- Преподавателю
- История
- Конспект урока Власть и церковь. Церковный раскол (7 класс)
Конспект урока Власть и церковь. Церковный раскол (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Савинова О.И. |
Дата | 08.02.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМА: Власть и церковь. Церковный раскол.
Цели: осветить проблемы в отношениях между церковью и государством. Выявить в ходе работы причины и последствия церковного раскола.
План:
-
Церковь после смуты
-
Патриарх Филарет
-
Церковная реформа патриарха Никона. Начало раскола.
-
Церковный собор
-
Протопоп Аввакум
-
Закрепление.
-
Домашнее задание.
Основные понятия: раскол, старообрядцы.
Важнейшие даты: 1654 - начало церковной реформы Никона.
Оборудование: карта России в XVII в.
ХОД УРОКА.
Опрос:
1. Составить генеалогическую схему «Первые Романовы» (у доски).
2. Ответить на вопросы по карточкам.
3. Развернутый ответ:
1. Какие цели преследовала политика первых Романовых.
2. Назвать вновь сформировавшиеся органы власти и охарактеризовать их функции.
А теперь переходим к изучению нового материала.
В истории нашей страны много периодов, которые являются очень поучительными. Одним из таких периодов стало время раскола. Слово «раскол» на долгие столетия сохранил ужас в сердцах людей и оставил свой след на судьбах многих семей.
Слайд «Боярыня Морозова».
Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы 17века- боярыня Морозова. Но здесь мы не видим ее в богатых одеждах и парадных санях. Художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи . С гневом обращается она к собравшимся.
Единственный, кто осмелился открыто поддержать боярыню - это юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют.
Мчатся розвальни, а за ними, едва успевая, бежит прикованная к поручням саней, сестра Морозовой княгиня Урусова, в бархатной шубе, узорчатом платке. Судьба этих женщин будет страшной-посаженные в земляную тюрьму, они умрут мучительной смертью.
Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Сурикова «Боярыня Морозова». Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Церковный раскол».
Запишите тему урока в свои тетради.
Слайд «Тема урока»
Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним с вами, что представляла собой русская православная церковь после Смутного времени.
Ученик.
Церковь после Смуты.
Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, и сам патриарх короновал его на царство.
Поляки, находившиеся в Москве в годы Смуты , не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет.
А что еще вы можете сказать о Филарете.
Слайд «Филарет»
Митрополит Филарет был отцом первого русского царя из династии Романовых- Михаила Федоровича.
После 8-ми летнего пребывания в польском плену митрополит Филарет в 1619 году возвратился в Москву. Участники церковного Собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем роль и значение церкви в жизни государства значительно возросли. Он был, по существу, вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, а решения Михаил никогда не принимал без согласия отца. Бывало и такое, что по чисто государственным вопросам распоряжения отдавал один патриарх.
Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.
Реформа патриарха Никона.
В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, которые в то время из века в век переписывались от руки, накопилось большое количество разночтений , искажений текста в сравнении с греческим оригиналом. Немало сомнений вызывали и церковные обряды. По вопросу как исправить книги и обряды мнения верующих разделились.
Одни предлагали исправить церковные книги и обряды согласно канонам Стоглавого русского Собора 1551г.. другие предлагали вернуться к греческим источникам с которых они когда-то переписывались.
После смерти патриарха Филарета 1651г. новым главой Русской православной церкви был избран Никон - митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.
Слайд»Патриарх Никон»
Давайте познакомимся с биографией патриарха Никона. (Слушая сообщения определите основные черты личности патриарха Никона).
Судьба патриарха Никона необычна. В миру его звали Никита Минов. Родился он в 1605году в селе Вельдиманово неподалеку от Нижнего Новгорода , в семье простых мордовских крестьян. Мальчик отличался способностями, быстро освоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. В 19 лет он становится священником. Женился, обзавелся детьим. Казалось бы жизнь сельского священника была предопределена. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и уйти в монастырь. Никита отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит, где был пострижен в монахи под именем Никона.
Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Но характер имел вспыльчивый, влстный, возражение не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Отличала его и жестокость.Через три года , рассорившись с монахами, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Он направляется в Нижегородскую епархию, а в1646г. попадает Москву. Там настоятель захудалого монастыря обращает на себя внимание царя Алексея Михайловича. И в 1652г. в возрасте 47 лет Никон становится седьмым патриархом Московским и всея Руси.
Слайд «Причины реформы»
-
В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Еще раз подчеркиваем причины реформы:
-
Расхождения и неточности в богослужебных книгах.
-
Отличия в богослужении от византийского образца.
Реформа предполагала следущее. Слайд «Таблица»
Реформы патриарх Никон проводил с присущей ему жесткостью, грубостью и даже фанатизмом.
Антиохийский патриарх, прибывший в Россию, оставил яркое описание сцены в Успенском соборе Кремля: « Никон брал одну за другой подносимые ему старые иконы и , каждую показывая народу, бросал на железный пол с такою силою, что иконы разбивались, Никон топтал их ногами, и наконец велел сжечь. Тогда царь, человек в высшей степени набожный и богобоязненный, слушавший в смиренном молчании проповедь патриарха, тихим голосом сказал ему: « Нет, батюшка, не вели их жечь, а лучше прикажи зарыть в землю».Так и было поступлено».
Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу.
Слайд «Собор о лишении сана Никона»
Усиление разногласий между церковной и светской властью.
Патриарх Никон, получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.
Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. В 1666г.он созвал Церковный Собор, который осудил поведение Никона и лишил его патриаршего сана. По решению собора Никон был сослан на вечное заточение в Феропонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича Никону разрешено было вернуться в построенный им Ново-Иерусалимский монастырь, но по пути в 1681г. он скончался.
Слайд «Памятник Никону в Саранске»
Слайд «Раскол-это..»
Одновременно собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников (старообрядцев). По Соборному уложению 1649 года им грозила смерть на костре.
Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви. Расколом называется отделение значительной части верующих от господствующей православной церкви.
Слайд Протопоп Аввакум.
Выдающимся руководителем старообрядцев выступал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, был сторонником и праведником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно.
Царь и священники тщетно убеждали его смириться с церковной реформой. Но протопоп Аввакум был непримирим. За свой отказ на церковном Соборе 1666 был предан церковному проклятию и сослан в Сибирь, в далекий Пустозерск, где узники содержались в страшных условиях.
(выдержки из книги)
Автор книги «Русские писатели 17в» пишет о протопопе Аввакуме: «- Изволил государь и бояре приговорили : тебя, Аввакума, вместо смертной казни держать в земляной тюрьме и , сделав окошко, давать хлеб и воду, а прочим товарищам, кроме того, резать без милости языки и сечь руки…
Страшно казнили остальных. Палач был неопытный, не претерпевшийся еще к своему ремеслу. Трясущимися рками выколупывал он из горла остатки языков у троих мучеников. А потом отрубил Лазарю руку по запястье, Федору ударил топором поперек ладони. Епифанию отсек четыре пальца. Стрельцы сразу же повели их в новые тюрьмы.
В страшных условиях жили пустозерские узники. Холодные их каморки заливала вода, прела одежда, по всему телу рассыпались гнойные язвы. Больные, с отрубленными языками и с покалечанными руками, они не сдавались, выползали из своих нор, разговаривали и спорили, а возвращаясь к себе, думали и при неверном свете лучины, положив на колено дощечку с бумагой писали, писали и писали». И так пустозерские узники прожили еще 10 лет..»
Слайд» Сожжение Аввакума»
За свою непокорность и непримиримость Аввакум был приговорен церковным Собором 1681-1682 годов к казни. 11 апреля 1862 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.
В не менее страшных условиях находились боярыня Морозова, ее сестра и жена стрелецкого полковника Данилова .Патриарх Иоким сначала просил разрешения сжечь мятежницу .На болотной площади уже готовили костры. Но воспротивились бояре. Ведь Морозова принадлежала к одному из 16 самых знатных родов в России. И они отказались предать сожжению двух знатных женщин.
Тогда патриарх приказал в Боровске вырыть в земле глубокую яму и посадить туда узниц.
Автор книги пишет: «В яме было холодно, сыро и темно. Женщинам не давали воды для умывания, не давали сорочек на смену.Они лежали в грязи , покрытые сплошь насекомыми. Иногда им бросали в яму несколько сухариков и подолгу не давали пить.
Первой умерла на руках у сестры Евдокия Урусова. Через несколько недель умирающая от голода Феодосья Морозова попросила стражника:
-Помилуй меня, дай калачика.
-Нет, госпожа,- сказал стрелец,- боюся.
-Сухарика…
-Не смею.
Последняя ее просьба была вымыть сорочку, чтобы достойно встретить смерть. Плача сам, стражник постирал сорочку в реке.
А еще через несколько недель умерла и Мария Данилова.
Можно ли было избежать раскола? (Да) Какие качества нужно было вырабатывать людям того времени? Толерантность. Что такое толерантность.
Слайд «толерантность»
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia - терпение) 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий.
К сожалению власти такими качествами не обладали.
Слайд «Боярыня Морозова
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся, закованная в кандалы, но не побежденная - такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.
Домашнее задание- параграф 6.