Учебно-методический комплекс Роль денег в истории человечества

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

«РОЛЬ ДЕНЕГ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Аннотация: Ответьте себе на такой вопрос: если бы у вас был $1000000, на что бы вы его потратили?

Нас учат разным предметам - математике, литературе, биологии и т. д., но никто не обучает тому, как надо обращаться с деньгами. В сегодняшнем мире, где многое упирается в деньги, незнание основ управления деньгами может дорого обойтись.

Как устроен мир денег? Как потратить? Что такое инфляция?

На эти сложные вопросы можно будет ответить, посетив курс наших уроков.

Актуальность курса: деньги играют важную роль в экономике любого государства. Они выступают всеобщим эквивалентом, т.к. обладают способностью обмениваться на любой товар или услугу. В обществознании современный рынок рассматривается как экономические отношения, возникающие на базе взаимодействия товарного и денежного обращения. При этом, одним из главных признаков рынка является также единая денежно- кредитная система, регулирующая денежную массу и её стабильность. Без знания механизма её функционирования невозможно быть успешным в современных условиях развития рынка.

Настоящий курс рекомендован для проведения в рамках предметов истории и обществознания. Предложенная тема носит междисциплинарный характер и охватывает материал изучаемый учащимися на разной стадии обучения. Так, например преобразования графа Е.Ф. Канкрина (в нашем случае денежная реформа) изучается в третьей четверти восьмого класса в теме «Внутренняя политика Николая I» и т.д. При необходимости предложенный материал можно давать блоками при изучении соответствующей темы.

Примерный конспект к занятиям составлен так, чтобы соединять в единую систему знания об историческом развитии общества. Первый урок носит ознакомительный характер, т.е. преподаватель не ставит своей целью, основательный разбор учебного материала, что в контексте данного урока не требуется. Здесь мы лишь вводим учащегося в данный вопрос, предоставляя ему возможность дальнейшего продвижения, в случае проявления им интереса, самостоятельно. Ввиду этого мы не ставим своей целью углубляться в детали курса, и ограничимся разбором материала до наиболее ключевых моментов темы.

При проведении урока сделана попытка сочетать пассивные и активные методы обучения учащихся. Пассивные методы обучения выражаются в использовании традиционного стиля проведения урока, их цель - преподнесения нового материала и ключевых понятий по теме, здесь ведущую роль занимает учитель; к активным методам относится работа учащихся в малых группах, мозговой штурм и пр., здесь учитель выступает в роли направляющего хода дискуссии. Активные методы обучения могут быть использованы для определения терминов, например, учащиеся при помощи метода мозговой штурм дают характеристики термину «деньги», преподаватель фиксирует сказанное на доске или ином наглядном носителе, после чего отбираются наиболее верные характеристики и учащиеся с помощью преподавателя формируют понятие целиком; метод работы в малых группах может применяться при совместной деятельности учащихся, для определения лиц, изображенных на денежных знаках, или при попытке описания денежного знака.

Целесообразно предупредить учащихся о проведении данного урока заранее с той целью, чтобы они смогли самостоятельно подготовиться к новой теме и составить небольшое сообщение или доклад по теме урока (при необходимости), которая может быть посвящена исследованию происхождения термина (к примеру, монета), определенному этапу денежного обращения (к примеру, денежные знаки Николая II- последнего российского императора), описанию конкретной монеты или банкноты. Широта и богатство данной темы располагает к большому количеству тем для доклада, однако методически целесообразно, если темы докладов и сообщений не отходили от конспекта урока.

Требования к подготовке учащихся и учителя. Учитывая тот факт, что данная тема довольно сложная для неподготовленного человека ввиду ее широкого охвата в историческом и географическом смыслах, привлечении большого количества наглядного и фактического материала, необходимо дать некоторые требования рекомендательного характера, обращенные к преподавателю и учащимся. Преподаватель должен владеть материалом по всему курсу отечественной и всемирной истории, знать основы экономики, бонистики, нумизматики, геральдики, географии, обладать навыками привлечения аудитории (должен заинтересовать) и публичного выступления, работы с источниками и литературой. Стоит проводить занятия по данной темы с учащимися старших классов общеобразовательной школы, обладающими стройной исторической системой знаний, познаниями в области обществознания и географии.

Обеспечения учебного процесса занимает достаточно важное место. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы на уроке имелся материал наглядного характера, под которым мы понимаем как предметы домонетного периода, монеты, банкноты, так и иной иллюстрирующий материал, помогающий учащимся знакомиться с данной темой (таблицы, изображения и прочее). Отдельным пунктом стоит сказать о географической карте, которая должна служить для придания повествованию большей наглядности. Важно, чтобы преподаватель, рассказывая о том или ином регионе, показывал его на карте. Сам урок сопровождается презентацией, где помимо изображений присутствует фиксация сказанного учителем в краткой форме, с целью облегчения учащимся ведения конспекта. Презентация не должна проходить в молчаливом режиме, необходимо проговорить все, что представлено на слайде, это делается с той целью, чтобы зритель мог и видеть, и слышать информацию. Презентация будет иметь больший эффект, если она проводится в небольших группах, когда все могут расположиться таким образом, чтобы иметь хорошую видимость слайдов. Преподаватель должен также позаботиться о наличии у учащихся письменных принадлежностей и бумаги или электронных средств, на которых они будут вести свои записи, и фиксировать вопросы к преподавателю.

О работе с примерным конспектом лекций. Текст примерного конспекта можно применять самостоятельно без перечня используемого наглядного материала, а можно с показом слайдов. Конспект может включать в себя основные понятия по данному уроку, такие как: деньги, монета, бонн, специальные термины применительно к монете (гурт, аверс, реверс), варианты трактовок слов «рубль», «копейка», кратко иллюстрировать меновую торговлю как предшествующий этап денежного обращения, возникновение монет и их эволюция во всемирной и отечественной истории, их роль. Могут быть указаны причины появления бумажных денег и их последующая эволюция, монета и банкнота рассматриваться в качестве исторического источника, как «живой свидетель» минувших событий, деньги как способ выражения официальной государственной идеологии. В самом конце урока может рассматриваться вопрос коллекционирования денежных знаков (нумизматика и бонистика). При помощи иллюстративного материала преподаватель демонстрирует предметы, служившие в качестве протоденег, а также разнообразие форм монет и материалов применяемых для их изготовления.

Примерный план проведения урока по теме:

«История происхождения денег».

Эпиграф:

«Они - великий созидатель. Там, куда они текут, вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в оазисы, болота - в плодородные нивы... Они - жесточайший тиран. Чем больше человек хочет иметь свободы, тем усерднее вынужден служить им...»

Цель:

Обучающая - создать условия для усвоения каждым учеником понятий «деньги», «происхождение денег», а также функции денег.

Развивающая - развивать речь, логику рассуждений при применении знаний , развивать умение анализировать.

Воспитывающая - содействовать развитию добросовестное отношение к своей деятельности. Активизировать познавательную деятельность детей.

Задачи: - воспитывать уважение детей к истории России - расширять знание детей об истории денежных знаков - вызвать интерес детей к процессу создания и изготовления денег - работа над расширением словарного запаса.

Методы обучения: словесный - беседа с элементами самостоятельной работы, наглядно-образный задание на развитие общеинтеллектуальных умений, мышлений.

Раздаточный материал: деньги из нумизматической коллекции; жетоны - «акции» для поощрения правильных ответов;

Предварительная работа: Самостоятельные исследовательские работы (подготовить доклад «Денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина», индивидуальные поисковые задания - в различных источниках информации найти ответиты на вопросы:

  1. Почему копейку называют копейкой?

  2. Когда и где появился первый рубль?

  3. Почему рубль назвали рублём?

  4. Какая сторона монеты считается лицевой?

  5. Что можно купить на рубль?

  6. Как называют людей, которые коллекционируют деньги?

  7. Когда появились первые бумажные деньги? Почему людей не устраивали металлические деньги?

  8. Что изображено на современных денежных купюрах?

  9. Что вы знаете о защите денег от подделок?

  10. Из чего делают бумажные деньги?

Ход урока:

- Ребята, прослушайте доклад «Денежная реформа графа Е.Ф. Канкрина», который приготовил Богатов Н.

-Как Вы думаете, какая сегодня тема урока? (ответы детей).

-Для чего нужны деньги?

-Деньги это добро или зло?

Было время, когда люди не знали денег. Люди обменивались тем, что производили. Гончары меняли горшки, кузнецы - ножи, плуги, наконечники для стрел, крестьяне - зерно, молоко, мясо и т. д. Такой обмен был очень неудобен. Люди стали искать общую единицу удобного обмена. Это были шкуры животных, раковины, и т. д. пока не пришли к тому, что метал очень удобен в обмене. Но деньги не сразу стали иметь вид современных денег. Это были слитки, куски проволоки, металлические бруски.

- Как Вы думаете, какой металл использовали чаще?

Известно, что в Греции в 5-4 веках до н.э. монеты делали из золота и серебра. В Древнем Риме были серебряные монеты, в Пскове в 15 веке тоже были серебряные монеты, при Петре I появились медные копейки.

- Почему копейку называют копейкой?

На монете был изображен святой Георгий Победоносец, в его руке было копьё.

- А когда и где появился рубль?

Об этом учёные долго спорили, пока не нашли берестяную грамоту, в которой было упоминание о рубле. Грамота датируется 13 веком.

- Почему рубль называется рублём?

Название денежной единицы связывают с однокоренным словом «рубить», «обрубок». Известно, что брусок серебра обрубленный по краям весил 204,8 грамма. Его ещё называли рублёвой гривной. Гривна была древнейшей денежной единицей. По форме это был серебряный литой прут весом 409,5 грамма. От него и отрубали «рубли», рубль был в длину до 6 дюймов. Существовала «полтина». Слиток в 3 дюйма. Ими расплачивались так же, как мы теперь расплачиваемся монетами. Введён рубль как единица счёта впервые при Алексее Михайловиче в 1654 году. Тогда появилась первая монета с названием «рубль»

Сколько лет рублю? - 360 лет.

- Какая сторона монеты считается лицевой?

На лицевой изображался царь на коне. На оборотной - государственный герб. Но вскоре от рубля отказались. Он не прижился. Вновь рублёвые монеты вернулись и получили массовое обращение лишь при Петре I , почти через 100 лет. Ещё Пётр I приравнял рубль к 100 копейкам. Копейка была неровной формы, мелкая как семечки и делали её из меди. Но была ещё более мелкая монета - полушка. В первые годы советской власти рубли чеканили из серебра высокой пробы, затем их заменили на бумажные. Лишь при реформе 1961года вновь рубль стал металлическим.

- Что можно купить на рубль?

Тогда в 1961 году на рубль можно было купить 1кг сахара или 3 литра молока или 100 коробков спичек.1 доллар стоил 66копеек, но не было обменных пунктов. На каждую знаменательную дату выпускался свой юбилейный рубль. На олимпиаду, фестиваль молодёжи, и т. д.

- Как называют людей, которые коллекционируют денеги? - Нумизматы, а коллекции ну низматическими. Практическое задание: Я предлагаю Вам посчитать деньги. В сундучке - копейки. Кто больше отсчитает за одну минуту. Раньше деньги считали так: на специальном столе выкладывали монеты в один слой. Было за ранее известно, сколько может поместиться. Потом ссыпали в мешок и выкладывали снова. Считали количество столов. Позже, когда деньги стали более правильной формы, их считали по весу, теперь считает машина.

- Когда появились первые бумажные деньги? Почему людей не устраивали металлические деньги?

Деньги были тяжёлыми и занимали много места. Ломоносову пришлось нанимать две телеги, чтобы вывести деньги, полученные в награду за написанную оду. Купцы уезжая торговать подвергались нападениям разбойников. Тогда придумали сдавать деньги крупным менялам-банкирам и получать их расписки. Так появились первые бумажные деньги.

- Кто знает, что изображено на современных денежных купюрах?

10- Красноярск, 50 -Петербург, 100- Москва.

- Что вы знаете о защите денег от подделок?

У Владимира Даля есть загадка « Кто меня делает - не сказывает, кто меня не знает - принимает, кто знает - на порог не пускает». Фальшивомонетчики были всегда. Так отец известного философа Диогена, был сурово наказан за подделку монет и изгнан из родного города. Первые Российские 25-рублёвые ассигнации подделывали, вытирая цифру 2. и заменяя её на 7. Получалось 75 рублей. Закончилось тем, что вывели из обращения все 25 рублёвые купюры. В 70-80 годах в России был уникальный фальшивомонетчик Баранов. Он подделывал деньги 12 лет и был настолько талантлив, что теперь Гос. Знак пользуется его изобретениями и используют каски составленные Барановым при производстве современных бумажных денег.

- Из чего делают бумажные деньги?

Сырьём является хлопок и лён, а обычную бумагу делают из древесной целлюлозы. Поэтому деньги прочнее простой бумаги. В производстве денег участвуют люди самых разных профессий. Прежде, чем казначейство утвердит новые деньги, очень многие люди приложат к ним свои таланты и внесут свою лепту.

Практическое задание:

Предлагаю вам стать художниками и нарисовать образцы новых купюр.

- Что интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

- Я предлагаю выполнить домашнее задание, которое вы можете выбрать из списка:

1. В музейной комнате школы есть коллекция старинных денег, классифицируйте бумажные деньги по историческим периодам.

2. Составьте кроссворд «Кредитование в России», используя материалы сайта «Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина».

3. Написать сочинение «Торгово-промышленная «империя» братьев Колмаковых» - использование материалов Заводоуковского краеведческого музея.

4. Составить бюджет семьи из трёх человек на один месяц с учётом их доходов, расходов и потребностей.

Примерный конспект дополнительного занятия

«Сущность и функции денег»

Дается краткая история денежного обращения в России и мире (домонетный период, возникновение монет, появление банкнот, инфляция (учащиеся должны попытаться дать определение данному понятию).

Приветствие

Инструктирование участников по теме урока

Как участники занятия понимают понятие «деньги»?

1. Что такое нумизматика?

1) Нумизматика как историческая наука

2) Как участники понимают понятие «монета»? (здесь преподаватель данный термин не раскрывает, он будет раскрыт в блоке «От раковин Каури и быков к полноценным деньгам», см. текст примерного конспекта).

2. Что такое бонистика?

3. От раковин Каури и быков к полноценным деньгам (данный блок начинается с таких вопросов к аудитории, как: почему преподаватель в теме о деньгах вспомнил о ракушках и о быках и как они это понимают?)

Кто такой нумизмат? Что такое коллекционирование? Вы что-нибудь коллекционируете?

Если мы обратимся к временам Гомера, автора Илиады и Одиссеи, то увидим, что там в качестве денег употребляются крупный рогатый скот, - быки. Широкое распространение нашли раковины Каури (раковины морских моллюсков размеров 2-3 см), которые довольно долго оставались в обращении в качестве денег на всей территории Западной и отчасти Центральной Африки, отдельные находки их встречались на территории древнерусского государства. Служили в качестве денежного обращения и камни (остров Яп в составе Федеральных штатов Микронезии; болота Папуа-Новая Гвинея), зеленый чай (Древняя Монголия), бруски соли (Эфиопия). Стоит особо выделить остров Яп, где камни до сих пор являются законной платежной единицей. Они носят название Раи и самые большие из них достигают в диаметре 3 м., толщины 0,5 м. и веса 4 т. В случае, если хозяин «денег» меняется, то на камень наносится имя нового владельца. Бруски соли в Эфиопии (тогда она носила название Абиссиния) также имели хождения, по крайней мере еще в 30-е гг. прошлого столетия, они доставлялись вглубь страны с побережья Красного моря, где соль получали методом выпаривания морской воды. Бруски соли выступали в качестве разменной единицы по отношению к серебряному талеру. Для того,чтобы вы смогли осознать, как относительно недавно это происходило, укажем, что на территории Абиссинии уже имелись автомобили, хотя и не были сильно распространены. В Древней Руси в качестве денег употреблялась пушнина, в первом известном писанном своде законов, - Русской Правде, она упоминается более 20 раз. Более крупным номиналом по отношению к ней выступала гривна - слиток серебра (не путать с нательными украшениями - гривнами). Имеются свидетельства, что до этого в качестве денег в Древней Руси использовался крупный рогатый скот.

Современная монета произошла в процессе эволюции слитка из драгоценных металлов, например, слиток снабжался клеймом. Необходимость в разменной монете постепенно уменьшала слиток. Впоследствии клейма появляются с обеих сторон, сейчас они располагаются на аверсе и реверсе или лицевой и оборотной стороне монеты. Надпись на монете называется «легенда», а ребро - «гурт». Первые металлические монеты появляются в Малой Азии на территории государства под названием Лидии вVII в до н.э. Само же слово «монета» произошло от имени Юноны Монеты которая считалась покровительницей торговли. При ее храме, на Капитолийском холме в Риме, был размещен монетный двор.

Первая серебряная монета Древней Руси - сребрянник князя Ярослава Мудрого (найдена в 1792 г. в Киеве), а первая золотая монета - златник князя Владимира (была приобретена в 1796 г. в Киеве у солдата хранившего его как подарок матери).

А теперь обратимся к бумажным деньгам. Первые бумажные деньги появились на востоке, в Древнем Китае, первые банкноты в Европе были выпущены в Швеции в 1661 г., хотя имеются сведения, что бумажные деньги выпускались и раньше, но, к сожалению, они не сохранились. Предшественниками бумажных денег выступали кожаные деньги, которые также появились на территории Древнего Китая. Из относительно недавней истории кожаные деньги ходили на Аляске в период ее управления Российской империей. Первые бумажные деньги в России появились при Екатерине II в 1769 г. в связи с необходимостью финансирования войны против Турции, принимались попытки их введения и ранее при Елизавете Петровне и супруге Екатерины II - Петре III, однако они не увенчались успехом. В первом случае были противодействия со стороны Сената, а во втором, императору просто не хватило времени на претворении своей задумки в жизнь. В результате неограниченной печати, в которой русский бюджет нашел легкий источник дохода, бумажная ассигнация начала падать в цене. Денежную реформу по стабилизации ассигнации, сокращению денежной массы находящейся в обороте, провел в период правления императора Николая I министр финансов, впоследствии граф, Е.Ф. Канкрин.

В 1897 г. в Российской империи усилиями министра финансов С.Ю. Витте, также впоследствии графа, вводится золотой стандарт, и рубль становитсяодним из самых платежеспособных валют в мире. Кредитные билеты начинают свободно обмениваться на золотую монету без ограничения стоимости; оборот медной и серебряной монеты был ограничен, она переходит в разряд разменной. Свободный обмен бумажных денег на золото продержался вплоть до начала первой мировой войны, после золота из обращения исчезает серебряная крупная, а затем и мелкая монета, а затем и медные копейки, и к 1915 г. страна переходит на бумажное денежное обращение. К осенью 1917 г. в результате инфляции содержание рубля составляет 6-7 довоенных копеек.

Инфляция. Как вы понимаете слово «инфляция»? Оно обозначает повышение общего уровня цен на товары и услуги и понижение покупательной способности национальной валюты. Например, осенью 1923 г. в Германии: фунт масла стоил 1,5 млн. марок, мяса - 2 млн., батон - 200 тыс., 1 яйцо - 60 тыс. Цены росли настолько быстро, что официанты во время обеда могли изменить их в меню несколько раз. Выше был приведен пример с инфляцией рубля вызванной Первой мировой войной, политическим и экономическим кризисом в России.

Довольно часто на лицевой части монеты (аверсе) имеется портрет правящего монарха, номинал или государственный символ, на оборотной части монеты (реверсе) зачастую располагается государственный герб или вензель правящего монарха. На современных российских копейках на обороте мы видим изображение Святого Георгия Победоносца (показываем изображение). На протяжении истории это изображение олицетворяло князя, ездца (от слова «ездец» - наездник), позднее, в XVIII столетии это изображение уже ассоциировалось с указанным святым. О том, чем прославился этот святой, повествует нам следующая история. Возле языческого города в Ливане было болото, в котором поселился дракон (или змий). Жители города платили ему дань, отдавая на съедение юношей и девушек. Однажды очередь дошла до дочери правителя города. В то время, когда она ожидала своей погибели, мимо проезжал Георгий. Узнав от девушки, что должно произойти, он решил сразиться с драконом. В результате произошел поединок в результате, которого Георгий одолевает дракона. Большинство житий святого говорят о том, что Георгий одолел противника молитвой и крестным знаменем. По легенде, когда он просил помощи у Бога с небес раздался голос: «Дерзай, не бойся: Я с тобой». Обессиленный дракон упал к ногам святого. После этого жители города приняли крещение, а Георгий сражает змея мечом. А теперь вопрос: а причем тут копье? (Святой Георгий изображается с копьем в руках) И еще один вопрос: изображение Святого Георгия Победоносца имеется на гербе какого города? (г. Москва) .

Теперь поговорим о нашем государственном гербе. Дайте, пожалуйста, определение слову «герб». Герб - это эмблема, отличительный знак, символизирующий владельца (человека, рода, города, страны). Видите, какой разный герб, в нем отсутствует единство исполнения даже в близкие годы. Стоит сказать о нем несколько слов, считается, что он пришел в Московскую Русь при Иван III, который женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, однако это не совсем верно, действительно, в Византии двухглавый орел имелся, но не как государственный символ, а как орнамент. На Руси он начал использоваться за несколько десятилетий до приезда Софьи, его изображение можно видеть на тверских монетах, скорее всего именно из Тверского княжества он и пришел в Москву. Кроме того изображение двухглавого орла встречается на татаро-монгольских монетах. В Российской империи развитие прикладной геральдики связано с необходимостью создание гербов на западноевропейский манер, для дворянского сословия. Эту традицию привез Петр Великий. Развитие городской геральдики шло не так гладко, порой возникали ситуации, когда у города появлялось несколько гербов, при создании герба старались использовать изображение городских печатей, социально-экономические и исторические особенности города.

Теперь обратимся к гурту или, как его еще называют, ребро. Оно испокон времен служила местом для нанесения разнообразных линий, орнамента, надписей, главной целью которых было защита монеты от подделки и от обрезки металла, вследствие чего монета становилась неполновесной.

В заключении остановимся на теме коллекционирования денежных знаков. Коллекционера монет называют нумизматом. Слово, производное от названия вспомогательной исторической дисциплины - нумизматики. Собирать монеты довольно интересно, по ним можно изучать историю, как своей страны, так и целого мира. Если держишь в руках древнюю монету, ощущаешь связь с предками. Коллекционирование монет может подразделяться на собирание всех монет, которые попадают в руки коллекционера или на специальное: например, по конкретному периоду (современность), могут быть ограничены географическими рамками (пределами страны или региона), тематикой (монеты с изображением животных), могут существовать и более узкие рамки - современная Россия, в этом случае задействованы как временные, так и географические рамки. Коллекционер находится все время в поиске объектов для своего собрания, им движет неподдельный азарт поиска нового. Однако важнее всего не найти, а сохранить найденное, видь какое будет горе, если своими неумелыми действиями коллекционер загубит редкую монету, а вдруг она единственная в своем роде?

В конце курса рекомендуется проводить с детьми обратную связь с целью уяснения того, что учащимся понравилось, что следует изменить или уточнить к следующему уроку, а также определить уровень усвоения ими материала.

Закрепление материала

Вы получили знания по теме «Деньги: сущность, функции» А сейчас мы с вами закрепим полученные знания (можно провести на следующем занятии). Для этого отправимся в «Город деловых людей».

Ваша задача - использовать собственные знания, выполняя задания в учреждениях «Города».

Давать четкие ответы, быть решительными, принимать активное участие в деловой игре. Ответы оцениваются с помощью жетонов. По количеству жетонов мы определим ту компанию, которая лучше справилась с заданием.

Участвуют две компании.

2 Закрепление изученного материала.

Разминка.

Игра «Верите, не верите»

  1. В Китае и Японии деньгами был рис.(Да)

  2. Первые бумажные деньги появились в Китае. (ДА)

  3. Ледяные кубики вполне могли бы быть денежной еденицей в Америке? (Нет)

  4. Первые монеты были изготовлены в VII в до н.э. В Малой Азии, в царстве Лидия. (Да).

  5. Деньги может печатать любой человек? (Нет).

  6. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги - это деньги.(Да).

«Пословицы и поговорки» Каждая компания должна назвать как можно больше пословиц и поговорок на тему : «Деньги».

« С деньгами не шутят, а без них тем более».

(Ученики называют пословицы и поговорки и объясняют, как они их понимают. Прием «Мое мнение»)

Музей

Путешествуя по городу, мы попали в музей. Предлагается ответить на вопросы викторины по истории происхождения денег. Каждая компания по очереди отвечает на вопрос , если ответ не верный , то другой компании дается возможность ответить на него, тем самым получить дополнительный жетон.

1. Какая птица изображать на монетах Древних Афин, а также была символом самой богини Афины?(Сова).

2. Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите их. (Фальшивомонетчики).

3. По словам Аристотеля, в 480 году до нашей эры олимпионик Анаксилас впервые в истории Олимпиад приказал изготовить именно такие монеты. Какие?(Монеты, посвященные Олимпийским играм).

4. Где и когда были отпечатаны самые первые бумажные деньги? (В Китае примерно две тысячи лет тому назад.).

5. Какие исландские «деньги» XV века и пахли недурно, и на вкус были ничуть не хуже?(Сельди)

6. Какой государь в России пытался создать первое акционерноеобщество?(ПетрI).

7. Кто и когда ввел в России бумажные деньги?(ЕкатеринаII, 1769г)

8. Когда появились первые золотые монеты?(VII-VIIIвв. до н.э)

9. Когда появились первые русские монеты?(Xв).

10. Откуда пошло название «копейка»?(Изображение Георгия Победоносца с копьем).

11. Откуда пошло название «рубль»?(Рубить).

12Как на Руси назывался «бумажник»?(Денежник).

Следующая станция

«Синквейн»

СИНКВЕЙН - это пятистрочный стих

СИНКВЕЙН - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях

Правила составления синквейна:

1ст. - сущ.

2ст. - прил., прил.,

3ст. - гл., гл., гл.

4ст. - фраза.

5ст. - сущ.

Деньги

Бумажные, металлические

Обменивают, покупают, торгуют

Всеобщий эквивалент обмена

Обмен.

Ученики сами составляют синквейн.

В музее, мы с вами закрепили и обобщили знания по теме «История возникновения денег». В Синквее повторили признаки и функции денег. Мы подсчитываем жетоны и вносим их в оценочный лист.

Структура модульных учебных курсов

ТЕМА КУРСА «РОЛЬ ДЕНЕГ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Элективный курс разработан для расширения знаний учащихся в изучении основ рыночной экономики при освоении ими раздела обществознания «Экономическая жизнь (сфера) общества».

ПРОФИЛЬ - социально-экономический.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ - 12 КЛАСС - 10-11

АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА: Деньги играют важную роль в экономике любого государства. Они выступают всеобщим эквивалентом, т.к. обладают способностью обмениваться на любой товар или услугу. В обществознании современный рынок рассматривается как экономические отношения, возникающие на базе взаимодействия товарного и денежного обращения. При этом, одним из главных признаков рынка является также единая денежно- кредитная система, регулирующая денежную массу и её стабильность. Без знания механизма её функционирования невозможно быть успешным в современных условиях развития рынка.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

1. Формирование у учащихся представлений о деньгах и мире, в котором они обращаются. 2. Познакомить учащихся с видами денег, типами денежных систем, экономической природой денег, законами денежного обращения, инфляцией и антиинфляционной политикой государства. 3. Продолжить формирование необходимых умений для будущей работы в условиях рыночной экономики.4. Приобретение учащимися опыта познания и самопознания в сфере денежного обращения и деятельности, связанной с ней. 5. Применение полученных знаний в повседневной жизни и социально- ответственного поведения в условиях современной рыночной экономики.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА КУРСА

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих курс обществознания по учебнику «Человек и общество. Обществознание» в 2-х частях / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. Курс рекомендуется для тех учащихся, кто планирует в будущем выбрать профессию экономиста, менеджера, логистика, маркетолога или для тех, кто будет изучать др. направления социально- экономического образования. Элективный курс формирует общее представление о сложном и интересном мире денег и рассматривает вопросы, связанных с денежным обращением и возникающие с этим проблемы национальной экономики. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование ими различных источников информации. Курс также способствует развитию профессиональной направленности личности, углублению социально-экономических знаний, расширению их кругозора, формированию практических умений и навыков для работы в кредитно- финансовой сфере, расширяет знания по темам экономической теории.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КУРСА:

Урок 1 Лекция: «Происхождение денег» расширять знание детей об истории денежных знаков вызвать интерес детей к процессу создания изготовления денег работа над расширением словарного запаса

Урок 2. Лекция: «Сущность и функции денег». Понятие денег. Виды денег. Особенности современных денег. Покупательная способность современных денег.

Урок 3. Первая часть урока - лекция: «Типы денежных систем». Системы золотого стандарта, неразмерных кредитных денег, межгосударственного золотодевизного стандарта. Системы обращения металлических денег и системы обращения кредитных и денежных денег. Компоненты денежной системы. Вторая часть приглашение специалиста в нумизматике.

Урок 4. Урок-рассказ на тему: «Экономическая природа бумажных денег». Даётся понятие денежной массы. Денежная база России. Этапы развития кредитных денег: вексель, акцентированный вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.

Урок 5. Семинар по теме: «Законы денежного обращения». Поднимаются вопросы теории денежного обращения Карла Маркса (количественная теория денег). Кейсианская теория спроса на деньги. Монетаризм Милтона Фридмена.

Урок 6. Урок-практикум по теме: «Инфляция и её виды». На уроке даётся понятие инфляция. Типы и формы инфляции. Классификации инфляции. Работа в группах. Учащимся предлагается разработать комплекс мер, способствующих снижению инфляции и оценить меры, используемые для воздействия на инфляцию. Учащиеся оценивают социально-экономические последствия инфляции и факторы, влияющие на неё.

Урок 7. Урок-беседа по теме: «Антиинфляционная политика государства». Шоковая терапия. Программы постепенного снижения инфляции. Опыт западных стран в области проведения антиинфляционных мероприятий.

Урок 8. Лекция «Кредитная система России». Понятие банка. Сущность и формы кредитов. Функции Центрального Банка и коммерческих банков. Роль кредита в рыночной экономике. Структура современной кредитной системы.

Урок 9. Брифинг по теме: «Специализированные кредитно-финансовые институты». Институциональные поставщики финансовых средств. Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа

Урок 10. Урок-игра по теме «Город деловых людей»

Урок 11. Лекция: «Кредитно-денежная политика Российского государства» Инструменты денежной политики. Групповая разработка сценария игры для заключительного урока. Урок 12. Контроль, обобщение и систематизация знаний. «Своя игра». Аукцион, на котором разыгрываются 12 вопросов учителя. Подведение результата аукциона. Работа в группах по разработке мини теста для анкетирования учителей, учащихся школы и их родителей по теме

© 2010-2022