Рабочая программа по истории 7 класс

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа



/Макогонова Л. И./


30. 08. 2013 г.

Утверждаю

Директор ОУ

/Коржов Е. И./

_______________

31. 08. 2013г.







Рабочая программа по учебному предмету

история

класс - 7а, 7б, 7в

Количество часов в год - 70

Учитель- Антошкина Ю.В.























Петропавловка, 2013

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса истории для 7-х классов составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  • Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений

  • Авторской программы Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл. - М.: Просвещение 2010.-128 с.

  • Авторской программы курса А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл. - М.: Просвещение 2010.-128 с.

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне и соответствует Образовательной программе школы. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и авторской программой учебного курса.

Программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю.

Программа составлена с учётом познавательных интересов учащихся 7-х классов, учебно-материальной базы МКОУ Петропавловской СОШ.

Цели и задачи:

- выстроить адекватное представление о периодизации Нового времени, о встречи миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарождении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пути развития общества перед революционным; о причинах революции и о реформах как альтернативном пути развития общества; о новой социальной структуре общества и его движении к реформам как средству разрешения противоречий.

- должны научиться общим принципам и решениям познавательных проблем, методам исторического анализа; приобрести устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре;

- анализировать конкретные научные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

- научиться самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

- уметь анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных точек зрения;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Место учебного предмета в Федеральном базисном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в том числе в VI по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 2 часа для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Структура курса традиционная, включает в себя раздельные курсы Истории России конец XVI - XVIII век ( 41 ч.) и Новая история 1500 - 1800 гг. ( 27 ч.). Курсы Истории России конец XVI - XVIII век и Новой Истории изучаются последовательно.





Содержание учебной программы


 полугодие.

История России конец XV-XV века.


Глава 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв.(5ч.)

Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Кризис власти. Борис Годунов. Экономические трудности. Народные выступления.

Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Выступления Ивана Болотникова. Лжедмитрий II. Вторжение Польши и Швеции.

Окончание Смутного времени. Семибоярщина. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.

Глава 2. Россия в XVII веке.(12 ч.)

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Сельское хозяйство. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Города и торговля. Ярмарки.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Местное управление. Законы. Земские соборы. Боярская Дума. Приказы. Соборное Уложение 1649 г. Начало становления абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Никон и его реформы. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666-1667 гг.

Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины к России. Русско-польская война 1953-1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676-1681 гг. Крымские походы.

Образование и культура в XVII веке. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести. Зодчество. Архитектура. Шатровый стиль. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.

Глава 3. Россия при Петре I.(10ч.)

Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Семион Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина и В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр 1. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Начало правления Петра. Великое посольство.

Северная война 1700-1721 гг. Северная война 1700-1721 гг. «Нарвская конфузия». Реорганизация армии. Полтавская битва. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир.

Реформы Петра 1. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления. Утверждение абсолютизма. Значение петровских преобразований.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Ремесленное производство. Денежная реформа. Налоговая реформа. Торговля. Подушная подать. Развитие путей сообщения. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных выступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. Распространение просвещения, научных знаний. Развитие техники. Архитектура. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Значение культурного наследия Петровской эпохи.


Глава 4. Россия в 1725-1762 гг.(3ч.)

Дворцовые перевороты. Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Екатерина I. Петр II. Анна Иоанновна. Иван Антонович. Елизавета Петровна. Петр III.

Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Расширение привилегий дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества. Экономическая политика. Рост мануфактурного производства.

Внешняя политика России в 1725-1762 годах. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1735-1739 гг. Русско-шведская война 1741-1742 гг. Россия в Семилетней войне 1756-1762 гг. Итоги внешней политики.

Глава 5. Россия в 1762-1801 гг.(12ч.)

Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики. Политика просвещенного абсолютизма. Уложенная комиссия. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 70-90-е гг. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы борьбы. Расправа с восставшими. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Начало разложения феодально- крепостнической системы. Сельское хозяйство. Вольное экономическое общество. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство, торгово-промышленные компании. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суворов. Ф. Ф. Ушаков. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Война со Швецией. Политика «вооруженного нейтралитета».

Россия при Павле I. Внутренняя политика Павла I. Изменение порядка престолонаследия. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Репрессивная политика. Внешняя политика Павла I.

Россия при Павле I. Развитие образования. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Московского университета (1745 г.). Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Академические экспедиции. Освоение Русской Америки. Развитие техники.

Художественная культура. Литература. Драматургия. Русские просветители. Русский сентиментализм. Театр. Ф. Г. Волков. Музыка. Русская народная музыка. Изобразительное искусство. Историческая живопись. Зарождение русской скульптуры. Архитектура. Барокко. Русский классицизм.

Быт и обычаи. Перемены в жизни крестьян и горожан: жилище, одежда, питание, досуг, обычаи.

Итоговый урок. Особенности развития России и мира.


 полугодие.

Новая история. Конец XV-XVIII в. (31 ч.)


Введение (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

Глава I. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. (11ч.)

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток.

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны.

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма. Первые утопии. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.. Развитие новой науки в XVI-XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной.

Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Крестьянская война в Германии: причины, основные события, значение. Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации.

Королевская власть и Реформация в Англии. Англиканская церковь. Укрепление могущества Англии при Елизавете I. Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции.

Глава II. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях) (7 ч.)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Начало освободи­тельной войны. Рождение республики.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии - создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVI - XVIII вв. Тридцатилетняя война - первая общеевропей­ская война. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство - война за династические ин­тересы и за владение колониями. Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

Глава III. Эпоха просвещения. Время преобразований. (6 ч. )

Просветители XVIII в.- наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся буржуазии.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Сатира на пороки современного общества в произведениях Д. Свифта. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искусство.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и североамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Аграрная революция в Англии. Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройство и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоззрение колонистов, отношения с индейцами.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Историческое значение образования Соединенных Штатов Америки.

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-экономического и политического развития. 14 июля 1789 г.- начало революции.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглашение республики. Якобинский клуб. Суд над королем и казнь Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской диктатуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Государственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление консульства.


Глава IV. Традиционные общества в раннее Новое время ( 5 ч. )

Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бесправие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения.

Основные черты традиционного общества: государство - верховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регламентация государством жизни подданных. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Создание империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика реформ. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: политическая отстраненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сёгунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.








Календарно-тематическое планирование


История России XVI-XVIII вв.


XVI - XVIIвв.

1




2

Внутренняя политика Бориса Годунова.

1




3

Внешняя политика Б. Годунова.

1




4

Смута.

1




5

Окончание Смутного времени.

1





Глава 2.

Россия в XV веке.



12




6

Новые явления в экономике.

1




7

Основные сословия российского общества.

1




8

Политическое развитие страны.

1




9

Власть и церковь.

1




10

Церковный раскол.

1




11

Народные движения.

1




12

Восстание Степана Разина.

1




13

Внешняя политика Михаила Федоровича.

1




14

Внешняя политика Алексея Михайловича.

1




15

Образование и культура в XV веке.

1




16

Сословный быт. Обычаи и нравы.

1




17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XV веке.»

1





Глава 3.

Россия при Петре.



10




18

Предпосылки петровских преобразований.

1




19

Петр . Россия на рубеже веков.

1




20

Внешняя политика Петра I.

1




21

Северная война.

1




22

Реформы Петра .

1




23

Экономика России в первой четверти XV века.

1




24

Народные движения первой четверти XV века.

1




25

Изменения в культуре в первой четверти XV века.

1




26

Быт в период Петровских преобразований.

1




27

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре .»

1





Глава 4.

Россия в 1725-1762 годах.



3




28

Дворцовые перевороты.

1










29

Внутренняя политика в 1725-1762 годах.

1




30

Внешняя политика в 1725-1762 годах.

1





Глава 5.

Россия в 1762-1801 годах.



12




31

Екатерина II.

1




32

Внутренняя политика Екатерины .

1




33

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва.

1




34

Экономическое развитие России во второй половине XV века.

1




34

Внешняя политика Екатерины .

1




35

Русское военное искусство.

1




36

Россия при Павле .

1




37

Внешняя политика при Павле I.

1




38

Наука и образование.

1





Художественная культура.











39

Быт и обычаи.

1




40

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725 - 1801гг.»

1




41

Итоговый урок по Истории России XVII - XVIII вв.

1
















Новая история. Конец XV-XVIII вв.


Требования к уровню знаний учащихся


В результате изучения истории в 7 классе ученик должен:

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.















Учебно - методическое обеспечение программы


  • А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история. 1500-1800. 7 класс», М., Просвещение, 2009 год.

  • История России. Конец XVI- XVIII век. 7 класс Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт. сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 447с.

  • Кочетов Н. С. Поурочные планы по учебнику А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной «Новая история. 1500 - 1800». - Волгоград: Учитель, 2006. - 109 с.

  • История России. Конец XVI- XVIII век. 7 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт. сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2009. - 319 с.

  • Рабочая тетрадь в двух частях к учебнику А. Ю. Юдовской и др. «Всеобщая история. История Нового времени. 1500 - 1800. 7 класс».

Система измерения результатов:

  • словарная работа;

  • понятийный (терминологический) диктант;

  • хронологический диктант;

  • различные виды работ с исторической картой;

  • анализ простейших исторических источников;

  • тесты;

  • творческие задания-задачи;

  • сочинение-миниатюра;

  • рефлексия по итогам самостоятельной и групповой работы, участия в ролевых, имитационных играх (как письменная, так и устная);

  • педагогическое наблюдение.

Список литературы


  1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент), 2004 год

  2. Региональный компонент ГОС основного общего и среднего (полного) общего образования Воронежской области, 2005 год

  3. Примерная программа основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений

  4. Авторская программа Юдовской А.Я., Ванюшкиной Л.М. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл. - М.: Просвещение 2010.-128 с.

  5. Авторская программа курса А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. Программы общеобразовательных учреждений. История. 5-11 кл. - М.: Просвещение 2010.-148 с.

  6. Образовательная программа школы.

  7. Учебный план школы.


© 2010-2022