю. Против папы надо применить силу. «Настает, братья, ныне время войны и меча», - утверждал Гус.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где про¬должал выступать перед крестьянами.

Тогда папа римский вызвал Гуса на церковный собор, заседавший на юге Германии в городе Констанце. Хотя император дал Гусу охранную грамоту, Гус понимал, что ему грозит гибель, и написал завещание. Он все же решил поехать на собор, чтобы отстоять свои взгляды.

В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре. Он мужественно встретил мучительную казнь.

Познакомьтесь с отрывками из речей Яна Гуса и определите против кого они были направлены.

...Наступила тишина. Тогда Гус начал говорить следующее:

"Я не могу отречься ни от одного положения, написанного мною или проповеданного. Если отрекусь от истины, как я буду смотреть в глаза народу, которого я учил говорить правду.

Все были столь разгорячены, что ломали столы. Во время этого шума Гус мог бы удалиться, если бы захотел. Он, однако возвратился в свою тюрьму. Когда в храме никого уже не было, противники Гуса хватились его. Войдя в тюрьму, они нашли Гуса стоящим на коленях и усердно молящимся. Стражи не заперли даже дверей тюрьмы и любовались благородством души Гуса.

Ответьте на вопросы:

  1. Определите главные темы в выступлениях Яна Гуса. (против богатства церкви и засилья немцев)

  2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу? (Богатства церкви, продажа индульгенций, ограбление народа.)

  3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен был управлять чехами? (Управлять чехами должны чехи.)

Вывод:

- Ян Гус был п а т р и о т о м и горячо любил свою родину. Призывал к борьбе против засилья чужеземцев. Он осуждал феодальный гнет, выступал против церковных порядков.

-Духовенство и немецкие феодалы решили погубить смелого чешского патриота. Архиепископ Пражский отлучил Яна Гуса от церкви. Но число единомышленников Гуса продолжало расти. Тогда папа вызвал его на съезд высшего духовенства христианской церкви церковный собор который заседал на юге Германии в городе Констанце. ему прислали охранную грамоту, в которой обещали полную безопасность.

Сделайте вывод: против чего были направлены идеи Яна Гуса

Вывод: Идеи Яна Гуса были направлены против богатства церкви и засилья немцев.

? Смог ли Ян Гус поступить против совести и своих убеждений?

Он не отрекся от своих взглядов и остался верен им.

2.Причины гуситских войн.

Учащиеся работают с текстом учебника (стр. 203) и дополнительной литературой, отвечают на вопросы и делают вывод.

Начало вооруженной борьбы. Гуситы. Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами.

В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких богачей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чешские феодалы) захватывали церковные земли.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Учитель- Как вы считаете, смерть Яна Гуса была воспринята спокойно?

Вывод: о том, что возникновение движения - это последствие казни Гуса

Записывают: 1419 г - начало гуситского движения.

Учитель. Конечно, нет, люди стали собираться, уходить в горы и слушать

последователей Гуса, которые называли себя гуситами. (Записать: гуситы -

последователи Яна Гуса).

3.Основные события.

Самостоятельная работа по учебнику:Стр. 199 - 201 - Крестовые походы против гуситов

- Кто организовал поход против гуситов? ( папа)

- Из кого состояло войско крестоносцев? ( из немецких феодалов, рыцари и наёмники из других стран)

- Когда начался этот крестовый поход? ( в 1420 г.)

- Как вели себя крестоносцы? ( грабили и убивали)

- Чем закончился этот поход?

Учитель.

Рассказ про народное войско.

- В чем же секрет побед гуситов? С крестоносцами боролось народное войско. У таборитов была рыцарская кавалерия, но основную часть их войска составляла пехота. Воины были вооружены цепами, коса­ми, пиками, топорами, палками с железными наконечниками. Табориты стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачивали» их цепами.

С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки, которые перевозили на повозках, используя их на открытой местности. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро сооружали замкнутые ограждения из крестьянских возов, которые скрепляли цепями и досками. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и оружие. Возы ставили плотно один к другому. Почти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось.

Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство. После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко вглубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины - бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

Работа по карте учащихся.

Вопросы:

- Какие населенные пункты стали центрами гуситского движения? (Прага, Жатец, Пльзень, Табор.)

- На какие территории были осуществлены походы таборитов? (На территорию королевств Польши, Венгрии, Германии, Австрии.)

Разработка урока Гуситское движение

Учитель:

Гуситы в течение 15 лет успешно отбивали все атаки крестоносных армий.

Папа и император предприняли против гуситов пять походов. Но они закончились бесславно для крестоносцев.

  • В чем же секрет побед гуситов над крестоносцами?

Главным организатором и руководителем гуситских войск был разорившийся рыцарь, опытный воин Ян Жижка.

о Яне Жижке

Вскоре Жижка был ранен в голову и ослеп, но продолжал командовать народной армией. Глазами Жижки были его помощники; они сообщали ему о расположении и движении войск. Нередко, лишь заслышав боевые песни гуситов и грохот их повозок, рыцари в панике разбегались. «Страшным слепцом» называли Жижку враги и боялись одного его имени.

Народные воины любили своего полководца. Когда Жижка умер, они стали называть себя «сиротами». Чешский народ сохранил светлую память о своем герое: именем Жижки названы многие местности в Чехии.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. И когда папа признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

  • Чем же закончилось гуситское движение?

В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их.

Вывод: Несмотря на это, благодаря новым приемам боя, необычным видам оружия, умелым действиям Яна Жижки гуситы одержали 5 побед. И только предательство умеренных помогло крестоносцам сломить гуситов.

Несмотря на поражение, гуситы смогли добиться значительных результатов.

Значение: Гуситское революционное движение сыграло большую роль в судьбе Чехии и всей Европы. Национально-освободительная борьба Чехии стала воодушевляющим примером для народов Европы, страдавших от иноземной власти и агрессии. Передовые идеи гуситов способствовали подъему борьбы народных масс против феодального движения.

Итоги гуситского движения:

  1. Утверждение гуситской церкви (у части населения)

  2. Утрата церковью части земель и богатств

  3. Временное ослабление феодального гнета

  4. Из городов было изгнано немецкое население, Чехия превратилась в почти однонациональное государство.

Закрепление материала.

Фактологический диктант

- Как назывались последователи Яна Гуса?

- В каком году Гус был сожжен?

- В каком году вспыхнуло восстание в Праге?

- Как называлось течение более решительных восставших?

- В каком году восставшие потерпели поражение?

- У какого города состоялась битва?

Рефлексия

  • Что нового сегодня мы узнали на уроке?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке? (смайлики с улыбкой и грустные)

Домашнее задание: п. 22, Написать мини-сочинение: Какова роль Яна Гуса в гуситском движении?


11

© 2010-2022